Глаза детей со штампом психической неполноценности излучают такую странную, иногда страстную и чаще таинственную эмоциональную сферу, что с детьми обыкновенными, нормальными и обласканными родителями их не спутать никогда...
(0) ...особенно, если снимать их шириком с близкого расстояния.
В отличие от предыдущих, мне эта фотография решительно не нравится, несмотря на то, что она практически идеально выстроена и т.п. Не думаю, что этично подчеркивать и усиливать болезненный облик этих детей с помощью очевидного фотографического приема.
Когда коллега Рейдер спрашивал, допустимо ли показывать фотографии, на которых видны лица больных детей, я был целиком на Вашей стороне: конечно, допустимо. Но только при известном такте, грань которого Вы, на мой взгляд, здесь перешли.
00 глаза животных тоже "излучают такую странную, иногда страстную и чаще таинственную эмоциональную сферу"
если шириком снимать с близкого расстояния
имхо "затертый прием для неискушенной публики"
ссылка если поряться в "топе" еще с десяток сыскать можно
5 я воспитан в том духе
что де "главное в фото должно во первых опознаваться сразу, во вторых ради того главного должна строиться композиция, на которую работают выбранные средства и приемы"
и хотя такой подход имхо не годится для худ.произведения, в репортажной съемке я его признаю
и когда вижу репортах, то смотрю какими средствами автор что то подчеркивает (обращает мое внимание)
и что именно он подчеркивает...
что подчеркнуто тут? с помощью стандартного фотоприема
ну что, пояснять дальше или не стоит?
глаза? - ой лукавите!
1/ Разговор про ширик оставим студентам… Просто, Михаил, мы видим сюжет с разных, так сказать, этических точек.
Общество вычеркнуло из списков, вытравило из социальной памяти как сорняк этих детишек и подобных им. И вы так же, как и большинство законопослушных и морально устойчивых граждан, предпочли бы дистанцироваться от них – как в плане физическом, так и в плане информационном. Осознанно или нет, неважно. Так легче жить, если, к примеру, в деревне, что в паре километрах от вашей уютной дачи, живет за решетчатыми окнами, за запертыми наглухо дверями сотня непонятно чьих, непонятно кому нужных странно-приветливых, наивно-добродушных, весело-беззаботных сирот-дебильчиков. Вам до них нет в принципе дела, это ведь даже не отпрыски ваших знакомых. Понять можно… И как большинство образованных личностей вы полагаете: упаси Боже показывать этих бедолаг во весь экран по телевизору и печатать их портретуры в половину полосы столичных газет! Ведь сразу и отчетливо станет видно, что при всей своей дебильности эти дети чище душевнее, добродушнее, приветливее, симпатичнее, великодушнее, беззлобнее, сострадательнее, терпеливее, чем доморощенные сытые и обутые сынки и дочки, источающие в угоду учителям и родителям лишь ненависть к себе подобным. Ясно, что общественная мораль всегда на стороне благополучных…
Вам показался облик этих детей больным - прискорбно. Хотя очень, очень идеологически верно! - с точки зрения совково-казарменной медицины они стопроцентно ущербны. И все-таки посмотрите внимательно на эту фотографию. Облик этих детей мне представляется все-таки более здоровым и менее шокирующим, чем, к примеру, окружающая нас с вами действительность.
(7) Никак не могу с Вами согласиться. Я никогда не дистанцировался от подобных людей - ни в физическом плане, ни в информационном. Начнем с того, что будучи врачом, я (в отличие от Вас, попавшего в больницу по заданию редакции)большую часть жизни провел в их обществе.
Показывать таких детей надо, я об этом писал, но не так, как это сделали Вы. Ваш фотографический прием (на мой ввзгляд, конечно) сделал их изображение карикатурой. Не надо рассуждений о совковой медицине: Вы о ней ничего не знаете. И идеология тут не при чем. В Вашем снимке не видно сочувствия к детям. Согласен, их облик не является шокирующим. Что делать? Бильды не поставят! Рецепт известен: берем ширик, подходим поближе...
