Главная страница Photo Line

ОПТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

Основные явления, связанные со светом ОПТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ СВЕТА, ПРОХОДЯЩЕГО ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ ОТБОРТОВАННАЯ ЗАДНЯЯ СТЕНКА И ЗАДНИЙ ФОКУС ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЯРКОСТЬЮ ОБЪЕКТИВА ФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ АБЕРРАЦИИ ОБЪЕКТИВА
  • Пять аберраций Зайдля
  • Меридианальная плоскость
  • Сагиттальная плоскость
  • Как уменьшить последствия аберраций
  • ОЦЕНКА РАБОТЫ ОБЪЕКТИВА ФОРМЫ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТИВАФормы объектива
  • ФОКУСИРОВКА И ДВИЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВА (внутренняя фокусировка и др.)
  • СЪЕМОЧНОЕ РАССТОЯНИЕ/РАССТОЯНИЕ ДО ОБЪЕКТА / РАССТОЯНИЕ ДО ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ СВЕТ И ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЛАЗ И ДИОПТР ВИДОИСКАТЕЛЯ
  • ЧТО ТАКОЕ СВЕТ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ?


    Что такое свет? В словаре понятие свет определяется по-разному:

    • 1) нечто такое, что делает вещи видимыми или обеспечивает освещение; носитель или источник освещения такой, как солнце, лампа или сигнальный огонь;
    • 2) электромагнитное излучение, на которое реагируют органы зрения в диапазоне волн от приблизительно 4000 до 7700 ангстрем и которое распространяется со скоростью около 300000 км в секунду и включает такие аналогичные формы лучистой энергии, не влияющей на сетчатку глаза, как ультрафиолетовое и инфракрасное излучения,
    • 3) отсвет или блеск, как в глазах;
    • 4) особый свет или освещение, в котором видимый предмет принимает определенные очертания;
    • 5)человек, являющийся ярким или блестящим примером чего-либо - светило;
    • 6)умственное или духовное освещение или просвещение;
    • 7) ракурс, в котором появляется или рассматривается какая-то вещь.

    Самое важное для фотографии - определение света, приведенное в пункте 2. Типы электромагнитного излучения меняются в зависимости от длинны волн. Начиная с самых коротких волн, электромагнитное излучение можно классифицировать как гамма-излучение, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое световое излучение, инфракрасное световое излучение, видимое световое излучение, дальняя ИК-область спектра, микроволновое излучение(СВЧ), ультракоротковолновое излучение, коротковолновое излучение, средние волны(СВ) и длинные волны. В фотографии шире всего используются волны видимого светового спектра (400-700 мм). Поскольку свет это один из видов электромагнитного излучения, то его можно рассматривать как один из типов волн в категории "световых волн". Световая волна может рассматриваться как электромагнитная волна, в которой электрическое поле и магнитное поле колеблются под прямыми углами друг к другу перпендикулярно направлению распространения. Два элемента световой волны, которые действительно могут быть замечен ы человеческим глазом, это длинна и амплитуда волны. Различия в длине волны ощущаются как различия в цвете (в видимом световом диапазоне) , а различия в амплитуде ощущаются как различия в яркости (силе света). Третий элемент, который человеческий глаз не видит, это направление колебаний в плоскости, перпендикулярной направлению распространения световой волны.

    Диаграмма концепции оптической волны

    Диаграмма концепции оптической волны



    Основные явления, связанные со светом

    Преломление

    Явление, при котором меняется направление распространения луча света, когда он переходит из одной среды в другую, как например, из вакуума или воздуха в такую другую среду, как стекло или вода или наоборот.

    Показатель преломления
    Численное значение, указывающее на степень преломления среды и выраженное формулой n=sin i/sin r. "n" это константа, не связанная с углом падения светового луча указывающая на показатель преломления преломляющей среды по сравнению со средой, из которой исходит луч.
    Для обычного оптического стекла "n" , как правило, обозначает показатель преломления стекла по отношению к воздуху.

    Дисперсия
    Явление, при котором оптические характеристики среды меняются в зависимости от длинны волны светового луча, проходящего через среду. Когда свет поступает в линзу или призму, характеристики дисперсии линзы или призмы вызывают изменения показателя преломления в зависимости от длинны волны, в результате чего свет рассеивается. Иногда это явление называют также цветовой дисперсией.

    Необычная частичная дисперсия
    Человеческий глаз в состоянии чувствовать монохроматические световые волны в диапазоне от 400 мм (пурпурные) до 700 мм (красные). В этом диапазоне разница в показателе преломления между двумя различными длинами волн называется частичной дисперсией. Большинство обычных оптических материалов обладают аналогичными характеристиками частичной дисперсии. Однако характеристики частичной дисперсии различны у некоторых стеклянных материалов, таких, как стекло, у которого бывает более значительная частичная дисперсия при коротких волнах, как стекло FK, у которого небольшой индекс преломления и низкие характеристики дисперсии, флюорит и стекло, у которого более значительная частичная дисперсия при длинных волнах. Эти типы стекла характеризуются как обладающие необычной частичной дисперсией. Стекло, обладающее такими характеристиками, используется в апохроматах, чтобы компенсировать хроматическую аберрацию.

    Дисперсия света в призме

    Дисперсия света в призме



    Отражение
    Отражение отличается от преломления тем, что представляет собой явление, ведущее к тому, что часть света, падающего на стекло или на другую среду, отделяется и идет в совершенно новом направлении. Направление движения одинаково, независимо от длинны волны. Когда свет попадает в линзу, не имеющую противоотражательного покрытия, и выходит из нее, то приблизительно 5% света отражается на границу между стеклом и воздухом. Количество отраженного света зависит от показателя преломления стеклянного материала.

    Отражение света

    Отражение света



    Дифракция
    Явление, при котором световые волны попадают в район тени от объекта. В случае с фотообъективом экспозиция часто регулируется путем изменения размера диафрагмы объектива (апертуры), чтобы отрегулировать количество света, проходящего через объектив. Дифракция в фотообъективе происходит при малых диафрагмах, когда ребра диафрагмы мешают прохождению световых волн по прямой линии, в результате чего лучи света проходят близко к ребрам диафрагмы, огибая эти ребра на пути через диафрагму. Дифракция вызывает уменьшение контрастности и разрешающей способности изображения, в результате чего получается неконтрастное изображение. Хотя дифракция имеет тенденцию появляться тогда, когда диаметр диафрагмы меньше определенного размера, на самом деле она зависит не только от диаметра диафрагмы, но и от различных факторов, таких, как длинна волны света, фокусное расстояние и светосила объектива.

    Дифракция света

    Дифракция света





    вверх быстро
    ОПТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ СВЕТА, ПРОХОДЯЩЕГО ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ


    Оптическая ось

    Прямая, связывающая центральные точки сферических поверхностей по обе стороны линзы. Другими словами, оптическая ось это гипотетическая центральная линия, связывающая центр кривизны на каждой поверхности линзы. В фотографических объективах, состоящих из нескольких линз, крайне важно, чтобы оптическая ось каждой линзы идеально совпадала с оптическими осями всех других линз. В особенности это относится к Зум-объективам, построенным из нескольких групп линз, которые движутся сложным образом. Для поддержания надлежащей оптической соосности необходима исключительно точная конструкция тубуса объектива.

    Оптическая терминология, связанная со светом , проходящим через объектив



    Параксиальный луч

    Световой луч, проходящий вблизи оптической оси и наклоненный под очень небольшим углом к оптической оси. Точка, в которой сходятся параксиальные лучи, называется параксиальной фокальной точкой. Поскольку изображение, формируемое монохроматическим паракси- альным лучом, в принципе свободно от аберрации, параксиальный луч играет большую роль в понимании основ действия систем линз.

    Основной луч

    Световой луч, который попадает в объектив не в точке оптической оси и проходит через центр окна диафрагмы. Основные световые лучи это главные световые лучи, используемые для экспозиции изображения во всех окнах диафрагмы, начиная с максимальной и кончая минимальной апертурой.

    Параллельный пучок лучей

    Группа световых лучей двигающихся параллельно оптической оси из бесконечно удаленной точки. Когда эти лучи проходят через объектив, они сходятся в форме конуса и образуют точечное изображение на плоскости пленки.

    Отслеживание луча

    Использование геометрической оптики для расчета положения различных световых лучей, проходящих через объектив. Расчеты производятся с использованием супер компьютеров.

    Диафрагма/эффективная диафрагма

    Апертура(диафрагма) объектива связана с диаметром группы световых лучей, проходящих через объектив, и определяет яркость изображения объекта, образуемого в фокальной плоскости. Оптическая диафрагма (называемая также эффективной ) отличается от реальной диафрагмы объектива тем, что она зависит от диаметра группы световых лучей, проходящих через объектив, а не от фактического диаметра объектива. Когда параллельный пучок лучей попадает в объектив и группа этих лучей проходит через окно диафрагмы, диаметр этой группы лучей света в момент попадания на поверхность передней линзы и называется эффективной апертурой объектива.

    "Дырка" / диафрагма/ апертура

    Окно, регулирующее диаметр группы световых лучей, проходящих через объектив. Во взаимозаменяемых объективах, используемых в однообъективных зеркальных фотоаппаратах , этот механизм обычно построен по принципу ирисовой диафрагмы, состоящей из нескольких лепестков, способных двигаться, чтобы постоянно менять диаметр окна. В обычных объективах однообъективных зеркалок апертура регулируется путем вращения кольца апертуры на тубусе объектива. Однако в современных объективах фотоаппаратов регулирование апертуры обычно осуществляется с помощью электронной регулятора на корпусе аппарата.

