ФотоЛайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии  

Смерть под парусом, он же арест под двигателем
или некоторые особенности русского яхтинга.

 

Владельцев яхт никому не жалко.
Старая английская поговорка.


Лето 2004 года обещало быть никаким. После очередной пьянки в каюте "тазика", стоящего в ангаре яхт-клуба "Буревестник" в апреле, поскальзываясь на обледенелом пластике палубы и матерно выражаясь при каждом удобном случае, было решено провести лето особым образом, приобщившись заодно к такому приятному времяпровождению, как яхтинг. Имелся в виду настоящий яхтинг, а не бесконечный тюнинг итальянских моторных яхт, выражающийся в непременном отключении системы кондиционирования кают и установке микро-сауны (иначе на Ладоге можно просто не выжить). Да и путешествовать на скорости 10 миль в час по системе каналов и шлюзов по неделям оказалось весьма опасно для печени путешествующих, о чем говорил весь опыт прошлого сезона. Тут же, на больную голову, было принято решение за лето освоить хотя бы Средиземное море (на Черном, ввиду отсутствия мало-мальски цивилизованного сервиса, получился бы опять ладожский экстрим).

Воображение уже начало рисовать лазурные воды, купания ранним утром, прибрежные ресторанчики, шампанское у носового рейлинга и прочие прелести. Чартер был отметен сразу же, как недостойный способ решения проблемы, в результате чего в очень краткие сроки (2 дня) в начале мая был куплен "тазик" 40 футов, без флайбриджа и прочих излишеств, с двумя дизельными движками по 350 лошадей каждый, с 3 каютами, находящийся в приличном состоянии (всего 300 моточасов), зарегистрированный под флагом штата Делавэр и даже не ворованный (что часто встречается как в Италии, так и в близлежащих странах).

Забирать катер (многие назовут это чудо техники моторной яхтой, но мы называли это "тазиком", так привычнее) пришлось в Италии, г. Бари. Параллельно, учитывая разделившиеся мнения, вторая часть участников мероприятия грузилась в арендованную на все лето парусную 46-футовую яхту (некоторые до сих пор брезгуют моторами, предпочитая комфорт романтике). Буквально через 3 дня, разобравшись в управлении, оформив все необходимые документы и забив холодильники продуктами, мы взяли курс на побережье бывшей Югославии, а именно Черногории, тем более что до ближайшего порта было всего 120 миль. Утренний переход по спокойному морю на автопилоте - и мы уже швартуемся в порту г.Бар (не Бари). Ассортимент стоящих у причала судов предполагал наличие как сервиса, так и заправки. С этого момента наше летнее путешествие можно было считать начавшимся.

На следующий день, ближе к обеду, когда мы успели отдохнуть, выспаться, позавтракать и совершить вылазку в город (для чего был специально еще в Италии прикуплен старый маленький мотороллер), относительную тишину марины огласил через специально включенный канал VHF радостный групповой вопль "тряпочников" (мы, по оговоренной классификации оказались "кочегарами"). Остаток дня ушел на установку нормальных средств связи, навигации и приход тряпочников в себя после длинного штилевания в прибрежных водах Италии. По их собственному признанию оказалось, что практически весь путь они проделали на моторе, т.к. ветер, если и был, дул совершенно не в ту сторону. Счет стал 1:0 в пользу "кочегаров".

Небольшое отступление.

В качестве некоторого отступления и понимания мотивов, двигавших всей нашей разношерстной компанией в составе целых 5 человек (3 человека на парусной яхте, 2 на моторной). Исключительно мужская компания, женский материал было решено прихватывать по мере необходимости по дороге (все большие романтики уверяли, что, проходя на яхте мимо любого средиземноморского пляжа придется багром отбиваться от особей женского пола, желающих взобраться на борт).

В глубоком (или не очень) детстве многие из нас зачитывались (или задумывались) о том, что как же это здорово - путешествовать по морям и океанам, смотреть страны, пить ром на палубе (ну или где там его обычно пьют), нырять за сокровищами и прочая. Наиболее раскованные (обычно те, кто не ходил в детский сад, а воспитывался бабушкой или вообще не воспитывался) грезили абордажами, красотками, пиастрами, в худшем случае попугаями на плече. Самые прагматичные из вышеуказанных пытались совместить полезное с приятным, посвящая свою жизнь морю (и это - не фигура речи), пройдя мореходку и став помощником капитана дальнего плавания. Хотя по разным причинам (мотивам) можно было угодить в капитаны совсем ближнего плавания, и ходить исключительно по маршруту "Речной порт" - "Пляж Лесной".
Из пяти трое в детстве ни о чем таком не задумывались, посему были списаны автоматически в палубную команду (конец подать, багром потолкаться, кранец подвесить в нужное место, палубу вымыть и вообще быть на подхвате). Двое же прошли часть пути моремана - только один стал любителем (т.е. я), а второй стал профессионалом - именно он и предводительствовал командой тряпочников на парусной яхте. Меня же от судьбы профессионального моряка спасла мама - к тому времени, когда я уже успел объявить, что в питерской мореходке меня ждут с распростертыми объятиями и родительские мнения по этому поводу меня мало волнуют (вспомните себя в 17 лет, выпускной класс, впереди вся жизнь, а тут "шнурки" пытаются учить жизни и не помогают материально), она предприняла гениальный контрманевр. На мою просьбу выдать мне в очередной раз ключи от дачи для подготовки к экзаменам с очередной одноклассницей, вместо ожидаемых ключей (никогда отказа не было) мне очень сурово сказали, что раз я хочу стать настоящим моряком, то мне, помимо хорошего здоровья, надо научиться еще и сдерживать свои половые инстинкты. В среднем на 5-6 месяцев. На корабле-то особо не разгуляешься… Выдержал я тогда неделю и ясно осознал, что моряком мне не быть…. Так и осталась мечта, реализовавшаяся в виде пластикового "корыта" у причала в "Буревестнике" со стоимостью месячной стоянки абсолютно равнозначной месячной же зарплате капитана дальнего плавания…
Надо понимать, что практически ни у кого из нас не было даже малейшего опыта вождения судов в открытом море. Да и международных сертификатов на подобное действо тоже не было, включая опытнейшего профессионального помощника капитана, который мог посчитать карго (или нетто, я так и не понял, в чем разница), но понятия не имевшего, где находится топливная горловина мотора на паруснике (боюсь, он даже не подозревал вообще о наличии мотора, как такового). Зато как он знал международный радиокод! Оказывается, фраза "Браво танго, браво" означает совсем не то, что я думал, а всего лишь начало регистрационного номера BTB1233.
Тем интереснее было все это попробовать в действии. Возможно, некоторые из тех, кто сумеет прочесть этот опус, нервно пожмут плечами, скажет емко: "Во мудаки!"


