Начну с Николая Рубцова. Чтобы предмет обсуждения был перед глазами:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Стихотворение можно сравнить с музыкальным произведением. Все микроэпизоды в стихотворении должны быть объединены общей идеей.
Всё , о чем говорится в этом стихотворение, крутится вокруг реки.
Сам автор, матушка, ведро воды, ива, тень, лодка — это всё у реки. Всё это органично связано с ней. Это как бы отдельные мелодии отдельных инструментов, игру которых дирижер симфонического оркестра превращает в прекрасную симфонию...
И ни одна мелодия не выпадает из общей темы.
А «в горнице моей светло» это как бы маленькая увертюра к стихотворению.
А теперь перейдем к Анне Ахматовой. Речь пойдет только о «Сероглазом короле».
Чтобы предмет обсуждения был перед глазами:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
Проведем анализ так же, как и стихотворения Николая Рубцова.
Умер сероглазый король. Всё должно крутиться вокруг сероглазого короля.
Чтобы получилась симфония, всё должно быть так или иначе связано с ним.
Первое, на что я натыкаюсь, это «Вечер… был душен и ал». Как это связано с королем и дальнейшими событиями? Вот, например, у Александра Блока : «Был вечер поздний и багровый...». Так это целая увертюра к стихотворению. А здесь что? Почему душен? Почему ал?
Потом ещё две мелочи. Почему трубка не стрельнула в третьем акте, и почему шумели именно тополя. Ещё раз повторюсь, что это, конечно, мелочи. Хочу просто сравнить, как такие мелочи, как ведро воды и ива, вписались в общую тему у Рубцова, и как трубка и тополя вписались у Ахматовой.
Ну в конце разберем главный козырь Анны Андреевны в этом стихотворении
«Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.»
Как известно, искусство мыслит образами. И как вы себе представляете этот образ?
Мама зажигает свет. Будит дочку, заставляет ребенка открыть глаза, подносит к свету...
И всё это только для того, что увидеть её серые глаза. Вот приспичило ей именно ночью.
Разве нельзя было читателю как-то по-другому рассказать про серые глаза дочки? Допускаю, что рифма «разбужу - погляжу» настолько неожиданна и эффектна, что образ у многих уходит на второй план. Но образ в искусстве никто не отменял. Видит его кто-то или нет...
11.
Владимир, спасибо за сравнительный анализ двух стихотворений несопоставимых по уровню таланта.
Рубцов нравится, но оставим его.
*
Ахматова и сама иронично отзывалась о Сероглазом короле потом. Анатолий Найман спросил Анну Андреевну в шестидесятых, знает ли она, что поют "Сероглазого короля". Она ответила: "Боже, как устарело! Еще в 47-м пели: "Слава тебе, безысходная боль, отрекся от трона румынский король".
Так ведь поют через сто с лишним лет. И читают, например, умная Алла Демидова. Да и сам стих звучит, как баллада, как музыка.
А мне кажется оно пророческим. В августе 191О года Ахматова и Гумилёв поженились, стихотворение написано в декабре того же года. Через одиннадцать лет, в августе 1921 года, мужа расстреляют. Недавно я даже читала о месте расстрела, оказывается, я мимо проезжала много раз.
А вот интерпретация Быкова:
стихотворение «Сероглазый король» — это история любви к королю, от которого родилась сероглазая дочка, особенно если учесть, что муж — палач, на ночную работу ушел, заплечных дел мастер. Какая у него еще «ночная работа»? Не исключено, что он и убил сероглазого короля, и даже этот намек в стихотворении присутствует:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой».
Вот это фарисейское лицемерное восклицание «такой молодой»…
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…».
Гениальное стихотворение — это о том, что если у тебя муж — палач, то тебя может утешить король. А муж, скорее всего, короля и хлопнул на охоте.
Можно, конечно, сомневаться в оценках, но ведь стихотворения, это "телеграммы чувств".