    Автоматическая диафрагма

    Общая система действия диафрагмы, используемая в однообъективных зеркалках. Под ней подразумевается тип механизма диафрагмы, который остается полностью открытым в процессе фокусировки и создания композиции снимка, чтобы обеспечить яркое изображение в видоискателе, но который автоматически закрывается для установки апертуры, необходимой для правильной экспозиции, когда нажимается кнопка затвора, и опять открывается автоматически, когда завершена фотосъемка. Хотя в обычных объективах используются механические соединения для контроля за действием этой автоматической диафрагмы, в объективах с электронной фокусировкой применяется электронный сигнал для более точного контроля. Вы можете наблюдать эту операцию по мгновенному уменьшению диафрагмы, посмотрев в переднюю часть объектива в момент срабатывания затвора.

    Расстояние падения

    Расстояние от оптической оси параллельного луча, поступающего в объектив.

    Входной зрачок/выходной зрачок

    Изображение диафрагмы объектива со стороны объекта съемки, т.е. видимая апертура, если смотреть со стороны передней линзы объектива, называется входным зрачком и равнозначна по своему смыслу эффективной апертуре. Видимая апертура, которую можно наблюдать, когда смотришь с задней стороны объектива (изображение в объективе со стороны изображения на диафрагме), называется выходным зрачком. Из световых лучей, идущих от определенной точки объекта, эффективные лучи, которые фактически образуют изображение, создают конус световых лучей, причем точка объекта является вершиной конуса, а входной зрачок - его основанием. С другой стороны объектива световые лучи выходят в форме конуса, причем выходной зрачок образует основание конуса, а вершина конуса падает на плоскость изображения. Входной и выходной зрачки имеют такую же форму, как фактическая диафрагма, а их размеры прямо пропорциональны размерам диафрагмы, поэтому даже если система объектива неизвестна, можно графически показать эффективные световые лучи, которые в действительности образуют изображение, если известны положения и размеры входного и выходного зрачков. Таким образом, без знания входного и выходного зрачков обойтись нельзя, когда рассматриваются такие факторы действия аппарата, как общее количество света, попадающего в объектив, то, каким образом размывается изображение, и аберрации.

    Входной и выходной зрачки

    Входной и выходной зрачки



    Угловая апертура

    Угол между точкой предмета на оптической оси и диаметром входного зрачка или угол между изображающей точкой на оптической оси и диаметром выходного зрачка.



    вверх быстро
    ОТБОРТОВАННАЯ ЗАДНЯЯ СТЕНКА И ЗАДНИЙ ФОКУС


    Отбортованная задняя стенка


    Расстояние между базовой поверхностью оправы объектива и фокальной плоскостью (плоскостью пленки). В системе EOS отбортованная задняя стенка устанавливается на расстоянии 44,00 мм на всех камерах. Отбортованную заднюю стенку также называют рабочим отрезком объектива.

    Отбортованная стенка и задний фокус

    Отбортованная стенка и задний фокус



    Задний фокус

    Когда объектив сфокусирован на бесконечность, расстояние вдоль оптической оси от высшей точки самой задней линзы до плоскости пленки называется задним фокусом. В однообъективных зеркальных фотоаппаратах, где используется зеркало быстрого возврата, которое поворачивается вверх в момент съемки, широкоугольный объектив с коротким задним фокусом использовать нельзя, потому что объектив помешает движению зеркала. Из-за этого в широкоугольный объективах для однообъективных зеркалок обычно применяется конструкция ретрофокуса, допускающая длинный задний фокус.

    ФОКАЛЬНАЯ ТОЧКА И ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

    Фокальная точка, фокус

    Когда лучи света попадают на выпуклую линзу параллельно оптической оси, идеальная линза соберет все световые лучи в одной точке, из которой они вновь разойдутся веером в форме конуса. Точка, где соединяются все лучи, называется фокальной точкой. Знакомым примером этого явления может служить увеличительное стекло, которое фокусирует солнечные лучи в маленький кружок на кусочке бумаги или на другой поверхности; точка, в которой этот кружок самый маленький, и является фокальной точкой.

    Фокальная точка (элемент с одной линзой)

    Фокальная точка



    По оптической терминологии, фокальная точка также классифицируется как вторая или задняя фокальная точка, если она является точкой, в которой сходятся световые лучи от объекта на той стороне объектива, где расположена плоскость пленки. Фокальная точка называется первой или передней, если световые лучи, исходящие из объектива параллельно оптической оси со стороны плоскости пленки, сходятся на той стороне объектива, на которой находится объект съемки.

    Фокусное расстояние

    Когда параллельные лучи света попадают в объектив параллельно оптической оси, расстояние вдоль оптической оси от второй главной точки объектива (задней главной точки) до фокальной точки называется фокусным расстоянием. Говоря проще, фокусное расстояние объектива это расстояние вдоль оптической оси от второй главной точки объектива до плоскости пленки, когда объектив сфокусирован в бесконечность.

    Фокусное расстояние реального фотообъектива

    Фокусное расстояние реального фотообъектива



    Главная точка

    Фокусное расстояние в тонком одноэлементном объективе с двояковыпуклой линзой это расстояние вдоль оптической оси от центра объектива до его фокальной точки. Центральная точка объектива называется главной точкой. Однако поскольку настоящие фотообъективы состоят из сочетаний нескольких выпуклых и вогнутых линз, зрительно не ясно, где может находиться центр объектива.
    Поэтому главная точка многоэлементного объектива определяется как точка на оптической оси, находящаяся на расстоянии, равном фокусному расстоянию, отмеряемому назад, от фокальной точки до объектива. Главная точка, отмеренная от передней фокальной точки, называется передней главной точкой, а главная точка, отмеряемая от задней фокальной точки, называется задней главной точкой. Расстояние между этими двумя главными точками называется отрезком между двумя главными точками.

    Передняя главная точка/задняя главная точка

    Свет, попадающий в объектив из точки "а" на рисунке А, преломляется, проходит через "n" и "n'" и попадает в точку "b". Когда это происходит, то между "а"-"n" и "n'"-"b"образуются одинаковые углы по отношению к оптической оси, и точки "h" и "h'" можно определить как точки, в которых эти углы пересекаются с оптической осью. Эти точки "h" и "h'" являются главными точками, показывающими исходное положение объектива по отношению к объекту съемки и изображению. Точка h называется передней главной точкой (или первой главной точкой ), а точка "h'" - задней главной точкой ( или второй главной точкой).
    В обычных фотообъективах расстояние между точкой "h'" и фокальной точкой (плоскостью пленки) является фокусным расстоянием. В зависимости от типа объектива отношение передней и задней главных точек может меняться на обратное или точка "h'" может вообще выпадать из комплекса линз объектива, однако в любом случае расстояние от задней главной точки "h'" до фокальной точки равно фокусному расстоянию.
    *В телеобъективах задняя главная точка "h'" на самом деле расположена перед самой передней линзой объектива, а в ретрофокусных объективах точка "h'" расположена сзади самой задней линзы объектива.

    Главные точки объектива

    Главные точки объектива
      А
    • 1)передняя (первая) главная точка
    • 2)задняя (вторая) главная точка
    Главные точки объектива
      В
    • 1)задняя главная точка
    • 2)задняя фокальная точка
    • 3) фокусное расстояние
    Главные точки объектива
      С
    • 1)телеобъектив
    • 2)задняя главная точка
    • 3) фокальная точка
    • 4) фокусное расстояние
    Главные точки объектива
      D
    • 1)перевернутый (ретрофокусный) телеобъектив
    • 2)фокальная точка
    • 3)фокусное расстояние
    • 4)задняя главная точка.



    Круг изображения

    Диаметр резкого круга изображения, образуемого объективом.

    Взаимозаменяемые объективы для камер 35-мм формата должны иметь круг изображения равный по крайней мере диагонали площади изображения 24х36 мм. Поэтому объективы с электронной фокусировкой обычно имеют круг изображения примерно 43,2 мм. Однако в шифт объективах типа TS-E круг изображения больше - 58,6 мм - чтобы учитывать наклоны и перемещения камеры.

    Угол зрения

    Площадь съемочного плана, выраженная как угол, который может быть воспроизведен объективом в виде резкого изображения. Номинальный диагональный угол зрения определяется как угол, образуемый воображаемыми линиями, связывающими вторую главную точку объектива с обоими концами диагонали изображения (43,2 мм). Данные объектива с электронной фокусировкой обычно включают горизонтальный (36 мм) угол зрения и вертикальный (24 мм) угол зрения.

    Угол зрения и круг изображения

    Угол зрения и круг изображения

    Угол зрения и круг изображения



    ТЕРМИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЯРКОСТЬЮ ОБЪЕКТИВА


    Светосила объектива

    Величина, используемая для выражения яркости изображения, рассчитанная путем деления эффективной апертуры объектива (D) на его фокусное расстояние (f). Поскольку величина, рассчитанная в результате деления D на f, почти всегда выражается десятичной дробью меньше 1 и потому сложна в практическом использовании, то принято выражать светосилу на тубусе объектива как отношение эффективной апертуры к фокусному расстоянию, при этом эффективная апертура устанавливается равной 1. (Например, надпись на тубусе EF85mm f/1.2 L обозначается как 1:1,2, указывая, что фокусное расстояние в 1,2 раза больше, чем эффективная апертура, когда последняя равна 1.) Яркость изображения, обеспечиваемая объективом, пропорциональна квадрату светосилы .
    Вообще яркость объектива выражается как число F, которое представляет собой величину, обратную светосиле (f/D).