И будет совершенно прав, потому что только в Москве существует пару десятков школ для яхтсменов, где можно пройти обучение, научиться отличать маяк от Полярной звезды с закрытыми глазами и даже понимать, что с палубы виден горизонт на расстоянии 3.44 морской мили, а если предмет на горизонте выше уровня воды, то и расстояние становится больше, для выяснения которого применяется простой подсчет на инженером калькуляторе.

Но во-первых подобная школа требует времени (от полугода до года, учитывая выезд на практику и прочая), во-вторых все участники видели руководство к управлению моторной (парусной) яхтой - 30 страничек, из которых половина - уверения, что корпус соответствует нужным стандартам качества. " У меня к телевизору инструкция толще будет": с уверенностью высказался один из полных чайников, что и решило исход дела. Ну а профессионалу вообще было не с руки признаваться, что все это очень серьезно - он супертанкером командует, а тут шлюпка какая-то, не более… Опыт по швартовке у меня наличествовал (подумаешь, пару раз чуть причал не снесли), так что говорить больше было не о чем.
Но мы решили не рисковать. В качестве уменьшения риска были установлены новейшие картографические плоттеры со спутниковой навигацией, дизель-генератор (на паруснике и так был), закупили пару десятков комплектов постельного белья (дабы не стирать постоянно), кто-то приволок 2 ящика с шампанским (поделено поровну). От радаров было решено отказаться по причине того, что ночью надо спать, а не болтаться в море. В "тазик с мотором" был установлен дополнительный бак на полтонны дизеля (мало ли что) и носовое подруливающее устройство. Для уменьшения того же риска в Италии были за 460 евро куплены 2 шкиперских сертификата (за что люблю Италию - как дома, только не доллары, а евро… ). Один на меня, второй на профессионала. Там же на ноутбуке были сделаны два путевых листа (crew list) по маршруту Италия - Черногория - Хорватия - Италия - Греция - Италия. Несмотря на легкий мандраж, эти бумажки были пропущены как местным управлением порта, так и погранслужбой.

Но пора вернуться к собственно канве повествования.

Часть Первая.

Хорватия - Черногория.

Первый морской переход ознаменовался пониманием того, что в каждой стране нам теперь будут за сумму в среднем в 500 евро продавать сертификаты судоводителей, не признавая выданные в соседней (другой) стране, используя их при этом в качестве мотивации при выдаче нового. И в каждой стране нас будут страховать (всего за 100 евро) и разрешать плавать в своих территориальных водах (в среднем 300 евро). Все цены годовые, но сезон-то реально 3-4 месяца…

На третий день, когда у всех участников при выходе на сушу стали появляться все признаки морского волка - широко расставленные ноги и походка "враскачку", мы отправились далее - в Будву. Там, периодически совершая вылазки в море на рыбалку, совершенствуя стиль швартовки кормой между "Першингом 76" (около 4 миллионов евро) и "Доминатором 66" (всего 2 миллиона) (где еще вас будет швартовать парочка миллионеров, стоя на борту своей яхты, заботливо таская собственные кранцы и вежливо советуя, каким движком куда надо рулить и когда сбрасывать газ), пробуя местное мясо, рыбу, вино, виноградную водку и туристок… 2 недели пролетело незаметно. Все загорели, нас начали узнавать местные официанты, даже появился один разгневанный муж, узревший на фото свою благоверную в уютной компании… Решено было идти далее, в Хорватию.


Остров Хвар.

Горы

Процедура прохождения морских границ умиляет своей простотой и прозрачностью. Занимает этот процесс 15 минут (особенно, если у вас есть все документы, страховки и разрешения). Вам ставят печать в путевой лист, отмечают паспорта (только при въезде) и если таможеннику совсем нечего делать, то он спрашивает относительно оружия и наркотиков. На соответствие людей и паспортов никто не обращает никакого внимания. Переход из Черногории в Хорватию занял у "кочегаров" ночь, у "тряпочников" всего четыре часа. Просто начало штормить, а что такое прогноз погоды я узнал только лишь после этого случая… в результате пришлось, задраив все, что можно и включив двигатели почти на холостой ход тихонько дрейфовать в нужную сторону, пытаясь двигаться навстречу волнам. Отдаю должное второму члену экипажа - во время того, как я, больно ударяясь периодически коленями о край кресла, вглядывался попеременно то в море, то в монитор GPS и отплевывался от соленых брызг, он спокойно, невзирая на качку, невозмутимо дрых в каюте. Впечатления от этой ночи остались надолго - особенно мне запомнилось, как я, подходя уже фактически к берегу Хорватии в полной темноте и ветре в спину на малом ходу вдруг в метрах 20 впереди увидел неосвещенный стационарный бакен, обозначающий мель - на GPS это тоже было обозначено, но углядеть маленькие крестики, обозначающие подводные камни, опасные для судоходства, было очень тяжело. Спас полный реверс, хотя кормой была поймана очень приличная волна, аккуратно прокатившаяся по всему "тазику" и промочившая меня окончательно. В момент моего маневра спутник почему-то проснулся - он потом убеждал меня, что все бы ничего, но чайник, свалившийся на голову - это чересчур… правда, я ему не очень верю - спал он в кормовой каюте, чайник был в центральной.. лететь ему было бы далековато.

При выходе из пограничного порта вам обычно сообщают, где именно надо проходить погранконтроль в соседней стране. Заходить ночью в Зеленику - маленькую бухту - можно, но лучше этого не делать с непривычки… Таможни и прочие официальные организации работают с 7 утра до 7 вечера. Уже светало, пока мы швартовались к трем погонным метрам таможенной пристани - пару часов пролетели вообще незаметно. Первое, с чего начался разговор в управлении порта - проводил его очень солидный и пожилой капитан (или кто он там, но галунов у него, скажу я вам….).
- При входе в бухту вы нарушили правило скорости передвижения - 5 миль в час.
- Вы уверены? (это я, офигевая, т.к. я не видел ничего вообще, было темно, лил дождь и в результате мы встали на якорь, спустили тендер и таким образом оказались на берегу)
- Конечно! Поэтому я вас оштрафую, но лицензии шкипера лишать не буду… на 300 евро!

Я рассудил, что проще заплатить сейчас, чем опять искать того, кто сделает мне в Хорватии лицензию шкипера… Процедура оплаты не отличается в Хорватии особенной простотой. Изначально нужны местные деньги. Кредитные карточки в управлении порта не берут. Для этого надо смотаться за пару кварталов в банк, затем где-то в том же районе зайти на почту, оплатить там пару квитанций и вернуться в порт с запасом местных денег. Там можно оплатить часть сумм, показав на остальные квитанции. Оплатив страховку и право на плавание в водах, мы благополучно сумели привязаться к чьему-то буйку (у полицейского причала стоять нельзя, а мест в маленькой бухте Зеленики очень мало) и устроили нескромный завтрак прямо на набережной - за ночь моря с меня было достаточно. Тряпочники, выйдя загодя, успели попасть в гостеприимную Хорватию еще вечером, так что завтракали мы в тесной, но полной компании… увы, почти в последний раз.

