ФотоЛайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии  

Смерть под парусом, он же арест под двигателем
или некоторые особенности русского яхтинга.

 

Владельцев яхт никому не жалко.
Старая английская поговорка.

Часть вторая.

Греция.

Про Грецию можно говорить долго. Любой может запросто вспомнить пару десятков мифов, богов и слов, неразрывно связанных с этой ленивой страной. Некий душевный трепет имел место быть и у нас, пока мы проходили таможенную процедуру Греции.

Надо сказать, что после полуевропеизированных стран, вроде Хорватии и Черногории, не упоминая уже про Италию, мы были готовы ко всему. Заранее были убраны все сигары, напитки, фото и видеокамеры (строго по одной на морду лица), заранее проглажен утюгом список команды и шкиперская лицензия, которые после полутора месяцев валяния в разных местах приобрели весьма затрапезный вид. На списке команды явно кто-то пил в лучшем случае чай.. С неким трепетом мы аккуратно зашли в марину острова Корфу и причалили к пирсу около государственного флага Греции. Точно такой же, только поменьше, имелся и у нас, показывая, что именно Греция является нашей желанной страной пребывания.

Получасовое ожидание кого-нибудь из представителей власти уже начало сменяться легким раздражением, которое мы пытались пригасить рециной, купленной в результате короткой контрабандной вылазки в кафе напротив пирса, как вдруг появился некий тип, запросто могущий играть в массовке портового нищего, расположился с удобством на переносном стульчике прямо напротив нашего трапа и лениво произнес:
- Эвхаристо!

Мы помолчали, потом напарник неуверенно ответил:
- И вам "эвхаристо"…

Мужик обрадовался, из него полились слова, явно несущие некий смысл , который уловить нам никак не удавалось. Мужик понял, что его излияния пропадают втуне и внезапно перешел на немецкий… потом на итальянский.. Мы робко уточнили про английский… Он туповато посмотрел на нас, подумал и сказал:
- Хлопцы, а вы откуда это идете? Обычно наши с другой стороны появляются, а вы чего в Адриатике забыли?

Мужик оказался потомственным севастопольцем, по приличной пьяни лет 20 назад упавшим за борт во время прохождения сухогруза по Босфору. Так и прижился… Теперь вот служит заместителем начальника порта в Корфу. После короткого знакомства под местную граппу, называемую как-то иначе и "барабунии" - жареный бычок-барабулька, мы прошли все таможенные процедуры, а также пограничные, страховочные и прочие полагающиеся. После чего нам предоставили личный пирс начальника порта, где была розетка, вода, совершенно спокойная бухта и персональная парковка для скутеров. В течение следующих трех дней мы приходили в себя в ленивой но дружественной атмосфере греческого приграничья, пробовали местные напитки, пытаясь по незнанию смешивать узо с минеральной водой, исследовали остров на скутерах. На третий день появились тряпочники, измученные жарой, долгим путешествием под мотором и легкой ненавистью в наш адрес за кондиционеры в каютах, электрические помпы в санузлах и мироволновку на камбузе.

Сидя в прибрежном кафе с очередной бутылкой чего-то там, капитан тряпочников решительно отставил стакан с узо в сторону и решительно же сказал:
- Не согласные мы!

Его команда активно поддерживала эту энергичную речь утвердительным мотанием голов и мычанием…
Видя наше полное недоумение, тряпочники начали активно пропагандировать нам свою гениальную идею - "поменяться тазиками". Для полноты ощущений… Их ощущений, как поняли мы… Капитан тряпочников активно давил на то, что он всю жизнь принимал участие в управлении именно тазиками с моторами, а тут.. Его команда, видя уже себя в кондиционированном воздухе напротив плазменной панели со стаканом джин-тоника в руке, блестела глазами и расписывала прелести утреннего купания, отсутствие выхлопа, постороннего шума, общей неспешности в движениях. Капитан тем временем давил на истинный пуризм. Настроение тряпочников было вполне понятным, кроме того мы были уже достаточно утомлены процессом передвижения по волнам на приличной скорости, нам тоже захотелось экономичности, чистоты, тишины и прочего. Да и нечестно было бы лишать всех участников полноты ощущений.

Выставив в качестве условия полную "русскую страховку" (т.е. - что бы ни произошло с моторным тазиком, команда, плывущая на нем, несет ответственность за все расходы по возмещению ущерба как третьим лицам, так и владельцам), мы при помощи "севастопольца" в пять минут уладили бумажные формальности с заменой списков команд, капитанов и прочих и переселились на настоящую яхту, не чета нашей. На ней имелась одна грот-мачта, одна генуя (называемая иногда еще и стакселем) и даже ни разу не использованный спинакер. Также наличествовала куча веревок, канатов, шнурков, четыре лебедки и два штурвала. Кондиционеров не было. Термометр показывал 50 градусов на солнце и не меньше 36 в тени.