    Светосила объектива
    Яркость объектива



    Число F

    Поскольку светосила (D/f) это почти всегда небольшая десятичная дробь меньше 1 и потому трудна в практическом использовании, яркость объектива часто выражается для удобства как относительная диафрагма(f/D) и называется числом F. Соответственно яркость изображения обратно пропорциональна квадрату числа F, что означает, что изображение становится темней по мере увеличения числа F. Значения числа F выражаются геометрической прогрессией, начиная с 1, со знаменателем прогрессии в виде корня квадратного из 2 следующим образом: 1,0; 1,4; 2,8;4, 5,6; 8; 16; 22; 32... (Однако есть много случаев, когда лишь максимальная величина диафрагмы отклоняется от этого ряда.) Числа в этом ряду, которые на первый взгляд трудно запомнить, лишь выражают величины, близкие к фактическим величинам f/D, основанным на диаметре (D) каждой последующей установки диафрагмы, которая наполовину уменьшает количество света , проходящего через объектив. Таким образом, меняя число F с 1,4 до 2, мы наполовину сокращаем яркость изображения, в то время как идя в обратном направлении, с 2 до 1,4, мы удваиваем яркость изображения. (Изменение такого масштаба обычно называется "1 диафрагма".) В современных камерах, использующих электронное управление и индикацию, применяются более мелкие деления - 1/2 или даже 1/3 диафрагмы.

    Числовая апертура (NА)

    Величина, используемая для выражения яркости или разрешающей способности оптической системы объектива. Числовая апертура, обычно обозначаемая как NА, это числовая величина, рассчитанная по формуле n sin, где 2 это угол (угловая апертура), под каким точка объекта на оптической оси поступает во входной зрачок, a n это показатель преломления среды, в которой находится объект.
    Хотя она и не часто используется для фотообъективов, величина NА обычно наносится на линзы объективов микроскопов, где она используется больше как указатель разрешающей способности, чем как указатель яркости. Полезное соотношение, которое стоит знать, cостоит в том, что величина NА равна половине обратной величины чиста F. Например, F1,0= NА0,5; F1,4= NА 0,357; F2=NА0,25 и т.д.

    ФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

    Фокус,фокальная точка

    Фокальная точка это точка, в которой параллельные световые лучи от бесконечно далекого объекта сходятся после прохождения через объектив. Плоскость, перпендикулярная оптической оси, на которой находится эта точка, называется фокальной плоскостью. На этой плоскости, находящейся там, где расположена пленка в камере, объект виден резко и, как говорят, находится "в фокусе". При обычных фотообъективах, состоящих из нескольких линз, фокус можно отрегулировать таким образом, чтобы световые лучи от объекта, расположенного ближе, чем в "бесконечности", сходились в какой-то точке на фокальной плоскости.

    Круг нерезкости

    Поскольку у всех объективов есть определенные аберрации и астигматизм, они не могут идеально сводить лучи от точки объекта, чтобы они образовывали истинную точку изображения (т.е. бесконечно малую точку с нулевой площадью). Другими словами, изображения образуются из комплекса точек, имеющих определенную площадь или размеры. Поскольку изображение становится менее резким по мере увеличения размеров этих точек, то эти точки называют "кругами нерезкости". Таким образом, один из факторов, определяющих качество объектива, это самая малая точка, которую он может образовать, или его "минимальный круг нерезкости". Максимально допустимый размер точки на изображении называется "допустимым кругом нерезкости".

    Соотношение между идеальной фокальной точкой и допустимым кругом нерезкости и глубина резкости

    Круг нерезкости



    Допустимый круг нерезкости

    Самый большой круг нерезкости, который все же появляется как "точка" в изображении. Резкость изображения, как она ощущается человеческим глазом, тесно связана с резкостью действительного изображения и "разрешающей способностью" зрения человека. В фотографии резкость изображения также зависит от степени увеличения изображения или проекционного расстояния и расстояния, с которого видится объект. Другими словами, в практической работе можно определять некоторые "допуски" для воспроизведения изображений, которые, хотя они и размыты до определенной степени, все же кажутся резкими наблюдателю. Для 35-мм однообъективной зеркалки допустимый круг нерезкости составляет около 1/1000 - 1/1500 длинны диагонали пленки, если исходить из того, что изображение увеличивается до фотографии 5' х 7'' (13см х18см) и видится с расстояния 25-30 см/ 0,8-1 фута.
    Объективы с электронной фокусировкой созданы так, чтобы давать минимальный круг нерезкости размером 0,035 мм. Именно из этой величины исходят расчеты таких параметров, как глубина резкости.

    Глубина резкости

    Область перед и позади находящегося в фокусе объекта, в которой изображение видно резко. Другими словами, это глубина резкости перед и позади объекта, где размытость изображения в плоскости пленки находится в пределах допустимого круга нерезкости. Глубина резкости меняется в зависимости от фокусного расстояния объектива, величины апертуры и съемочного расстояния. Поэтому, если эти параметры известны, можно приблизительно оценить глубину резкости по следующим формулам:
    передняя глубина резкости = d x F x a2 / (f2 + d x F x a)
    задняя глубина резкости = d x F x a2 / (f2 -d x F x a),
    где f это фокусное расстояние, F - число F, d - минимальный диаметр круга нерезкости, а - расстояние до объекта ( расстояние от первой главной точки до объекта).


    Если известно гиперфокальное расстояние, то можно также использовать следующие формулы:
    * ближняя точка ограничения расстояния =
    гиперфокальное расстояние х съемочное расстояние/гиперфокальное расстояние + съемочное расстояние


    * дальняя точка ограничения расстояния =
    гиперфокальное расстояние х съемочное расстояние/гиперфокальное расстояние - съемочное расстояние
    (съемочное расстояние это расстояние от плоскости пленки до объекта).

    В большинстве ситуаций параметр "глубина резкости" имеет следующие особенности:

    • 1. Глубина резкости большая на маленьких фокусных расстояниях, малая на больших фокусных расстояниях
    • 2. Глубина резкости большая на при закрытой диафрагме (при больших численных значениях), малая при открытой диафрагме.
    • 3. Глубина резкости больше при съемке удаленных объектов, чем при съемке близко расположенных объектов. (принимает опасные значения в макро фотографии)
    • 4. Передняя глубина резкости (относительно резкий промежуток расстояний перед объектом в фокусе) меньше задней глубины резкости (за объектом)

    Глубина резкости и глубина фокуса

    Глубина резкости и глубина фокуса



    Соответственно из этих правил вытекает следующее:
    Если Вы хотите добиться максимальной глубины резкости используете небольшие фокусные расстояния (35 или 50мм например) прикрывайте до разумных пределов диафрагму, снимайте с относительно большого расстояния. (например 5 или 10 метров )

    Если Вы хотите добиться малой глубины резкости - используете длиннофокусную оптику, максимально откройте диафрагму, снимайте с небольшого расстояния. (например 1-1.5 метра)


    Глубина фокуса

    Область перед и позади фокальной плоскости, в которой изображение может быть сфотографировано как резкое изображение. Глубина фокуса одинакова по обе стороны фокальной плоскости (плоскости пленки) и может быть определена путем умножения минимального круга нерезкости на число F, независимо от фокусного расстояния объектива. В современных однообъективных зеркалках с автоматической фокусировкой процесс фокусировки осуществляется путем определения положения фокуса на плоскости изображения (плоскости пленки) при помощи датчика, который как оптически эквивалентен (увеличение 1:1) и расположен вне плоскости пленки, так и автоматически контролирует объектив, с тем чтобы ввести изображение объекта в область глубины фокуса.

    Соотношение глубины фокуса и апертуры

    Глубина фокуса



    Гиперфокальное расстояние

    Если применить принцип глубины резкости, когда объектив постепенно фокусируется на дальнем расстоянии до объекта, то в конце концов будет достигнута точка, в которой дальний предел задней глубины резкости станет равным "бесконечности". Съемочное расстояние в этой точке, т.е. самое короткое расстояние, при котором "бесконечность" попадает в область глубины резкости, называется гиперфокальным расстоянием. Гиперфокальное расстояние можно определить следующим образом:
    Гиперфокальное расстояние = f2 /d x F где f это фокусное расстояние, F - число F, a d - минимальный диаметр круга нерезкости.
    Таким образом, если заранее установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости увеличится от расстояния, равного половине гиперфокального расстояния до бесконечности. Этот метод полезен для предварительной установки большой глубины резкости и моментальных снимков без необходимости беспокоиться о регулировании фокуса объектива, в особенности при использовании широкоугольного объектива.(Например, если 24мм объективе диафрагма установлена на f/11 и съемочное расстояние установлено на гиперфокальное расстояние приблизительно 1,5 м/4,9 фута, то все объекты в пределах от приблизительно 70 см/2,3 фута от камеры до бесконечности будут находиться в фокусе.)

    АБЕРРАЦИИ ОБЪЕКТИВА

    Аберрация

    Изображение, cозданное идеальным фотообъективом, должно иметь следующие характеристики:

    1) точка должна быть образована как точка;

    2) плоскость (такая, как стена), перпендикулярная оптической оси, должна быть образована как плоскость;

    3) изображение, образованное объективом, должно иметь такую же форму, как сам объект. Кроме того, с точки зрения выражения изображения объектив должен показать истинный цвет воспроизводимого объекта. Практически идеальная работа объектива возможна только в том случае, если используются лишь лучи света, поступающие в объектив вблизи оптической оси, и если свет монохроматический (свет только одной конкретной длинны волны). Однако в случае с обычным объективом, где большая апертура используется для получения достаточной яркости и объектив должен сводить вместе лучи, проходящие не только вблизи оптической оси, но от всех частей изображения, крайне трудно создать вышеупомянутые идеальные условия в силу существования следующих помех:

    • 1)Поскольку большинство объективов построено лишь из линз со сферическими поверхностями, лучи света от одной точки объекта не отображаются на изображении в виде идеальной точки. (Проблема, которой невозможно избежать при сферических поверхностях.)
    • 2)У различных типов света( т.е., у волн различной длины) разные положения фокальной точки.
    • 3)Есть много требований, связанных с изменениями угла зрения ( в особенности в объективах с переменным фокусным расстоянием и в телефотообъективах).