К вечеру я успел понять, что 3 человека на соседнем судне - совершенно неуправляемая команда, т.к. при идеальном море - ни ветерка, гладь, тишь, солнышко светит, можно включать двигатели на полный ход - короче, самое время для продолжения путешествия, эти "настоящие романтики" предпочитают сидеть на борту, плевать в небо и ждать прогноза погоды с ветром…. Потому как, видите ли, их не устраивает скорость передвижения под мотором (узлов 7-10, если разогнаться). Впрочем, их мотивацию можно понять.

В результате недолгой, но весьма бурной дискуссии было принято силовое решение разделиться. Тряпочники остались в бухте расслабляться и ждать попутного ветра, а мы, пользуясь абсолютным штилем, пошли дальше.
Полюбовавшись на Дубровник со стороны моря, показав парочку не очень приличных жестов пассажирам судна ClubMed, торчащим непрерывно в бухте Дубровника, прошли по близлежащим островам, искупались, перекусили и решили двинуться на ночлег, тем более, что уже вечерело и поднимался достаточно сильный ветер. Мы выбрали на GPS самую крупную марину (в мелких не очень удобно, воды нет, электричества тоже, швартовка не очень удобная) и двинули в нее на полном ходу. Процедура захода в марину незначительно отличается в зависимости от номера УКВ-канала (обычно 18-ый) - при заходе вы пытаетесь объясниться с персоналом, а они уж указывают, куда именно нужно швартоваться… Пока мы дошли до марины, стемнело окончательно. Диалог по рации не принес удовлетворения, потому как все 800 (!) швартовочных мест оказались забиты и все, что нам могли предложить - якорную стоянку. Звучит это красиво, но означает, что ни электричества, ни воды ни надежной привязи не будет. Под усиливающимся ветром я выбрал местечко подальше от остальных участников, вытравил метров 20 якорной цепи (на всякий случай, чтобы держал) и полез мыться в каюту… Товарищ тем временем, тщательно целясь, разливал джин в стаканы. Через 10 минут в душ мне вежливо постучали:
- Там у тебя на приборной доске что-то истошно пищит…
- Ну так выключи приборную доску!

Котор
Котор
Котор
Котор

Смыв соль с себя и кормы катера (иначе прислониться было просто невозможно) я цапнул стакан джина пополнее и выбрался на палубу. Мимо нас спокойно проплывало нечто темное и с мачтой..
- Надо же, без света плывут, и как бесшумно..

Тут до меня дошло, что это плывут не мимо меня, а я плыву вместе со своим замечательным якорем, двадцатью метрами якорной цепи, а на приборной доске мог пищать только GPS, который в режиме якорной стоянки начинает орать при сдвиге на 5 метров в сторону.. Ветер был такой, что нас просто сдувало вместе с якорем, медленно, но с уверенностью. После очень краткого совещания, проходившего исключительно с использованием неформальной лексики и сомнением в умственной полноценности поочередно каждого из членов экипажа, было принято единственно правильное решение: привязаться к кому-нибудь, а там видно будет - сил подруливать всю ночь двигателями, равно как и энтузиазма для этого занятия не наблюдалось. Мы нашли полупроржавевшую стальную яхту почти без такелажа, пришвартованную в самом дальнем углу марины, аккуратно развесили транцы, принайтовались к ней канатами намертво, допили джин и спокойно уснули. Ранним утром нас разбудили, конечно же, сотрудники марины, которым было глубоко плевать, к чему мы привязались и зачем, но 5 евро с погонного метра за швартовку мы оплатить были обязаны. За хорошее поведение нас даже перепарковали в приличное место, куда можно было подключить кабель, залиться водой и вообще почувствовать себя человеком.

Учитывая 200 моточасов, было решено сделать текущее обслуживание двигателей, поменять пару помп, фильтры и прочую мелочь. Кроме того, еще в Черногории в процессе маневрирования в полубессознательном состоянии (бутылка виски на жаре на голодный желудок) было оторвано крепление одной из транцевых плит, представляющее из себя пластиковую защелку специальной формы. Тут и началось самое интересное.

Я и ранее читал во многих местах, что Югославия в целом славилась, как страна национальных особенностей. Но я никогда не думал, что мне придется обогатить знаниями этих деталей собственный опыт. Но пришлось. Все началось с вызова механика. Механик проявил чудеса ловкости, сотворил список всех необходимых деталей, после чего пропал на 2 дня. Мы, утомленные солнцем и неплохим белым вином, которое очень хорошо шло вместо обычной воды и в тех же количествах, сумели отловить его только на третий день. Тут выяснилось, что фильтры он поменял… масло тоже. Но так как охлаждающей жидкости у него не было, он налил воды. А так как пластиковой детали у него тоже не было, то он ее сделал. Из металлического профиля. Который уже успел проржаветь еще до того, как попал в соленую морскую воду… Но все это были мелочи….

На опыте выяснилось, что женский коллектив, непрерывно тусующийся в маринах, на "тазики" любых размеров, но не достигающих 30 метров и без собственного повара со стюардом на борту просто не обращает внимания - приелись. Какова же была радость моего товарища, который по пути в супермаркет сумел пообщаться и взять телефоны у двух итальянок, находящимися в свободном плавании с папой и братом. Которые только и ждали момента, когда можно свалить со своей опостылевшей (по их собственному признанию) парусной яхте и поспать на нормальной кровати и в каюте с кондиционером. Мы договорились созвониться сразу же по прибытию их яхты в любую из марин, постояли на причале, размахивая бутылкой шампанского, откупоренного по случаю краткосрочного расставания… и тут мы вспомнили, что записанные телефоны остались на уходящей яхте… а свои мы не оставили…потому что выключили еще изначально, дабы не отвлекаться на разные мелочи. Надо понять, отчаяние какого рода охватило нас…. Домчавшись до "тазика" по пирсу, мы увидели невозмутимого механика, ковыряющего что-то в моторе. Срочный выход явно откладывался. В этот момент наш взгляд остановился на резиновой надувной двухметровой лодке с подвесным мотором. Она болталась на привязи около нашего пирса все это время, в ней было полно дождевой воды, но мотор завелся сразу же. С трудом разместившись вдвоем по бортам, мы рванули вдогонку за яхтой с итальянками. Через полчаса, очень довольные своей находчивостью, мы уже привязывали нашу спасительницу обратно к пирсу. С пирса за нами задумчиво наблюдали двое мужиков. Один из них вдруг достал фотоаппарат со вспышкой и сфотографировал нас. Естественно, мы не обратили на это никакого внимания.

