Главная страница Photo Line

Микулин В.П.
25 уроков фотографии

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ОСНОВНОЕ О ФОТОГРАФИИ

  Первая часть книги имеет задачей помочь читателям, впервые приступающим к изучению фотографии, приобрести первоначальные знания и практические навыки.

  Научиться фотографировать, овладеть основными приемами съемочного, негативного и позитивного процессов не трудно. Мы расположили материал таким образом, что уже первые семь уроков позволят начинающему фотолюбителю производить несложные фотосъемки, проявлять пластинки и пленки, печатать позитивы.

  Читайте книгу, поставив перед собой на стол в одних случаях фотоаппарат, в других - проявочный бачок.

УРОК 1
ЗНАКОМСТВО С ФОТОГРАФИЕЙ


Элементы фотографического процесса.- Устройство фотоаппарата.- Материалы для фотографии

 

  Световые лучи, отраженные каким-либо освещенным предметом и прошедшие через объектив, вызывают в светочувствительном слое фотопластинки или пленки невидимое, скрытое изображение, которое путем последующей химической обработки превращается в видимое изображение (обратное по тональности) - негатив; с негатива изготовляется на светочувствительной фотобумаге отпечаток - позитив.

  Таким образом, для получения фотографического снимка необходимы три последовательных этапа:

  1) съемочный процесс, или съемка (получение посредством фотоаппарата скрытого изображения снимаемого предмета на фотопластинке или пленке);

  2) негативный процесс, или проявление (химическая обработка фотопластинки или пленки для превращения скрытого изображения в видимое - негатив);

  3) позитивный процесс, или печатание (получение с негатива конечного отпечатка на фотобумаге).

  Съемка. Для фотосъемки необходим прибор, дающий возможность получить световое изображение снимаемого предмета на светочувствительном слое и одновременно защищающий этот слой от постороннего света. Таким прибором является фотографический аппарат. В основном он состоит из светонепроницаемой камеры и объектива. В фотоаппарате, кроме того, имеется затвор, открывающий свету доступ к светочувствительному слою на необходимый промежуток времени, и устройство для изменения расстояния между объективом и задней стенкой камеры. Устройство это позволяет получать резкое изображение предметов, находящихся от аппарата на том или ином расстоянии; оно имеет матовое стекло или иное приспособление для наводки на резкость.

  Для наглядности мы рассмотрим весь ход фотографирования применительно к пластиночным аппаратам ("Фотокор", "Москва 3"). Любители, имеющие пленочные фотоаппараты, пусть прочтут внимательно (здесь и в дальнейшем), как работает пластиночный аппарат, как обрабатывается пластинка,- это поможет уяснению процессов, происходящих при съемке и проявлении. Особенности работы пленочными аппаратами в дальнейшем мы рассмотрим подробно.

  Перед съемкой аппарат раздвигают, устанавливают на подставку - штатив (при моментальной съемке аппарат можно держать в руках) и направляют объектив на предмет, намеченный для съемки. Затем открывают объектив, который проецирует на матовое стекло уменьшенное и перевернутое световое изображение предмета съемки. Чтобы это изображение было видно отчетливее и чтобы не мешал падающий с боков и сзади свет, камера имеет сзади козырек. Аппарат поворачивают так, чтобы изображение намеченных для съемки предметов поместлось на матовом стекле. Если они велики и целиком не умещаются, фотограф отходит с аппаратом дальше; если слишком малы и желательно получить более крупное изображение, аппарат приближают к снимаемому предмету.

  Изображение на матовом стекле, вероятнее всего, получится перезким, расплывчатым. Тогда передвигают переднюю часть аппарата вперед 0ли назад (или вращают переднюю линзу объектива) до тех аор, пока изображение станет совершенно отчетливым. Это называется наводкой на резкость.

  Закончив наводку, объектив закрывают, вынимают матовое стекло и на его место вставляют кассету - особую плоскую светонепроницаемую коробку с выдвигающейся крышкой. В заряженной кассете находится светочувствительная пластинка. Если теперь открыть крышку кассеты и объектив, то на пластинку будет проецироваться то же изображение, котороо было видно на матовом стекле.

  Для съемки выдвигают крышку кассеты, а затем приводят в действие затвор и производят экспонирование, то есть дают световому изображению предмета съемки в течение некоторого определенного времени действовать на пластинку, чтобы вызвать и ее светочувствительном слое изменения, которые в дальнейшем послужат основой для получения постоянного изображения. Затем вдвигают крышку кассеты и вынимают последнюю. На этом процесс съемки закончен.

  Промежуток времени, в продолжение которого на пластинку проецируется изображение, называется выдержкой. Этот промежуток бывает весьма различным - от тысячных долей секунды до нескольких минут - и определяется сначала при помощи специальных таблиц, а затем по мере накопления фотографом опыта - на глаз.

  По окончании съемки кассету вместе с пластинкой переносят в лабораторию - темную комнату, освещенную специальным неактиничным (не действующим на пластинку) светом. Если хотя бы на мгновение открыть кассету с пластинкой при обыкновенном белом свете, она моментально испортится (хотя это изменение для глаза и не будет заметно). Поэтому необходимо тщательно оберегать непроявленные пластинки от действия дневного или искусственного света.

  Проявление пластинки. Запомните, что при темно-красном лабораторном свете можно обрабатывать пластинки, выпускаемые под названием "Изоорто" (и пленки "Ортохром"). Обработку этих пластинок мы будем описывать и в дальнейшем. Итак, в лаборатории при безопасном красном свете открывают кассету и вынимают пластинку. На ее поверхности не заметно никакого изображения: оно пока еще невидимо, скрыто, хотя под влиянием света во время съемки в фотослое пластинки произошли некоторые изменения.

  Чтобы сделать скрытое изображение видимым, пластинку кладут в плоскую ванночку, в которую налит специальный раствор - проявитель. Пластинка местами постепенно темнеет, на ней появляется изображение черно-серого цвета различной плотности. Светочувствительный слой пластинки изменился в тех местах, на которые при съемке действовал свет. Чем сильнее действие света на те или иные места пластинки, тем больше они изменяются и, следовательно, тем больше темнеют в проявителе. Темные же части предмета съемки отражают на пластинку мало света, поэтому пластинка в этих местах в проявителе почти не изменится, останется молочно-желтой.

  Превращение скрытого изображения в видимое называется проявлением. Проявление следует закончить, когда все детали изображения хорошо проработаются (на это требуется обычно от 4 до 7 минут). Если проявление продолжать слишком долго, пластинка завуалируется - изображение покроется серым налетом, называемым вуалью.

