Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



портрет

фотография как крупный план в кино

как крупный план в кино


Владимир Алексеев
8.08.2024


**55.723342, 37.591908 ** Площадка номер три - бачата и сальса*** Круглый студийный софтбокс для вспышки Speedlite (шляпа)** вспышка Nissin MG10 Wireless Flash with Air 10s Commander ***Линза - Canon EF 85mm f/1.2L II USM ****Выдержка 1/50

 




другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Рекомендует
Sergey Woroshilov
Поставил(а) пятерку
Александр Победимский
 1.  Владимир Алексеев 08.08.2024 15:54 
 Как обещал..
Интересно было посмотреть как киношные операторы берут крупные планы И предметно обсудить эту тему.
________________

Тема - "Правила нас не интересует, ибо мы априори планируем их творчески нарушать" - имеет прав, конечно, быть. Но меня лично интересуют таки более прикладные задачи.
И потому я организовал этот пост.
 
 2.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:00 
 Портрет Марины я сделал в прошедшую полночь в своей творческо-экспериментальной фотостудии на берегу Москвы-реки.
Как обычно.
__
С Мариной мы очно давно не виделись, почти год прошел.
Вы, конечно, помните ее прошлые снимки: вот, например ссылка


 
 3.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:04 
 Снимок Марины я откадрировал строго по лекалам крупного портретного плана из фильма "Большой" Валерия Тодоровского.

Ну, как бы, если я фотографирую на танцполе гранд-батманы, сисоны и арабески, то и фильм должен быть соответствующий:)
ссылка
 
 4.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:08 
 Для наглядности я собрал еще немного крупных планов из фильма "Большой".
Не поленился. Ибо полезнее изучить предметно тему, а толочь воду в ступе)
ссылка
 
 5.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:14 
 Но это еще не все.

По пути, исследуя тему крупного плана, я напоролся на учебно-методическое пособие по крупным планам к кино. Автор пособия - Лев Владимирович Кулешов..
Как оказалось, пособиями Кулешова пользуются начинающие операторы и уже опытные кинорежиссёры даже сегодня..
Таким образом, правила существуют. И мне это интересно .

 
 6.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:15 
 Теперь имеет смыл глянуть, что творится с крупными планами в недружественном к нам голливуде)
 
 7.  AndrewA 08.08.2024 16:21 
 3 заметь, у Т оба глаза по канону
но он конечно этого не зает, чисто интуитивно сработал
 
 8.  AndrewA 08.08.2024 16:23 
 "учебно-методическое пособие по крупным планам к кино"
поделись плииз
 
 9.  AndrewA 08.08.2024 16:24 
 "Таким образом, правила существуют"
возможно там не "правила", а известные автору "закономерности"
 
 10.  AndrewA 08.08.2024 16:27 
 и еще
всетаки движущаяся кинокартинка это не застывшее фото. есть разница
 
 11.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:29 
 8/ только пересказ пособия , дальше не рыл
ссылка
 
 12.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:33 
 10/ Да, верно
Бывает , когда актриса сама перемещается на крупном плане.
Но я для скрина выбирал более-менее фиксированные на некоторое время мизансцены.
 
 13.  AndrewA 08.08.2024 16:35 
 спасиб
 
 14.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:36 
 7/ хотелось бы вернуться к обсуждению этого канона, который мы еще не знаем:)
 
 15.  AndrewA 08.08.2024 16:38 
 кинь мне в почту адрес - дам ссылку
 
 16.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:52 
 15 хорошо
 
 17.  AndrewA 08.08.2024 16:57 
 Комментарий удален автором фотографии
 
 18.  Владимир Алексеев 08.08.2024 16:58 
 Комментарий удален автором фотографии
 
 19.  Владимир Алексеев 08.08.2024 21:48 
 к 6/
Пересмотрел "Доказательство смерти" ( Death proof - неубиваемый).
Квентин Тарантино
Получил удовольствие от пересмотра пленочного фильма .. Сделал скриншоты крупных эмоционально-возбужденных портретов нескольких главных героинь.

