Художник всегда формой преодолевает свое содержание, и, таким образом, возникает аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании находит свое уничтожение. Рассуждения Выготского обнаруживают любопытное сходство не только с размышлениями Ницше о взаимодействии в греческой трагедии аполлонического и дионисического начал, но и содержанием эллинского символа лука и лиры, обязанного своим происхождением Гераклиту из Эфеса, заявившему однажды, что враждебное находится в согласии с собой перевернутое соединение гармония, как лука и лиры. Комментируя изречение Гераклта, Б.П. Вышеславцев писал: «Только при полном раскрытии противоположных сил, при напряженности сопротивления может прозвучать гармония. Гармония есть нечто новое, никогда раньше не существовавшее, проявившееся вдруг там, где раньше был спор, уничтожение и взаимное вытеснение. Лук есть система противоборствующих сил и чем сильнее напряжение отталкивающих полюсов, тем лучше лук.»