Осмотрев новый тазик, мне стало понятно, что в яхтинге ничего нового за последние 20 лет не придумали, но желая получить удовольствие от времяпровождения, было решено нанять в первой же марине шкипера, чтобы не терять время на прокладку курса, удерживание штурвала, переговоры по рации, маневрирование в марине, наблюдение за яхтой во время стоянки на якоре и прочие развлечения того же плана. Тем более, что места на яхте хватало не только на нас двоих, но еще и на человек 10 - пять кают, кают-компания, пять гальюнов (что немаловажно), отдельная каюта для шкипера.. Тут же на берегу был найден некий местный Вася (т.е. Василиас), владелец чартерной конторы по прокату яхт, шкиперов и прочей мелочи. Контора у него была очень солидная - морской контейнер, переделанный под офис путем вделывания кондиционера и окон с дверьми. При озвучивании нашей просьбы он почесался, подумал, поймал за рукав пробегающего парнишку и сказал:
- Вот вам и шкипер!

Шкипер нам сразу понравился. Загорелый, улыбчивый, подтянутый, болгарин, говорящий почти свободно по-русски, только что вернувшийся с Канар, куда перегонял яхту для неких русских. Мы быстро договорились с ним об оплате ("Однако.. ", - с явными интонациями Ипполита Матвеевича протянул мой товарищ, узнав цену и уточнив, что это - в день). От стюарда мы решили все же отказаться - выделять на экипаж целых две каюты был явный перебор, да и есть на жаре чаще всего не очень хотелось, а завтраки мы с удовольствием варганили себе самостоятельно.

Вечером радостные "бывшие" тряпочники пригласили нас на торжественный ужин в местную таверну.

Надо сказать, что в Греции еда очень простая и вполне съедобная. Причем чем проще с виду будет заведение, тем вкуснее, быстрее и тщательнее вас обслужат. Хотя со скоростью обслуживания в этой стране явные проблемы. Выбирать же таверну нужно не по меню, а по стульям. В 9 случаях из 10 это будут жутко неудобные стулья (новодел), изображающие из себя "реально греческие стулья из деревни". Похоже, их клепают на всю страну в одном и том же месте. Пожалуй, если попытаться сесть на костлявую лошадь, то ощущения будут чуть приятнее. Больше 20 минут на этом "обиходе мебели" никто из знакомых не выдерживал. Но если повезет, то можно найти подобие пляжных лежаков..

Ужин прошел в очень дружественной обстановке. Тряпочники (я буду продолжать называть их так же, потому как название выражает суть, а на чем именно в данный момент передвигаются оные персонажи не так уж и важно, ведь даже в самолете они останутся тряпочниками) были в ударе, за рециной следовало узо, все заливалось белым греческим вином, потом на стол вытащили бутылку водки (с березовым соком), потом добрались до джина. Мы же радовались тому, что теперь будут ждать нас (а не мы кого-либо), заправлять и обслуживать наш новый парусный "тазик" было на пару порядков дешевле (экономия, а как же!), кондиционеры вот только.. ну да что делать… телевизор же мы так ни разу и не посмотрели…

В разгар веселья неподалеку был замечен наш шкипер. На попытку пригласить его к столу он не отреагировал, о нем быстро забыли. Только я, с трудом ворочая языком, сумел сказать ему, что выход назначается на утро, на 8 часов при любой погоде. Вне зависимости от нашего состояния (главное, чтобы на борту были). Утро ознаменовалось легкой головной болью, бросанием борта каюты в лицо и… жуткой вонью в области личного гальюна шкипера. Я выполз на палубу. На корме сидел мрачный шкипер, всматриваясь вдаль. В каюте слева храпели. В каюте справа … тоже храпели. И в обеих кормовых каютах.. тоже храпели… Тяпнув чуть ..хм… минеральной водички и порадовавшись мудрому решению нанять шкипера, я, все еще плохо соображая, полез выяснять, почему эхо храпа распределяется по тазику столь странным образом.

В каюте, которую с вечера была отведена под моего непременного спутника, сладким сном спали, обнявшись, оба члена палубной команды тряпочников. В каюте шкипера спал сладким сном мой напарник. Оставалось две каюты. В каждой храпели. Вариантов же, кто именно мог бы там находиться - у меня не было. Ну еще одна - понятно. В состоянии легкого опьянения команда тряпочников в полном составе решила провести ночь в знакомых условиях.. Черт с ними… Но кто еще? Осторожно заглядываю в одну. Краснею, так как во всю ширь каюты лежит явно новоявленный член команды (пока непонятно, чьей именно) и широко разметавшись, храпит. В обнаженном виде. Явно женского полу… Уже почти готовым ко всему, заглядываю во вторую каюту. И нахожу еще один неплохой экземпляр опять же женского полу… и опять же в гордом одиночестве..

Через пару часов все участники (включая двух хохлушек, которые сами не понимали, как оказались на борту, что было и чего не было… особенно налегала одна, пытаясь выяснить, был ли только оральный секс или нечто большее - а то она беспокоится насчет внезапной беременности…) пытались восстановить недавние события. Получалось плохо… Особенно смущалась палубная команда, спавшая валетом, гордо демонстрируя любому желающему, как туго у них на пузе застегиваются джинсы и то, что эти джинсы явно не снимались всю ночь… Тут уже обижались хохлушки…
- Та вы шо, мы же все понимаем, да и сами уже соскучились.. Три месяца - одни греки… А тут - наши! Хоть по-русски побалакать можно!