  Проявленная пластинка на просвет непрозрачна, имеет желтый или розоватый оттенок и сохраняет чувствительность к свету. Для того чтобы негатив сделать совершенно несветочувствительным и прозрачным, что позволит в дальнейшем производить с него печатание на фотобумаге, его после ополаскивания водой погружают в другой раствор - закрепитель (фиксаж). Из закрепителя негатив вынимают, когда он станет совершенно прозрачным в светлых местах (закрепление продолжается 10-15 минут). После этого негатив тщательно промывают в воде и ставят сушиться.

  Как уже говорилось, проявлять пластинку следует при безопасном красном освещении. Через несколько минут после начала закрепления в лаборатории уже можно зажечь белый свет - с этого момента он для пластинки безвреден.

  Проявление и закрепление носят название негативного процесса. В результате его мы получаем негатив, на котором имеется изображение предмета съемки, но с обратным распределением светов и теней: темные места предмета съемки получатся светлыми (вплоть до прозрачных), а светлые его места выйдут темными (вплоть до непрозрачных). Негативное изображение является промежуточным.

  Получение отпечатка на фотобумаге. Конечная цель фото- графирования состоит в получении правильного в тональном отношении изображения снятого предмета. Для этого высушенный негатив накладывают на светочувствительную фотобумагу и подвергают действию света. Свет, пройдя через негатив, действует на фотослой бумаги. Чем темнее отдельные места негатива, тем меньше они пропускают света,- и поэтому под темными местами негатива он действует слабо, под светлыми - сильнее.

  В фотографической практике применяются почти исключительно фотобумаги с проявлением, на которых изображение получается невидимым (скрытым), как и на пластинке во время съемки, и должно быть проявлено, чтобы стать видимым, обратным негативу по тональности и соответствующим предмету съемки. Затем отпечаток закрепляется, промывается и сушится. Обработка этих фотобумаг ведется так же, как и обработка пластинок в негативном процессе, в темной комнате, но при более светлом - оранжевом или светло-красном освещении.

  Отпечаток на фотобумаге называется позитивом, а операции получения его с негатива позитивным процессом.

  Кроме описанного контактного способа изготовления отпечатка на фотобумаге, при кото ром отпечаток получается того же размера, что и негатив, может быть применен проекционный способ печатания, так называемое фотоувеличение. Оно состоит в том, что увеличенное негативное изображение проецируется в темной комнате с помощью проекционного фонаря на светочувствительную бумагу (подобно тому, как проецируется фильм в кино).

  Ознакомившись вкратце с тем, как протекают основные этапы фотографического процесса, перейдем к более подробному практическому изложению каждого из них в отдельности. Эта книга посвящена процессам обычной черно-белой фотографии. Цветной фотографии она не затрагивает. Обработка многослойных цветофотографических материалов, в особенности получение цветных позитивов на бумаге, значительно сложнее соответствующих процессов черно-белой фотографии. Фотолюбитель может перейти к цветной фотографии только после того, как овладеет техникой обычного фотографирования. По принципиальной же схеме оба рода фотографии одинаковы.

УСТРОЙСТВО ФОТОАППАРАТА

  Познакомимся сначала с устройством фотографического аппарата, с помощью которого образуется световое (оптическое) изображение.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА

  В зависимости от назначения и конструкции фотографиче- ские аппараты имеют те или иные приспособления для упрощения, облегчения и уточнения необходимых при съемке операций, но построены все они по одному принципу. Процесс фотографирования по существу всегда остается одинаковым: объектив проецирует в камере оптическое изображение снимаемого предмета, которое запечатлевается на светочувствительной пластинке или пленке.

  Современный фотографический аппарат общего назначения состоит из следующих основных частей: 1) собственно камера (светонепроницаемая коробка); 2) объектив (прибор для образования оптического изображения); 3) затвор (механизм для пропускания светового изображения на пластинку или пленку в течение необходимого промежутка времени); 4) механизм для наводки на резкость; 5) видоискатель (прибор для нацеливания фотоаппарата на объект съемки).

  Необходимой принадлежностью фотоаппарата является кассета (или иное приспособление для помещения светочувствительного материала),

Камера

  Камера схематически представляет собой светонепроницаемую коробку, в одной из стенок которой укреплен объектив, а в противоположной стенке помещается светочувствительный материал (рис. 1). Камера должна полностью исключать попадание на фотопластинку или пленку постороннего света. Камеры или корпуса фотоаппаратов бывают: а) жесткие ящичного типа ("Любитель"); б) жесткие компактные с выдвижным объективом ("ФЭД", "Зоркий", "Киев"); в) складные с мехом коническим ("Фотокор", "Москва") или квадратным (штативные камеры), который раздвигается и складывается наподобие меха гармоники.
Рис. 1. Разрез первого фотоаппарата, выпущенного в продажу (Дагер, 1839 год. С тех пор схема камеры не изменилась)

  Конструкторы стремятся сделать камеру занимающий в сложенном виде как можно меньше места.

Объектив

Рис. 2. Конструктивная схема четырехлинзового полусклеенного анастигмата "Индустар"

  Самая важная часть фотоаппарата - объектив. Это оптический прибор, проецирующий на пластинку или пленку световое изображение фотографируемого предмета. Простая собирательная линза (увеличительное стекло) дает расплывчатое нерезкое изображение. Поэтому объективы, которые сейчас применяются в фотографии, обычно являются сочетанием нескольких (от трех до восьми) линз, вогнутость или выпуклость (радиусы кривизны) и состав стекла которых точно вычислены и соблюдены при изготовлении. Соседние линзы разделяются воздушным промежутком или склеиваются, Такие совершенные объективы называются анастигматами, они дают ясное и отличное по резкости изображение, Все фотоаппараты отечественного производства снабжаются анастигматами (рис. 2). Объектив монтируется в оправу, соответствующую конструкции фотокамеры, для которой он предназначен. Объективы аппаратов, снабженных центральным затвором, вмонтированы в соединенную с ним оправу; объективы малоформатных аппаратов - в двойную оправу с винтовым ходом, позволяющую объективу перемещаться вдоль оптической оси для наводки на резкость; оправа объективов штативных камер называется нормальной.

  На оправе объектива выгравированы: название, присвоенное тому или иному виду объектива, его фокусное расстояние и относительное отверстие (светосила), а иногда также марка выпускающего его завода и порядковый номер. Там же или на оправе центрального затвора помещается шкала диафрагм, а у большинства современных объективов - также шкала расстояний и шкала глубины резкости.

  Фокусное расстояние и относительное отверстие являются существенными данными для характеристики объектива.