    Общий термин, используемый, чтобы описать разницу между идеальным и реальным изображением под воздействием вышеперечисленных факторов, это "аберрация". Так, для того, чтобы разработать высококачественный объектив, аберрация должна быть очень незначительной, причем высшей целью должно быть получение изображения максимально приближенного к идеальному. В целом аберрации могут делится на две широкие категории: хроматические аберрации, имеющие место из-за различий в длинах волн, и монохроматические аберрации, имеющие место даже при одной единственной длине волны.

    вверх быстро Аберрации объектива
    Аберрации, видимые в непрерывном спектре * -Хроматические аберрации
    • * -Продольная аберрация (продольная хроматическая аберрация)
    • * -Секущая хроматическая аберрация (поперечная хроматическая аберрация)

    Аберрации, видимые при специфических длинах волн
    -
  • * Пять аберраций Зайдля
    • Сферическая аберрация
    • Кома
    • Астигматизм
    • Кривизна поля
    • Искажение

    ----------------------------------------------------------

    Хроматическая аберрация

    Когда белый свет (свет, состоящий из многих цветов, смешанных равномерно, в результате чего глаз не различает какого-то определенного цвета и, таким образом, воспринимает свет как белый), такой, как солнечный, проходит через призму, то можно наблюдать спектр радуги. Это явление имеет место, потому что показатель преломления призмы (и интенсивность дисперсии) бывает различной в зависимости от длинны волны (короткие волны преломляются более интенсивно, чем длинные). Хотя в призме оно видно самым наглядным образом, это явление также имеет место и в фотообъективах, и поскольку оно происходит при разных длинах волн, то оно называется хроматической аберрацией.
    Есть два типа хроматической аберрации: "продольная хроматическая аберрация", при которой положение фокальной точки на оптической оси меняется в зависимости от длинны волны, и "хроматическая разница увеличения", при которой увеличение изображения в периферийных областях меняется в зависимости от длинны волны. На реальных фотографиях продольная хроматическая аберрация проявляется в виде размытости цвета или засветки, а хроматическая разница увеличения проявляется в виде цветовой окантовки (когда по границам краев виден цвет).
    Хроматическая аберрация в фотообъективе корректируется путем сочетания различных типов оптического стекла, обладающих различными характеристиками преломления и дисперсии. Поскольку влияние хроматической аберрации возрастает при более значительных фокусных расстояниях, точная коррекция хроматической аберрации особенно важна в сверхтелефотообъективах, чтобы получить хорошую резкость изображения. Хотя существует предел степени коррекции, допускаемый оптическим стеклом, можно значительно улучшить результаты при помощи такого искусственного кристалла, как флюорит или стекло UD.
    Хроматическую разницу увеличения можно назвать "поперечной хроматической аберрацией" (поскольку она происходит поперек оптической оси).
    Примечание: в то время как хроматическая аберрация наиболее заметна при использовании цветной пленки, она влияет и на черно-белые изображения, проявляясь как уменьшение резкости.

    Хроматическая аберрация

    Хроматическая аберрация

    Ахромат (ахроматический объектив)
    Объектив, корректирующий хроматическую аберрацию для двух длинн световых волн. Когда речь идет о фотообъективах, эти две корректируемые длинны волны находятся в сине-фиолетовом и желтом диапазонах.
    Апохромат (апохроматический объектив)
    Объектив, который корректирует хроматическую аберрацию для трех длинн световых волн, причем аберрация уменьшается в большой мере в особенности во вторичном спектре. Супертелефотообъектив с электронной фокусировкой может служить примером апохроматического объектива.

    Пять аберраций Зайдля

    В 1856 году немец по фамилии Зайдль в результате анализа установил пять аберраций объектива, происходящих с монохроматическим светом(со светом одной волны). Эти аберрации, описанные ниже, называются пятью аберрациями Зайдля.
    1. Сферическая аберрация
    В определенной мере эта аберрация присутствует во всех объективах, построенных целиком из сферических элементов. Сферическая аберрация ведет к тому, что параллельные световые лучи, проходящие через край линзы, сливаются в фокальной точке ближе к линзе, чем световые лучи, проходящие через центр линзы. (Величина смещения фокальной точки вдоль оптической оси называется продольной сферической аберрацией.) Степень сферической аберрации имеет тенденцию увеличиваться в объективах с большой апертурой. Точечное изображение, подвергающееся влиянию сферической аберрации, с резкостью образует лучи света возле оптической оси, однако на него влияет засветка от периферических световых лучей (эта засветка также называется ореолом, а его радиус называют поперечной сферической аберрацией). В результате этого сферическая аберрация влияет на всю площадь изображения, от центра до его краев, и получается мягкое низко-контрастное изображение, которое кажется как будто покрытым тонкой вуалью.
    Очень трудно исправить сферическую аберрацию в сферических объективах. Хотя это исправление обычно производится путем сочетания двух линз - одной выпуклой и одной вогнутой - на основе световых лучей с определенной высотой падения (расстоянием от оптической оси ), есть предел степени коррекции с использованием сферических линз, поэтому какая-то доля аберрации сохраняется всегда. Эту остаточную аберрацию можно в значительной степени ликвидировать путем диафрагмирования объектива, чтобы сократить поток периферийного света. При объективе с большой апертурой при полной апертуре единственный эффективный способ существенно компенсировать сферическую аберрацию состоит в том, чтобы использовать асферическую линзу.

    Сферическая аберрация

    Сферическая аберрация



    2.Кома (коматическая аберрация)
    Кома или коматическая аберрация это явление, видимое на периферии изображения, которое создается объективом, скорректированным на сферическую аберрацию, и вызывает сведение световых лучей, поступающих на край объектива под каким-то углом, в форме кометы, а не в форме желаемой точки. Отсюда и ее название. Форма кометы ориентирована радиально, причем ее хвост направлен либо к центру, либо от центра изображения. Вызываемая этим размытость по краям изображения называется коматической засветкой. Кома, которая может иметь место даже в объективах, точно воспроизводящих точку как точку на оптической оси, вызывается разницей преломления между световыми лучами из точки, расположенной вне оптической оси, и проходящими через края объектива, и главным световым лучом от той же точки, проходящим через центр объектива. Кома увеличивается по мере увеличения угла главного луча и ведет к снижению контрастности по краям изображения. Определенной степени улучше ния можно добиться диафрагмированием объектива. Кома также может привести к засвечиванию размытых участков изображения, создавая неприятный эффект. Ликвидация как сферической аберрации, так и комы для объекта, расположенного на определенном съемочном расстоянии, называется апланатизмом, а объектив, скорректированный таким образом, называется апланатом.

    Коматическая аберрация

    Коматическая аберрация

    3.Астигматизм
    При объективе, скорректированным на сферическую и коматическую аберрацию, точка объекта на оптической оси будет точно воспроизведена как точка в изображении, но точка объекта, расположенная вне оптической оси, появится не как точка в изображении, а скорее как затемнение или как линия. Такой тип аберрации называется астигматизмом. Можно наблюдать это явление по краям изображения, если слегка сместить фокус объектива в положение, в котором точка объекта резко изображена как линия, ориентированная в радиальном направлении от центра изображения, и опять сместить фокус в другое положение, в котором точка объекта резко изображена в виде линии, ориентированной в направлении концентрического круга. (Расстояние между этими двумя положениями фокуса называется астигматической разницей.) Другими словами, лучи света в меридиональной плоскости и лучи света в сагиттальной плоскости находятся в различном положении, поэтому эти две группы лучей не соединяют ся в одной точке. Когда объектив установлен в оптимальное фокусное положение для меридиональной плоскости, световые лучи в сагиттальной плоскости сведены в линию в направлении концентрического круга (это положение называется меридиональным фокусом). Аналогичным образом, когда объектив установлен в оптимальном фокусном положении для сагиттальной плоскости, световые лучи в меридиональной плоскости образуют линию, ориентированную в радиальном направлении (это положение называется сагиттальным фокусом).

    Астигматизм

    Астигматизм



    4. Кривизна поля изображения
    Кривизна поля изображения это явление, ведущее к тому, что плоскость образования изображения становится изогнутой как внутренняя часть мелкой чаши, мешая объективу формировать плоское изображение плоского объекта. Когда центр изображения находится в фокусе, его края находятся не в фокусе, а когда края в фокусе, центр бывает не в фокусе. На степень кривизны поля изображения в большой мере влияет метод, используемый для корректировки астигматизма. Поскольку плоскость изображения попадает между сагиттальной и меридиональной плоскостями изображения, хорошая коррекция астигматизма обеспечивает небольшое искривление поля изображения.
    Поскольку искривление поля нельзя уменьшить путем диафрагмирования объектива, конструкторы объективов уменьшают его в максимально возможной степени, прибегая к таким различным методам, как изменение форм отдельных элементов объектива, сборка объектива и изменение позиции апертуры. При этом необходимо соблюдать одно непременное условие одновременной корректировки астигматизма и кривизны поля изображения - условие Пецвала (1843 год). Условие Пецвала гласит, что элемент объектива хорош, если получается нулевой результат, когда обратная величина произведения показателя преломления и фокусное расстояние этого элемента объектива прибавляется к общему числу элементов, из которых создан объектив. Этот итог называется суммой Пецвала.

