Искусство, таким образом, никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приуготовляет организм к этому действию. Очень остроумно замечает Фрейд, что испуганный человек, когда видит опасность, страшится и бежит. Но полезным, говорит он, является то, что он бежит, а не то, что он боится. В искусстве как раз наоборот: полезным является сам по себе страх, сам по себе разряд человека, который создает возможность для правильного бегства или нападения. И в этом, конечно, заключается та экономизация наших чувств, о которой говорит Овсянико-Куликовский: "Гармонический ритм лирики создает эмоции, отличающиеся от большинства других эмоций тем, что они, эти лирические эмоции, экономизируют психическую силу, внося стройный порядок в душевное хозяйство.
(Фрейд, Овсянико-Куликовский, Выготский. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. http://vygotsky.narod.ru/vygotsky psy iskustav.htm )
|