  Фокусное расстояние. Фокусным расстоянием (главным) называется расстояние между оптическим центром объектива и пластинкой (или пленкой) при резкой наводке на очень удаленный предмет. Если объектив установлен так, что изображение очень удаленных предметов (например, зданий и пр., расположенных не ближе 100 м от аппарата) получается на матовом стекле резким (это называется наводкой на бесконечность), то расстояние между плоскостью диафрагмы объектива и матовым стеклом будет равно фокусному расстоянию данного объектива. Фокусное расстояние каждого объектива - это наименьшее расстояние от оптического центра его до пластинки, при котором вообще возможно получить резкое изображение. Если снимать ближе расположенные предметы, то расстояние между объективом и пластинкой приходится увеличивать для того чтобы сфотографировать предмет в натуральную его величину (в пределах размера пластинки аппарата), потребуется растянуть мех на двойную величину фокусного расстояния объектива - на двойное растяжение меха. Из отечественных массовых фотоаппаратов только "Фотокор" имеет двойное растяжение меха; поэтому другими аппаратами нельзя снимать предметы с очень близкого расстояния (ближе 1,3-1,5 м) без помощи дополнительных приспособлений.

  Фокусное расстояние выражается в сантиметрах (или в миллиметрах). От его величины зависят светосила и глубина резко изображаемого пространства, масштаб изображений предметов и, кроме того, для каждой определенной конструкции объектива - наибольший формат пластинки или пленки, на которой можно получить резкое до краев изображение.

  При съемке с одной и той же точки объектив с коротким фокусным расстоянием дает изображение малого формата и в мелком масштабе, объектив с длинным фокусным расстоянием дает изображение большого формата и в крупном масштабе. Масштаб изображений прямо пропорционален фокусным рас- стояниям.

  Нормальными фокусными расстояниями считаются: для формата 9x12 см-13,5 сантиметра; для негатива 6x9 см - 11 сантиметров; для негатива 6x6 см - 7,5 сантиметра; для малоформатного негатива 24x36 мм - 5 сантиметров.

  Относительное отверстие (геометрическая светосила). Светоcилой объектива называется его способность давать ту или иную яркость изображения (освещенность фотослоя). Величина светосилы имеет важное значение: чем выше светосила объектива, тем меньшая выдержка (продолжительность освещения пластинки или пленки) требуется при съемке.

  Естественно, что объектив с большим отверстием пропуcкает больше света, чем объектив с маленьким отверстием. Однако абсолютная величина диаметра объектива еще ничего не решает. В самом деле: если сравнить объектив с окном, через которое в темное помещение (камеру) пропикает свет, то нетрудно убедиться, что освещенность какого-либо предмета (пластинки или пленки) будет тем сильнее, чем больше само окно и чем ближе к нему расположен предмет.

  Следовательно, светосила объектива зависит от двух величин: от размера отверстия и от фокусного расстояния. Объектив тем светосильнее, чем больше его отверстие и чем короче его фокусное расстояние.

  Эта взаимосвязь выражается величиной относитель- ного отверстия, которое представляет собой отношение диаметра полного действующего отверстия объектива к его главному фокусному расстоянию (разумеется, обе величины берутся в одинаковых линейных единицах). Например, диаметр отверстия 2 см относится к фокусному расстоянию 8 см, как 2 : 8; после сокращения на величину первого члена получаем 1:4 - это и есть числовое значение относительного отверстия.

  Объектив фотоаппарата "ФЭД" при диаметре полного от- верстия в 14,3 мм имеет фокусное расстояние в 50 мм. Произведем расчет его светосилы: 14,3 мм : 50 мм, а после деления на величину первого члена 14,3 получаем 1 : 3,5.

  Относительное отверстие обозначается отношением единицы к числу, показывающему, во сколько раз диаметр полного отверстия данного объектива меньше его фокусного расстояния. Современные фотоаппараты снабжаются объективами с от- носительными отверстиями 1 : 1,5; 1:2; 1 : 2,8; 1 : 3,5; 1 : 4; 1 : 4,5; 1 : 6,3. Чем больше второй член отношения, тем меньше само относительное отверстие. Это понятно: числовое значение относительного отверстия представляет собой дробь. А так как 1/4 меньше 1/2, то и относительное отверстие 1 : 4 меньше отверстия 1 : 2.

  Отверстие объектива имеет форму круга; как известно из гео- метрии, площади кругов относятся, как квадраты их диаметров. Две светосилы относятся, как квадраты соответствующих относительных отверстий. Однако имеется упрощенный способ определения, во сколько раз один объектив светосильнее другого: больший из знаменателей относительного отверстия надо разделить на меньший знаменатель и полученное частное возвести в квадрат (помножить на самого себя). Пример: сравнивается светосила объективов, имеющих относительные отверстия 1 : 4,5 и 1 : 1,5

  Следовательно, второй объектив в 9 раз светосильнее первого и при полном отверстии в одинаковых съемочных условиях потребует выдержку в 9 раз меньшую (округленно 1/100 секунды вместо 1/10 секунды).

  Диафрагма. На объективе (в нижней части центрального затвора или непосредственно на оправе) имеется ряд возрастающих чисел, примерно таких: 4,5-5,6-8-11-16-22-32 ("Москва") или 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18 ("ФЭД"), причем первое число всегда одинаково со знаменателем относительного отверстия данного объектива.

  Открыв центральный затвор и поставив находящийся около цифр указатель-движок против наименьшего числа, мы увидим, что отверстие объектива полностью открыто. Если передвигать движок по направлению к большим числам, то отверстие объектива станет постепенно уменьшаться и к наибольшему числу достигнет наименьшей величины. Приспособление для регулирования отверстия объектива называется диафрагмой, а цифровой ряд - это его шкала.

  В современных объективах применяется так называемая ирисовая диафрагма; она составлена из лепестков, помещенных между линзами объектива (примерно в плоскости его оптического центра) и образующих почти круглое отверстие. Сдвигаясь или раздвигаясь, они плавно изменяют величину действующего отверстия объектива (рис. 3).

Рис. 3. Ирисовая диафрагма

  Числа на шкале диафрагм являются знаменателями фактических (действующих) относительных отверстий объектива при разных положениях движка. Они вычисляются по тому же принципу, что и полное относительное отверстие, но числитель, всегда равный единице, для удобства опускается (рис. 4).

  Диафрагмой называют также и само регулируемое отверстие, обозначая его величину соответствующим числовым показателем (диафрагма 5,6) или же словесным выражением (большая диафрагма, малая диафрагма). В последнем случае имеется в виду величина отверстия, а не число, которым оно обозначено на шкале. Большая диафрагма - это большое отверстие, но малые числа (1,5-4,5). Малая диафрагма - это малое отверстие, но большие числа (11-36), Средняя диафрагма - это 5,6-9.