    Кривизна поля изображения

    Кривизна поля изображения



    5.Искажение
    Одно из требований к идеальному объективу состоит в том, что "изображение объекта, образуемое объективом, должно иметь ту же форму, что и сам объект". Искажение это такой тип аберрации, который ведет к тому, что прямые линии становятся кривыми (искаженными) на изображении, в результате чего не соблюдается это идеальное условие. Искажение, растягивающее (+) форму по диагонали, называется подушкообразной (положительной) дисторсией, а то, которое сжимает (-) форму по диагонали, называется бочкообразной (отрицательной) дисторсией. В редких случаях со сверхширокоугольным объективом эти два типа искажения могут сосуществовать, в результате чего образуется форма одновременно растянутая и сжатая.
    Искажение невелико в объективах, которым придана симметрическая форма по обеим сторонам апертурной диафрагмы, но может возникать в объективах с асимметричными конфигурациями.
    Объективы с переменным фокусным расстоянием имеют тенденцию создавать бочкообразную дисторсию при широкоугольной позиции и подушкообразную - при телефото позиции ( из-за небольших изменений характеристик искажения в момент изменения фокусного расстояния). Однако в объективах с переменным фокусным расстоянием, включающим одну или несколько асферических линз, это искажение хорошо корректируется благодаря компенсирующему эффекту асферических линз.

    Искажение

    Искажение


    Поскольку этот тип аберрации вызван отклонениями от нормы главных световых лучей, проходящих через центр объектива, ее последствия нельзя уменьшить диафрагмированием объектива.
    Меридианальная плоскость
    Плоскость, в которой находятся и оптическая ось, и главный луч света от точки объекта, находящейся вне оптической оси, называется меридианальной плоскостью. Это положение изображения, образованное световыми лучами, проходящими через объектив в этой плоскости, называется меридианальной поверхностью объекта. Эта поверхность изображения обеспечивает оптимальное качество изображения в форме концентрической окружности на плоскости пленки. Если представить себе сферическую поверхность объектива как часть поверхности земли, а оптическую ось как часть земной оси, то меридианальная плоскость точно совпадает с земным меридианом. Отсюда и ее название. На диаграммах MTF кривая, показывающая характеристики мериадианальной поверхности изображения обычно обозначается только буквой М.
    Сагиттальная плоскость
    Сагиттальная плоскость это плоскость, расположенная перпендикулярно меридианальной плоскости. Положение изображения, образованное лучами света, проходящими через объектив в этой плоскости, называется сагиттальной поверхностью изображения. Поверхность изображения обеспечивает оптимальное качество изображения в радиальном направлении на плоскость пленки. Слово "сагиттальный" греческого происхождения и означает "стреловидный". На диаграммах MTF кривая, показывающая характеристики сагиттальной поверхности изображения, обычно указывается одной буквой S.


    Как уменьшить последствия аберраций

    Современные объективы проектируются с использованием больших компьютеров для проведения головоломных расчетов и моделирования высокого уровня, чтобы уменьшить аберрации всех типов и достичь формирования изображения высочайшего уровня. Даже при такой технологии, однако, невозможно полностью удалить все аберрации, что означает, что все объективы на рынке имеют по крайней мере минимальную аберрацию. Она называется остаточной аберрацией. Тип остаточной аберрации в объективе в целом определяет характеристики изображения, создаваемого объективом, такие, как резкость и эффект нерезкости. Из-за этого современные объективы часто спроектированы с учетом достижения приятного эффекта нерезкости (характеристики изображения за пределами плоскости формирования изображения) путем использования техники компьютерного моделирования, с тем чтобы можно было проанализировать работу объектива на стадии проектирования. Как упоминается в различных описаниях аберрации, эффект аберраций некоторых типов можно снизить путем диафрагмирования объектива. Другие эффекты уменьшить нельзя. Соотношения между диафрагмой и аберрациями показаны в таблице.

    Центр Края улучшение путем диафрагмирования аберрации, cвязанные с "характером" объектива
    1. Продольная Хроматическая аберрация.

    <>
    2. Поперечная хроматические аберрация
    X
    3.Сферическая аберрация.
    о
    4.Кома
    о
    5.Астигматизм.
    <>
    6.Кривизна поля
    <>
    7.Дисторсия
    X
    * Паразитное изображение, размытость
    X
    * Ослабление периферийного освещения
    о




    о - значительное улучшение
    <> -незначительное улучшение
    X - никакого улучшения


    ОЦЕНКА РАБОТЫ ОБЪЕКТИВА

    Разрешение


    Разрешение объектива указывает на способность объектива репродуцировать точку объекта. Разрешение окончательной фотографии зависит от трех факторов: разрешения объектива, разрешения пленки и разрешения фотобумаги. Разрешение оценивается путем фотографирования при оговоренном увеличении диаграммы, состоящей из групп черных и белых полос, которые постепенно все больше сужаются, после чего с помощью микроскопа рассматривают негативное изображение с увеличением в 50 раз.

    Диаграммы измерения разрешения

    1.Диаграмма разрешения (Коана)


    Диаграммы измерения разрешения

    2.Диаграмма разрешения (JIS)


    Диаграммы измерения разрешения

    3.Звезда Сименса


    Звезда Сименса

    4.Диаграмма Хоуллета


    Диаграмма Хоулетта

    5.Диаграмма разрешения с использованием проекции.

    Диаграммы измерения разрешения




    Обычно слышишь о разрешении, выражаемом в цифровом измерении, таком, как 50 линий или 100 линий. Эта цифра указывает на число линий на миллиметр самой мелкой черно-белой линейной диаграммы, которая может быть ясно зафиксирована на пленке. Чтобы проверить разрешение одного объектива, используется метод, при котором тонкая диаграмма разрешения помещается в положение, соответствующее плоскости пленки и проецируется через испытываемый объектив на экран. Цифровая величина, используемая для выражения разрешающей способности, лишь указывает на степень возможного разрешения и не показывает ясность или контрастность разрешения.

    Контрастность
    Это степень различия между участками разных уровней яркости на фотографии. т.е. разница в яркости между светлыми и темными участками. Например, когда ясно видна граница между белым и черным при репродуцировании, то говорят, что контрастность высокая, а когда эта грань неясная, то говорят, что контрастность низкая. В целом, высококачественные объективы дающие высококачественные изображения обладают как высоким разрешением, так и высокой контрастностью.

    Диаграмма концепции контрастности

    Диаграмма концепции контрастности



    Диаграмма концепции контрастности



    Щелевая диаграмма измерения ФПМ- функции передачи модуляции (MTF)

    Щелевая диаграмма измерения ФПМ- функции передачи модуляции (MTF)




    MTF -ФПМ функции передачи модуляции


    Функция передачи модуляции это метод оценки работы объектива, используемый для определения степени контрастности репродуцирования или резкости объектива. При оценке электрических характеристик аудио оборудования одним из важных измерений работы является частотная характеристика. В данном случае, когда звук от источника записывается через микрофон, а затем воспроизводится через динамики, частотная характеристика указывает на точность соответствия воспроизводимого звука звуку из источника. Если воспроизводимый звук очень близок к звуку из источника, оборудование классифицируется как 'hi-fi' или 'высокой точности'. Если рассматривать оптическую систему объектива как 'систему для передачи оптических сигналов' таким же образом, как аудио система передает электрические сигналы, можно выяснить, насколько точно передаются оптические сигналы, коль скоро можно измерить частотную характеристику этой оптической системы. В оптической системе эквиваленто м частотной характеристики является 'пространственная частота', показывающая как много узоров или циклов определенной синусовой плотности присутствуют на одном миллиметре ширины. Соответственно единицей измерения пространственной частоты является число линий на 1 мм.
    На Рисунке "А" (чуть выше) показаны характеристики ФПМ идеального объектива 'hi-fi' при выходе, равном входу. Говорят, что такой объектив обеспечивает контрастность 1:1. Однако, поскольку реальный объектив содержит остаточную аберрацию. реальные пространственные частоты всегда меньше 1:1. По мере увеличения пространственной частоты (т.е. по мере того как система черно-белых синусовых волн становится более тонкой или более плотной) контрастность снижается, как показано на Рисунке, пока наконец не станет серой, на которой невозможно увидеть разницу между черными и белыми полосами (контрастности нет, 1:0) на границе пространственной частоты. Иллюстрации этого явления делается в форме диаграммы с кривой, на которой пространственная частота изображена горизонтальной осью, а контрастность - как вертикальная ось. Другими словами, диаграмма позволяет провести непрерывную проверку разрешения и контрастности (т.е. степени модуляции). Однако, поскольку она показывает характеристики только для одной точки в площади кадра, необходимо использовать данные для нескольких точек, чтобы определить характеристики ФПМ всего изображения.

    Цветобаланс
    Точность воспроизведения цвета фотоснимка, сделанного через объектив, в сравнении с оригинальным объектом. Цветобаланс во всех объективах EF (Canon) основан на справочных величинах, рекомендуемых ISO (Международной организацией по стандартизации) и находящихся в строгих рамках поля допуска, которое уже, чем допустимые пределы величин CCI (индекс содействия цвету, ИСЦ) ISO.