Девушки работали официантками в таверне. По договору. Где и были отловлены палубной командой (кажется). Чему были очень рады. Только у одной по утру оказался сломан палец. Опять же при непонятных обстоятельствах. Где она им ковыряла решили не уточнять.

Тишине и умиротворению мешал громкий мат одинокого капитана тряпочников из рации, забытого на моторном тазике в марине, который пытался в одиночку поднять якорь, отдать швартовы, поддавать газ и еще крутить штурвал… Его предложение вернуться обратно и возвратить палубную команду, вызвало (неожиданно) явный протест у последней. Пока все опять знакомились и пили нечто вроде шампанского прямо из бутылки, ветер явно разошелся, скорость поднялась до 12 миль в час (что явно больше, чем на моторе). Все еще раз успели выпить (шкипер опять отказался), решить, что первый переход должен быть коротким. Все чинно расселись и приготовились загорать.

Эгейское море, солнце, все паруса подняты, лодка прямо-таки летит по волнам. Рация выключена. Включен автопилот. Все умиротворены. И тут появляется шкипер и поясняет, что надо бы помочь ему убрать паруса.
- Зачем? Нормально идем! - я не видел причины что либо менять.
- Ветер сильный. Паруса порвутся. Надо убирать.
Я не стал спорить со шкипером, даже с удовольствием покрутил лебедку, про себя вспоминая, что там указано в контракте про шкиперские обязанности и кто должен крутить эту самую лебедку. Далее мы пошли на полностью убранных парусах. При хорошем ветре. На моторе. Шкипер опять включил автопилот и заперся в своем гальюне. Нас обгоняли с ухмылками другие яхты, тяжело ухая по волне и звеня разбиваемой посудой, пронесся забытый капитан моторного тазика (только воспоминание о "русской страховке" компенсировало желание немедленно пристрелить его, перед этим пояснив, что на волне не надо выкручивать двигатели на максимум). Часа через три мы вошли в марину (все еще на моторе). Там, шикарно раскинувшись на шезлонге, уже вкушал одинокий ужин наш моторизованный капитан. К пирсу он был привязан аж четырьмя канатами. Со всех сторон.
- Уж очень она большая, вдруг оторвет, - признался он.

С удивлением выяснилось, что если в какой-то там Черногории и Хорватии, не говоря уже про Италию, в любой марине есть вода, топливо и электричество, то Греция в этом отношении не балует заезжего яхтсмена. Топливо и воду еще можно найти, но вот подключить бортовую сеть не к чему. К утру вся марина наблюдала за процессом попыток завести двигатели моторного тазика - за ночь музыка, телевизор, холодильники, кондиционеры, стиральная машина при выключенном генераторе посадила аккумуляторы напрочь. Впрочем, при таком количестве островов обеспечить каждую марину маломальским сервисом тяжеловато. Поэтому сервиса нет вообще. Чаще всего в марине нет даже швартовочных канатов - приходится становиться на якорь, что в одиночку сделать проблематично. Зато и денег почти не берут - если только случайно не повезет и вы наткнетесь на человека с мотороллером, собирающего дань с болтающихся у причала тазиков разного калибра.

Я решил, что перед хохлушками надо непременно выпендриться, (а как же, мы же эти, яхтсмены, не просто заезжие лохи-туристы) и спросив разрешения у шкипера, пришвартовался самостоятельно. С соседнего тазика дочерна загоревший мужик громко заорал:
- Здорово, капитаны! А где вы нашли этого болгарского мудака-шкипера?
- Он по-русски понимает, - шептали ему обе хохлушки, перевесившись через борт и радуясь еще одному соотечественнику.
- А я его знаю хорошо! Он мудак!

Мы решили не вникать в сложные взаимоотношения настоящих морских волков, тем более, что многообещающая программа на ночь уже была почти расписана и даже почти отрепетирована.

Утром все завтракали, делясь новыми впечатлениями и лопая омлеты с узо (анисовая водка) - уникальный рецепт, особенно с похмелья). Появился шкипер, подошел поближе и прямо с ходу начал:
- Вы настоящий моряк, сэр!
Я насторожился.
- Если вы хотите управлять лодкой, то я с удовольствием уступлю это право вам, а в морской полиции мы заменим мои шкиперские документы вашими и выпишем новый crew list. Это займет минут 10 времени. Дайте мне вашу лицензию, я все приготовлю.

Я решил, что жара действует не только на меня…
- Мы же договорились, что шкипером работаешь ты?
- У меня жена заболела! Мне надо срочно возвращаться!

