...а по нему фотографы ползают.
На момент пуска, в 1957 году, был самым мощным (10 GeV) ускорителем заряженных частиц в мире. Создание синхрофазотрона стало возможным благодаря открытию И.В. Векслером принципа автофазировки. Он был руководителем проекта. Говорят, что когда он посмотрел на свое детище (с этой самой точки), то сказал: "Да... Когда мало мозгов, тогда много железа". Магниты весят в совокупности тридцать шесть тысяч тонн. У Векслера уже тогда зародилась идея нового метода ускорения заряженных частиц, основанная на том, чтобы положительные ионы и отрицательные электроны в одном пучке подталкивали друг-друга. Он назвал это "коллективный метод ускорения". Идея была подтверждена экспериментально, но устойчиво работающий ускоритель так и не был построен из-за несовершенства технологий. После нескольких лет исследований работы были свернуты, сначала в США, а вскоре и у нас.
(Похожая история произошла с двигателем внешнего сгорания Стирлинга - он "не пошел" из-за отсутствия подходящих материалов и технологий в то время. Сейчас такие двигатели делают в качестве настольных украшений: http://mobbit.info/item/2008/02/14/samodel-nye-dvigateli-stirlinga-12-foto-video ).
Рекорд синхрофазотрона был побит спустя пару лет, когда европейские страны скинулись и построили в ЦЕРНе более мощный ускоритель (28 GeV). Синхрофазотрон оставался в строю сорок пять лет. За это время на нем сделали целый ряд открытий. Принцип автофазировки используется во всех кольцевых ускорителях, в частности, в Большом Адронном Коллайдере (LHC), котрый был запущен недавно. Кстати, идея ускорять два пучка в противоположных направлениях и тем удвоить энергию соударения (collide) частиц принадлежит новосибирскому физику академику Г.И. Будкеру.
|
:)