На каждый портрет наложил линии ЗС.
Если кому интересно можно посмотреть по ссылке ссылка

-------------------------------
Что еще интересного в фильме, для тех кто любит фотать на пленку:)
Первая часть фильма показана как старый фильм, а потом перескок в ч/б .. далее переход из ч/б в цвет качественной картинки…
негативы фильма были физически соскоблены и забиты, чтобы изображения выглядели грязными и неотполированными:)

 
 20.  Владимир Алексеев 08.08.2024 21:51 
 Резюме:

"Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обагатишь свою память знаниями всех тех богатств, которое выработало человечество»

В.И. Ленин
:)


 
 21.  Максим Капранов 08.08.2024 21:56 
 /20/ Ленин не так говорил. Ошибочка вышла.
 
 22.  AndrewA 08.08.2024 23:36 
 19 за небольшим исключением лайн не знает куда смтреть :)
 
 23.  Владимир Алексеев 09.08.2024 00:54 
 22/
да и пофиг..

"киношные операторы нам не указ.
Кадрирование - тыщу вариантов.
Если и есть какие-то правила, то вся история искусства про то - как эти правила нарушали..."
(С)
 
 24.  Стас Семашко 09.08.2024 08:59 
 \23\ )))
зав. кафедрой операторского мастерства ВГИК
профессор Анатолий Дмитриевич Головня
на первом занятии говорил:
- "Деточки, запомните: фотография это светопись, а без света остается одна пись"

дык вот, со светописью (с точки зрения киношного оператора) проблема - жесткая тень.
На фото это не мешает особо. А в кино актриса шевелится, и тень будет мотылять по экрану. (но иногда это используется. напр. детективах, если нужно созд. зловещий образ)

При этом уделяется внимание не только теням на лице, но и теням на стенах ...

Вы выкладывали пример-референс из Тодоровского.
Композиционно близко. А вот световой рисунок, на лице Алисы Бруновны Фрейндлих и ваш, сильно отличаются.

Собственно, операторская задача на портрете (особенно на женском) сводится к - найти баланс между выразительностью и мягкостью.


 
 25.  Стас Семашко 09.08.2024 09:45 
 \3\ еще деталь, у Фрейндлих очки.
очки !!!
для оператора это "судный день" - в очках продается вся площадка, ну свет так точно.
И вот нужно извернуться ...


 
 26.  AndrewA 09.08.2024 10:06 
 мне интересна степень свободы оператора
из некоторых фраз в данном разговоре создалось впечатление, что де оператор прям таки следует предписаниям режиссера аж в деталях кадрирования не говоря уж о например выборе фокусного оптики
мне это тоже любопытно
кароче, хорошо бы поболтать за пивом вечерок
 
 27.  AndrewA 09.08.2024 10:28 
 25 а еще в очках вполне может отразиться "лишнее". оператор например :)
 
 28.  Владимир Алексеев 09.08.2024 10:39 
 26/ Есть смысл тогда заслушать механика по обслуживанию кино-съёмочной аппаратуры и вспомогательной техники, а именно Сергея Бессмертного, который работал у Тарковского)

ссылка
 
 29.  Стас Семашко 09.08.2024 10:45 
 \26\ интересна степень свободы оператора.

тут сложно - тысячи разных обстоятельств.
Смотря какой режиссер и какой оператор, и какой проект.
т.е. сколько вложено бабок.

у меня был друг, несмотря на большую разницу в возрасте (сейчас его уж нет ........) патриарх советского кино Николай Кульчитский. Он повторял фразу:
"пока оператор ручку не покрутил - виноваты все, а после того (как покрутил) виноват только оператор"

на площадке, в зависимости от харизмы, волевых качеств... значимости, тд тд тд
иногда диктует режиссер, иногда - оператор.

