Главная страница Photo Line

Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела.

 

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Несмотря на то, что большинство новичков накапливает свой опыт в ландшафтной съемке и перегружает себя многообразием деталей окружающей природы, предпочтение все же отдается съемке обнаженной натуры при искусственном освещении. Съемка в ателье, в основном с расплывчатым интерьером, является тем самым условием, где лучше всего решаются задачи этого жанра. При работе в ателье, как правило, отказываются от каких-либо сопутствующих деталей, поскольку они лишь отвлекают. Средства изображения для фотографа ограничены светом, человеческой формой, линией и движением. Само пространство не играет никакой роли. Хорошие студийные снимки являются, в основном, простыми, естественными и скромными, освещение здесь подчинено форме человека.

Сенсационная подсветка чаще становится самоцелью также, как и включение декоративных элементов, теневые эффекты свидетельствуют о не устоявшемся вкусе фотографа. Использование световых приборов зависит от физических данных натурщика, идеи и того настроения, которого хочет добиться фотограф. Для того, чтобы дать какие-то рекомендации начинающим, следует попытаться классифицировать виды студийной съемки. Это, прежде всего, темный силуэт на светлом фоне как самая, пожалуй, четкая форма фотографии в жанре ню. Второе силуэт на темном фоне, который выполняется против света и, наконец, многообразная сфера подсвеченной съемки фигуры.

К первым двум типам съемки проще всего дать определенную схему освещения, в последнем же случае это крайне сложно. Для съемки силуэта на белом фоне требуется прежде всего стена, выкрашенная в белый цвет. Годится и белая, обязательно выглаженная простынь или большой кусок чертежного ватмана, приколотый к стене. Если снимается торс целиком, то следует постелить белую бумагу и на пол. Чертежный картон шириной 150 см особенно практичен. Он укладывается на пол так, чтобы занять порядка 3 м от стены, а в месте стыка со стеной его следует округлить, чтобы получить в итоге ровный фон, который должен быть освещен плоским диффузным светом так, чтобы мы имели белую равномерно освещенную поверхность. Натурщик устанавливается в 1-2 м от стены, чтобы не провоцировать возможные складки на полотне фона. Дополнительной подсветки от камеры не требуется.

Рассеянный в пространстве свет очерчивает необходимые детали, а большего от силуэтной съемки и не требуется. Если не принимать во внимание эстетическую сторону, такой вид съемки дает очень хороший психологический эффект. Начинающие натурщики сразу приобретают уверенность, когда фотограф выключает передний свет и стоят всего лишь как тень на белом фоне. Скованность исчезает, движения становятся более свободными. Кроме того в этом виде съемки имеется замечательная возможность добиться неузнаваемости лица модели, если в этом есть необходимость. Основным условием для силуэтной съемки является тело безупречных пропорций.

При съемке силуэта на черном фоне работают как правило с двумя источниками света. На темном фоне видны только освещенные участки тела, все же физические недостатки скрываются в тени. Эта съемка требует с одной стороны направленного света, а с другой  ограниченного количества освещенных мест. В качестве фона темная ткань годится лучше всего. В качестве освещения используются два прожектора, поставленные сзади в виде ножниц, наискось так, чтобы модель находилась в точке пересечения лучей обоих прожекторов. Обычные галогенные осветительные приборы могут играть лишь вспомогательную роль, лучше всего, если корпуса ламп имеют специальные крышки, чтобы свет не падал на фон и на камеру.

Складки, выделяющиеся вены и мускулы очень худых моделей и жировые складки у полных практически становятся незаметными, поскольку они тоже теряют пространственные очертания.

Если изображению требуется придать характер High Key , передний свет является именно тем самым необходимым освещением. Естественно, фон, например, белый, тоже должен быть освещен равномерно. При такого типа работе небольшие тени появляются только по контурам тела и на готовом снимке в стиле High Key появится контрастный эффект. Особое значение передний свет имеет при цветной фотосъемке. С его помощью удается получить цвета высокой интенсивности. Если принять во внимание, что цвета практически не отражают световые волны, получается, что в данном случае угол падения равен углу отражения, поэтому цвета достигают камеры, что невозможно при боковом освещении.