Тамара Фото Нравится: Хорошее!, 10: Владимир, я вспомнил и Марина Капуро пела гр. Яблоко: "в горнице", саму тему кентавров я ещё ни вник..., я загнался книгами по драконам!, с точки зрения выживания Кентавр Совершеннее: Есть руки!, а дракона если ранят из луков арбалетов в крылья, стрелы болты только зубами вытаскивать... четверо лап но они ни гибкие, или просить помочь верную подругу драконицу!...
12/ «А вот интерпретация Быкова».
Так это же Дима Быков. Появился вдруг на литературном небосклоне мальчик Дима.
Образован, эрудирован, с рифмой на ты, говорит как поёт, многословен... Слушаешь - наслаждаешься. Но стоит задуматься — о чём это он? Оказывается это или прописные истины или вообще ни о чём. Сразу вспоминается Хлестаков:
«У меня лёгкость необыкновенная в мыслях».
А то, что он о «Сероглазом короле» говорит - это просто какая-то дичь...
12/ «несопоставимых по уровню таланта»
Согласен, несопоставимые.
Анна Андреевна классик. Дважды номинировалась на Нобелевскую премию по литературе. Она сама сделала себе имя - жена расстрелянного поэта, мать осужденного сына, натурщица Модильяни… Создала свой «салон Анны Павловны Шерер», который соперничал с «салоном» самой Лили Брик. Окружила себя начинающими поэтами…
А Николай Рубцов сирота, не преуспел в жизни. Издавший только пару маленьких книжечек своих стихов. Проживший мало, написавший мало. Тем не менее, как поэт-лирик он стоит выше Ахматовой. Скажу больше, такие поэты рождаются раз в 50 лет. Не зря же его называют вторым Есениным. И как результат, Ахматову читают демидовы, а Рубцова поёт вся страна.
13/ «Существует фанфикшн, то есть вариации на тему классического стихотворения Ахматовой.»
Согласен. Но это не всегда говорит о высоком уровне оригинала. Где «Найденная история двух благородных влюбленных» Луиджи да Порто и где «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира?
15,16,17.
Поняла). Но всё же фамилию Аллы Сергеевны надо писать с прописной буквы.
Ахматова не содержала салона, она в Комаровской будке слушала молодых поэтов и писателей за чаем.
***
Габович стоял на пороге. Он был в пальто. Он что-то говорил, жестикулируя и стряхивая пепел. Завидев меня, расплылся в улыбке.
Моя жена сказала:
- Я ему тысячу раз говорила - снимите пальто. А он ни в какую.
- Я же на минутку, - сказал Габович, -. мне пора идти. Хотя теперь чего там... Сергей явился - можно поболтать...
Он снял пальто. Затем присел к столу и начал:
- Знаете ли вы, что у меня есть редкостные фотографии Ахматовой?
- Какие фотографии? - спрашиваю.
- Я же сказал - фотографии Ахматовой.
- Какого года?
- Что - какого года?
- Какого года фотографии?
- Ну, семьдесят четвертого. А может, семьдесят шестого. Я не помню.
- Задолго до этого она умерла.
- Ну и что? - спросил Габович.
- Как - ну и что? Так что же запечатлено на этих фотографиях?
- Какая разница? - миролюбиво вставила жена.
- Там запечатлен я, - сказал Габович, - там запечатлен я на могиле Ахматовой.
Когда он направился в уборную, моя жена шепнула:
- Веди себя прилично. Я тебя умоляю. И так все говорят, что у Довлатова совершенно невыносимый характер.
18/
"Но всё же фамилию Аллы Сергеевны надо писать с прописной буквы."
Я же не конкретно Аллу Сергеевну имел ввиду.
Есть же подобные выражения. "Новые наполеоны", например.
18/
"Ахматова не содержала салона"
Так у меня же слово салон в кавычках.
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
Василий Жуковский.