Это объяснение удовлетворило всех. Я выдал ему свою лицензию "на право управления любым судном длиной не более 31 метра (!)" на непонятном мне самому языке и мы продолжили завтрак. Через 10 минут шкипер вернулся и уточнил, что мою лицензию я могу оставить себе, а нужна лицензия именно на управление парусной яхтой. У меня ее не было. Новоявленный капитан "тазика с мотором" опять становиться тряпочником не желал.
- Ну, давай тогда купим мне лицензию! - по привычке предложил я…
Шкипер загрустил, потому подумал чуть и на чисто русском языке выдал :
- Да пошли вы все нах!

И удалился, держа свой чемоданчик в руке.

-Вернется! - лениво сказал капитан-тряпочник, - я тут с нашим соседом разговаривал, так он мне так и сказал :" Где вы этого психа подцепили только? Он у меня на штурвале уснул и в целом четыре яхты угробил уже". Предлагал гнать его в шею. Только вот на борту человек с лицензией нужен обязательно. А я не согласен…
- А почему "вернется"?
- Мы же деньги ему не заплатили!

Палубная команда чуть забеспокоилась:
- Как это "не заплатили". Я ему 500 евро дал, он на еду попросил, - сказал первый.
- И я ему 500 евро давал на мелкие расходы, - вспомнил второй.

Погоня была краткой. С острова-то особо никуда не денешься, только паром, который бывает раз 5-6 в сутки. Но нам повезло. Настигнутый шкипер вел себя не очень адекватно. Он громко и истерично орал, что мы давим его морально, что мы ни разу его не пригласили покормиться с нами, что ему приходится спать в боковой каюте, а не в носовой и это претит его шкиперскому самолюбию, что если мы "такие умные и такие русские", то должны возместить ему моральные расходы за то, что он терпел нас двое суток. Как раз в размере 1100 евро. Но 100 евро он нам прощает…

Тут уже не выдержала палубная команда:
- А может тебе еще жопу подтереть? - интересовался один, заглядывая в глаза болгарину, пытающемуся качать права.
- Или бабу подложить? - вторил второй…

Но настроение у всех было хорошее. Шкипера даже не били. Ему даже оставили заработную плату за два дня и отпустили. Завтрак продолжался. Подошел сосед, предупреждавший нас заранее о низком интеллектуальном уровне нашего бывшего (теперь) шкипера. Одессит, лет 20 уже живущий в Греции, но не утерявший связи с родной действительностью.

- А свинью он вам приличную подложил, - сказал он, услыхав наш возмущенный рассказ, - как теперь шкипера менять будете? И на кого? А без этого из марины выходить нельзя - неприятности гарантированы. Яхта ведь арендована? Могут арестовать за нарушение правил. Нужен либо новый шкипер с лицензией, либо никуда не выходить…
- Да, вам нужен новый шкипер! - капитан-тряпочник ни в какую не хотел возвращаться к старой роли.

Пришлось звонить в очередную марину, заказывать нового шкипера, матерясь в сторону Васи-грека, посоветовавшего нам болгарина. Вася невозмутимо сказал, что уже разговаривал со своим протеже, тот жаловался на то, что мы непрерывно смеялись над ним и даже однажды пинали его, когда он стоял, наклонившись, у люка. Посему все претензии несущественны. Дословно.

Веселились мы еще пару дней в ожидании нового шкипера. В целом, Греция очень уютна. Если бы не жуткая жара, то прелесть небольших островов, северный ветер в августе, дующий однообразно и стабильно, тихие вечера и чистая вода очень способствуют полной прострации к третьему дню пребывания.

Заодно выяснилось, что контракт со шкипером предусматривает:
1. Деньги вперед!
2. Ваши договоренности - только ваши договоренности. Даже если вы взяли и лодку и шкипера у "одного хозяина", то хозяин за действия шкипера не в ответе, и даже если этот шкипер что-нибудь сломает или порвет - это ваши проблемы. Посему по приходу в марину шкипер пытается смыться с лодки всегда первым, составив тщательный список повреждений на лодке для хозяина.
3. Вы обязаны кормить шкипера, предоставлять ему каюту, считать членом экипажа. Кто крутит лебедки и кто участвует в процессе - определяется на месте, но обычно шкипера себя подобной работой утруждать не любят.

Наша несколько нетрадиционная ситуация не вызывала энтузиазма у шкиперов поработать на нас (в августе сложно найти безработного шкипера в Греции), но обещание двойной оплаты и прочих льгот, о которых мы узнали практически случайно таки соблазнило одного. Я (помня о предыдущем опыте) торжественно пообещал не принимать более участие в управлении тазиком. На третий день под вечер у трапа появился печальный грек в белоснежных брюках, фуражке с крабом (!) и чемоданчиком. Мы сразу прониклись уважением. Новоприбывший сразу откликнулся на предложение выпить, засосал стакан виски без льда и ушел спать. Мы все благоговейно хранили молчание, соблюдали тишину и чуть ли не дрались за право приготовить омлет поутру для нашего шкипера.

С утра выяснилось, что драки не будет. Тряпочники, нарушая все правила, понеслись на полном ходу отвозить хохлушек обратно к месту основной работы, напарник не горел желанием готовить омлет для "начальства", пришлось мне пробовать себя в данной роли.