Иногда потрясающие операторы. когда им "тесно под режиссером". сами становятся режиссерами. Напр. Сергей Павлович Урусевский
или мой друг Александр Атаевич Итыгилов.
А вот любимый Павел Лебешев в режиссеры не стремился.

т.е. по разному


 
 30.  AndrewA 09.08.2024 10:48 
 28 спасиб
"Помню, что второе поступление начал с пятерки по теории фотографии, " - как интересно!
во первых - сам факт тьакого вступительного экзамена! ну и как к нему готовитться? спрашивается
во вторых - что тогда понимали под теорией? Дыко что ли?
 
 31.  AndrewA 09.08.2024 10:50 
 29 угу. спасиб
 
 32.  Владимир Алексеев 09.08.2024 10:51 
 24/
" А вот световой рисунок, на лице Алисы Бруновны Фрейндлих и ваш, сильно отличаются."

Меня интересовал только вопрос размещения крупного портретного плана в горизонтальном формате. О чем , собственно, я сразу заявил)
И примеры я выбирал в соответствии только с этим критерием.

Вы, как бы случайно, увели тему на светотеневой рисунок портрета.

Этой темы, равно как и алгоритма обработки портрета в фотошопе я сознательно не касался, если что)
 
 33.  AndrewA 09.08.2024 10:53 
 30 + при всем моем к ней уважении
 
 34.  AndrewA 09.08.2024 10:54 
 32 угу
но то, что сразу заметил профи как существенный фактор - тоже весьма любопытно
 
 35.  Владимир Алексеев 09.08.2024 11:04 
 30/ да ты что!
какая Лидия Дыко

надо было сдать
"Теория и практика авангардной фотографии и операторского мастерства Энди Уорхола"
 
 36.  Стас Семашко 09.08.2024 11:07 
 \32\ "Вы, как бы случайно, увели тему на светотеневой рисунок портрета."

да, извините, что не точно соответствую заданному формату )))
просто есть приоритеты, и я чисто механически "от альфы до омеги"

упомянутый вами Рерберг тоже светопись ставил на первое место:
"Красота – это борьба света с мраком"
 
 37.  AndrewA 09.08.2024 11:08 
 сегодня даже Максимишин ставит на первое!
(впрочем, сегодня - 5 лет назад. за сегодняшнее сегодня не знаю)
 
 38.  AndrewA 09.08.2024 11:10 
 35 :) ерничать и сам горазд, но неожиданный вступительный экзамен...
всегда думал, что вст.экз основывался на материале системы школьного образования... ну и теста личных данных
а тут нате вам
 
 39.  AndrewA 09.08.2024 11:11 
 36 все нормально. он пояснил, не в претензии же
 
 40.  Владимир Алексеев 09.08.2024 11:14 
 38/
а в МАРХИ сдают рисунок на вступлении. Голову рисуют
 
 41.  AndrewA 09.08.2024 11:21 
 рисование голов входило в программу школы СССР
мы рисовали. и теорию рисунка проходили
 
 42.  AndrewA 09.08.2024 11:25 
 ну вот смотри
инета не было
для подготовки надо было придти в читальный зал и запросить "теорию ф-фии"...
представляю реакцию библиотекарши... вынесет ссылка
поди, подготовся!
 
 43.  Владимир Алексеев 09.08.2024 11:57 
 42/ хорошая подборка..
прикольно, что такие скрепные книги без vpn не увидишь)
 
 44.  AndrewA 09.08.2024 12:04 
 надо же... идеи Дугина побеждают!
 
 45.  Владимир Алексеев 09.08.2024 12:28 
 24/
А что, у меня на портрете неудачный свет?
жесткая тень?
одна пись?

или я не так понял что-то?