    ИСЦ
    Воспроизведение цвета на цветных фотографиях зависит от трех факторов: цветовых характеристик пленки, цветовой температуры источника света, освещающего объект, и светопередающих характеристик объектива. Индекс содействия цвету это индекс, указывающий на 'количество вариаций цвета, вызываемых различиями фильтрующего эффекта объективов', когда используются стандартная пленка и источник света, и выражаемый тремя цифрами в форме 0/5/4. Эти три цифры - относительные величины, выражаемые логорифмами коэффициента пропускания объектива на длинах волн голубого- фиолетового/зеленого/красного цветов, соответствующих трем слоям светочувствительных эмульсий цветной пленки, причем более высокие цифры представляют собой более высокий коэффициент пропускания. Однако, поскольку фотообъективы поглощают большую часть длин ультрафиолетовых волн, коэффициент пропускания голубого/фиолетового цветов обычно равен нулю, поэтому цветовой баланс оценивается путем сравнения величин зеленых и красных волн со справочными величинами для объектива, указанными ISO. Характеристики справочного значения ISO для пропускания света были установлены на основании метода, предложенного Японией, связанного с тем, что была взята средняя величина пропускания 57 стандартных объективов, включающих пять моделей представительных производителей объективов, включая 'Canon'. Полученная рекомендуемая справочная величина 0/5/4 используется производителями пленки как отправная точка при проектировании характеристик воспроизведения цветов цветной пленки. Другими словами, если характеристики пропускания света объектива не соответствуют справочным величинам ISO, то нельзя получить характеристики воспроизведения цветов, планировавшиеся производителем.

    Периферийное освещение
    Яркость объектива определяется числом F, однако эта величина лишь показывает яркость в положении оптической оси, т.е. в центре изображения. Яркость (освещенность поверхности изображение) по границе изображения называется периферийным освещением и выражается в процентах от объема освещения в центре изображения. На периферийное освещение оказывает влияние виньетирование объектива и теорема косинусов 4, и оно неизбежно хуже, чем освещение центра изображения.

    Степень освещенности плоскости изображения, показывающая характеристики периферийного освещения 1.Высота изображения (мм)



    Виньетирование
    Световые лучи, входящие в объектив по краям площади снимка, частично блокируются рамками объектива как перед диафрагмой, так и за ней, мешая всем лучам проходить через эффективную апертуру( диаметр диафрагмы) и вызывая ослабление освещения в периферийных участках изображения. Этот тип виньетирования можно ликвидировать путем дифрагмирования объектива.

    Виньетирование

    Виньетирование



    Теорема косинусов 4
    Теорема косинусов 4 гласит, что ухудшение освещения в периферийных участках изображения увеличивается по мере увеличения угла зрения, даже если объектив полностью свободен от виньетирования. Периферийное изображение образуется пучками лучей света поступающими в объектив под определенным углом по отношению к оптической оси, и количество уменьшающегося света пропорционально косинусу этого угла, возведенному в четвертую степень. Поскольку это закон физики, его невозможно избежать. Однако при широкоугольном объективе, имеющем широкий угол зрения, уменьшение периферийного освещения можно предотвратить путем увеличения эффективности диафрагмы объектива (соотношения площади входного зрачка на оси и площади входного зрачка вне оси).

    Теорема косинусов 4

    Сокращение освещения в соответствии с теоремой косинусов



    Затенение
    Явление, при котором свет, входящий в объектив, частично блокируется такими помехами, как конец светозащитной бленды объектива или рамки фильтра, вызывающее либо потемнение углов изображения, либо общее посветление изображения. Затенение это общий термин, используемый для тех случаев, когда изображение ухудшается каким-либо препятствием, блокирующим световые лучи, которые на самом деле должны достигать изображения.

    Размытие
    Свет, отраженный от поверхностей объектива, внутренней части тубуса объектива и внутренних стенок футляра зеркала камеры, может достичь пленки и частично или полностью завуалировать площадь изображения, ухудшив резкость изображения. Эти вредные отражения называются размытием. Хотя размытие можно намного уменьшить путем покрытия поверхностей объектива и мерами внутри тубуса объектива и камеры, направленными против отражения, полностью нельзя уничтожить размытие для всех условий, в которых находятся объекты съемки. Поэтому желательно пользоваться соответствующей светозащитной блендой объектива, когда это возможно.
    Термин 'размытие' также используется, когда речь идет об эффектах нерезкости и ореола, вызываемых сферической аберрацией и комой.

    Размытие

    Размытие и паразитное изображение



    Паразитное изображение
    Вид размытия, появляющийся, когда солнце или другой мощный источник света включается в сцену, и сложный ряд отражений между поверхностями объектива вызывает появление четко обозначенного отражения в изображении в положении, симметрично противоположном источнику света. Это явление отличают от размытия при помощи термина 'паразитное изображение' благодаря тому, что оно похоже на призрак.
    Паразитные изображения, вызванные отражениями поверхностей перед диафрагмой, имеют такую же форму, как диафрагма, в то время как паразитное изображение, вызванное отражениями позади диафрагмы, появляется как световое вуалирование участка, находящегося не в фокусе. Поскольку паразитные изображения могут также вызываться мощными источниками света вне площади снимка, рекомендуется применять светозащитные бленды или другие затеняющие устройства, чтобы блокировать нежелательный свет. Будет иметь место паразитное изображение, когда делается снимок или нет, можно проверить заранее, если посмотреть через видоискатель и использовать функцию проверки глубины резкости камеры, чтобы закрыть объектив для фактической апертуры, которая будет использована во время съемки.

    Покрытие -просветление
    Когда свет поступает в объектив и выходит из него, приблизительно 5 процентов света отражается назад на каждой границе между объективом и воздухом из-за разницы в показателях преломления. Это не только уменьшает количество света проходящего через объектив, но также может привести к повторным отражениям, которые вызывают ненужные размытие и паразитные изображения. Чтобы предотвратить это отражение, объективы обрабатываются специальным покрытием. В основном это делается при помощи вакуумного напыления, чтобы покрыть объектив тонкой пленкой толщиной 1/4 длины волны света, на который она должна действовать, состоящей из вещества (такого, как фторид магния) с показателем преломления равным корню квадратному из числа 'n', где число 'n' это показатель преломления стекла объектива. Однако вместо одного покрытия, влияющего только на одну длину волны, объективы ЕF имеют лучшее многослойное покрытие (многослойное напыление пленки, снижающее степень отражени я до 0,2-0,3%), надежно предотвращающее отражение всех длин волн видимого спектра света. Однако, покрытие объектива имеет целью не только предотвращение отражения. Покрытие различных элементов объектива соответствующей пленкой с разными свойствами играет роль в обеспечении всей системы объектива оптимальными характеристиками цветового баланса.

    Оптическое стекло
    Оптическое стекло изготавливается специально для применения в точных оптических изделиях, таких, как фотообъективы и микроскопы. В отличие от стекла общего назначения оптическое стекло обеспечено постоянными точными характеристиками преломления и дисперсии( точность до шести знаков после запятой) и отвечает строгим требованиям, касающимся прозрачности и отсутствия таких дефектов, как свиль, коробление и пузырьки. Типы оптического стекла классифицируются по его составу и оптической постоянной (число Аббе=vd), и сегодня существует больше 250 типов такого стекла. Для объективов высшего качества материалы выбираются из различных типов оптического стекла и из них образуют оптимальные сочетания. Стекло с vd 50 или менее единиц называется флинт (F), а стекло с vd 55 или более единиц называется кроном (К). Каждый тип стекла подвергается дальнейшей классификации по другим характеристикам, таким, как удельный вес (материалы с большим удельным весом клас сифицируется как S, в то время как материалы с низким удельным весом классифицируются как L), и каждому типу стекла присваивается свой серийный номер.

    Число Аббе
    Цифровое выражение дисперсии оптического стекла с использованием греческого символа v. Оно также называется оптической константой. Число Аббе определяется следующей формулой, в которой используется показатель преломления для трех линий Фраунхофера: F (голубая), d (желтая) и с (красная).
    Число Аббе=vd=nd-1/nF-nc . Диаграмма распределения характеристик оптического стекла это диаграмма, в которой числа Аббе использованы в качестве горизонтальной оси, а линия d показателя преломления - в качестве вертикальной.



    Линии Фраунхофера
    Линии поглощения, открытые в 1814 году немецким физиком по имени Фраунхофер (1787-1826), образующие спектр поглощения, присутствующий в непрерывном спектре света, испускаемого солнцем, создаваемые влиянием газов в атмосферах солнца и земли. Поскольку каждая линия расположена на постоянной длине волны, эти линии используются как отправные точки при определении цветовых характеристик (длин волн) оптического стекла. Показатель преломления оптического стекла измеряется на основе девяти длин волн, отобранных из линий Фраунхофера (см. таблицу 4). При проектировании объективов расчеты для корректирования хроматических аберраций также основаны на этих длинах волн.

    Длины волн и линии спектра


    Код линии спектра i h g F e d C r t
    Длина волны (nm) 365,0 404,7 435,8 486,1 546,1 587,6 656,3 706,5 1014
    Цвет ультра-фиолет зеленый фиолетово - голубой голубой зеленый желтый красный красный инфра-красный




    Флюорит
    У флюорита крайне низкие показатели преломления и дисперсии по сравнению с оптическим стеклом и особые характеристики частичной дисперсии (необычная частичная дисперсия), которые допускают практически идеальную коррекцию хроматических аберраций в сочетании с оптическим стеклом. Этот факт был известен давно, и в 1880 году природный флюорит использовался практически в апохроматических линзах объективов микроскопов. Однако, поскольку природный флюорит встречается только небольшими кусочками, его практически нельзя использовать в фотообъективах. Решая эту проблему, 'Канон' в 1968 году добилась успеха в создании технологии производства крупных искусственных кристаллов, открыв тем самым дверь к применению флюорита в фотообъективах.