Представьте только, до какой степени расслабляет Греция. Платить 200 евро в сутки шкиперу, мотать лебедки, готовить ему завтраки… Но очнулся я от этого блаженного (иначе и не скажешь) состояния только под вечер, когда во время исполнения поворота и убирания паруса "настоящий шкипер" перепутал сторону, куда надо вертеть штурвалом. Парус начало болтать на вполне приличном ветру, канат стал болтаться свободно (опять же - шкипер, падла.. ) и напоминать хлыст дрессировщика - щелкал он не хуже, а уж размер его впечатлял. Но благодушия у нас было не занимать - и мы старательно пытались вручную поймать конец каната. Когда первый раз канат щелкнул напарника по лбу - мы терпели. Когда мне чуть не захлестнуло ногу - я решил, что ошибаться может любой. Но тут заботливо отпущенный шкипером канат оглушительно щелкнул на ветру и попал прямо мне в глаз. Больше всего это напоминало удар ботинком со всей силы. Я отвалился кулем от каната и на пару минут полностью выключился из процесса уборки паруса. Разобравшись, что кровь течет не из глаза, а из рассеченной брови и носа, произнеся все положенное вслух, я почувствовал, как мы вдруг резко разворачиваемся на 180 градусов, громко хлопаем гиком на ветру и грот рвется на две части. По инерции яхта проскакивает метров сто, попадает в полосу безветрия и все мгновенно стихает.

Весь кокпит яхты залит кровью, еще не успевшей свернуться (бровь всегда очень кровоточит), ярко сияя на солнце и замечательно гармонируя с лазурной поверхностью моря…. За бортом болтается напарник, выброшенный в море в результате внезапного и непредсказуемого поворота. У штурвала сидит шкипер, дрожа мелкой дрожью, дыша так, будто только что перенес микроинфаркт, но смотрит куда-то вдаль, причем в сторону моря, руками тем временем судорожно включая двигатель на полные обороты…

Мы проносимся мимо донельзя удивленного напарника и несемся дальше….
- Что происходит? - я обретаю возможность выдавливать из себя членораздельные звуки.
- Я козырек свой от солнца потерял, в море сдуло, - тоном человека, только что потерявшим всю свою семью, имущество и смысл жизни отвечает шкипер….

Спасло его от немедленного возмездия только мое не очень хорошее состояние. К вечеру опытным путем выяснилось, что лицензию шкипера парень получил 30 лет тому как, но с тех пор плавал все больше на моторных яхтах и катамаранах. И что он даже не знает о наличии у яхтенной лебедки двух скоростей, забыл, как вяжутся все узлы, поэтому в любой ситуации пользуется "ботиночным" (или "прямым") и очень нервный - после каждого поворота он глотал таблетку корвалола и в целом вел себя так, будто только что избежал явной и ужасной смерти… Но я был исключен из процесса, бить его опять же было жалко - шкипер трясся мелкой дрожью, полностью забыл английский и только твердил про "утонувшую кепочку".. Вид у него был потерянный… Когда он начал маневрировать в марине, а я - наблюдать за процессом, затолкав морду в пакет со льдом, мелкой дрожью трясти начало уже меня - для начала парень сдернул нашим якорем три якоря уже стоящих у причала "тазиков", потом стукнулся кормой о чей-то борт, слегка надломив его и под конец уронил ключ и крышку от бензобака в воду, пытаясь заправиться…

Вечером, когда мне зашили на берегу бровь, мы быстро устроили бунт на корабле. Шкипер, как имеющий лицензию, был заперт в носовой каюте без права передвижения по яхте, мы решили быстро пройти по Кикладам ( вроде как самая живописная группа островов в Греции, да и переходы небольшие), потом выпустить шкипера где-нибудь подальше от Афин, заменить команды на старый состав и смыться в сторону хотя бы Мальты. Какая разница-то?

Киклады присутствуют на всех туристических открытках, проспектах и календарях про Грецию. Иссиня-белые круглые церкви на фоне заката, паруса яхт, холмы с ютящимися на них домиками и конечно же море совершенно безумного цвета. Сколько же усилий требуется от оператора компьютера, чтобы сделать цвета столь сочными, море столь синим, домики столь белыми…

В реалии все почти так же, только увидеть это достаточно сложно. Все выжжено до невозможности и только разноцветные козы разнообразят пейзаж. В неприметных бухтах находятся прибрежные таверны, в которых неплохо, хотя и однообразно кормят проплывающих и проезжающих мимо. Вот в одном из таких мест мы и решили перекусить. Ситуацию осложнял только лишь наш шкипер, запертый в своей каюте, изредка взывающий дурным голосом по непонятной причине. Бросив якорь в пару сотен метров от берега, мы совершили быструю вылазку на тендере, пообедали, прихватили пакет еды "для собаки" (т.е. для шкипера) и поплыли обратно. Около нашей яхты было явное оживление - два чужих тендера нарезали круги вокруг нашего "тазика". Подплыв поближе, стала понятна причина такого оживления - шкипер решил, что у него есть возможность спастись из заточения во время нашего отсутствия и стал выть в полный голос. Хорошо, что на голос приплыли парочка итальянцев - больше никого рядом не оказалось. Посему общий язык не был найден. Пакет еды "для собаки" помог прояснить ситуацию - тендеры убрались восвояси. Но в качестве выхода данный вариант нас не устраивал - воющий шкипер мало соответствовал тому образу отдыха, который тщательно лелеялся нами.

