Главная страница Photo Line

Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела.

 

КРАСОТА ДЕТАЛИ

Все человеческие тела имеют, в принципе, одинаковые основные формы, но едва ли найдется хотя бы два похожих. Одежда и модный внешний вид часто отодвигают индивидуальность на второй план, создают определенное однообразие тел, позволяют различить лишь видимые отклонения от стандартной формы. О фантастическом многообразии человеческого тела можно только догадываться.

Тот, кто занимается фотографией обнаженного человеческого тела, должен знать конкретные формы и учиться их узнавать. Поэтому для фотографа необходимо знание человеческой анатомии, которые позволяют распознать в определенных пределах даже формы и линии и у одетого человека. Однако более важным является тот факт, что неумение видеть конкретные формы тела может стать причиной некоторых наиболее частых и серьезных ошибок при съемке. Фотограф должен знать, какой напряженный или расслабленный мускул сможет подчеркнуть ту или иную деталь, удлинит, поднимет или опустит определенную часть тела, как могут меняться формы тела благодаря смене положения и позы, в каких случаях определенные группы мускулов при определенном освещении вызывают конкретную тень и многое другое. Только при этих условиях он будет в состоянии подчеркнуть физические достоинства модели, показать их в правильном свете и точно также оптически смягчить или скрыть возможные недостатки и неправильности другой. Ибо для каждого тела существуют определенные «шоколадные» позиции, которые фотогеничнее других.

Голова и лицо являются в основном предметом изображения в портретной фотографии, однако и для съемки обнаженного тела они представляют незаменимое средство выражения. Само положение головы способно выразить самые различные настроения от выражающего подавленность наклона или наклона любезности до гордого подъема Одна из наиболее частых ошибок состоит в том, что положение головы не соответствует положению тела модели. Выражение лица имеет большое значение с точки зрения содержания. Нельзя отказываться от выразительных возможностей, которые дает мимика.

Определенные правила и опыт портретной съемки могут быть перенесены в область фотографии обнаженной натуры. Ясно выраженный фронтальный вид лица и тела можно использовать для того, чтобы дать почувствовать достоинство и уверенность в себе. Фронтальный вид действует строго, ему не присуще временное и случайное, он действует постоянно. Формально с точки зрения контура поза производит впечатление более подвижной, если голова и плечи слегка повернуты по направлению к друг другу.

Фронтальный вид головы вводит зрителя в атмосферу изображения прежде всего через выражение глаз, а последовательный поворот в профиль при отсутствии контакта взглядом является чаще всего причиной явно выраженной дистанции. Намеренное изображение в профиль несет на себе эффект орнамента. Шея и плечи также зависимы от положения и движения головы и рук. Классическая линия подбородок шея может быть очень впечатляющей как в портрете, так и в изображении обнаженного тела красивой женщины. Лучше всего она проявляется в позе в профиль. Эту линию можно усилить, если слегка приподнять голову, чтобы подбородочная часть выпрямилась и выбрать для камеры положение слегка снизу.

Отсутствие мысли часто приводит при изображении шеи к некоторым ошибкам. Одной из них является возникновение некрасивых и нее обоснованных теневых пятен из-за слишком крутой подачи света. Еще хуже забывать, что шея несет голову, что она мускулами и сухожилиями связывает голову с торсом. Уже при повороте головы на шее возникают в зависимости от прочности тканей в большей или меньшей степени некрасивые складки. Необдуманная подача света усиливает этот недостаток.

Плечи являются ярко выраженной характерной деталью при изобраа жении как женского, так и мужского обнаженного тела. У мужчины широкие мускулистые плечи подчеркивают выражение силы и спортивности, у женщины хорошо сложенные, пластично вылепленные плечи оказывают эротически привлекательное воздействие. Если модель очень тонка, нужно учитывать, что из-за неблагоприятного освещения в углублениях над ключицами легко возникают некрасивые тени. Они часто вызывают в изображение впечатление чрезмерной худощавости. Также лучше избегать направленного света. Рассеянная, в большей степени фронтальная подача света  уменьшает эту опасность.

