Снято в соавторстве с Александром Шахабаловым в его студии по идее Михаила Златковского. Надо сказать, процесс съемки был весьма нетривиален, поэтому я решил описать его поподробнее. Когда дизайнер альбома сформулировал нам тему снимка, оказалось, что как минимум нужно где-то доставать клетку, птичку и старый аппарат. Аппарат в моей коллекции был (Ika-Oriks 1913 года выпуска). Клетку после долгих поисков удалось взять на время в зоомагазине, пообещав клятвенно, что никаких животных мы туда сажать не будем. Когда директор узнал, что в клетке будет сидеть не птичка, а фотоаппарат, он вздохнул с облегчением, но не смог скрыть удивление и, похоже, после моего ухода долго крутил пальцем у виска. С птичкой дело обстояло сложнее. Златковский хотел чтобы это была искусственная птичка из перьев. Естественно, именно в этот момент никаких таких птичек не было во всей Москве. После трех дней интенсивных поисков я купил очень смешного крохотного плюшевого попугая и на этом успокоился. Когда мы с маэстро Шахабаловым расставили добытый с таким трудом натюрморт у него в студии и собрались уже пригубить на радостях, оказалось, что настоящие трудности только начинаются. Нам никак не удавалось поставить свет таким образом, чтобы осветить и клетку и фотоаппарат в ней. Позолоченные прутья со страшной силой бликовали и за этими бликами фотоаппарат был совершенно невидим. Часа три мы пытались разместить три прибора самыми разными способами, но не преуспели. Позвонили Георгию Розову в надежде выпросить у него световую кисть, но он сказал, что в данном случае она нам не поможет. Наконец, более-менее пристойный вариант был найден, но возникла следующая проблема. Черный попугай сливался с фоном и был почти также невидим, как фотоаппарат. Эта проблема, впрочем, была решена довольно быстро. Мы взяли муку и вываляли в ней несчастную птицу. В результате она заметно посветлела. Тем не менее, дело до съемки так и не дошло. Посмотрев на готовую композицию мы решили, что выглядит она ужасно, и все-таки пошли выпивать. Именно за выпивкой и пришла правильная идея: картинку нужно снять в две экспозиции. Сначала убрать клетку, правильно осветить фотоаппарат и сделать первую экспозицию. Затем поставить клетку на место, перенести свет на прутья, уменьшив его интенсивность, и проэкспонировать кадр еще раз. Это и было в конце концов сделано. Тоже, кстати, не без проблем. Попугай никак не хотел сидеть на дверце клетки и все время падал, как будто выпивал он, а не мы. Бликов на прутьях все равно было слишком много и мы перекрывали часть светового потока специальным экраном (попросту говоря, книжкой). Фотоаппарат тоже падал со штатива внутри клетки, поскольку штативное гнездо у него не подходило по размеру. В итоге, в первый раз спусковая кнопка моей «единички» была нажата через шесть часов после начала съемки. Всего было сделано два снимка (четыре экспозиции). Этим мы и ограничились, после чего потратили еще четыре часа на съемку картинки для форзаца. Я ее выставлю в следующий раз.
Назавтра я приступил к сканированию и обработке «шедевра». Оказалось, что с мультиэкспозицией мы угадали правильно, но вот птичка, напудренная мукой, выглядела совершенно отвратительно. Перво-наперво пришлось ее зашопить (знали бы – не мучались, пытаясь заставить ее сидеть на дверце клетки!). Совсем без птички идея снимка была, однако, мягко говоря, непонятна. После непродолжительных размышлений я взял одного из своих голубей с площади Сан-Марко (их там до фига), вшопил справа от клетки и слегка размыл с помощью motion blur. Получилось то, что вы видите. Прошу прощенья за jpg.
|