На следующее утро было решено двинуться на встречу с итальянками. Мы рассчитались за стоянку, заправились и вышли из марины. Двигатели упорно не желали набирать максимальные обороты, на глиссирование мы выйти тоже не смогли, посему пришлось опять разворачиваться и возвращаться в марину на предмет выяснения что именно сломал механик во время технического обслуживания. Навстречу из марины нам вышел катер в полицейской раскраске, подошел к нам поближе, описал дугу, включил мигалку и попросил пришвартоваться по громкой связи. Мы, старательно матерясь и обходя полицейский катер, который мешал войти в марину, вернулись на свое место. Швартоваться нам помогали парочка смутно знакомых мужиков, в одном из которых я опознал давнишнего фотографа-любителя. Второй тут же попросил регистрационные документы на яхту, просмотрел их, почесался, достал фотографию, где мы были запечатлены во всей красе в момент привязи надувной лодки к пирсу и поинтересовался, мы ли это на фото… На фото были конечно же мы, о чем и известили незамедлительно всех желающих, перемежая это сообщение матом в адрес механика, который (как выяснилось) забыл натянуть приводной ремень компрессора. Мужик спрятал фото, показал жетон из под майки и очень вежливо попросил нас обоих прямо сейчас проехать с ним в полицию, так как эта лодка, на которой мы плавали, оказалась ворованной, есть заявление… и недоразумение надо срочно разрешить, дав пояснения, желательно в письменном виде. Он нас даже готов отвезти на своей машине в полицию и вернуть обратно, займет это всего час, за это время нам сделают необходимый ремонт.

И мы оба, как последние идиоты, поверив полицейскому (!) (ну как же, Европа ведь почти, Хорватия…) в плавках и шлепанцах, не прихватив даже футболки, сели в машину и поехали в полицию. Там моего товарища усадили на стул в коридоре, а меня завели в комнату, предложили чаю, попросили подождать буквально 10 минут и все это время развлекали рассказами о буднях хорватской полиции. Через 10 минут спектакль закончился. В кабинет вошел мужик в штатском, посмотрел на меня, расписался в какой-то бумажке, подсунутой ему моим провожатым, спросил у меня, какой язык для меня родной, вызвал переводчика и спросил:
- А куда подевали наручники?
- Какие наручники?
- Как, вас привезли сюда без наручников? (безмерное удивление)

Я повеселился, рассказал ему про недоразумение с лодкой, попросил его взять у меня объяснение по-английски, так как времени на переводчика у меня нет, собственно… Тут вошел переводчик. По-русски он учился говорить очень давно, настолько давно, что уже успел все позабыть. Но его словарного запаса хватило на извинения, так как он, мол, работает сейчас учителем в школе, но раньше… Я плюнул на формальности, тем более, что хорватский язык более-менее понимал, а тут еще и английский в помощь… Но первый вопрос меня озадачил всерьез:
- Понимаете ли вы, что можете отказаться от дачи показаний без адвоката?
- Какого адвоката?
- Ну вы же арестованы по обвинению в краже надувной лодки с мотором. Вот и заявление имеется! - тут он показал мне бумажку на хорватском… Все совпадает, и номер мотора, и номер лодки…..
- Я арестован???!!!
- Конечно… и ваш товарищ тоже. Его уже допрашивают и он дает показания….
Менты одинаковы во всех странах….Я растерялся. После чего потребовал адвоката и консула. Следователь (а это был именно следователь) удивился еще раз:
- Вы хотите, чтобы я известил о вашем аресте русского консула?
- Не только известили, но и вызвали сюда. Иначе я не буду давать никаких показаний! (это я фильмов насмотрелся, видать…)

Все присутствующие пожали плечами, посмотрели на меня с сожалением, следователь куда-то позвонил, побеседовал, после чего сказал, что консул приехать не может - 2 часа на самолете - это очень далеко, но если у меня есть деньги, я могу нанять адвоката и переводчика.

- Хотя не советую тратить деньги, сидеть вам еще долго, деньги пригодятся во время отбывания срока….

К вечеру мы подружились (насколько это возможно в данной ситуации) со следователем. Он честно сказал нам, что проще признать себя виновными в краже лодки (есть доказательство того, что мы были в ней), кроме того вот, в газете напечатали новости, почитайте… В колонке вечерних новостей было написано: " В территориальных водах Хорватии в результате блестяще проведенной полицейской операции, после непродолжительной погони без единого выстрела были задержаны двое русских туристов, плывущих на пропавшей позавчера двухметровой надувной лодке с подвесным мотором в сторону Италии". И если мы признаем себя виновными, то завтра утром суд вынесет приговор, дадут нам условный срок или депортируют из страны. И все.

На наши все еще веселые возражения (никак не хотелось верить, что все это всерьез и надолго), мотивируемые тем, что мы вдвоем на надувной лодке не поместимся, не то что до Италии доплывем, следователь весело отвечал: "А полиции уже премию выдали за ваше задержание!". Через 6 часов, под вечер (мы все еще сидели на стульях и изнывали от жары) пришел наш адвокат. В шлепанцах на босу ногу, но в брюках и рубашке с галстуком. Выслушал, предупредил, что возьмет по 2 тысяче евро за каждого (сегодня он работает с нами и завтра на суде еще надо будет), сказал, что все будет в порядке и ушел. Вечерело. Хотелось есть. Хотелось в душ. И вообще много чего хотелось после того, как пришлось провести в полиции на стульях целых день. Но выпустить нас до утра никто не захотел. Даже под залог документов на яхту, паспортов и денег (предлагали 20.000 евро). Закон гласил, что мы обязаны провести ночь перед судом в полиции. Мне уже было все равно, я хотел добраться до нар, переночевать, утром заплатить адвокату и уйти из этой замечательной страны куда подальше. Вместо камеры нас отвели в комнату, где стояли два десятка механических пишущих машинок и столько же колченогих стульев, посадили полицейского и сказали, что ночевать мы будем именно тут, так как камер в полиции нет вообще, а в тюрьму мы попадем только завтра, после суда…

- А поесть?
- Если у вас есть деньги, то мы можем заказать для вас пиццу по телефону…

И тут нас прорвало. Именно пицца явилась поворотным моментом. Мой товарищ, брезгливо улыбаясь, сообщил следователю, что пиццей он может кормить свою собаку, но общество охраны животных в приличных странах не должно допускать подобных издевательств над животными. Следователь растерялся…
- И что же вы хотите на ужин?
- Морепродукты на гриле без масла, отварные овощи, бутылку … нет, две бутылки белого вина, желательно не местного. И еще, раз уж нам можно тут курить, пусть кто-нибудь привезет десяток сигар….