  Для краткости условимся в дальнейшем, в пределах этой книги, величину светосилы объектива обозначать одним зна- менателем полного относительного отверстия, подобно тому как это принято для шкалы диафрагм.

  Уменьшая пучок лучей света, пропускаемый объективом, диафрагмирование понижает освещенность пластинки или пленки и потому влечет за собой необходимость удлинения выдержки при съемке. Чем меньше используемое отверстие диафрагмы, тем больше должна быть выдержка.

  Следует запомнить, что, например, отверстие диафрагмы 4 вовсе не в 2 раза меньше отверстия диафрагмы 2, а в 4 раза, и поэтому выдержка при нем потребуется не вдвое, а вчетверо продолжительнее. Объясняется это тем, что при нумерации отверстий диафрагмы принимаются во внимание их диаметры; площади же круглых отверстий относятся, как квадраты диаметров. Поэтому с уменьшением диаметра отверстия в 2 раза площадь его уменьшается в 4 раза.

Рис. 4. Величина каждого отверстия диафрагмы обозначается числом, которое показывает, сколько раз диаметр отверстия укладывается в фокусном расстоянии объектива
Рис. 5. С уменьшением диаметра круга в два раза площадь круга уменьшается в четыре раза. Диаметры кругов А, Б, В относятся как 1 : 1/2 : 1/4, а площади их - как 1 : 1/4 : 1/16

  Это соотношение наглядно поясняется рис. 5. Нетрудно убедиться, что диаметр среднего круга Б ровно вдвое меньше диаметра левого круга А; между тем площадь его вчетверо меньше, и, значит, отверстие Б пропустит света в 4 раза меньше, чем отверстие А. Диаметр правого круга В по сравнению с диаметром левого круга А в 4 раза меньше, площадь же его меньше в 16 раз. То же происходит и с отверстиями диафрагмы.

  Шкала переменных диафрагм построена таким образом, что для каждой соседней диафрагмы выдержка нужна вдвое большая (если отверстие уменьшается) или вдвое меньшая (если отверстие увеличивается) . Таким образом, если уменьшить отверстие на два деления шкалы, то выдержка учетверится и т.д.

  Табл. 1 показывает (с незначительными округлениями) взаимозависимость отверстий диафрагм и требуемых выдержек.

Таблица 1.
ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ДИАФРАГМОЙ И ВЫДЕРЖКОЙ
Диафрагма 1,4
(1,5)
2 2,5 2,8 3,5 4 4,5 5,6 6,3 8
Относительная величина выдержки 1 2 3 4 6 8 10 16 20 32
Продолжение
Диафрагма 9 11 12,5 16 18 22 25 32 36
Относительная вели чина выдержки. 40 64 80 128 160 256 320 512 640

  Из таблицы видно, что при диафрагме 32 нужна выдержка в 50 раз более продолжительная, чем при диафрагме 4,5, и примерно в 500 раз большая, чем при полном отверстии объектива 1,5. Если объектив, имеющий светосилу 2, задиафрагми-ровать до 5,6, то выдержку понадобится удлинить в 8 раз (16 : 2).

  Диафрагмы (а следовательно, и выдержки) имеют одинаковые значения для любых объективов независимо от их конструкции, фокусного расстояния и полной светосилы. Если на двух объективах, из которых один имеет светосилу 1,5, а другой 4,5, поставить диафрагму 8, то при съемке в обоих случаях выдержка потребуется одинаковая .

  Для чего же служит удлиняющая выдержку диафрагма? Разумеется, не только для затемнения изображения на пластинке или пленке, хотя уменьшение количества света, пропускаемого объективом, бывает полезно, когда объект освещен ярким солнцем, негативный материал высокочувствителен, светосила объектива велика, самая короткая из автоматически отсекаемых затвором выдержек оказывается чрезмерной, и без диафрагмирования была бы неизбежна передержка негатива.

  Основное назначение диафрагмирования состоит в обеспечении резкости изображения путем создания так называемой глубины резко изображаемого пространства в тех случаях, когда желательно на одном негативе сфотографировать объекты, находящиеся на различных расстояниях от аппарата (одни близко, другие подальше или совсем вдалеке).

  О просветленных объективах. Большинство отечественных фотообъективов просветлены, то есть в них уменьшено количество света, обычно отражаемого и рассеиваемого поверхно стями линз и потому или не доходящего до пластинки и пленки, или же создающего вуаль. Просветление повышает контраст изображения, примерно на 30% сокращает выдержку. Кроме того, просветленный объектив уменьшает ореолообразование, дает более чистые изображения при съемке против света и при фотографировании объектов с сильно отражающими поверхностями (снег на солнце, вода, стекло и т. п.). Просветление объектива достигается в результате покрытия полированных поверхностей линз, соприкасающихся с воздухом, микроскoпически тонким прозрачным слоем, который придает им фиолетово- голубую окраску (отсюда и обиходное название "голубой" объектив). Чтобы представить толщину просветляющего слоя, укажем, что она равна 1/1000 доле толщины обычной кинопленки.

  Этим исчерпываются общие сведения относительно объектива, необходимые начинающему фотолюбителю на первых порах, тем более что уже на заводе каждый фотоаппарат снабжается наиболее подходящим для него объективом и подбирать последний не приходится.

Затвор

  Фотографический затвор - механизм, открывающий лучам света, прошедшим через объектив, доступ к пластинке или пленке и по истечении точно определяемого промежутка времени прекращающий его. При помощи затвора осуществляются короткие выдержки, применяемые в современном фотографировании и ограниченные (например, при съемке быстро движущихся объектов) сотыми и тысячными долями секунды.

  В фотолюбительских аппаратах встречаются два рода затворов: 1) центральный затвор, открывающий и закрывающий действующее отверстие объектива (им снабжаются отечественные аппараты для пластинок и широкой пленки); 2) шторный затвор, открывающий и закрывающий плоскость негативного материала (ставится на отечественные малоформатные кинопленочные аппараты).

  Центральный затвор назван так по принципу своего действия. Его светозаслоняющая часть, состоящая из нескольких металлических лепестков-створок, помещенных между линзами, начинает открытие объектива и заканчивает его закрытие в центре действующего отверстия. Вся пластинка освещается одновременно. Затвор этот, являющийся видом точного часового механизма, расположен кольцеобразно вокруг объектива и скреплен с его оправой. Отечественные центральные затворы автоматически отсекают выдержки в пределах от 1 до 1/250 секунды.

