Натюрморт Ирвина Пенна (IRVING PENN , 1917 - 2009), называемый Sewing «Machine with Thirteen Objects» - «Швейная машинка и 13 объектов». Работа 1979 г., платино-палладиевый отпечаток (1981 г.) которой недавно ушел за 30000 долларов.
Фотобеседка решила выставить к конкурсу еще один натюрморт - на сей раз знаменитого американского фотографа Ирвина Пенна, много работавшего в жанре натюрморта (в чб и цвете).
Для начала беседы рекомендуем сравнить композицию с классическими натюрмортами Сурбарана и Караваджо:
ну у Пенна, совершенно иной натюрмотр, чем у Сурбарана и Караваджо. Там однозначно - жизнь, здесь же - смерть. Это как сравнивать живое и неживое, черное и белое... разные они. у Сурбарана и Караваджо - красота, у Пенна - философия.
одно радует эндрю в данном произведении
нет, не попадание в зс :)
а демонстративное игнорирование "пространства", о что при объемных объектах пространства нет
У внимательных зрителей серии натюрмортов, выставляемых Фотобеседкой, могло сложиться ошибочное представление, что самая важная задача фотографа, работающего в этом жанре, - как-то согласовать предметы с фоном. Действительно, работы Й.Судека, Хорста П. Хорста, Н.Кулебякина, Р.Мэпплеторпа и в меньшей степени А. Слюсарева являют собой примеры удачного использования фона, который в их работах "работает" на сюжет.
Натюрморт И.Пенна - не чета предыдущим. Здесь фон как таковой отсутствует, точнее, отсутствует предметность фона. Это равномерно белая поверхность, моделирующая безграничное изотропное пространство, вмещающее все предметы.
Подобное отношение к фону наблюдаем также в приведенных выше натюрмортах Сурбарана и Караваджо (черный и светлый фоны).
У Сарбарана есть такая же линейность порядка изображаемых предметов, ни один из них не заслоняет другой.
Устранение предметного фона позволяет максимально выявить вещный характер объектов их индивидуальность, создать идеальные условия экспозиции предметов.
Вещи, помещенные в такую "лабораторную" обстановку, легче вступают в новые отношения друг с другом.
Рядоположенность предметов на горизонтальной плоскости, параллельной границам кадра, подобна театральной сцене. Предметы выстраиваются на сцене как актеры, когда они не играют, а представляются зрителям, стараясь не загораживать лица друг друга.
По своей сути такие натюрморты и есть театр вещей. И ни в каком смысле о таких фотографиях их автор не может сказать "мой мир в натюрморте". Нет, это условный театрализованный мир вещей-актантов, которым дела нет до хозяина театра.
-- жил-был поэт Лотреамон, соединивший швейую машинку и зонтик на опрационном столе. Это и есть сюрреализм.
Макс Эрнст: "Соединение швейной машинки и зонтика на хирургическом столе - это известный и ставший уже классическим пример феномена, открытого сюрреалистами: соединение двух (или более) внешне чуждых элементов на плоскости, чуждой обоим, является одним из сильнейших средств, чтобы высечь искру поэзии".
Что-то не идет обсуждение с этим натюрмортом.
Трудно?
А если посмотреть на пары:
1) справа разделенные машинкой. Сосуд с жидкостью - кофейник;
2) слава, разделенные машинкой. Прохудившийся сосуд в форме патрона и череп. Рядом с первым черная палка, а с черепом...
3) наверху. Кость и...
(20) Фотобеседка не может разделить подобное мнение.
У Пенна есть сходный натюрморт "Composition with Skull and Pear", New York, 1979
ссылка Очевидно, смысловые противопоставления играют большую роль.
17. жил-был...
"История нашего существования – это не памятники и «церемониальные сосуды», а скорее тот «мусор», который мы оставляем – обычный багаж нашей жизни."
ссылка
(26) Фотобеседка не понимает, зачем?
Для желающих разобраться в натюрморте Пенна предлагается схема
ссылка на которой отчетливо виден параллелизм фрагментов.
Кстати, понятно, зачем нужна тень ручки кофейника на черепе.
Пенн сделал несклько натюрмортов в стиле vanitas (с черепом, который ему достался), - этот наиболее фотографичен по мнению Фотобеседки.
Натюрморт провоцирует на интерпретацию, чтение символов. Тут вполне читаемые символы - череп, что-то похожее на гильзу от снаряда, что-то похожее на оружее, склянка полупустая неустойчиво стоящяя, надпись "singer" (певец) и тд. Расположение предметов тоже как-то можно вероятно интерпретировать.
Но почему-то внутренне возникает протест против прочтения натюрморта, как по словарю. Вот хорошая цитата из Петрова-Водкина :
"Чтоб додуматься до предметной сущности, необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни. Тогда уясняются и цвет в его количествах, и форма, обусловливающая цвет, и рефлективная перекличка между предметами, их плотность, прозрачность и вес.