Бедный хорват молчал почти минуту. По нам было видно, что все сказанное - отнюдь не шутка. Он вздохнул, позвонил нашему адвокату, называя его запросто, по-семейному - Ваней (оказалось, что адвокат женат на сестре следователя) и сообщил, что эти двое русских воров требуют ужина из ресторана. И что он этого сделать не может, но наша наглость ему нравится, посему пусть адвокат звонит в ресторан и заказывает нам ужин в полицию, иначе мы сможем пожаловаться на жестокое обращение, а это никому не нужно. Через минут 40 в нашу импровизированную камеру (которая оказалась просто дежуркой, в которой полицейские писали отчеты при сдаче смены) вошел адвокат, позади него с тележкой шел официант, на тележке было все заказанное, кроме вина. Вместо вина была упаковка пива… Пожалуй, это был самый приятный момент во всей истории. Мы, аппетитно жуя и запивая все пивом, ели свой ужин, параллельно, в этой же комнате, десяток полицейских, сглатывая слюну, печатали на машинках отчеты, чуть в стороне стоял официант из ресторана, подливая нам пиво в бокалы и проверяя, достаточно ли горяч чай в термосе… Но мы были все еще под арестом, спать нам по-прежнему было негде…

К трем часам ночи, когда все отчеты были написаны, свет наконец-то был выключен и нас оставили в покое, предварительно заперев дверь, но забыв запереть окно, выходящее в соседний двор, я нашел в ящике стола пистолет CZ с двумя полными обоймами (после дежурства полицейские складывали оружие в ящик, который даже не закрывался). Тут мы искренне начали сожалеть, что не являемся настоящими преступниками. В четыре утра нас разбудили (спать пришлось на столах, сбросив пишущие машинки на пол), отвели к криминалисту, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, откатали дактилоскопическую карту для Интерпола и опять отпустили.

Можно представить себе наше состояние, когда в 7 утра мы оказались в здании суда, перед судьей, адвокатом и парочкой полицейских…. Я уже перестал верить в нелепую ошибку, абсурд происходящего сглаживался кошмарной ночью, тем более, что судья принял с легкостью наш протест против творящегося произвола и сказал, что во всем разберемся…
К 9 утра все закончилось. Мы с адвокатом сидели в кафе, завтракали и все было хорошо.
- Сейчас вы должны мне заплатить, но прежде мы должны обсудить дальнейшую линию защиты.
- Мы сейчас зайдем лучше в полицию, заберем документы и уедем.
- Это тоже возможно. Вас будут искать в течение 5 лет, а потом, за давностью, я сумею закрыть дело. И недорого - всего тысяч 10-15…

Тут мы проснулись сразу. Выяснилось, что так как мы отрицаем вину, судья назначил расследование. Займет оно всего месяца 2-3, максимум полгода. Пока что мы отпущены под подписку о невыезде, документы наши остаются в полиции, есть шансы, что мы сумеем выиграть дело…. Мрачно мы смотрели на адвоката. Он засмущался и сказал, что понимает, как дорого нам обходятся его услуги, поэтому он возьмет с нас всего лишь 8 тысяч сразу и 8 потом, по завершению дела. Как будто бы нас не двое, а всего один обвиняемый. Тем более, что обвинения смехотворны. Подумаешь, нас видели в лодке, которая была ворованной - ему всего лишь надо найти свидетеля, который покажет на суде, что видел и других людей, садящихся в эту лодку… Но есть варианты - мы признаем свою вину, нам дают максимум год условно и мы продолжаем наше путешествие…. Это можно устроить буквально за один день, если мы спешим. В тюрьму нас не посадят, это он гарантирует.

Уточнив, необходимо ли наше присутствие во время расследования и заплатив адвокату положенное, мы решили продолжить путешествие, а там видно будет… Взваливать вину на себя просто так очень не хотелось. Следующее утро застало нас в открытом море на полдороги к Сплиту, без документов и паспортов но с бумажкой из полиции, которую нужно было показывать в случае чего… Все происходящее начало понемногу забываться. Я даже нашел в себе силы пошутить, что за 10К евро можно было не только взять телефоны у двух итальянок, ждущих нас в паре часов хода, но и совершить много чего…

Острова Хорватии прекрасны. Каждый уникален по-своему. В каждой марине свой канал для связи с берегом, английский оставляет желать лучшего, но все очень доброжелательны и радушны. Наш путь лежал на остров Хвар. Перекусив и заправившись на Корчуле (в марине попытались спросить документы, но очень лениво и неохотно, особенно, когда выяснилось, что ночевать мы не собираемся), мы вышли на финишную прямую. Пытаясь связаться с "тряпочниками", которые болтались все это время невесть где и на позывные почему-то отвечать не желали, мы не выключали рацию, несмотря на спорадические переговоры о количестве улова и точным указанием номера пирса, у которого его можно сгрузить… . Мобильные же телефоны были выключены еще в начале лета (дабы не вводить себя в искушение поинтересоваться, как именно обстоят дела в Москве. И тут из рации начало доноситься нечто особенное. При первой же фразе:" Саня, ебтыть, а где тут радар?" мы насторожились Потому что больше всего это напоминало коллективную слуховую галлюцинацию. Пару минут все было тихо, после чего началось:

- Але, Але… What about weather today and tomorrow? Мля, ни хрена никто не отвечает…. Блядские прогнозы эти, кому это нах надо? Ну, мать вашу, какая weather на завтра будет? Ну хоть одна сука отзовется по этому е..ному каналу прогноза погоды?

В ответ были слышны только атмосферные разряды.. Мы не выдержали и ответили. Выяснилось, что помимо нас, в паре миль западнее болтаются на 100-футовом кораблике три соотечественника с семьями, которые оказались без команды и капитана (их всех не пустили в Хорватию), в результате приходится овладевать азами морского дела самостоятельно. Хорошо хоть, что еще несколько предыдущих сезонов они имели возможность наблюдать, как именно это делается и теперь по памяти слабые навыки закреплялись в очень жестких условиях. Показав им, как пользоваться спутниковым приемником для получения прогноза погоды, пояснив, для чего, собственно, нужен радар и как его совмещать с автоматической системой подруливания (в том числе и на стоянке), позавидовав от души четырехкратному дублированию всех систем и выпив бутылку виски, мы разошлись. Остров Хвар ждал нас, итальянки тоже ждали.

К этому моменту мы уже считали себя настоящими "морскими чайниками". В активе оказалось три перехода границы (все удачно), заход в устье реки, разделяющей Албанию и Черногорию (рыбки в ресторанчике поесть захотелось), пару небольших штормов, не говоря уже о специфическом опыте с полицией и бессчетным количеством швартовок. Посему особо напрягаться в процессе передвижения уже не хотелось. Включив автопилот, мы разлеглись загорать на палубе, благо в обозримом пространстве никаких опасностей не предвиделось. Через три часа мы подошли к Хвару. Острова Адриатического моря и так вызывают массу положительных эмоций, но Хвар нам показался особенным. Небольшая бухта, старинные здания прямо на набережной, уютные ресторанчики - остров понравился сразу же. До вечера было еще далеко.