  Шторный затвор получил название от своей заслоняющей свет детали - светонепроницаемой шторки, которая состоит из двух частей, разделяемых поперечной щелью. Шторка сделана из прорезиненной шелковой материи или составлена из узких поперечных металлических полосок. Затвор вмонтирован в корпус фотоаппарата. В момент действия шторка, перематываясь с одного валика на другой, пробегает непосредственно перед самой пленкой, которая в результате освещается через щель, постепенно от одного края к другому. Такие затворы автоматически отмеривают выдержки в пределах от 1 до 1/1250 секунды (величина выдержки регулируется изменением ширины щели и скорости пробегания шторки).

  Таким образом, низший предел выдержек отечественных шторных затворов в 5 раз меньше, чем у центральных затворов. Затворы обоих типов допускают выдержку, при которой затвор открыт до тех пор, пока нажат спусковой рычаг (кнопка). Затвор - самая сложная часть фотоаппарата; обращение с ним необходимо изучить в совершенстве, наблюдая за его действием по матовому стеклу через открытую заднюю стенку камеры или спереди через объектив.

  В качестве примера рассмотрим действие центрального затвора "Момент" (рис. 6), который ставится на фотоаппараты "Москва". Удобнее всего наблюдать за его работой по матовому стеклу ацпарата "Москиа 3",

  Раскрыв фотоаппарат, поднимем козырек, помещенный позади матового стекла. Если теперь направить объектив на освещенное окно, то на матовом стекле еще ничего не будет видно, так как затвор закрыт. Чтобы открыть затвор, следует сначала повернуть кольцо-регулятор выдержек таким образом, чтобы буква Д стала против стрелки в верхней части затвора; при нажатии на спусковой рычаг (или тросик) затвор откроется.

Рис. 6. Центральный затвор "Момент"

  Если теперь, прекратив нажатие на спуск, направить объектив на окно, то матовое стекло камеры осветится. Если снова нажать спусковой рычаг, затвор закроется, и матовое стекло вновь станет темным. Таким образом, при установке против стрелки буквы Д первым нажатием спускового рычага затвор открывается, вторым нажатием - закрывается. Так устанавливают затвор для съемки с длительной выдержкой (свыше 5 секунд).

  Если поставить против стрелки букву В регулятора выдержек, то изображение на матовом стекле будет видно только до тех пор, пока спусковой рычаг нажат. Как только вы перестанете надавливать на рычаг, затвор закроется. Так устанавливают затвор для съемки с более кратковременной выдержкой (от 1 до 5 секунд).

  Наконец, если против стрелки поставить какую-либо из цифр, имеющихся на шкале регулятора выдержек (от 1 до 250) и обозначающих доли секунды, а затем завести затвор, повернув его заводной рычаг вправо до отказа, то после нажатия спускового рычага изображение на матовом стекле появится на соответствующий короткий отрезок времени и сейчас же исчезнет. Так устанавливают затвор "Момент" для съемок с выдержками от 1 секунды до 1/250 секунды (табл. 2).

Таблица 2. ДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЗАТВОРА
Установка регулятора Применение и действие

Д

Наводка на резкость по матовому стеклу Съемка с длительной выдержкой (свыше 5 секунд)
При первом нажатии спускового рычага (или тросика) затвор открывается и остается открытым до тех пор, пока спусковой рычаг нажмут вторично.

В

Съемка с кратковременной выдержкой (от 1 до 5 секунд)
Затвор открыт до тех пор, пока нажат спусковой рычаг. По освобождении рычага затвор закрывается.

1,2,5,10,25,50,100,250

Съемка с автоматически отсекаемой затвором выдержкой
После установки регулятора выдержек затвор необходимо завести
При нажатии на спусковой рычаг затвор открывается на соответствующую долю секунды (1 секунда, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, или 1/250секунды) и по истечении ее автоматически закрывается.

  При съемках со штатива (обязательного для выдержек медленнее 1/20 секунды) приводить затвор в действие надо посредством нажатия на тросик, ввинчиваемый в отверстие спусковой кнопки.

  Центральные затворы пленочных фотоаппаратов не имеют деления Д (во избежание случайного засвечивания перемотанной пленки незакрытым объективом).

  В шторных затворах малоформатных аппаратов деление Д тоже отсутствует (исключение "Зоркий 3"); в старых моделях аппарата "ФЭД" функции В несет деление Z.

  Во избежание порчи механизмов перемену выдержек следует производить только при спущенном .центральном затворе и только при заведенном шторном.

  Для лучшей сохранности пружин всякого затвора после работы его регулятор выдержек следует ставить на наименьшую скорость (то есть на наибольшую из автоматически отсекаемых выдержек); при длительном хранении аппарата без употребления затвор надо оставлять незаведенным. В нерабочем состоянии затвор должен полностью преграждать доступ света к фотослою.

Механизм для наводки на резкость

  С помощью пластиночного фотоаппарата, имеющего двойное растяжение меха, нетрудно наглядно убедиться в том, что получение резких изображений обусловливается определенным соотношением между расстояниями от объектива до предмета съемки и от объектива до матового стекла. Так, при съемке очень удаленных предметов объектив отстоит от матового стекла ближе всего - на величину своего фокусного расстояния. При съемке очень близко расположенного предмета в его натуральную величину объектив должен отстоять от матового стекла на удвоенное фокусное расстояние. При фотографировании предмета, находящегося между упомянутыми положениями, растяжение меха будет равно некоторой промежуточной величине между одним и двумя фокусными расстояниями.

  Таким образом, для получения резкого изображения сни- маемого предмета необходимо перед каждой съемкой установить объектив на некотором расстоянии от матового стекла, то есть произвести наводку на резкость.

  В универсальных пластиночных фотоаппаратах ("Фотокор") наводка на резкость осуществляется отдалением или приближением объективной стойки по отношению к матовому стеклу с изменением растяжения меха камеры. В складных аппаратах "Москва", а также в фотоаппарате "Любитель" наводка на резкость производится в результате изменения путем вращения передней линзы расстояния между линзами объектива и, следовательно, фокусного расстояния объектива. В малоформатных аппаратах наводка на резкость производится посредством перемещения вдоль оптической оси объектива, заключенного в особую оправу с "червячным" ходом.

  Каким образом контролируется правильность наводки на резкость, то есть определяется необходимое для каждого случая расстояние между объективом и фотопластинкой или пленкой?