    UD-объектив
    Объектив, изготовленный из специального оптического стекла, обладающего оптическими характеристиками, аналогичными флюориту. Элементы UD-объектива особенно эффективны при корректировке хроматических аберраций в супертелефотообъективах. Два элемента UD-объектива по характеристикам эквивалентны одному элементу из флюорита. 'UD' означает 'сверхнизкую дисперсию' .

    ФОРМЫ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТИВА

    Формы объектива


    Положительные линзы Выпуклая линза
    выпуклая линза
    Двояковыпуклая линза
    двояковыпуклая линза
    Выпуклый мениск
    выпуклый мениск
    Дисперсные линзы Вогнутая линза
    вогнутая линза
    Двояковогнутая линза
    двояковогнутая линза
    Вогнутый мениск
    вогнутый мениск




    вверх быстро Линза Френеля (Fresnel)
    Тип положительной линзы, образованной путем точного разделения выпуклой поверхности выпуклой линзы на множество концентрических кругообразных кольцевых линз и их сочетания с целью максимально сократить толщину линзы, в то же время сохраняя ее функцию как выпуклой линзы. Чтобы эффективно направить периферийный рассеянный свет в окуляр в однообъективном зеркальном фотоаппарате, сторона, противоположная матовой поверхности фокусировочного экрана, образуется как ступенчатая линза с шагом 0,05 мм. Линзы Фреснеля также широко применяются в фотовспышках. На них указывают концентрические окружности, видные на белом рассеивающем экране, покрывающем лампу фотовспышки. Примером гигантской линзы Фреснеля может служить проекционная линза, использовавшаяся для проецирования света от маяка.

    Линза Френеля (Fresnel)

    Линза Фреснеля



    Асферическая линза
    Фотообъективы обычно конструируются из нескольких отдельных линз, которые, если конкретно не указано что-то иное, имеют сферические поверхности. Поскольку все поверхности сферические, становится особенно трудно исправить сферическую аберрацию в объективах с большой диафрагмой и дисторсии в сверхширокоугольных объективах. Специальная линза с поверхностью, изогнутой в идеальной форме для коррекции этих аберраций, т.е. линза, имеющая свободно изогнутую поверхность, которая не является сферической, называется асферической линзой. Теория и полезность асферических линз были известны с первых дней изготовления линз, однако из-за исключительной сложности практической обработки и точного измерения асферических поверхностей, методы производства асферических линз не были внедрены в практику до достаточно недавнего времени.
    Первым объективом для зеркального фотоаппарата, включавшим асферическую линзу, был объектив FD 55 mm f/1.2 AL фирмы 'Canon', выпущенный в марте 1971 года. ('Лейка'предложила объектив 'Ноктилюкс' 55mm f/1.2 с асферическими поверхностями для своих камер дальномеров задолго до 1971 года). Благодаря революционным достижениям в технологии производства с тех пор в нынешней группе объективов EF 'Канон' широко используются различные типы асферических линз, таких, как матовые и полированные асферические линзы, сверхточные стеклянные литые асферические линзы и реплицированные асферические линзы.

    Воздушная линза
    Воздушное пространство между стеклянными линзами, составляющими фотообъектив можно представить себе как линзы, состоящие из стекла, обладающие таким же показателем преломления, как воздух (1,0). Воздушное пространство, с самого начала спроектированное с учетом такой концепции, называется воздушной линзой. Поскольку преломление воздушной линзы противоположно преломлению стеклянной, выпуклая форма действует как вогнутая линза, а вогнутая форма действует как выпуклая линза. Этот принцип был впервые выдвинут в 1898 году человеком по имени Эмиль фон Хёг, работавшем в немецкой компании 'Гёрц'.

    Диаграмма концепции воздушной линзы

    Диаграмма концепции воздушной линзы



    Реально существующие фотообъективы
    Когда смотришь на увеличенное изображение объекта через увеличительное стекло, зачастую края изображения бывают искажены или обесцвечены, хотя центр изображения и бывает четким. Это указывает на то, что одно-линзовый объектив страдает многими видами аберрации и не может воспроизвести изображение, ясно очерченное от одного конца до другого. Из-за этого фотообъективы строятся из нескольких линз с различной формой и характеристиками, с тем чтобы получить резкое изображение по всей площади фотоснимка. Эта основная конструкции объектива указана в разделе спецификаций буклетов и инструкций с указанием линз и групп линз. На рисунке 33 показан пример объектива EF 85 mm f/1.2L USM , состоящий из 8 линз и 7 групп линз.

    Конструкция объектива EF 85mm f/1.2 USM

    Конструкция объектива EF 85mm f/1.2 USM



    Основы конструкции объектива
    Существует пять основных конструкций, используемых в объективах с одним фокусным расстоянием общего назначения. Первый тип с одной линзой является простейшим, состоит из одной или двух соединенных линз. Второй и третий это двойные объективы, состоящие из двух независимых линз. Четвертый тип это триплеты, объективы, состоящий из трех независимых линз, расположенных в такой последовательности: выпуклая-вогнутая-выпуклая. Пятый тип - симметричный, состоящий из двух групп по одной или больше линз одинаковой формы и конфигурации в группе, симметрично ориентированных вокруг диафрагмы.

    Основные группы линз в объективах

    Основные группы линз в объективах




    вверх быстро
    Типы фотообъективов

    -Объективы с одним фокусным расстоянием

    Симметричные.
    В объективах этого типа группа линз за диафрагмой имеет почти такую же конфигурацию и форму, как группа линз, расположенная перед диафрагмой. Симметричные объективы классифицируются далее на различные типы, такие, как тип Гаусса, тройной, тип Тессар, тип Топкон и ортометрический. Из них наиболее широко используется объектив конфигурации Гаусса и его вариации, потому что

    • а)его симметрическая конструкция обеспечивает хорошо сбалансированную коррекцию всех типов аберрации и
    • б) можно достичь сравнительно длинного заднего фокуса.

    Объектив 'Канон' 50 мм f/1.8, выпущенный еще в 1951 году, с успехом ликвидировал кому, которая была единственным слабым местом объектива Гаусса в то время. В результате этого он стал знаменит как историческая веха в создании объективов благодаря резкому улучшения качества работы, которое он обеспечивал. 'Канон' по-прежнему использует конструкцию Гаусса в нынешних объективах, таких, как EF 50mm f/1.8 IL, EF 50mm f/1.0 L USM, EF 50 mm f/1.4 USM, EF 85 mm f/1.2 USM и TS-E 90mm f/2.8.
    Типы Тессар и Триплет симметрической конфигурации широко используются сегодня в компактных камерах, оснащенных объективами с одним фокусным расстоянием.

    Характерные типы фотообъективов

    Характерные типы фотообъективов



    Телеобъектив
    В обычных фотообъективах общая длина объектива (расстояние от вершины передней линзы до фокальной плоскости) больше, чем фокусное расстояние. Обычно это не так в объективах с особенно большим фокусным расстоянием, однако, потому что использование обычной конструкции объектива привело бы к созданию слишком громоздкого неуправляемого объектива. Чтобы сохранить размер такого объектива разумной величины, в то же время обеспечивая большое фокусное расстояние, комплект вогнутой (отрицательной) линзы располагается позади комплекта основной выпуклой (положительной) линзы, в результате чего получается объектив, который короче своего фокусного расстояния. Объективы такого типа называются телеобъективами. В таком объективе вторая главная точка расположена перед передней линзой объектива.

    Телеобъектив

    Телеобъектив



    -Коэффициент телеобъектива
    Отношение общей длинны телеобъектива к его фокусному расстоянию называется коэффициентом телеобъектива. Другими словами, это величина расстояния от вершины передней линзы до фокальной плоскости, разделенная на фокусное расстояние. Для телеобъектива эта величина меньше единицы. Для справки: коэффициент телеобъектива EF 300 mm f/2.8 L USM равен 0,91, а телеобъектива EF 600 mm f/4 L USM - 0,78.

    Тип объектива с ретрофокусом
    У широкоугольных объективов обычной конструкции такой короткий задний фокус, что их нельзя использовать в однообъективных зеркальных фотоаппаратах, потому что они будут мешать качательному движению главного зеркала вверх-вниз. В силу этого широкоугольные объективы для таких камер имеют конструкцию, противоположную конструкции телеобъективов, в которой комплект отрицательных линз расположен перед комплектом главной линзы. Это перемещает вторую главную точку за объектив (между самой последней линзой и плоскостью пленки) и создает объектив с задним фокусом, который длиннее фокусного расстояния. Обычно объектив такого типа называется ретрофокусным по названию изделия, выпущенного на рынок французской компанией 'Энженю компани'. С оптической точки зрения этот тип объектива классифицируется как инвертированный телеобъектив.

    Инвертированный телеобъектив

    Инвертированный телеобъектив



    Zoom объективы

    Зум-объектив из четырех групп линз
    Зум-объектив стандартной конфигурации с четко разграниченными функциями четырех групп линз (фокусировочная группа, группа изменение увеличения, группа коррекции и группа формирования изображения). Две группы - изменения увеличения и коррекции - двигаются во время изменения фокусного расстояния. Поскольку при такой конструкции легко достичь кратности изменения фокусного расстояния с большим увеличением, она обычно используется в объективах кинокамер и в телеЗум-объективах однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Однако из-за проблем, возникающих во время разработки компактных Зум-объективов, ее использование становится не таким широким в современных обычных Зум-объективах. В серии объективов EF у объектива EF 100-300 mm F/5.6L конструкция очень похожа на этот тип.