Парня выпустили из каюты, дали поесть и торжественно (но с опаской) произвели в шкиперы тендера. С сохранением заработной платы, естественно. И ограниченной свободой передвижения. Для полноты ощущения шкиперу немедля был выдан тендер в сочетании с заданием дойти до берега, купить продуктов и вернуться обратно. Парень помычал, помотал головой, слопал очередную таблетку, забрался в тендер (представляющий собой надувнушку с мотором) и… погреб веслами. При включенном моторе… Так и греб до берега.. нам оставалось только удивляться извивам местной логики, подарившей когда-то миру Аристотеля, Сократа и.. нашего шкипера…

Между тем наш путь лежал на почти самый известный остров Киклад - Миконос. От Афин до него не так уж и далеко - если совсем лениво - пару дней хода, если постараться и выйти пораньше с утра - к вечеру можно уже пытаться швартоваться в марине Миконоса. Известен же остров тем, что представляет из себя нечто вроде Ибицы на греческий лад - тусовки молодежи, безумные девки-тинейджеры со всей Европы с пирсингом, татушками чуть повыше задницы и неизменным гамбургером в руках и максимально привлекательные греческие романтические юноши с гитарами.. Пару раз в толпе меня щипали за задницу. Сперва я решил, что стал безумно привлекательным, но потом понял вдруг, что щипали меня как раз те самые греческие юноши… В первый же вечер нам рассказали про Миконос то, что не упомянуто в туристических проспектах - остров - местная тусовка гомосексуалистов… впрочем, заезжими дамами местное население тоже не всегда брезгует. Местные торговцы сувенирами быстро сообразив, что на псевдосексуальности можно делать деньги, тут же начали продавать статуэтки Зевса и Геракла, явно страдающих хроническим приапизмом, брелки в виде пениса (как с яйцами, так и без), открытки, на которых нанятые актеры изображают все известные позы Камасутры.. но больше всего меня впечатлила открытка с изображением трех мужиков, стыдливо прикрывающих себе одной рукой грудь, второй рукой достоинства чуть пониже брюха - по грациозности поз многие девушки остаются далеко позади… Еще на Миконосе всегда дует ветер, причем настолько сильный, что мотороллер просто сдувает в сторону порывом. Особенно неприятно это ночью, когда ветер усиливается, а от марины до злачных мест центра города не менее 5 километров по холмам и небольшому серпантину. Если проскочить "тусовочный" центр Миконоса, то далее идет тихое и вполне греческое побережье, где запросто можно найти изрядное количество таверн на любой вкус и кошелек.
Пару дней на Миконосе мы выдержали с трудом - отвлекали щипки за задницу и доставал непрерывный ветер, взявший дурную привычку завывать в пустотелом гике на манер работающего передвижного мощного компрессора (по крайней мере мне снилось именно это) - жутко громкий и неприятный звук.

Что мне всегда нравилось в слегка экстремальных ситуациях - это мгновенное сбрасывание разных там условностей. В частности, считается, что швартоваться бок о бок может не более двух яхт.. Были бы вы на Миконосе…. При постоянном и непрекращающемся ветре и полном отсутствии мест в марине уже после 2 часов дня, вновь прибывшие "тазики", ошалевая от условий парковки и полным отсутствием сервиса (вместо заправки и крана с водой - вывеска на заборе, где указан номер телефона заправщика и водоноса), запросто швартуется боками в нестройные ряды от 5 до 10 "тазиков".. При этом хуже всех именно тому, кто заранее занял "теплое" местечко прямо у пирса - народ со всех остальных яхт бродит транзитом непрерывно и постоянно, пачкая палубу днем и спотыкаясь о канаты ночью…

Не дождавшись тряпочников, которые опять взяли дурную привычку не выходить на связь в принципе (что более, чем странно, так как практически все Эгейское море находится в зоне покрытия одной из GSM-сетей), мы решили дойти до турецкого Бодрума, отметиться и потихоньку выбираться в сторону Мальты, ленясь на всех встречных островах…

Утро было замечательным - дул постоянный ровный ветер, причем настолько сильный, что я начал мечтать о тазике с гидравлическим отклонением пера руля - это позволяет двигаться на приличной скорости и с наклоном корпуса яхты без выхода на глиссирование. Шкипер болтался на камбузе, готовя себе некое подобие греческого салата, товарищ, заведомо привязавшись к рейлингу, безмятежно дрых на коврике у мачты… На горизонте появилось небольшое низкое облачко.. я решил изобразить из себя бывалого морского волка, позвал шкипера, ткнул в него пальцем и веско произнес:
- Не нравится мне это облачко!