  Матовое стекло. Самый простой и в то же время точный способ контроля наводки на резкость - зрительное наблюдение по матовому стеклу, заменяемому во время съемки кассетой с пластинкой, попадающей точно в плоскость матового стекла (фотослой пластинки и матовая сторона стекла должны быть обращены к объективу). Все, что глаз видит резким на матовом стекле, таким же получится и на пластинке. Этот способ применяется в аппарате "Фотокор", а также в фотоаппаратах "Зенит" и "Любитель" (в последнем случае резкость контролируется по матированному кружку в центре верхней линзы зеркального видоискателя). Матовое стекло служит также для выбора кадра при съемке со штатива.

  Шкала расстояний.Матовым стеклом пользоваться не всегда удобно и возможно по условиям съемки. Кроме того, не каждый фотоаппарат имеет матовое стекло. Поэтому все любительские аппараты для наводки на резкость снабжены шкалой расстояний, указатель которой показывает расстояние точки наводки.

  Если, получив на матовом стекле камеры резкое изображение удаленных зданий, мы посмотрим на шкалу расстояний, то увидим, что ее указатель стоит на значке (этот значок - лежащая восьмерка - обозначает "бесконечность"). Кроме него, шкала расстояний имеет еще ряд цифр, например: 1,5-2-3-5-10 (метров). Если указатель остановился против цифры 5, то все предметы, находящиеся на расстоянии 5 м от аппарата, выйдут на матовом стекле (а следовательно, и на пластинке) резкими. Наводка на резкость по матовому стеклу и по шкале расстояний должна давать одинаковые результаты.

  Расстояние от аппарата до предмета съемки измеряется обычно на глаз или шагами. Следует привыкнуть ходить при этом измерении так, чтобы каждые три шага равнялись двум метрам (1 шаг - 2/3 м).

  Для более простых пленочных фотоаппаратов ("Смена") шкала расстояний, называемая также метражной шкалой, является единственным средством наводки на резкость.

  Дальномер. Наилучший способ точной наводки на резкость применение заимствованного у артиллерийских приборов дальномера, оптического определителя расстояния от фотоаппарата до снимаемого предмета. В результате механиче- ского сопряжения дальномера с объективом достигнут полу- автоматический контроль наводки на резкость. Когда в окне дальномера совмещены раздвоенные контуры изображения какого- нибудь предмета, это одновременно означает, что и объектив резко наведен на этот же предмет.

  Оптическим дальномером снабжены фотоаппараты "Москва 2", "ФЭД", "Зоркий", "Киев".

Видоискатель

  Видоискатель служит для нацеливания фотоаппарата на фотографируемые предметы: он показывает, что получится на снимке в тех случаях, когда границы снимаемого кадра не определяются по матовому стеклу (камера не имеет матового стекла или при наличии его съемка производится не со штатива).

  Видоискатели бывают рамочные ( сквозные) и оптические, которые делятся на сквозные и зеркальные.

  Наиболее удобны сквозные видоискатели, при пользовании которыми фотоаппарат держат на уровне глаз (рис. 7), что способствует более привычной для зрителей передаче перспективы.
Рис. 7. Съемка складным фотоаппаратом
Рис. 8. Принцип действия рамочного видоискателя

  Рамочный видоискатель (иконометр) состоит из двух рамок: малой и большой в формате негатива; они отстоят одна от другой на расстоянии, равном фокусному расстоянию объектива. Прищурив один глаз, фотограф другим смотрит сквозь обе рамки. Приближая глаз к малой рамке, фотограф находит такое положение, когда все четыре стороны малой рамки совпадут со веема сторонами большой рамки, и затем нацеливает аппарат на предмет съемки. Тогда все, что видно сквозь обе рамки, получится и на негативе (рис. 8). Рамочный видоискатель дает изображение в его натуральную величину и очень удобен для визирования. Такой видоискатель имеется на "Фотокоре" и в качестве второго видоискателя на аппарате "Любитель" (в верхней складной шахте).

  Складной сквозной оптический видоискатель состоит из двух прямоугольных линз: рассеивающей и собирательной (окуляр), заключенных в откидные оправы-рамки; он ставится на фотоаппараты "Москва".
Рис. 9. Съемка малоформатным фотоаппаратом

  Такой же видоискатель, но жесткой конструкции, с линзами, объединенными общей оправой (окуляр круглый), мон тируется на малоформатные аппараты. Держа фотоаппарат на уровне глаз (рис. 9), наблюдают в окуляр видоискателя очень уменьшенное, но отчетливое и яркое изо-бражение предмета съемки. К малоформатным фотоаппаратам выпускается приставной универсальный оптический видоискатель(рис.10), деталью которого является вращающийся диск с пятью разно фокусными линзами. При повороте диска одна из линз включается в оптическую систему видоискателя и он показывает точный кадр для соответствующего из пяти сменных объективов с фокусным расстоянием в 2,8; 3,5; 5; 8,5 или 13,5 см.

  Зеркальный оптический видоискатель (рис. 11) состоит из двух собирательных линз, одна из которых, меньшая, помещена вертикально, а другая, большего размера, горизонтально в верхней части видоискателя; между ними под углом в 45? к обеим линзам укреплено зеркало, отражающее вверх лучи, прошедшие сквозь меньшую линзу, В результате большая линза образует зеркально обращенное изображение предмета съемки. Недостаток зеркального видоискателя состоит в том, что в него надо смотреть сверху, поэтому при пользовании зеркальным лидоискателем фотоаппарат приходится держать на уровне фотографа (рис. 12), в результате чего снимок передает перспективу несколько иначе, чем видит обычно наш глаз. Большой зеркальный видоискатель встроен в верхнюю часть корпуса фотоаппарата "Любитель".

Рис. 10. Универсальный оптический видоискатель для малоформатных аппаратов. Рис. 11. Разрез зеркального видоискателя
Рис. 12. Визирование по зеркальному видоискателю двухобъективного фотоаппарата Рис. 13. Визирование по рамочному видоискателю двухобъективного фотоаппарата

Кассеты

  Кассета представляет собой светонепроницаемый металлический футляр, в котором негативный материал вставляется в фотоаппарат, а после съемки вынимается из него.

  Пластиночная кассета - плоская, состоит из корпуса и выдвигающейся крышки, вмещает одну фотопластинку и для съемки вставляется в фотоаппарат на место матового стекла. Кассеты для "Фотокора" - вдвижные, вдвигаются в пазы задней стенки камеры. Кассеты для "Москвы 3" - прикладные, приставляются к задней стенке камеры и закрепляются при помощи защелкивающегося замка. Кассеты для больших гатативных фотокамер - деревянные, двойные (по одной пластинке с каждой стороны).