Цвет человеческой кожи довольно слабый и смешанный, его можно в некоторой степени усилить передним светом. Боковой свет, так же как и односторонний полосный свет, оставляет противоположную часть в тени. При использовании темного фона, она практически не видна,, но тело за счет этого не становится стройнее. Освещенный задний план тоже дает подобный эффект, поскольку второй контур тела на светлом фоне проявляется только в форме силуэта. В противоположность переднему свету, боковой свет подчеркивает объемность формы, ее материальность,
поскольку вызывает образование пространственных теней рядом с небольшими возвышениями. Этот свет создает как правило сильные, жесткие формы и контуры, иногда несколько одностороннюю пластичность, так что без использования дополнительного света изображение получается неудовлетворительным.

Боковой свет действует несколько иначе, чем все выравнивающий передний свет. Особенно направленный боковой свет нещадно высвечивает самые мелкие детали, приближаясь к натурализму настолько, что можно даже говорить о некотором увеличении роли деталей. Поэтому следует обратить внимание на то, выдержит ли кожа и формы натурщицы такой сильный свет. В основном это касаа ется вертикальных форм. Группы мускулов, углубления боковой свет подчеркивает сильными тенями и тело может казаться как бы поделенным на две части. Встречный свет позволяет получить большее количество теней. Поэтому его следует использовать в качестве основного, если изображение выполняется с применением эффекта Low Key. Если передний свет придает изображению плоскостность, а боковой объемность, то встречный следует использовать в случае, когда на изображении следует получить четкий контур.

В фотографии обнаженной натуры это часто служит великолепным средством передачи характера. Поскольку этот метод позволяет скрыть некоторые детали, можно получить хорошее абстрактное изображение. Встречный свет очень осмысленный и поэтому его часто используют, особенно в том случае, если обстановка и атмосфера в помещении должны способствовать выразительной силе изображения. Скользящий свет находится между боковым и встречным светом. В расстановке осветительных приборов он используется для придания конкретно заданного эффекта и состоит почти всегда из
направленного света.

Если освещается не только контур, но и большая часть тела. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы на снимке не проявились неровности кожи и другие нежелательные детали, поскольку скользящий свет проявляет их очень ярко. Верхний свет дает на лице и других неровностях тела сильные дополнительные тени, которые несколько нарушают общую пластичность. Без дополнительного освещения при верхнем свете даже сформировавшаяся грудь кажется опавшей, а чуть округлившийся живот представляет собой при этом нечто бесформенное.

Нижний свет убирает тени, образуемые верхним. Тени смещаются наверх и изображение приобретает другую совершенно неестественную пластику. Но благодаря именно этому нижний свет иногда можно использовать для исправления некоторых недостатков. Не совсем молодая грудь выглядит моложе, если высветляющий свет со стороны камеры углубить скошенным нижним освещением. Он несколько осветлит бросающиеся в глаза тени или совсем их убирает.

Когда речь заходит об освещении в фотографии обнаженной натуры, невозможно дать конкретные рецепты, можно только давать советы более или менее общего свойства. Как правило, фотографы отказываются от жесткого, богатого контрастами освещения. Более мягкий струящийся свет позволяет сделать поверхность тела более гладкой и лучше передает ощущение объемности. Слишком жесткие контрасты, которые трудно ретушировать при увеличении, по сути, искажают человеческое тело. Например, при слишком ярком высвечивании отдельных частей тела исчезает ощущение живой кожи. Поэтому многие фотографы проверяют расположение света прищурив глаза. Если контраст слишком яркий, его тяжело откорректировать на фотографии.