Самое приятное в яхтинге - момент, когда вы наконец-то нашли, куда приткнуться на ночь, узнали, что прогноз погоды благоприятствует, сошли на берег и… далее по вкусу.. Но пока вам не удалось совершить это, в сущности не очень мудреное действо - удовольствие близится к нулю. А уж удовольствие от заправки в незнакомом месте - это вообще отдельная история - кому понравится маневрировать среди рыбацких лодочек в поисках заветного пирса с заправкой. Причем обычно пространства для маневра нет - либо стоит очередь из пары посудин (и это на час, если не повезет), либо течение не позволяет вам просто болтаться на месте и приходится постоянно подруливать двигателями, либо причал просто не предназначен именно для такой посудины, как у вас - несколько старых покрышек, выполняющих роль причальных транцев могут так перепачкать вам белый борт, что владелец битого Запорожца будет с превосходством осматривать вашу яхту и сочувственно цокать языком. Процесс парковки в незнакомых местах приносит отнюдь не меньше проблем. Проще всего бывает бросить тазик на якорную стоянку и дойти на тендере в нужное место на берегу.

В бухте Хвара опять не оказалось свободных мест. Но умудренные опытом, вооружившись бутылкой водки, я отправился на переговоры к французам - их парусный катамаран стоял на якоре прямо в центре бухты. Французы только что пообедали с вином, моя бутылка была встречена радостно, нам позволили не только привязаться но отвезли на берег. Быстро выяснилось, что все открытые рестораны находятся на противоположной стороны острова. Делать было нечего. К вечеру, предвкушая скорую встречу с итальянками, допивая очередную бутылку и совершенно расслабившись, мы лениво обсуждали дальнейший маршрут. В этот момент стемнело. За пару минут. До официального заката было еще минимум несколько часов. В полной тишине упали первые капли дождя. Через минуту это уже был ливень. Через 10 минут вода в море стала подниматься и затоплять набережную. Ветер аккуратно срывал навесы ресторанов и деловито валил зонтики кафе. Я, чуть похолодев, вспомнил про "тазик", болтающийся на привязи у катамарана. Такси мы искали очень нервно. Я не очень вежливо интересовался, почему никто из тех, кто должен был получить прогноз погоды на сутки, ничего не упомянул о урагане. Товарищ испуганно уверял меня, что в прогнозе не было ничего подобного. Через полчаса, вынырнув из полосы сплошного дождя, мы остановились на берегу марины. Светило солнце, французы допивали мою водку в виде "отвертки", на ветер и дождь не было даже намека. Иддилия. В магазин за продуктами я шел, лениво отбиваясь от язвительных тирад компаньона относительно меня, прогноза погоды в целом и данном месте в частности. Крыть мне было нечем. Через 15 минут, на выходе из магазина началось уже знакомое. Опять стемнело, опять начался ливень. Посреди бухты французский катамаран описывал круги вокруг собственного якоря. Наш "тазик" явно сковывал ему свободу маневра. При очередном шквале французы не выдержали, один из них взмахнул рукой с ножом и лодки разъединились. Наша, дрейфуя по ветру, тут же вломилась в гущу мелких суденышек, катамаран же попытался выйти из бухты на моторе, но у него получалось плохо.


Которский залив.

Которский залив.

 

Изначально мы собирались вернуться на борт, позвав французов с их тендером. Но тут уже было не до французов. Пришлось прыгать прямо в воду, плыть до лодки, оставив товарища и запасы на берегу. К этому моменту "тазик" успел собрать с десяток суденышек, зацепиться винтами за их якорные веревки и почти остановиться. Еще минут 10 ушло на разрезание веревок и очистку винта…. Под проливным дождем и шквальным ветром. Было похоже не на Адриатику в августе, а на опять же на Ладогу в октябре… Завелся. Не обращая внимания на скрежет и удары, отошел от опасного берега, подлетевшая моторка с персонажем марины помогла развернуться практически на месте, но в этот момент в меня врезался тот самый катамаран, чьих двигателей просто не хватало на то, чтобы идти против этого ветра, дующего в сторону берега. Пришлось выключать двигатели, теперь мы уже вместе крушили рыбацкие лодки, которые нас спасали от удара о пирс. И тут мне повезло - я сумел втиснуться в самый дальний угол марины между двумя яхтами, буквально растолкав их корпусом. О царапинах уже не думалось. Волна в марине достигала почти полметра. У соседних яхт сцепились мачты - так их болтало. Я чудом сумел привязаться, прицепить пару транцев, ободрать борт о торчащий из стены крюк (откуда он там взялся, хотел бы я знать). Тут появился второй член экипажа. С сумками и продуктами. Вместе с капитаном французов, который уже успел к этому времени пробить себе корпус, налетев боком на край пирса. Сложно описать, что творилось в тот момент в бухте. Больше всего я боялся, что сорвет какой-нибудь пассажирский пароход, пришвартованный неподалеку у устья бухты и снесет в нашу сторону. Через час в бухту набилось такое количество яхт, что к пришвартованной боком первой посудине было привязано боком же еще до 10 - всем терять было уже нечего, хруст и скрежет ломающихся снастей был повсюду.

Сделать было ничего нельзя, выход в море мне наглухо загородили, все экипажи выбрались на пирс, по кругу ходила бутылка виски, Через полчаса вдруг все стихло. Пропал ветер, прекратился ливень. Море успокоилось. Итальянки на связь не выходили. Выяснилось, что если открыть иллюминатор в каюте, то заказывать еду в ресторанчике можно не выходя на берег - я пришвартовался прямо у одного из кафе. К вечеру все пришло в норму. Загнутые рейлинги на носу и корме, продольные царапины на борту, отломанная лопасть одного винта - мы еще дешево отделались. К темноте мы успели неоднократно отметить очередное событие, из которого мы удачно выбрались. По набережной гуляли толпы народа, гремела музыка, Я изучал прогноз погоды, в котором не было малейшего упоминания о том, что происходило на моих глазах.

Утро было абсолютно тихим и солнечным. Побултыхавшись полчаса с баллоном (запасной винт у нас был) под водой, приведя в порядок все, что можно, заплатив (!) за стоянку (выяснилось, что стояли мы на месте, предназначенном для полицейского катера) мы решили потихоньку выбираться отсюда в сторону нормальной марины (тем более, что итальянки нашлись - в 60 милях от Хвара). И только выйдя, мы сумели оценить, что нам удалось пережить почти без последствий - вокруг на всех скалах и берегах были равномерно разбросаны различные суденышки, застигнутые врасплох погодой. Тут же мы увидели трехпалубный "тазик" (футов 150, не меньше, лежащий на отмели боком), рядом с ним парусную круизную трехпалубную шхуну, где только экипажа было человек 35, которую сорвало с якорей ветром, паром, курсирующий между островами (тоже на мели). После этого я окончательно снял все обвинения в невнимательном прочтении прогноза погоды.. Впечатлившись, впредь мы пытались планировать наши передвижения таким образом, чтобы на ночь оказываться либо в открытом море, где можно было ложиться в дрейф, включив огни и спать урывками или по очереди, либо в надежной марине, забронированной заранее. Первый вариант был гораздо более утомителен, но любой ветер и волнение были нам в этом случае не страшны. Тем более, что в августе найти в марине место, не забронировав его хотя бы за сутки, было очень сложно.