  Кинопленочная кассета малоформатного фотоаппарата имеет цилиндрическую форму, состоит из катушки, корпуса и крышки ("ФЭД", "Зенит", "Смена") или из катушки и двух цилиндрических частей корпуса ("Киев", "Зоркий 3"); кассета вмещает ленту кинопленки длиной в 165 см на 36 снимков.

  От числа запасных кассет зависит количество снимков, которые фотограф может сделать без возвращения в темное помещение.

  Фотоаппараты для широкой катушечной пленки кассет не имеют и заряжаются непосредственно пленочной лентой, намо- танной на катушку вместе со светонепроницаемой защитной бумагой.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  Существуют вещества, сохраняющиеся без изменения в тем- ноте, но тотчас же изменяющиеся, как только на них попадает свет. Способность эта (светочувствительность) в высокой степени свойственна галоидному серебру, соединению металлического серебра с одним из галоидов - бромом, хлором или йодом. Бромистое, хлористое и йодистое серебро являются светочувствительной основой фотографических слоев.

  Применяемые в фотографии в качестве исходных материалов светочувствительные слои (или фотослои) - это тонкая желатиновая пленка, в которой находится очень большое количество мельчайших частиц (микрокристаллов) галоидного серебра, чувствительного к свету. Так как слой этот сам по себе очень тонок и непрочен, он наносится на прочную подложку: на стекло (фотопластинки), на целлулоид (фотопленка и кинопленка), на бумагу (фотобумага).

  По назначению светочувствительные материалы (или фотоматериалы) делятся на негативные, используемые для съемки, и позитивные, служащие для изготовления отпечатков,

  Светочувствительные материалы необходимо тщательно оберегать от постороннего света: малейшее количество дневного или искусственного белого света, попавшее на открытые ставки, пленку или фотобумагу, совсем испортит их,

Негативные материалы

  Фотографические пластинки и пленки различаются по светочувствительности, контрастности, спектральной чувствительности; эти их свойства обозначаются на упаковке.

  Светочувствительность (чувствительность к воздействию белого света) - важнейшее качество негативных материалов; чем она выше, тем короче нужна выдержка при съемке. Светочувствительность отечественных фотоматериалов выражается в единицах ГОСТа (Государственный общесоюзный стандарт). Число единиц ГОСТа прямо пропорционально свето- чувствительности: вдвое больше величина, значит, вдвое выше светочувствительность .

  Начинающему фотолюбителю, снимающему в благоприятных световых условиях, лучше пользоваться негативными материалами низкой (И-16 по ГОСТу), малой (22-32 по ГОСТу) и средней (45- 65 по ГОСТу) чувствительности. К высокочувствительным фотоматериалам прибегают лишь в затруднительных по световым условиям случаях: при фотографировании быстро движущихся объектов в пасмурную погоду, при моментальных съемках в помещении, но такие съемки для начинающего преждевременны.

  Контрастность негативного материала - это его способность давать негативные изображения с большей или меньшей достижимой разностью между самым темным и самым светлым участками. По степени контрастности негативные материалы бывают особо мягкие, мягкие (малоконтрастные), нормальные, контрастные, особо контрастные, сверхконтрастные.

  Контрастность применяемого негативного материала следует сообразовать со светотеневыми свойствами фотографируемого объекта и с характером освещения. Мягкие фотослои служат для съемок контрастных объектов и в условиях контрастного (солнечного или искусственного) освещения; контрастные фотослои - для съемок монотонных объектов, а также в пасмурную погоду; нормальные - для съемок средних по тону объектов и при среднем по яркости освещении.

  Простой бромосеребряный фотослой чувствителен только к фиолетовым, синим и голубым лучам (не считая невидимых ультрафиолетовых), остальные лучи (зеленые, желтые, оранжевые, красные) на него не действуют. Нашим же глазом, наоборот, желтые лучи воспринимаются как наиболее яркие, а синие - как самые темные. В результате такого несовпадения цветовой чувствительности глаза и фотослоя снимок, сделалный на простой (нецветочувствительной) пластинке, кажется нам неправильно передающим яркости красочного объекта: темно-синее небо получается белым, а ярко-желтая рожь выходит темно-серой. Чтобы расширить пределы чувствительности фотослоя, его при изготовлении дополнительно очувствляют (сенсибилизируют) к остальным лучам. Такая дополнительная цветочувствительность фотослоя и называется спектральной чувствительностью.

  В настоящее время все негативные материалы (за исключе- нием специальных) выпускаются с той или иной степенью спектральной чувствительности, отражаемой в их названии. Материалы "Ортохром" и "Изоорто" (помимо лучей фиолетовых, синих и голубых) дополнительно очувствлены к зеленым и желтым лучам; материалы "Изохром" чувствительны также к оранжевым лучам. Материалы "Панхром" и "Изопанхром", сенси- билизированные помимо того еще к красным лучам, чувстви- тельны, таким образом, ко всем видимым лучам и потому способны воспроизводить яркости объекта съемки наиболее близко к действительности,

  Фотолюбителю приходится считаться с условиями обработки того или иного негативного материала. Несенсибилизированные материалы можно при светло-красном лабораторном свете заряжать в кассеты, и в проявочный бачок, проявлять в ванночке, а материалы "Ортохром" и "Изоорто" - при темно-красном свете. На остальные материалы ("Изохром", "Панхром", "Изопанхром") влияет даже темно-красный свет, и потому заряжать и обрабатывать их необходимо в полной темноте, что для начинающего фотолюбителя представляет существенные, а то и непреодолимые трудности (невозможность зрительно наблюдать за ходом проявления пластинок). Поэтому начинающему фотолюбителю рекомендуем пользоваться пластинками "Изоорто" и пленкой "Ортохром", вполне пригод- ными для разнообразных съемок.

  Фотопластинки - стеклянные пластинки, покры тые с одной стороны светочувствительным слоем, имеют стан дартные форматы сообразно размерам аппаратов (от 6x9 до 50x60 см). Продаются они в коробках по 12 штук (до формата 13X18 ел).

  Фотопленка выпускается в следующих видах.

  Плоская фотопленка - форматные (от 6x9 до 30x40 см) листы целлулоида с односторонним фотослоем. Продаются в пакетах по 12 листов.

 Роликовая фотопленка:

 1. Широкая катушечная пленка представляет собой цел- лулоидную ленту в в см шириной и 81,5 см длиной, покрытую светочувствительным слоем и намотанную на катушку вместе с длинной полоской светонепроницаемой бумаги, защищающей пленку от постороннего света. На наружной стороне бумажной ленты в два ряда напечатаны порядковые номера, соответствующие отдельным снимкам: один ряд предназначен для 8 снимков 6x9 см, другой - для 12 снимков 6x6 см. Катушка с пленкой непосредственно заряжается в фотоаппарат.