 
 46.  AndrewA 09.08.2024 12:36 
 мне интересно обсуждение
и потом, нельзя сравнивать условия киноплощадки и твои
 
 47.  Стас Семашко 09.08.2024 13:11 
 \45\ вы задали тему "как кинооператоры снимают крупный план"
Я процитировал - чему и как учат во ВГИК-е будущих ОПЕРАТОРОВ
и даже попытался рассказать о разнице подходов на огромном киноэкране и на фото ...

О вашей конкретной фотографии речь не шла.
Еще раз извините, если как-то затронул


 
 48.  Владимир Алексеев 09.08.2024 13:15 
 46/ Если интересно, то, вот, смотри:


я читаю коммент /24/, а именно: "со светописью (с точки зрения киношного оператора) проблема - жесткая тень."
далее: "операторская задача на портрете (особенно на женском) сводится к - найти баланс между выразительностью и мягкостью"

В комменте /29/ нахожу, что "мой друг Александр Атаевич Итыгилов"

Что дальше? Дальше я включаю VPN и нахожу фильм Александра Итыгилова..
Например, фильм "Встреча" ссылка



 
 49.  Владимир Алексеев 09.08.2024 13:18 
 47/
Да нет, всё интересно. И полезно тем, кому тоже интересно.
-----------------
"О вашей конкретной фотографии речь не шла."
Стас, согласитесь, что так, совсем немного, совсем легонечко таки шла речь о моей фотографии.
цитата
"А вот световой рисунок, на лице Алисы Бруновны Фрейндлих и ваш, сильно отличаются."
 
 50.  Владимир Алексеев 09.08.2024 13:21 
 47/ Стас, почитав ваши пояснения, я понял для себя почему вы так стремитесь обработать фотографию.
ссылка
 
 51.  Владимир Алексеев 09.08.2024 13:37 
 В общем, пишите всё, что считаете нужным.
Я , собственно, только уличный фрик-фотограф, причем даже не первый на танцполе
 
 52.  Стас Семашко 09.08.2024 13:50 
 \48\ << Что дальше? Дальше я включаю VPN и нахожу фильм Александра Итыгилова.. фильм "Встреча" >>

знакомство с Александром Атаевичем началось с фильма "Как закалялась сталь"
Фильм шел по телевизору. Фильм как фильм.
Позже случайно забрел в зал ОТК. где отбирают копии, и на большом экране посмотрел это кино.
Был в шоке !!!
Как говорят в Одессе - "две большие разницы"

т.е. то, что по ссылке, очень далеко от оригинала.

Ну и это первый фильм Атаича в качестве режиссера.
В дальнейших фильмах, он, к моему изумлению, вообще в камеру не заглядывал. Мы с ним не обсуждали, но наверно пришел к выводу, что нельзя совмещать.


 
 53.  Стас Семашко 09.08.2024 14:01 
 \50\ " Стас, почитав ваши пояснения, я понял для себя почему вы так стремитесь обработать фотографию ".

я не знаю, что именно вы поняли.

но я далеко не все фотографии обрабатываю. Это не самоцель, не пламенная страсть - все обработать.

Задолго до фотошопа.
Видел контрольки любимого фотографа Ирвина Пена.
Контролька вся была исчеркана пометками для печатника-лаборанта, где высветлить, и на сколько, где притемнить



 
 54.  Стас Семашко 09.08.2024 14:18 
 \17\ "А что, у меня на портрете неудачный свет?"

Владимир, я пытался донести мысль. что не бывает "удачного или неудачного света"

свет подчинен общей задаче:
художественной - создание образа
или. как часто у операторов. технической (чтобы ОТК не забраковало)

в фото только автор решает.
И когда писал, просто констатировал отличия.

При желании. вы найдете примеры и с жестким светом.
напр. фильм "Гадюка" оператор Михаил Черный
Но тогда мода была такая - жесткий линзовый свет.

Позже - эпоха Павла Лебешева (условно начиная со "Свой среди чужих ...") Павел придумал легкую засвету пленки, чтобы еще смягчить рисунок.