    ФОКУСИРОВКА И ДВИЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВА

    Фокусировка и способы движения объектива Методы перемещения объектива для фокусировки можно в общем разделить на пять типов, описанных ниже.
    Общее линейное удлинение
    Вся оптическая система объектива движется прямо взад и вперед при фокусировке. Яркими примерами объективов, в которых используется этот тип фокусировки являются EF 28 mm f/2.8, EF 35 mm f/2 и EF 50 mm f/1.8 II. (T-S-45mm f/2.8 это заднефокусный объектив, а TS-E 24 mm f/ 3.5L это общее линейное удлинение с подвижной системой.) Линейное удлинение передней группы
    Задняя группа остается неподвижной, и только передняя группа двигается прямо взад и вперед во время фокусировки. Примерами объективов с линейным удлинением передней группы могут служить объективы EF 50 mm f/2.5 Компакт Макро, EF 100 f/2.8 Макро, EF 50 mm f/1.0L USM и EF 85 mm f/1.2L USM.
    Вращательное удлинение передней группы
    Отдел тубуса объектива, содержащий переднюю группу вращается, перемещая переднюю группу взад и вперед во время фокусировки. Этот тип фокусировки используется только в Зум-объективах и не встречается в объективах с единым фокусным расстоянием. Яркими примерами объективов, в которых применен этот метод, являются EF 35-80 mm f/4-5.6 USM и EF 100-300mm f/5.6L. Поскольку кольцо подсоединения фильтра и бленда вращаются вместе с объективом во время фокусировки, при съемке через оконное стекло необходимо внимательно следить за тем, чтобы конец объектива не соприкасался со стеклом.
    Внутренняя фокусировка
    Фокусировка осуществляется путем перемещения одной или нескольких групп линз, расположенных между передней группой линз и диафрагмой. Задняя фокусировка
    Фокусировка осуществляется путем перемещения одной или нескольких групп линз, расположенных позади диафрагмы.
    Подвижная система
    Обычные фотообъективы сконструированы для того, чтобы достичь оптимального равновесия компенсации аберрации лишь на одной общепринятой дистанции съемки. Таким образом, хотя аберрации хорошо компенсированы при справочной дистанции съемки, они увеличиваются при других дистанциях съемки ( в особенности при съемке с близкого расстояния) и вызывают ухудшение качества изображения. Чтобы этого не произошло, применяется подвижная система, меняющая интервал между определенными линзами в соответствии с величиной удлинения. Это метод также называют механизмом компенсации аберрации при съемке с небольшого расстояния.



    вверх быстро
    СЪЕМОЧНОЕ РАССТОЯНИЕ/РАССТОЯНИЕ ДО ОБЪЕКТА / РАССТОЯНИЕ ДО ИЗОБРАЖЕНИЯ

    Съемочное расстояние (расстояние до камеры)
    Расстояние от плоскости пленки (фокальной плоскости) до объекта.
    Положение плоскости пленки обозначено на верхней части большинства фотоаппаратов знаком ' '.

    Съемочное расстояние

    Съемочное расстояние, расстояние до объекта, расстояние до изображения


    Расстояние до объекта
    Расстояние от передней главной точки объектива до объекта.
    Расстояние до изображения
    Расстояние от задней главной точки объектива до плоскости пленки, когда объектив сфокусировн на объекте с определенного расстояния.
    Величина удлинения
    При объективе, который перемещает всю оптическую систему взад и вперед во время фокусировки, величина движения объектива, необходимая для фокусировки объекта на ограниченном расстоянии от положения 'бесконечность' фокуса.
    Расстояние внутри камеры
    Расстояние от переднего края тубуса объектива до плоскости пленки.
    Рабочее расстояние
    Расстояние от переднего края тубуса объектива до объекта. Это важный фактор, в особенности при съемке крупных планов и фотоувеличениях.
    Увеличение изображений
    Соотношение (соотношение длины) между фактическим размером объекта и размером изображения, воспроизведенного на пленке. Макросъемочный объектив с показателем увеличения 1:1 может воспроизводить изображение на пленке такого же размера, как первоначальный объект (в натуральную величину). Увеличение обычно выражается как пропорциональная величина, показывающая размер изображения по сравнению с реальным объектом. (Например, увеличение 1:4 выражается как 0,25Х.)


    Соотношение между фокусным расстоянием. величиной удлинения (общим удлинением) и увеличением

    Соотношение между фокусным расстоянием
    • f=фокусное расстояние
    • r=величина удлинения
    • e=интервал главной точки
    • R=съемочное расстояние
    • y=размер объекта
    • y'=размер объекта на плоскости пленки
    • M=увеличение


    R=(r+f)2 /r + e =f(M+1)2 /M + e
    M=y'/y =r/f


    вверх быстро

    ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ СВЕТ И ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

    Поляризованный свет
    Поскольку свет это один из видов электромагнитных волн, можно рассматривать его как однородные колебания по всем направлениям, расположенные перпендикулярно направлению его распространения. Такой тип света называется естественным (или естественным поляризованным ) светом. Если направление колебаний естественного света становится в силу каких-то причин поляризованным, то этот свет называют поляризованным. Когда естественный свет отражается от поверхности стекла или воды, к примеру, отраженный свет колеблется только в одном направлении и полностью поляризован. Кроме того, в солнечный день свет с участка неба, идущий от солнца под углом 90 градусов, становится поляризованным под воздействием молекул и частиц в атмосфере. Полузеркала, используемые в автофокусе однообъективных зеркальных камер, также вызывают поляризацию света.

    Естественно поляризованная электромагнитная волна.

    Естественно поляризованная электромагнитная волна.
    Поляризующий фильтр с линейно падающей характеристикой Это фильтр, пропускающий свет, колеблющийся только в определенном направлении. Поскольку фокус колебаний света, пропускаемого через фильтра по своему характеру линейный, фильтр называется поляризующим фильтром с линейно падающей характеристикой (ЛПХ-фильтр). Такой фильтр ликвидирует отражения от стекла и воды так же, как кольцевой поляризационный фильтр, однако его нельзя эффективно использовать с большинством камер с автоэкспозицией и автофокусом, так как это вызовет ошибки в экспозиции в камерах типа АЕ , оснащенных системой измерений через объектив (ТТL), использующих полузеркала, и приведет к ошибкам в камерах AF, включающих дальномерные системы, использующие полупрозрачные зеркала.

    Кольцевой поляризационный фильтр
    Функционально кольцевой поляризационный фильтр такой же, как ЛПХ-фильтр, так как он пропускает только свет с определенным направлением колебаний. Однако свет, проходящий через кольцевой фильтр, отличается от света, проходящего через ЛПХ-фильтр, тем, что фокус колебаний вращается по спирали в направлении, в котором он распространяется. Таким образом, фильтр не мешает эффекту полузеркал, сохраняя функции ТТL-АE и AF. Когда вы используете поляризующий фильтр с камерой EOS, не забывайте всегда пользоваться кольцевым поляризующим фильтром.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЛАЗ И ДИОПТР ВИДОИСКАТЕЛЯ

    Зрение, оптическая резкость
    Способность глаза различать детали формы объекта. Выражается как числовая величина, показывающая минимальный угол зрения, при котором глаз может ясно различать две точки или линии, т.е. разрешение глаза по сравнению с разрешением 1' . (Cоотношение с 1' принимается за 1.)

    Приспосорбляемость глаза
    Приспособляемость глаза к тому, чтобы менять свою преломляющую способность, с тем чтобы формировать образ объекта на сетчатке. Положение, при котором глаз обладает минимальной преломляющей способностью, называется состоянием покоя приспособляемости.

    Нормальное зрение, эмметропия
    Состояние глаза, при котором на задней части сетчатки образуется изображение бесконечно далекой точки в момент, когда глаз находится в состоянии покоя приспособляемости.

    Дальнозоркость
    Состояние глаза, при котором изображение бесконечно далекой точки формируется на сетчатке, когда глаз находится в состоянии покоя приспособляемости.

    Близорукость
    Состояние глаза, при котором изображение бесконечно далекого объекта формируется перед сетчаткой, когда глаз находится в состоянии покоя приспособляемости.

    Астигматизм
    Состояние глаза, при котором существует астигматизм на зрительной оси глаза.

    Пресбиопия (старческая дальнозоркость)
    Состояние глаза, при котором способность глаза фокусироваться ослабляется в связи со старением человека. В фотоаппарате оно аналогично положению с фиксированной фокальной точкой при небольшой глубине резкости.


    Минимальное расстояние ясного видения
    Ближайшее расстояние, на котором глаз с нормальным зрением может видеть объект без напряжения. Считается, что это расстояние равно 25 см (0,8 фута).

    Диоптр
    Степень, в которой лучи света собираются в пучок или рассеиваются , выходя из видоискателя. Стандартный диоптр всех камер EOS установлена на -1. Эта установка имеет целью сделать так, чтобы изображение в видоискателе виделось как бы с расстояние в 1 м. Таким образом, если человек не может ясно видеть изображение в видоискателе, значит он должен присоединить к окуляру камеры объектив регулировки диоптра, обладающий способностью, когда он добавляется к стандартному диоптру видоискателя, позволять легко видеть объект на расстоянии одного метра. Числовые величины, отпечатанные на диоптрийном приспособлении объектива EOS, указывают общий диоптр, получаемый, когда объектив регулировки диоптра присоединен к камере.


    статьи о фотографии