\3\ А разве кто-нибудь выдаёт его за репортаж? Или Путин подписал закон о незаконности постановок в портретном жанре? У Петра все портреты откровенно постановочные, ну, где-то это меньше бросается в глаза, где-то больше - не в том суть.
4.Да если уж придумывать ситуацию, то она должна хотя бы немного быть похожей на жизненную, а тут девушка излишне напряжена, смотрит в объектив, волосы намеренно разложены на клавишах, не верю я таким снимкам и стараюсь так не снимать.
Лучше не выдумывать ситуации, а схватывать на лету уже готовые. Жизнь вокруг нас так изменчива и разнообразна, а камеры так скорострельны....
\5\ "Если уж придумывать ситуацию, то она должна хотя бы немного быть похожей на жизненную" - откуда это следует? Ну откуда?! Я вполне понимаю индивидуальные пристрастия каждого человека, но именно потому, что у всех индивидов они различны, нельзя всем навязывать один метод, единый подход. Это здорово, что вы стараетесь снимать не так, как Петр, для вас органично другое, ведь у вас другой взгляд, другой художественный опыт, другие стимулы к творчеству, фамилия, в конце концов, другая. И это нормально. Но и постараться разглядеть и принять фотографию иного стиля - разве плохо? "Не выдумывать ситуации, а схватывать на лету уже готовые" - совсем другой жанр, и чего его сюда приплетать? Как от фотографии "ню" требовать, чтоб тетка оделась.
Раз уж пошла такая пьянка, то вот из классики постановочной фотографии: ссылка Ну, много здесь естественного?
ЗЫ. А про данный снимок, если конкретно:
а. Девушка смотрит в объектив не так уж напряжённо, скорее вопрошая "Ну, что?"
б. Руки пианистки (красивы до безумия, кстати) положены так, что не обратить внимания на них нельзя, и движение в них читается, будто она их сложила за мгновение до щелчка затвора, не держала так заранее.
в. Волосы на клавиатуре - да, чуть вычурно, но без натужного притворства. (Была бы брюнетка, чтоб на клавиатуре осталось только черное и белое!)
г. Я вижу в снимке один недостаток, причем не с первого взгляда просёк, в чём загвоздка: платье и кресло очень близки по тону и фактуре - кресло, увы, съело изящество фигуры.
"А в остальном, прекрасная маркиза..." :)
Друзья, идея кадра проста: инструмент как продолжение музыканта. Возможно, мой взгляд на жизнь отличается от вашего, но я снимаю так, как снимаю я, и в этом залог отличия от других авторов.
9/ Александр, вам отдельное спасибо за развитие мысли.
6/ Прочитал про маньеризм, мало что понял (наверно, не дорос), но там вроде эротическое было в первых рядах? Или прямого сравнения с моей работой не было?
С удовольствием рассматриваю портреты, снятые Вами, Пётр. Портреты, снятые как бы не по науке, а по ощущению, что ли. Кажется, что Вам удаётся осмыслить картину целиком и снять сюжет в один кадр, единственный, без дублей, но при этом в каждой из постановок обязательно сохранить налёт некоторой спонтанности, словно то, что должно было быть запечатлено, пришло к Вам непосредственно перед тем, как затвор камеры должен быть приведён в действие. Портреты, если можно так сказать, станковые, но в то же время динамичные, абсолютно живые и техничные одновременно. Возможно, это и есть та самая "старая школа", прошедшая некоторую трансформацию, но сохранившая самое главное - правду.
20/ Владимир, спасибо.
Хотелось бы прокомментировать ваши слова, те, что не относятся к фотографии напрямую.
В детстве фотография была для меня чем-то вроде странности. В пионерлагере я смотрел на ребят, ходивших в фотокружок, как на немного сумасшедших. Вместо того, чтобы кормить комаров и собирать чернику (пионерлагерь был от газеты "Известия" (мой папа проработал 40 лет выпускающим иностранной полосы) и располагался на острове, посреди болот и реки Пра), они занимались нажиманием на кнопки камер и манипуляциями с пленкой, в результате получались изображения, фотографии, но мне было все равно, как это работает. В эпоху мыльниц, точнее, в конце 90-х неожиданно проснулся интерес к фотографии, но до середины 2000-х это было кошкомакрозакатничество. Пока однажды знакомый не сказал мне: "а ты не пробовал снимать людей? это гораздо интереснее". И я попробовал. Читал книги по композиции, портрету (особенно запала в сердце книжка Волкова-Ланнита). Но мне все время не хватало чего-то. Были правильные композиции, были правильные портреты. Но в них не было жизни. Не было того, что делает человека особенным. Это были попытки снимать так, как снимают другие. Пусть правильно, пусть красиво или правдиво, но это была чужая красота, чужая правда. Как однажды кто-то заметил, чтобы снимать как Виденин, нужно быть Видениным. Штука в том, что фотография и портрет, в частности, есть отражение фотографа. Если внутри живет Гельмут Ньютон, то на вас будет смотреть глаза Нютона (любопытные правила жизни Ньютона для владельцев аккаунта фэйсбука ссылка) Уверен, что если в одном месте собрать 20 фотографов и дать каждому по 5 минут на общение с моделью и 1 кадр, перед вами будет 20 портретов, разных настолько, насколько эти самые 20 фотографов отличаются друг от друга. Последователи Аведона будут видны по манере съемки, но насколько техника Аведона крута, настолько будет видно подражание подражателей. Понимая это, я стараюсь быть в курсе того, как правильно строить композицию. Как снимать в стиле Ньютона, Виденина и Наппельбаума. Но знание это нужно лишь для того, чтобы не стать невольным их подражателем.