Надо знать, что в детстве я очень любил читать разных там Жюль Вернов и прочих мореманов, а у них всегда главный герой, сурово хмуря брови и глядя на безоблачное небо, говорит подобную фразу.. после которой и начинается, собственно, самое интересное…

Шкипер долго всматривался в горизонт, кося одним глазом на разлетающийся по камбузу салат, потом явно и окончательно отвлекся, промычал нечто невразумительное и вежливо ушел обратно. Я решил, что местный шкипер явно лучше разбирается в местных метеоусловиях, нежели герои морских романов и совершенно успокоился.

Через час началось.. ну, пусть это и будет самое интересное…

Сначала ветер усилился совсем уж неприлично. Пришлось убирать вначале один парус, потом убирать второй… потом я понял, что под голым такелажем наш тазик очень неплохо передвигается со скоростью в 4-5 узлов… Потом нас начали захлестывать волны, которые мы почему-то обгоняли, вламываясь в них с красивыми брызгами и хрустом.. Мы перебрались на корму, одели спасательные жилеты (!), привязались к яхте (на всякий случай).. Вспомнив все условия штормования, я нашел бухту толстого синтетического троса, привязал его к корме и выбросил за борт… Скорость яхты уменьшилась всего на чуть… Ветер начал срывать пену с верхушек волн. Шкипер молился на камбузе, чем вверг меня в состояние легкого шока - на мой взгляд ничего особенного не происходило, так, дует.. ну и что… Товарищ вдруг побледнел, затосковал и принялся кормить рыбок, перевесившись через борт… Предавался он этому занятию весьма продолжительно время. Глядя на него, и у меня начала появляться мысль заняться кормежкой морских тварей. Надо было срочно прекращать подобные мысли.

- А представь себе загорелую блондинку, привязанную к мачте… , - я пытался задеть за самое живое, все же неделя в море дает о себе знать чувствительному мужскому организму..
- Ага.. И блевать в одно ведро с ней… , - товарищ явно настроился на свою волну…

После такого заявления я отбросил всяческие сомнения, сдался и присоединился к своему спутнику…

Не буду в подробностях рассказывать, как мы отштормовали до вечера, как мы порвали все паруса, которые у нас еще оставались к тому времени ( генуя и спинакер, который просто нечаянно привязали не к той лебедке), как при особенно славном порыве у нас лопнули почти все шкоты, леера и прочая фигня, названия которой я уже и не упомню.. До Бодрума мы не дошли… На Патмосе нам поменяли все оборванное, залатали порванное, наконец-то избавили от присутствия шкипера и оставили в покое. Погода была замечательная.

Мы для разнообразия переселились на время ремонта в гостиницу на берегу, взяли напрокат машину с кондиционером (излишне упоминать, что в номерах кондиционер был круглосуточно включен на полную мощность), объездили весь остров за день, на второй день попытались понырять в округе при помощи местного дайв-центра, на третий день, проспав до обеда, мы все же исполнились решимости дозвониться до тряпочников - все же неделя - явно достаточный срок, чтобы успеть выйти из любого запоя, включая сексуальный, не говоря уже о прочих..

Расположившись в тени на веранде и снисходительно поглядывая на немногочисленных туристов, стремящихся занять места получше на пляже и поплескаться в море, мы начали старательно обзванивать все марины и уточнять, нет ли среди прочих, нормальных клиентов, трех полусумасшедших русских. Персонал марин на удивление отзывчиво относился к нашим просьбам, просматривал списки но поиски были безуспешны. Русских было полно, но все они были не те…

Через пару часов наш пыл угас. Жара в полдень на островах в августе неимоверная. Все замирает, даже туристы переползают с пляжа в гостиничные номера и пытаются остыть. Мы решили следовать местной привычке - 100 грамм узо в большой бокал, оставшееся место забить льдом, взболтать и пить мелкими и нечастыми глотками. К вечеру, после трех стаканов подобного "молока" (узо при добавлении пресной воды сразу мутнеет и больше похоже на разбавленное молоко) гарантируется общая леность, спокойствие во взоре и полное умиротворение. На пятый день пребывания с нами начали здороваться местные аборигены, причем делая это с явным уважением в голосе, в таверне напротив уже знали, что сначала мы чуть пьем, после требуем осьминогов без масла на гриле.. кофе по-гречески нам приносили уже без напоминания. Причина уважения выяснилась случайно - наша хозяйка, неплохо болтающая по-английски, рассказала нам, что любой приезжий, не пытающийся обуглиться старательно на пляже в течение недели-другой производит впечатление человека правильного, основательного и почти родственника - раз уж он на море тоже смотреть уже не может и отлеживается день деньской в тенечке с сигарой в зубах и чем-нить алкогольным в руках.