Руки представляют собой особую проблему для модели и фотографа. Неопытная модель часто не знает, что делать с руками и принимает поистине судорожные позы. Для хорошей модели руки, напротив, являются важнейшим выразительным средством. В основном  две ошибки могут произойти при изображении рук. Прежде всего у женской модели облокотившаяся рука часто показывает четкую деформацию локтя, так как излом прерывает прямую линию. Тогда фотограф может посоветовать модели не так сильно выпрямлять локоть.

Второй досадной ошибкой является оптически обусловленное перспективное укорочение, которое возникает, когда руки направлены по направлению к фотокамере. Воздействие кистей рук при съемке обнаженного тела также часто упускается из виду. Во время быстрых движений они вдруг бросают немотивированную тень на тело. Тон кожи кистей рук часто четко отличается от тона остальных частей тела. Оправдал себя в таких случаях грим рук, неуловимо идущий вверх.

Уместно упоминание относительно волосяного покрова, особенно в подмышечных впадинах. Слабый покров как правило не мешает изображению в целом, но очень темный и густой производит неприятное впечатление. Грудь является самым бросающимся в глаза половым признаком женщины и считается символом женственности.

Для фотографа важно знать, что женская грудь состоит только из скопления жировых, связующих тканей и тканей желез без каких-либо собственных двигательных мускулов или опорных связок. Поэтому положение груди меняется практически с каждым движением грудных мышц, при поднятии или разведении рук и т.д. Поскольку ее форма зависит только от структуры связующих тканей и натяжения кожи, то она становится более или менее плоской в лежачем положении тела, при наклоне корпуса вперед она принимает острую конусообразную форму. Исходя из этого, можно сделать некоторые практические указания для фотосъемки.

Чаще формы женской груди особенно выразительны у стоящей модели. Округлости являются отличительным признаком женского тела, поэтому особенно следует избегать впечатления угловатости. Для модели с маленькой грудью иногда слегка ощущенные и незаметно выдвинутые вперед плечи делают общее впечатление более пластичным. Поднятые вверх руки в таких случаях вредят форме груди. Направление съемки слегка сбоку, почти в полупрофиль, повышают пластическое впечатление.

Необходимо продумать и позу при съемке модели с полной грудью. При позе стоя, грудь будет провисать. Жесткое освещение добавит глубокую тень и усугубит не желаемый эффект. Есть два способа избежать этого: часть света идет снизу  камера расположена чуть ниже груди. Если оба этих способа не спасают, то придется искать более удачную позу. Например, модель скрещивают руки и чуть опирает на них грудь. Условием этой позы является то, что она должна выглядеть естественной и непринужденной, не застывать в наигранности. Второй вариант, модель поднимает руки и скрещивает их за головой. В лежачем положении тела упругая полная грудь может быть очень фотогенична без всяких вспомогательных средств.

Живот и бедра как у мужчин, так и у женщин, являются теми частями тела, где наиболее заметно проявляются неразумные привычки в еде и недостаток движения в форме безобразных жировых отложений. Каждый фотограф это хорошо знает. Хорошо направленный свет немилосердно делает видимыми жировые складки, сильно увеличивая их. Втягивание живота уже не помогает. Но слегка округленный живот, ели он соответствует конституции модели, совсем не должен мешать.

Фотографу при слове «живот» следует постоянно помнить об одной часто допускаемой ошибке и стремиться избегать поперечных складок, которые образуются на животе даже очень стройных людей в позе сидя или стоя на коленях. Они возникают, если модель не сосредоточена, сидит с круглой спиной и опущенными плечами. Фотограф должен натренироваться видеть подобные мелочи. Обычно поперечные складки можно исправить одним указанием: просят прогнуть позвоночник и при необходимости хорошо прогнуться. Тотчас исчезают складки. Живот становится гладким и натянутым.

В былые времена волосяной покров рассматривался как проблема. В Англии было запрещено публиковать фотографии, на которых были бы видны лобковые волосы их прятали или ретушировали, если не хотели рисковать. Если они в норме, то они не мешают , также как и волосяной покров в подмышечных впадинах. Бедра, относительно расширенные по отношению ко всему телу, с их мягкими округлостями это второй характерный признак женщины, и его охотно подчеркивают видом спереди. Если у модели слишком широкие бедра, этого лучше избегать. Отрез ног может оказаться неблагоприятным, так как увеличивает впечатление ширины.