В обиходной жизни мы только вскользь соприкасаемся с предметами и не улавливаем связи между ними. Мы не замечаем сил, образующих предмет изнутри, вырабатывающих его грани, строящих его оси и вторую силу, ограничивающую воздвигание предмета - давление атмосферы, то, что в обиходе именуется фоном, но что так же, как предмет, имеет свою форму и массу, которые и не позволяют хотению предмета расшириться безгранично: каждая деталь на поверхности предмета характеризует эту борьбу двух сил - воздвигания и ограничения.
Благодаря невнимательности нашу жизнь окружает много дурных предметов людского производства, еще больше притупляющих наши восприятия: пустотелые бронзы, фанерной наклейки мебель, целлулоидные куклы, дутые, стеклянные шары, золочение и серебрение вещей неметаллических и прочая бутафория пустотелых декоративностей, подделывательного, дурачащего наши восприятия, смысла.
Вскрытие междупредметных отношений дает большую радость от проникновения в мир вещей: металл, жидкость, камень, дерево вводят анализирующего в их полную жизнь. Закон тяготения из абстрактного, только познавательного становится ощутимым, в масштабе близком, простом для всякого восприятия: колебания встречных, пересекающихся, сходящихся и расходящихся осей предметов, как в увеличительном стекле, проделывают пред вами законы движения, сцепления и отталкиваний. И окажется тогда изолированный предмет неузнаваемым по форме, если он пересекается или пересекает другой, и что его привычная форма такою нами воспринимается лишь по недоразумению, и наши представления о прямых и параллельных скажутся игрою детей в "как будто бы"."
" Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом - большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем."
От этого натюрморта есть "познавательная радость".
Про сей натюрморт нечего сказать. Нравится, не нравится - не знаю. Оставил равнодушным. Для натюрморта очень важно фотографическое качество: резкость, проработка фактур или сознательно исполненная смутность, загадочность. Я не знаю, каков в этом смысле этот натюрморт на самом деле, в хорошей печати. В здешнем показе он, увы, производит впечатление небрежно исполненного и невкусного случайного набора предметов. Кроме того, возникает вопрос, который меня, фотографического невежду по части имен и регалий, интересует: И. Пенн стал знаменитым до того, как снял этот натюрморт или после. Это я к тому, что знаменитостям очень часто прощают любую лажу.
28. Сергей , кто знает что "singer" (певец) ? я знаю, вы знаете - большинство не знает . С текстами всегда такие заморочки, понимание есть только в той среде в которой они употребляются .
По композиции, сильно прищурил глаза, чтобы обозначить лишь контуры и объём рисунка в пространстве кадра - всё очень гармонично. Левая сторона остаётся более плотной, как и полагается для равновесия, правая, за счёт прозрачности стекла и металлического блеска от сосуда - легче и воздушнее. Поскольку композиционное решение линейно, по смыслу, Пенн, как европеец, выстраивает письмо слева направо и мы читаем "смерть" в снаряде, "жизнь" в воде, посередине "человек трудящийся" и это есть логичный ход событий, не в частном случае, но в общем описании картины мира.
Однажды, известный фотограф Юрий Анатольевич Кавер сказал в качестве напутствия своим ученикам примерно следующее: "Фотографируйте неважно какой техникой и неважно в каком качестве, но пусть это будут люди в повседневном пространстве их жизни. Не факт, что потомкам будет интересно смотреть ваши пейзажи и кирпичные стены, но люди, их эмоции, будут интересны всегда. Поэтому больше фотографируйте своих современников!"
Это весьма мудрые и логичные слова, но, к сожалению, немногие разделяют подобные взгляды - если посмотреть на восторженные отзывы (в том числе и искусствоведов ), на абсолютно мёртвую фотографию, вроде той, что наверху страницы.
Конечно, для подобных вопросов так соблазнительно в качестве ответа воскликнуть: "Ах! Соловей не поёт для свиней, позовите-ка лучше Ворону", но в подобном контексте, это будет всего лишь констатацией факта мёртворождённой природы возникновения тех самых "тонких философских материй, повышать уровень своей оведомленности в которых, с помощью философской и искусствоведческой литературы" - нам предлагает Фотобеседка.
44. Дмитрий, под "это" Вы имели ввиду и разговор о композиционном заполнении пространства в первой части единого комментария, или только мои факультативные смысловые интерпретации выраженные в символическом значении во второй его части?
45. "Это весьма мудрые и логичные слова, но, к сожалению, немногие разделяют подобные взгляды - если посмотреть на восторженные отзывы (в том числе и искусствоведов ), на абсолютно мёртвую фотографию, вроде той, что наверху страницы."
to 46/
Ну что Вы, что Вы, куда там!
А если серьёзно, то я имел в виду нечто более конструктивное:
-Не планирует ли уважаемая Фотобеседка представить на обсуждение почтенной публики работы с изображением людей?
И я даже не имею в иду творчество пресловутых мэтров фотожурналистики, как Брессона или Эрвитта, совсем нет! Выбирайте на своё усмотрение.
59. Ну, это же мной увиденный смысл, а не какая нибудь аксиома, почему бы мне не поделиться увиденным и осмысленным в подобном ключе. У вас он будет другим или вовсе никакого не случится. )
Для начала беседы рекомендуем сравнить композицию с классическими натюрмортами Сурбарана и Караваджо:
ссылка
ссылка