Со временем пришло понимание того, что не хватает некоего сообщества, в котором можно было бы органично развиваться. В этот период я попал в Фотоклуб Новатор. Да, видение и талант дает Бог, но Он же действует и через людей, которые порой могут сказать гораздо больше книг. И критика людей, просидевших по 30-40 лет в темной комнате, несет гораздо больший урок, нежели препирания в виртуальной реальности. Возможно, слова "старая школа" относятся именно к Новатору. Буквально через пару месяцев после принятия в ряды этого Фотоклуба знакомая, которая раньше всегда критиковала мои работы, оставила под моей карточкой ссылка такой комментарий: "не зря в Новатор ходишь".
Про дубли. Я снимаю на пленку, и у меня есть 10 кадров (в случае с форматом 6*7) или 12 (если 6*6). Дубли - это убийцы потенциально интересных кадров, использую их крайне редко.
'при этом в каждой из постановок обязательно сохранить налёт некоторой спонтанности, словно то, что должно было быть запечатлено, пришло к Вам непосредственно перед тем, как затвор камеры должен быть приведён в действие' - это действительно так, большинство кадров снимаются в режиме импрессионизма. Я писал уже об этом ранее, в момент съемки настроение и внутренние ощущения преобладают над логикой и расчетом (но не чрезмерно).
Отдельное слово про спонтанность. Практически все мои съемки происходят в обычных, бытовых, условиях. Квартиры не прибраны, городские экстерьеры аутентичны, модели не накрашены. Хорошо, если они одеты в интересную одежду, а бывают интересные казусы: однажды девушка пришла на съемку в том, что ей было ближе по настроению ссылка Но все это слова, а вот что для меня действительно важно, так это общение с моделью. Звучит немного странно, но для меня фотография вторична, важен сам человек. Интересно, что со временем стала проявляться одна штука: люди спустя некоторое время после фотосъемки стали говорить мне, что на фото было изображено то, что творилось у них в жизни в момент съемки. В то время они не могли этого понять, т.к. находились в процессе переживания и не могли объективно оценить картину, но позже, после осмысления жизненных перемен, они могли уловить то, что осталось на двухмерной плоскости снимка.
В этом я вижу высшую сущность искусства. Однажды в Новаторе был вечер, посвященный отцам-основателям - Хлебникову и Сошальскому, и Анатолий Константинович Болдин рассказал интересную историю, как он посетил одного из них незадолго перед смертью, и фотографировал его. перемотку пленки заклинило, и очередной кадр лег мультиэкспозицией на предыдущий - и получился шедевр. Как заметил Георгий Мстиславович Колосов, это пособие для неверующих.
Сама возможность рассуждать об этих материях кажется мне замечательной возможностью уйти от безличности никнеймов, а также от разговоров о технике и правильных вещах. Правильные вещи, в сущности, ничего не решают, они лишь, подобно маякам, напоминают нам о границах и перспективах.
Владимир, надеюсь я не слишком сильно отвлек вас от каждодневных забот.
Работа понравилась. Разумеется, это постановочный кадр. Но никакого напряга не вижу, как ни смотрю. В комм. 9 сказано верно, согласен. Как и с 20. Вот именно, "портреты, снятые как бы не по науке".
Если честно, предыдущая понравилась больше. Она цельная. Здесь тень на шее и переход тона режут голову. И по тому, как распустились волосы, тоже есть небольшое сомнение.
22 - Огромное спасибо, Пётр!
Кто-то из великих сказал, что всё, снятое фотографом, это его автопортрет. А мне казалось, что беда современной фотографии в том, что она перестала быть синонимом слова "правда". По Вашим работам вижу, что ошибаюсь. Отвлекайте, Пётр, отвлекайте, пожалуйста, и меня и общество от повседневной жизни Вашими повседневно-жизненными, но такими нереальными и правдивыми фотографиями и успехов вам, Пётр, в исследовании такого странного и сложного материала, как человек!
в комменте 6 я не приписывал автора к этому стилю
"маньеризм" помянул как пример того, что людям иной раз нравится "постановочность"
а мог помянуть "театр кабуки" или даже "балет", где и внешний вид и движения героев весьма далеки от повседневного образа