«Императив натюрморта»
Жанр чистого живописного натюрморта возник в эпоху барокко в XVII веке и первоначально был ограничен изображением мертвой или умерщвленной природы. Довольно быстро стиль натюр морт распространился на предметы неодушевленные и органические существа низшего порядка, а позже - на всё живущее, в том числе человека. Голландское название натюрморта «stilleven», - тихая жизнь, - более точно отражает характер этого живописного направления, чем широко употребительный (и более поздний) французский термин «nature morte».
Тихая жизнь натюрморта - это не спонтанно изливающийся живоносный поток, а реальность, специально препарированная человеком и бережно им сохраненная, тщательно расставленная и специально освещенная для того, чтобы лишиться своих обыденный функциональных связей и обрести свою истинную суть в неожиданных сочетаниях и противоречивых столкновениях.
Это реальность, представленная как слово, как высказывание, как код.
«В натюрморте предметы вырваны из естественных природных или функциональных связей и предстают в соотношениях, являющихся результатом человеческой активности, поэтому всякий всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение: сознательно составленную криптограмму или неосознанно оставленный след» (доктор искусствоведения И.Е. Данилова, ГМИИ).
Подобной криптограммой являются натюрморты стиля «vanitas» - аллегорические композиции, составленные из предметов, имевших общеизвестное современникам, но частично утраченное ныне, культурно-символические значения черепа, увядших роз, гнилых фруктов, раковин, гаснущей свечи, игральных костей и т.п.
Путь развития жанра натюрморта был значителен: от живописания предметов в XVII веке до беспредметной живописи XX века.
Фотографический натюрморт возникает на самой заре зарождения фотографии: композиции Ипполита Байяра («В саду», 1842) и Виктора Реньо («Натюрморт на козлах», 1853) фактически копируют живописные клише голландского stilleven.
Возможно ли возрождение стиля символического натюрморта, - например, такого как vanitas, - в современности? Возможен ли стиль символического натюрморта в фотографии? Трудно ответить определенно, - скорее нет, чем да. Пронизывающий культуру символизм ныне не существует, хотя есть и неожиданные контрпримеры, свидетельствующие о противоборстве прямому смыслу вещей: некоторые современные фотографии, например, Вильяма Эгглестона заметно тяготеют к символической интерпретации. Может быть, и знаменитый натюрморт Ирвина Пенна «Composition with Skull and Pear» (1979), - образец современного vanitas?.. Об этом следует подумать.
Живопись конца XIX - начала XX века выдвинула проблему натюрморта на первый план в поисках новых художественных форм и философского осмысления искусства. Так для Поля Сезанна характерно приведение фигурной композиции, пейзажа и портрета и к натюрмортной формуле.
Именно в натюрморте проблема взаимоотношения предмета и пространства выявляется как центральная проблема искусства вообще.
Императив натюрморта - это предписание повсюду видеть не вещи, а вещные формы, видеть не предметы в пространстве, а пространство, порожденное вещными формами, видеть не цвет вещей, а цвет как вещь.
Но проблема предмета в пространстве - главная проблема не только для живописи, но и для фотографии.
Выдающийся русский фотограф А.А.Слюсарев расширил границы натюрморта на такие фотографические направления как повседневная жизнь и пейзаж. Он видел мир в ракурсе натюрморта, выискивая в реальности необычные сочетания форм, цвета и освещения предметов, при которых предметы предстают лишенными своей функциональности, а окружающее пространство формируется как поле отношений вещных форм.
Правильно сказать, что любая фотография в той степени, в какой она хочет быть фотографичной, стремится реализовать натюрмортную формулу, хочет стать натюрмортом.
В феврале 2011 на фотолайне пройдет конкурс натюрморта и в качестве подготовки к нему жюри предлагает возобновить разговор о классических произведениях этого жанра в рамках Фотобеседки.
Первая фотография из подборки: Josef Sudek «On the windowsill of My studio» (из серии 1950-54 гг.).
Плодотворного обсуждения!
|
Позже работы вошли в альбом Josef Sudek "The Window of My Studio", который постоянно переиздается.
Не все натюрморты Судека равноценны по своему художественному значению, этот - один из лучших.
Anna Farova, исследовательница творчества Судека, в предисловии к альбому написала: "Судек в большинстве случаев интерпретирован слишком банально, буднично и популярно. Часто публикуется несколько Карловых мостов и натюрмортов с розочкой, что носит несколько сентиментальный характер. Но Судек является значительно более крупной личностью, которая имеет глубокие духовные корни. Этот факт также является причиной того, почему его творчество так сильно воздействует на молодое поколение. Не только дома, но и в мире".
Действительно, в этом простом натюрморте, который кажется непосредственным, случайно подсмотренным у реальности, а не рукотворно составленным, есть особая притягательность и тайна, не исчезающая при повторных просмотрах.
В чем дело? Как смотреть эту фотографию? Какой дискурс наиболее подходит для этой фотографии? На что обратить внимание? О чем задуматься?