Между тем судьба тряпочников начала беспокоить нас уже всерьез. Мы даже нашли в себе силы добраться до легкого подобия Интернет-кафе и забраться в ящик. В ящике было письмо от наших коллег-тряпочников. Письмо было кратким. Оно даже больше напоминало не письмо, а старый еврейский анекдот про короткую телеграмму: "Изя все!". Текст гласил: "Мы на "даче Посейдона". Передвигаться не можем. Всю связь утопили. Все в порядке. Ждем вас до победного конца. ". Смущало только вот это самое, явно вырывающееся из общего контекста "все в порядке".. Но делать было нечего. После краткого спора относительно географического термина "дача Посейдона" (я утверждал, что так деликатно тряпочники подразумевают, что все утонуло, только они и выжили, товарищ утверждал, что имеется ввиду развалины храма Посейдона невдалеке от Афин) мы взяли курс на Афины - в моем варианте было совсем непонятно, куда же нам плыть…

К вечеру все выяснилось. Еще на подходе, позвонив в марину, я понял, что наши команды явно скоро объединятся - шеф марины не сразу, но вспомнил о двух русских, посадивших во время недавнего шторма свою лодку на отмель, в результате чего обе рулевые колонки были оторваны, а судно доставлено в доки для ремонта… После сверки регистрационных номеров отпали последние сомнения - "дача Посейдона" оказалась явно из моего мрачного варианта…

По тому, как подобострастно вся команда тряпочников ловила швартовы, как старательно и натужно улыбалась, я предположил, что дело не ограничивается двумя рулевыми колонками… и, к сожалению, оказался прав…

История, изложенная вначале слегка виноватыми голосами, потом слегка пьяными, потом уже было не очень понятно, кто именно и что рассказывает, выглядела приблизительно так:

- Торчим на якоре, ждем человека, он за едой на остров поплыл… тут объявляют штормовое предупреждение на вечер. Время - обеденное… Думаем - успеем. Пока думали - ветерок начал раздувать.. ждем человека с едой…
- А я плыву-плыву, ветер в морду, волна, всю надувнушку залило уже, я вычерпывать воду не успеваю, - это уже человек, посланный за едой, - понимаю, что не тяну против ветра на этом моторчике, сдувает меня в открытое море.. а я только в плавках…
- А мы его ждали-ждали, потом видим, что он от нас плывет, сейчас на скалы попадет и волна прибойная… решили с якоря сняться, догнать, пока можно…
- Я им руками машу - не плывите сюда, мелко тут, я уже всю лодку и задницу об камни изрезал, а они и не смотрят…
- А кто знал, что там так мелко, - сокрушается капитан тряпочников.

Из дальнейшей бессвязной беседы выяснилось, что спасение жратвы (в первую очередь) и товарища с лодкой (во вторую) прошло бы намеченным планом, если бы не отмель, на которой остались оба винта…
- А тут ветер начался.. нас на скалы понесло… ну мы документы в зубы, деньги там, ключи от двигателей.. все задраили и в воду прыгнули…

Вечером разлохмаченный остов нашего моторного тазика, валяющийся на боку в техзоне марины, впечатлил даже меня - фактически от яхты остался только пластик и железяки - остальное тщательно было отмыто морской водой и песком, невесть откуда взявшимся на скалистой отмели… Денег, вырученных от продажи остатков хватило ровно на то, чтобы оплатить чартер парусного тазика за все лето, но не более…

Через месяц, дойдя таки до Мальты и благополучно вернувшись в Бари (Италия), мы улетели налегке в Москву.

Еще через месяц, разобравшись в персональной ответственности по "русской страховке", мы собрались в очередной раз в "Буревестнике", с презрением поглядывая на соседние, отливающие глянцем под осенним московским дождем, тазики. Больше всех презрительности было накоплено у капитана тряпочников. Для себя было решено, что тазики с моторами - это не яхтинг, а покатушки выходного дня… Тут же был забронирован на следующее лето большой парусный катамаран в почти уже родной Италии. На доску объявлений было вывешено: "Очень быстрая и комфортная лодка с сауной, местом у причала и почти непьющим наемным капитаном ищет нового хозяина за совсем уж смешные деньги".

Когда я, повесив объявление, вернулся в кают-компанию, за столом прямо на декоративном глобусе черным фломастером была начерчена линия, берущая начало в районе Эквадора и пытающаяся закончиться где-то в районе Фиджи.. Капитан тряпочников, несколько горячась, вещал:

- Подумаешь, 12 тысяч морских миль… Жратвы возьмем поменьше, за полтора-два месяца вполне управимся… Я еще опреснитель у себя с танкера свистну на время - 100 литров воды в сутки от солнечной энергии.. подумаешь, проблема… мыться можно и соленой..
- А можно я жену возьму? - вопрошал мой товарищ по плаванию, настрадавшийся по самое немогу и забывший уже процесс кормления рыбок в безобидном Эгейском море.
- Жену - нельзя! - сурово ответствовали ему почти все хором, - это ты, значит, будешь жаться в каюте, а мы паруса тянуть?
- Она готовить умеет! - давил товарищ…
- Женщина на корабле - к беде! - поставил точку в затянувшемся споре капитан-тряпочник.

Москва-Бари-Афины-Москва. 2004

часть первая >>>

Материал подготовил Ян Мартин (ноябрь 2006 г.)

Обсудить на форуме PhotoLine