 2. Фотопленка для малоформатных аппаратов - это нор- мальная кинопленка, то есть целлулоидная лента шириной в 35 мм, покрытая фотослоем и имеющая по краям отверстия (перфорацию) для передвигающего механизма камеры. Длина пленочной ленты 165 см, на ней помещаются 36 негативов 24x36 мм.

 Преимущества фотопластинок: возможность проявить отдельно каждый негатив; их недостатки: сравнительная громоздкость и тяжелый вес, а также необходимость темной комнаты для перезарядки кассет. Плоские пленки применяются как пластинки, но легче их и занимают меньше места. Преимущества роликовых пленок: многозарядность, легкость и портативность, возможность смены ролика на свету; неудобство их применения состоит в необходимости проявлять всю длинную ленту сразу, однако большей частью это может стать преимуществом, так как ускоряет обработку.

 Сообразно применяемому негативному материалу фотогра- фические аппараты делятся на пластиночные, широкопленочные и кинопленочные.

 Фотопластинки и плоскую пленку следует приобретать соот- ветственно формату вашего фотоаппарата. Широкая катушечная пленка в 6 ел пригодна для всех отечественных пленочных аппаратов. Кинопленка одинаково годится для всех малоформатных фотоаппаратов.

Позитивные материалы

 Фотографические бумаги подразделяются на две категории: 1) бумаги с видимым печатанием, или дневные (например, аристотипная), дающие при контактном печатании на дневном свету в течение сравнительно продолжительного времени видимое изображение, закрепляемое обработкой в растворе вираж- фиксажа; 2) бумаги с проявлением, дающие при печатании на искусственном свете в течение нескольких секунд скрытое изображение, проявляемое так же, как на пластинках и пленках.

 Бумаги с видимым изображением давно уже полностью вытеснены из промышленной и профессиональной практики бумагами с проявлением: последние позволяют работать несравнимо быстрее, лучше сохраняются, пригодны для увеличений. Дневные фотобумаги исчезают и из фото любительского обихода, и мы не будем останавливаться на них ни здесь, ни в дальнейшем.

  Бумаги с проявлением в зависимости от того, какое галоидное серебро преимущественно входит в состав cветочувствительного слоя, делятся на бромосеребряные ("Унибром" и "Бромосеребряная"), хлоробромосеребряные ("Контабром" и "Бромпортрет"), хлоросеребряные ("Фотоконт"), хлоробромойодосеребряные ("Йодосеребряная"). Фотобумаги значительно менее светочувствительны, чем негативные материалы. Цветочувствительность их ограничена фиолетовыми, синими и голубыми лучами; поэтому их можно обрабатывать при желтом, оранжевом, светло-красном свете лабораторного фонаря (род освещения указан на упаковке), а также при зеленом свете.

  Фотобумага бывает различной степени контрастности, ко- торая обозначается также и номером: N 1 - мягкая (малоконтрастная) бумага, N 2 и N 3 - нормальная, N 4 и N 5 - контрастная, N 6 - особо контрастная, N 7 - сверхконтрастная. Чем выше номер, тем больше контрастность бумаги. Поверхность фотобумаг бывает глянцевой, матовой, структурной (шероховатой).

 Форматы фотобумаг от 6x6 до 50x60 см. Продаются они в пакетах по 10 и 20 листов или в коробках по 100 листов.

ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

 Для химико-фотографической обработки пластинок, пленок, фотобумаг применяются в основном два раствора: проявитель, превращающий скрытое изображение в видимое, и закрепитель, делающий фотографическое изображенье светоустойчивым. Во второй части книги каждый фотолюбитель научится самостоятельно составлять эти растворы из исходных химических веществ, но на первых порах удобнее пользоваться готовыми смесями фотохимикатов, продаваемыми в сухом виде в стеклянных трубочках или картонных патронах, в коробках или банках, содержимое которых остается лишь растворить в воде.

 Проявители. Готовый сухой проявитель представляет собой порошкообразную смесь нескольких химических веществ, причем смесь разделена прокладкой на две неравные части: меньшая часть - это собственно проявляющее вещество, большая - это остальные необходимые химикаты. На этикетке указаны: 1) название проявителя (по составу), например метоло-гидрохиноновый, парааминофеноловый; 2) характеристика: нормальный, мелкозернистый; 3) назначение (по виду фотоматериала): для пластинок и фотобумаги, для пленки "ФЭД"; 4) объем воды для растворения.

  Следует различать две группы готовых препаратов.

  Нормальные или универсальные проявители, работая быстро, применяются только для проявления в ванночках пластинок, плоских пленок и фотобумаги.

  Медленно работающие (или мелкозернистые) проявители служат только для бачкового проявления роликовых пленок (кинопленки малоформатных аппаратов и широкой катушечной пленки). Для проявления пластинок в ванночках с зрительным наблюдением они неудобны (ввиду медленного действия), а для фотобумаги совсем непригодны.

Закрепители. Сухой закрепитель (фиксаж) можно покупать обыкновенный или кислый (кислая фиксажная соль). В обоих случаях закрепляющим веществом является тиосульфат натрия (гипосульфит); кислый закрепитель включает дополнительные вещества. Объем воды для растворения указан на этикетках.

 Если тиосульфат натрия приобретен как таковой, то рабочий раствор обыкновенного закрепителя приготовляется путем растворения 1 части безводного тиосульфата (белый порошок) в 6 частях воды или 1 части кристаллического тиосульфата (крупные бесцветные прозрачные кристаллы) в 4 частях воды (по весу).

 Хотя можно обходиться обыкновенным закрепителем, кислый предпочтителен, особенно для кинопленки; его раствор дольше сохраняется.

 Храните сухой закрепитель отдельно от светочувствительных материалов и других химикатов.

 Рекомендуется по возможности постоянно применять одни и те же сорта негативных и позитивных материалов, одни и те же проявители, чтобы изучить их свойства, приобрести навыки и уверенность в работе с ними.

 Светочувствительные материалы следует использовать (проявить) в пределах указанного на их упаковке гарантийного срока годности (месяц и год).

Другие главы книги:
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 1. Знакомство с фотографией.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 2. Фотографическое оснащение.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 3. Съемочный процесс.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 4. Съемочный процесс (окончание).
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 5. Негативный процесс.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 6. Негативный процесс(окончание).
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 7. Позитивный процесс.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 8. Светочувствительные материалы.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 9. Светофильтры.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 10. Техника съемки движущихся объектов.
- Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 11. Фотосъемка при электрическом свете.



статьи о фотографии