В Голливуде без задымливания вообще редко снимают
 
 55.  Владимир Алексеев 09.08.2024 14:30 
 Оффтоп для питерских фотографов!
Встречаемся на Стрелке сегодня, 9 августа, на Open Air RADiOSALSA!
😃👍💥😃👍💥😃👍💥

ссылка

:)

 
 56.  AndrewA 09.08.2024 14:31 
 разговор интересный. наблюдаю
 
 57.  Марина Долбинская 09.08.2024 14:34 
 /3/но вы сравнили. Можно сказать х... И палец
 
 58.  Владимир Алексеев 09.08.2024 14:54 
 56/
Хорошо. На примере своей фотографии.
Я не затирал мимические морщинки у глаз , ибо мы потеряем эмоцию. Затирать можно, когда нейтральное выражение.
Не осветлял глаза, тем более зрачки.
Не затирал складку у щеки.
Блики на носу и щеке не затирал.

Я осветлил немного фон, но так чтобы Марина осталась визуально интегрированной в воздушно-пространственную среду Москвы-реки:)))

Немного увеличил ей глаза и сделал посветлее волосы. Ибо лицо отражает свет, а темные волосы поглощают)
Сделал акцент на глаза (на взгляд), используя лекала опытных кинооператоров)

Остальное в этом кадре решили наши с Мариной симпатичные отношения.
"Она улыбается всем нет только тебе "
 
 59.  Владимир Алексеев 09.08.2024 14:59 
 57/
Мариш, привет!
Всегда рад увидеть тебя в своей ленте)
Эпическое такое сравнение "х... И палец".
И ведь в этом и не поспоришь с женщиной !
 
 60.  AndrewA 09.08.2024 15:01 
 "Затирать можно, когда нейтральное выражение."
надо же! никогда об этом не думал. и не встречал
 
 61.  Владимир Алексеев 09.08.2024 16:10 
 Чуваки, еще один оффтоп.
Съемка с того самого питерского фестиваля. Почувствуйте разницу: когда вы фотаете сбоку и изнутри события. Слезы от мастеров лайна и буйные краски от непосредственных участников события:) Тех самых, из 14 стран:)))
ссылка
 
 62.  AndrewA 09.08.2024 16:13 
 спасиб!
есть суперские кадры
с фотиком на сап... ну не знаю, стремно
 
 63.  Владимир Алексеев 09.08.2024 16:17 
 62/ скачивай, пока не закрылось окно в Париж:))
Я скачаю пару девчуль:)
 
 64.  AndrewA 09.08.2024 16:17 
 55 вк хочет реги - фиг ему в нос
но попробую подойти. сто лет там не был

 
 65.  Владимир Алексеев 09.08.2024 16:24 
 64/
Почему ВК? Вроде ссылка на яндекс-диск
 
 66.  Дмитрий Ткаченко 09.08.2024 16:47 
 (62) - я с фотиком в рафт залезал и в бублик.
Четверошная Катунь - нормально, а вот шестеричный Башкаус фотик убил. Тупо полиэтиленовый пакет протерся, пока бублик мотыляло вверх-вниз-влево-вправо.
 
 67.  AndrewA 09.08.2024 16:59 
 65 - я про 55 коммент
 
 68.  AndrewA 09.08.2024 17:01 
 66 этот опыт мне не ведом :) я на основе простого яхтинга уже забоялся :)
 
 69.  AndrewA 09.08.2024 17:05 
 66 две ваших фото оттуда нашел на ллайне
кстати неплохие
а что так мало
 
 70.  Владимир Алексеев 09.08.2024 17:07 
 67/ там по ссылке просто рекламный постер. Суть и место встречи я текстом изложил. Они мне нравятся, эти ваши питерские рекламные танцевальные постеры.
Вот , например , из прошлых анонсов ссылка
 
 71.  AndrewA 09.08.2024 17:22 
 ну так и понял. но к сведению принял
 

 

 
Рейтинг@Mail.ru