Следует заметить, что большинство снимков обнаженной натуры при искусственном освещении делается на уровне груди или глаз. В большей мере это соответствует естественному взгляду человека на человека с высоты своего роста, но порой это вносит однообразие. Независимо от того, сидит ли модель, лежит или стоит, фотограф должен пытаться найти другие перспективы. Благодаря правильному выбору фокусного расстояния, можно избежать искажений и деформаций при съемке из необычных ракурсов. Фотовспышка, не смотря на абсолютно другую температуру света, также относится к источникам искусственного освещения. В фотографии обнаженной натуры вспышка имеет подчиненное значение, так как не дает хорошего распределения света, как того требует своеобразии жанра. Кроме того она сильно высвечивает структуру кожи. При небольшом расстоянии между камерой и моделью мы вынуждены работать с использованием небольшой  величины диафрагмы, чтобы уменьшить влияние вспышки. Но в результате, на изображении вновь безжалостно проступают те мелкие, едва заметные шерховатости, которых нам хотелось бы избежать. Таким образом мы теряем еще одну прекрасную возможность придать изображению выразительность сочетанием резкости и размытых участков. Однако использование не прямого света вспышки еще возможно в некоторой степени.

В то время как при съемке на свежем воздухе сама окружающая среда дает разнообразную гамму красок, цветопередача при съемке с искусственным освещением состоит лишь в передаче цвета кожи на фоне другого, в некоторых случаях это еще дополняется цветами реквизита. Итак, в оновном, существуют две возможности: создающие настроение сочетания цветов одного на другом, то есть цвета, сочетаемые с цветом кожи, или контрастные цвета, своими оттенками дополняющие ощущение пластичности  объемности.

В последнем случае фон и кожа должны быть противопоставлены друг другу по цвету. Здесь рекомендуются синие и холодные зеленые тона. Освещение должно соответствовать применяемому цветовому материалу, быть мягче и ровнее, чем при черно-белой съемке, должно быть увеличено количество переднего света. Следует упомянуть и о том, что бледность фона должна быть вымерена отдельно и приближена к переднему плану, поскольку без этого проявляются высветленнные пятна и искажается цвет.. Тот, кто не чувствует цвет, может не обратить на это внимание, и изображение будет испорчено. Рефлектирующие цвета проявляют себя и в том случае, если основные цвета
изображения слабые и преломленные, особенно это касается оттенков кожи человека. Кожа смуглой загорелой брюнетки таит в себе меньше опасностей, чем кожа блондинки. Часто ошибки, возникающие из-за влияния рефлектирующих цветов приписываются пленке. Цвета окружающей среды, занавесей, стен, ковра или покрытия пола на ярко расцвеченном изображении могут рефлектировать на коже и дать нежелательный эффект. Поэтому цветная съемка обнаженной натуры чаще всего производится в помещении с нейтральными или белыми красками, или с возможностью удаления от ярко окрашенных предметов обстановки.

Способность цветов рефлектировать во многом зависит от освещения, при включении переднего плана эти свойства резко снижаются. Обычно очень бросаются в глаза затемненные части. Вблизи зеленой стены эти тени становятся зеленоватыми, красный занавес придает красноватый оттенок, расположенное поблизости окно при дневном свете дает синеватый оттенок. Эти цветовые нарушения на цветных снимках сильно портят впечатление.

Особенной осторожности требует цветовая подсветка, которую получают путем применения в прожекторах цветной фольги, стекол и т.д. Если это не очень необходимо для полноты изображения, например, как средство создания эффекта отчуждения, лучи
этого цветного света ни в коем случае не должны попадать на модель. Если в вашем распоряжении нет цветного фона, можно придать определенную окрашенность путем применения цветного света. Предположим, задний план освещен в зелено-голубых тонах, и случайный луч такого света падает на модель, в этом случае кожа получит зеленовато-голубой оттенок, а тень красноватый. При цветном освещении теневые точки компенсируют недостаток цвета за счет цветовых лучей. Это свойство можно использовать творчески, но фотографии в жанре ню редко получают за счет этого дополнительную выразительность.


Другие главы книги:
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Модель.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Постановка.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Красота детали.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Цвет.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Окружающая среда.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Естественное освещение.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Оформление.


статьи о фотографии