С помощью света можно сделать так, чтобы бедра казались уже. Свет нужно направить так, чтобы освещался только один контур бедра,  в то время как другой исчезает в тени. Если это из художественных соображений невозможно, то можно расположить бедра несколько сбоку от фотокамеры. Если модель легким поворотом свою верхнюю часть приведет во фронтальное положение, то и относительно полная фигура производит впечатление более стройной, особенно в талии. Однако при такой позе следует обращать внимание на искажающие кожные складки.

Спина и ягодицы в изображении как мужского, так и женского тела, предъявляют совершенно различные требования к средствам изображения. Для мужчин характерна спортивно сложенная, мускулистая, сильная спина. У женщин больше мягкости и нежности округлостей, гармонии линий. Форма ягодиц также является половым признаком женщины. У молодой  модели темпераментный вид со спины, исходящий от тонкой талии, может стать привлекательным мотивом для съемки обнаженного
тела. Мягкое высвечивание усиливает пластичность форм, слишкожестких теней следует избегать.

Теневые дыры появляются при неправильном освещении и в обеих крестцовых ямках, что портит в общем-то прелестную деталь вида со спины. Особенно важно для спины и ягодиц одно правило: чем ближе камера и чем больше сектор, тем безукоризненнее должны быть формы и кожа. Как раз в области ягодиц и обнаруживается даже у молодых моделей характерная вялость кожи от долгого сидения и недостатка спортивных занятий.

Съемка этих частей тела с близкого расстояния в этом случае неуместна. То же самое можно сказать в отношении чистоты кожи. Она не бросается в глаза при изображении фигуры во весь рост, но при детальном изображении проявляется очень сильно. Если используется черно-белый материал, то можно удалить ее без проблем с помощью желтого или оранжевого фильтра. Но при цветной съемке прыщи и царапины производят неизгладимо неприятное впечатление. Если их нельзя смягчить с помощью легкого грима, то следует отказаться от детальной съемки.

Также при съемке спины существует исправимый источник ошибок, а именно скучное освещение. Если спина выступает как равномерно светлая, не смоделированная плоскость, то она теряет всякую привлекательность. Естественно, человеческая спина не обладает таким богатством форм, как другие части тела. Но при разумной подаче света с полутонами у женской модели или с более сильными у мужской, где напряжение мускулов еще больше усиливает структуру, можно внести хорошую пластику и жизнь в плоскость.

Ноги в позе и движении являются важным выразительным средством. Так как они несут на себе всю тяжесть тела, то их постановка часто определяет позу тела. Для мужской модели они являются атрибутом силы и динамики, для женской чаще воздействуют более легко и грациозно. С давних времен художники спорили по поводу постановки ног. Так называемый контрапост ( стоящая нога играющая нога) берет свое начало в античности. Одна нога несет на себе всю тяжесть тела, другая разгружается для сохранения возможности движения и варьирования позицией. Ход движения становится более рассеянным и гармоничным. При положенных друг на друга или скрещенных ногах часто не замечают непроизвольно сплющенную икроножную мышцу или другую подобную деформацию. Этого можно легко избежать, если модель незаметно приподнимет скрещенную ногу. Пересечения в позе ног, прерывающие контур, существенно ослабляют впечатление от изображения.

 

Большинство снимков в полный рост выполняются при положение фотокамеры на высоте глаз или груди и в результате воздействия перспективы получаются укороченными. Если хотят скорректировать на изображении слишком короткие ноги, тогда подойдет более низкое положение камеры. Подобного же эффекта можно добиться, если модель при съемке стоит на цыпочках. Если модель имеет слишком толстые бедра, то от фронтальной съемки следует отказаться. Иногда помогает скрещивание ног, так как скрывается один из контуров.

В заключении еще раз по поводу недостаточно рассмотренной педагогической функции детальной съемки. Многие опытные мастера советуют начинающему фотографу начинать с фотоэтюдов деталей, так как съемка деталей несет только часть технических и художественных сложностей изображения обнаженной фигуры в целом. Кроме того, как раз это для новичка упрощает сложную проблему модели. Многие модели, не способные претендовать на съемку фигуры в целом, обладают предпосылками для съемки деталей.



Другие главы книги:
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Модель.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Постановка.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Цвет.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Окружающая среда.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Искусственное освещение.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Естественное освещение.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Оформление.


статьи о фотографии