Проблематика вкуса приобретает особую актуальность в XVII - XVIII вв. в связи с историческими процессами утверждения в общественном сознании классицистической культурной парадигмы и последующего ее ниспровержения. При этом вопрос о соотношении субъективной вкусовой оценки и объективной ценности оцениваемого решался (и решается) неоднозначно: от нормативной концепции вкуса как следования в восприятии неоспоримым канонам совершенства до релятивистского принципа "естествен-ного равенства вкусов" как определителей приятного. В первом случае вкус подменяется знанием определенных правил и критериев оценки, утрачивая эмоциональность и личностность; во втором он подменяется инстинктивной предрасположенностью и перестает мыслиться фактом культуры. В наиболее авторитетной трактовке, принадлежащей Канту, суждение вкуса вполне субъективно, однако обладает интерсубъективной значимостью, поскольку в основании его обнаруживается "сверх-чувственный субстрат" человечности. Всякий развитый вкус уникален, является одним из важнейших аспектов целостного духовного самоопределения личности; в то же время он всегда принадлежит определенным миросозерцательным тенденциям национальной и общечеловеческой культуры, поскольку "вкус коммуникативен" (Г.-Г. Гадамер). Он неизбежно включает в себя момент не вполне осознаваемой оглядки (подражания, согласования, отталкивания) на вкусы других субъектов культурной жизни, неотрефлектированную ориентированность "на то субъектив-ное, что можно предположить в каждом человеке" (Кант)