Через неделю мы оказались в Сплите. Там нам залатали царапины на корпусе и прочие мелкие повреждения (целиком шторм нам обошелся в пару тысяч евро, не больше). Настало время вернуться в Дубровник - покинуть Хорватию мы не могли - все наши документы были в полиции. На обратной дороге была мысль плюнуть на формальности, оставить паспорта и документы на "тазик" в полиции Дубровника, дойти прямо до Черногории, пояснив, что все документы смыло во время шторма, но… решили не добавлять к общему обвинению еще и нелегальное пересечение государственной границы…

Дубровник. Недельное ожидание заседания суда. Поиск свидетелей, показания, белое вино. Все успело смешаться. Запомнился только процесс. Судья был на высоте. Он отказал защите в вызове свидетелей, уточнил только образование и семейный статус обвиняемых, т.е. нас.
- Я отец-одиночка! - гордо заявил мой товарищ, имея ввиду, что живет в гражданском браке и у него есть дети…. Адвокат обрадовано тер руки и говорил, что это явно изменит ход правосудия по-хорватски. Изменило.

- Предварительно, выслушав помощника прокурора, я собирался согласиться с ее требованиями - 2 года тюремного заключения!
Мы притихли в ожидании справедливого решения…
- Но учитывая, что у вас есть дети, бизнес, средства к существованию и в целом вы положительно характеризуетесь со всех сторон (я начал выдыхать) вы (обращаясь ко мне лично) получаете полтора года тюремного заключения! А вы (это уже к товарищу), так как вы отец-одиночка - год и 5 месяцев….

Пауза была достаточно долгой для того, чтобы я почувствовал себя не очень уверенно…

-… с предоставлением испытательного срока в 2 года и депортацией на срок 2 года.
- А не достаточно приговора? - это адвокат попытался сделать вид, что участвует в процессе…
- Нет! Нельзя давать подсудимым возможность повторно совершить преступление на территории Хорватии. Тем более, что они так и не признались чистосердечно в содеянном! Депортация!
Занавес.

Через несколько часов нам выдали все документы и паспорта под обязательство покинуть территориальные воды Хорватии в течение 24 часов. Запрет на дальнейшее посещение страны выглядит следующим образом - проставлена виза Хорватии сроком на 2 года. После чего на ней ручкой поставлен крест. Полицейские долго думали относительно конвоя, но решили не тратить бензин. Надо ли упоминать, что из Хорватии мы ушли при первой же возможности.

Черногория казалась просто родным домом. Полицейские, узрев в паспортах депортацию, почему-то очень обрадовались, радостно хлопали нас по плечам, улыбались. Сказали, что если у нас возникнет желание отомстить (!), то они могу показать, откуда можно пострелять в сторону хорватов. Давние военные действия во время распада Югославии до сих пор дают о себе знать тотальной ненавистью соседних государств. Нам объяснили, что хорваты с удовольствием пользуются любой возможностью досадить иноверцам… Честно говоря, если бы не все произошедшее, я бы посмеялся над "религиозными войнами 21 века".

Которская бухта
Которская бухта.

В спокойной и очень красивой бухте Котора, где близость моря не чувствуется совершенно, вода идеально спокойна и вокруг ни одного хорвата, нам понравилось. "Тряпочники" наконец-то вышли на связь, похохотали бесчувственно над нашими приключениями в полиции, и пообещали через пару дней дойти до нас. В шторме они не пострадали, так как задраились, выбросили плавучий якорь и спокойно болтались среди Адриатики, не думая особо ни о чем. Мы им позавидовали, успокоили себя собственной скоростью передвижения и решили отдохнуть в Которском заливе, дожидаясь романтиков от моря.

Делать было нечего, на второй день в местном магазинчике был куплен вейкборд. Зрелище вейкбордиста, которого тянет круизная яхта чем-то отдаленно напоминает зрелище лимузина-стретч с прицепом-самосвалом. Но нам было глубоко на это наплевать. К сожалению, вода в заливе слегка отдает тухлятиной, т.к. залив непроточный, что при постоянном нахождении в ней надоедает. Зато в заливе масса ресторанчиков (точнее около пары десятков), имеющих собственную швартовку. Очень приятно было, идя на обед посередине залива на полной скорости, наблюдать за тотальной пробкой на дороге вдоль побережья. Запах тухлятины надоел на день третий. Мы нашли небольшую бухту со стороны моря, раз шесть проверили прогноз погоды и встали на якорь у дикого обрывистого побережья. Раньше этот участок земли принадлежал армии Югославии, гражданские объекты отсутствовали, только горизонтальные штольни, уходящие в скалу, напоминали о военно-морской базе подводных лодок. Ну еще над головой виднелись остатки базы морской артиллерии с глубокими погребами. Поджарив кусок мяса на костре и выпив лозы (нечто среднее между плохой граппой и очень хорошей чачей), мы спокойно уснули. Ранним утром по спокойному морю очень хорошо пройтись на вейкборде. Уже откатавшись (вдоль берега, на расстоянии метров ста, чтобы можно было сделать фотографии, мы опять были остановлены полицейским катером, теперь уже черногорским.

Ничего хорошего от полиции мы уже не ждали, тем приятнее было увидеть знакомые лица, предлагавшие нам пару дней тому вместе пострелять хорватов… Улыбаясь, полицейские пришвартовались к нам и перелезли на борт, держа в руках пару бутылок лозы. Напряжение начало спадать. После обмена приветствиями, старший, тяпнув лозы и все так же улыбаясь, спросил:
- А вы в курсе, что вон тот берег (взмах рукой в сторону побережья, вдоль которого мы только что катались на вейке) - уже хорватский?
- Да ладно? Мы что, опять нарушили целостность границы независимого государства? - я пребывал в полной уверенности, что проблему можно будет решить запросто.
- Это не так уж и важно. Тут другое - они мины донные понаставили вдоль берега. На расстоянии 100 метров. Мы даже пари заключили - подорветесь вы или нет - вы ведь прямо по минам катались…. Но, видать, либо на другое водоизмещение судна рассчитаны, либо у вас железа мало - не сработали, - с явным сожалением в голосе сказал старший.

Сразу стало ясно, кто ставил на то, что мы подорвемся…

К вечеру подтянулись тряпочники. Злые и усталые. В ответ на наше приветствие и рассказ про "тюрьму" в Дубровнике все трое вытащили собственные паспорта и продемонстрировали точно такие же перечеркнутые хорватские визы с надписью "депортация". Выяснилось, что ночуя в Дубровнике, тряпочники решили выбраться на городскую дискотеку. На дискотеке мнения по поводу того, с кем должна танцевать аборигенка и за какие части тела ее можно при этом держать, кардинально разошлись с мнением местных "товарищей". Изначально казалось, что проблема решается легко - оба члена "палубной команды" не так уж давно имели бумажки с надписью "мастер спорта". Внутри было написано "бокс". Но после первого удара, насенного с целью восстановить статус-кво и прояснить в целом образец протокола, по которому в дальнейшем должны общаться два великих народа - русский и хорватский, обидчик полез за поясной ремень.

