Главная страница Photo Line

Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела.

 

МОДЕЛЬ

Пожалуй, каждый , кто как профессионал или любитель, занимается фотографией обнаженных моделей когда либо, вздыхая, говорил:"Как счастлив фотограф пейзажист! Проблема модели для него не существует!"

Действительно, успешная работа фотографа, занимающегося фото в жанре ню, существенным образом зависит от выбора модели. Естественно, это касается и других жанров фотографии, например, портретного. Но другие жанры отличаются от фото в жанре ню не только по содержанию, по способу подхода и технике вообще, но и с точки зрения модели.

Плиний писал, что греческий художник Зеоксид выбрал пять са мых красивых девушек страны в качестве моделей для создания одной единственной статуи Афродиты. Каждая из них, по его представлению, лишь в деталях была близка к тому совершенству красоты, которое он желал изобразить. Так и для мастера обнаженного фото важной предпосылкой является телосложение модели, так как он лишен возможности создать идеальную модель из многих людей.

Как показывает практика, существуют определенные основные типы тел, которые легче изображать, чем другие. В большинстве случаев, легче и проще работать с человеком, обладающим подтянутым, четко смоделированным телом.Полная, пышная модель, которую многие скульпторы предпочитают для пластического изображения, доставит фотографу гораздо больше трудностей. Тот факт, что определенный тип соответствует идеалу красоты многих людей, является только стороной вопроса. С другой стороны, работа с такой моделью требует от фотографа совершено особой интуиции. Известно, что у полных людей гораздо сложнее выделить позу или движение.

Рассмотрим технические аспекты изображения в сравнении с другими жанрами фотографии. Так, например, в портретной фотографии хорошо смоделированное лицо, выражающее определенную глубину, дает лучшие предпосылки к изображению. В фотографии в жанре ню узкое, но в то же время пластически сформированное тело с четко выраженными пропорциями изобразить легче, чем более широкое, ведь известно, что фотография имеет тенденцию выравнивать и делать формы более широкими.

Изображение обнаженного человека с пышными формами оправданно и для жанра ню, но работа с ним гораздо сложнее даже для опытного фотографа. Конечно, всегда есть исключения, значительную роль при выборе модели играет относительность личного вкуса. Ведь если у фотографа есть желание найти личное отношение к теме, то его восприятие и должно быть субъективным.

Иногда можно услышать мнение, будто обнаженный человек ничем не отличается от других объектов, что обнаженную натуру, пейзаж или интересный камень можно фотографировать с одним и тем же чувством, внутренним состояниием. Это неверно. Несмотря на то, что мы принципиально отстранились от точки зрения рассматривать человека как объект, задуманная картина не может возникнуть без личной ответственности за содержание. Причина этого то, что хороший мастер ищет модели, с
которыми он находит духовный контакт. Нередко, не совсем совершенная с точки зрения телосложения модель может передать смотрящему на картину очень сильное впечатление. С этим определением мы подходим ко второму важному пункту: личность модели.

Опыт любого фотопортретиста говорит, что, на первый взгляд, привлекательные лица на готовых фотографиях могут касаться незначительными и пустыми, в то время, как другие, возможно, менее привлекательные, выглядят на фотографии очень выразительными и одухотворенными. Таким образом в человеческом изображении внешний облик является решающим лишь в определенной степени, гораздо более значимым становится личное воздействие модели сначала на фотографа, а через него и на смотрящего на фотографию.
Все это, в принципе, относится и к обнаженному телу, которое при предметном рассмотрении представляет из себя линию и пластическую форму. То, что его оживляяет, является выражением духовного мира данного человека, который отражается во внешнем облиике.

На примере танца и пантомимы общеизвестно, что тело может выражать настроение и чувства. Таким образом модель должна, по возможности, при помощи позы и движения сделать понятным смысл произведения. В этом смысле отличными партнерами являются танцовщики и танцовщицы, для которых выражение духовного смысла с помощью собственного тела привычное занятие. Идеальная модель отличается тем, что не только за счет преимуществ своего тела дает возможность плодотворной совместной работы
с фотографом, но и помогает достигать желаемого с помощью черт своего характера.

 

На основе опыта, на практике дело обстоит так, что фотограф, начиная работу с новой моделью, еще не имеет четкого представления о предстоящих снимках, за исключением размышлений технического плана, как то: решение вопросов освещения, обстановки и т.д. Только после того, как мастер хорошо познакомится с формами и движениями модели, возникают конкретные идеи снимков.

Хорошая модель в жанре ню должна выполнять и следующее условие: ее совместная работа с фотографом должна считаться ею абсолютно нормальной и само собой разумеющейся. Если у человека, сидящим обнаженным перед камерой, возникает чувство, что он делает чтоото непристойное или недозволенное, безразлично, осознает ли он это сам или нет, он неизбежно двигается перед камерой скованно, и поэтому он никогда не станет хорошим партнером.

Общественное признание фотографии в жанре ню невозможно без активного содействия моделей, а также и без все более возрастающих требований, предъявляемых к ним и к самим фотографам.


Другие главы книги:
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Постановка.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Красота детали.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Цвет.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Окружающая среда.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Искусственное освещение.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Естественное освещение.
 Клаус Фишер. Фотография обнаженного тела. Оформление.


статьи о фотографии