- Я испугался - подумал, что ствол у него там, кто этих южков знает.. , - делился впечатлениями первый "испугавшийся", всегда выступавший в "супертяже", - ну и двинул ему второй раз посильнее чуток… кто же знал, что он удар так плохо держит…
- А они как начнут орать "Полиция, полиция", - поддакивал ему второй, - тут уже и я испугался..
Представить испуганными этих двух бугаев под 130 кило веса у каждого нам было нелегко, но когда это получилось, стало весело..

- Короче, замели всех троих, - вздохнул капитан тряпочников.
- Уже в полиции нам объяснили, что мы сломали челюсть полицейскому из отдела по борьбе с наркотиками, он нам хотел бляху показать - не успел…. Пару подбитых глаз и разбитых носов не в счет…
- И что? - радостно спросили мы.
- Два года тюрьмы условно! Два года депортации…

Пришлось пить за хорватское правосудие. Успокоились мы через полчаса. Но и потом вызрывы хохота привлекали внимание редких прохожих в марине.


Скадарское озеро.

В Которе можно отдыхать долго. Просыпаешься утром, переваливаешься через борт и оказываешься в кафе на пирсе. Правда кафе больше похоже на небольшой стихийный рынок, но негушская ветчина (пармский окорок, закопченный особым способом и тонко порезанный) с дыней, горячим свежеиспеченным хлебом и кофе, сваренным собственноручно на газовой горелке прямо на корме тазика примиряют с отсутствием какого-либо специального сервиса.

В Черногории выяснилось, что на топливе можно экономить ровно половину - если дать 100 евро хозяину марины, то он выпишет некую бумажку, по которой можно будет залить топливо по половинной цене (без налогов и пошлин), предназначенной для транзитных судов (нечто вроде дьюти-фри в черногорском исполнении). Экономия очень существенная, т.к. 5 тонн топлива в псевдоевропейской стране стоят соответственно. Заправились и взяли курс на Грецию. Мимо Албании. В Албанию почему-то заходить совсем не хотелось. Да и портов и заправок там нет - по крайней мере на карте в GPS они не обозначены.

Чуть смущало расстояние - если идти на полном ходу, то топлива должно было не хватить всего-лишь на последние 50 миль. Если же не гонять, идти спокойно, то топлива хватало… Тряпочники похохатывали, глядя на наши задумчиывые физиономии и предлагали научить нас узлу "беседка" - полезная штука ведь, и привязаться к танкеру можно, и на рее поболтаться, не удавившись… Мы отбивались, аппелируюя к тому, что реи у нас отродясь не бывало. И предалагали забрать все оставшееся шаманское в наш холодильник, т.к.. он хотя бы работает..

Был намечен день выхода. Проверен прогноз погоды. Мы вышли на рассвете, чтобы успеть пройти по спокойному морю как можно больше, тряпочники выспались, дождались утреннего ветра на выходе из залива и спокойно, не задумываясь о последствиях, ушли в сторону Италии, чтобы потом, поменяв галс, уже идти в Грецию. Наша зависть их спокойствию слегка компенсировалась тем, что вечером мы тайно купили живого петуха на рынке, ночью "принайтовали шкертиком" птицу к люку центральной каюты и смылись, надеясь, что поспать тряпочникам тоже не удастся. Опять же запас провизии…

Албанию мы проскочили без проблем. Но встречный ветер чуть изменил наши расчеты, в результате до Италии оказалось чуть ближе, чем до Корфу. Решили не рисковать. Представить себе все прелести болтания в море без топлива мы пока не могли, но понимали, что впечатления будут весьма серьезные.. Тем более, что порт Бари был хорошо известен и не сулил никаких неожиданностей.

До порта мы добрались без проблем. Даже поймали shipshander'а, который пополнил нам запасы провизии, топлива и прочих необходимых вещей. Вечером к нам заглянули представители таможенной службы… Мы сидели на палубе, лениво пытаясь делать вид, что натираем тиковую обшивку палубы специальным составом, курили сигары и наслаждались в целом умиротворяющей атмосферой полного ничегонеделания.

- А где вы у нас сумели найти сигары? - недоуменно спросила молоденькая таможенница.
- У нас с собой запас! - гордо ответствовали мы.
- И много?- прищурилась таможенница.
- Ну, коробок 15 будет в целом. А что, курите? Угостить? - мы еще не понимали, к чему ведется беседа.
- И чьи это сигары? - опять возникла таможенница.
- Мои, чьи еще! - городо (но мудаковато, как выяснилось вскоре) ответствовал я.
- А вы их задекларировали?
- ????? Чего?

Таможенница радостно вытащила мобильный, набрала номер и затараторила в трубку. Из всего потока итальянского мне послышалось слово "карабинеры". Но я не обратил на это внимание. Мы пытались личным обаянием воздействовать на служебное рвение итальянки, не понимая, что все очень даже всерьез. Когда через полчаса у пирса лихо тормознул микроавтобус, откуда посыпалась чуть ли не группа захвата (только без масок), нам было смешно. Когда нас опять доставили в полицию, вызвали переводчика и пояснили, что мы арестованы за контрабанду сигар, а до суда надо ждать 10 дней - нам опять было смешно. Смешнее всего нам было в тот момент, когда нас отпустили в порт после телефонной беседы с консулом, забыв изьять как сигары, так и документы. Но больше рисковать не хотелось. Оплатив услуги марины и шипшандера, мы, не дожидаясь очередного суда, изъятия сигар и прочих мер воздействия, тихо отчалили в ночь.

Греция. Когда ранним утром, в почти невозможно для обычного человека время (где-то около 4 утра с небольшим) в розовом утреннем тумане становится почти осязаем остров Корфу, когда абсолютная тишина не нарушается ничем, кроме журчания воды вокруг кораблика, когда можно выключить все, включить что-то мелодичное в магнитофоне, сварить себе свежий кофе и сесть на носу "тазика", почти медитируя - именно в эти моменты и приходит понимание того, почему люди так любят море. Так можно любить одиночество, тишину, вечерние парки после дождя. Иногда так можно любить женщину - без попытки взять ее немедля, а просто наслаждаясь ее красотой, природной грацией и улыбкой.

В Грецию мы вплыли без малейшей задоринки, сучков и прочего хлама, упорно сопровожающего нас все это лето. Но это уже отдельный рассказ. Другой. Про другое.

продолжение >>>


Материал подготовил Ян Мартин (ноябрь 2006 г.)

Обсудить на форуме PhotoLine