9\ Относясь к вам, Михаил, с уважением как профессионалу, думаю, что в данном случае как врач вы правы, как фотограф ошибаетесь.
Я с готовностью уступлю вам трибуну рассуждений о совковой медицине, вы правы - вполне вероятно, я знаю о ней чуть меньше вас, однако и не делал попыток рассуждать на данную тему (загляните еще раз в текст моей предыдущей реплики, чтобы убедиться:).
Вы можете сколь угодно высказываться об этической стороне медали, однако как фотограф вы загоняете и себя, и ту ааудиторию, которая, возможно, пытается подражать вашей идеологии, в псевдо-эстецкие рамки, которые на практике не работают. Точнее мешают проявляться фотографической интуиции. Тормозят восприятие ограничениями "это морально, а это аморально". Присутсвие пуританских перекосов в фотографической мысли тупит фотографа...
Я сначала вгляделся в фотографию, а потом уже почитал комментарии, так что надеюсь, что говорю без предвзятости :) Так вот, лично я совершенно не воспринял ее, как "чернуху", напротив, обрадовался чистой и живой улыбке этого мальчика и славным лицам остальных и даже про себя подумал, что с ними было бы интересно пообщаться. Возможно, что это связано с моими врачебными установками - стараться найти общий позитивный язык и понять собеседника, независимо от его личности и интеллекта.
Мне кажется, что эти дети выглядят точно так же как обычные деревенские или городские детишки, снятые в упор шириком...вся серия заметно слабее больничных снимков Анны Войтенко... автор по-видимому приехал в приют вместе с теми добрыми людьми, раздающими подарки, и провел там час... от этого и снимки поверхностные ... утверждение же о том, что дебильные дети ЛУЧШЕ детей не дебильных представляется мне крайне сомнительным ... конечно, блаженны нищие духом , но только на условиях царствия небесного ...
Ага, нормальная профессиональная работа на заказ. Чтобы сработало, надо сделать поэффектнее. Безусловно, карикатурное изображение олигофрена публику привлечет.
Заранее извините, может я и не вправе судить более опытных авторов. Мне кажется, если бы эта работа была снята без таких видимых искажений, но с таким же названием, произвела ничуть не худшее впечатление
24\ Первое замечание: не "карикатурное" авторское изображение, а шаблонное зрительское восприятие (см. реплику No7). Второе замечание: не "олигофрен", а ограниченный в возможностях ребенок. Третье замечание: снимать только гробы повапленные с ветхой позолотой на купалах - симптом шизоидной акцентуации... :)
Согласен с Иосифом /17/. Обличительные речи речи автора удивительным образом не совпадают с представленным им видеорядом. Чистые, одетые-обутые детишки, улыбки, волонтеры, которые отдают им душу, подарки, клоуны...Книжечка цветная кокетливо на диванчике выложена... Прям божья благодать. Редактор и интсруктор из райкома КПСС (или кто там сейчас вместо?) будут довольны. Карточки выстроены, в целом, вполне профессионально. Правда, у этой на фоне какая-то фигня с переходами к ярким светам, но это ж поправить - минута дела.
Дети (любые) зависят от взрослых. Родителей, а если их нет - воспитателей, педагогов, медиков, нянечек, волонтеров и т.п. Среди них встречаются сволочи и подвижники. Это - тема! Родители детей с физическими и психологическими отклонениями (знаком с такими), которые бьются за их здоровье и, иногда, жизнь. Это - тема! Люди, усыновляющие тяжелейших инвалидов. Это - тема! Но их поездкой на час-другой не решить.
Кстати, у моего вполне благополучного внука голова такого же типа, как у этого пацана. И стрижка короткая. А сунь ему вот так ширик в нос - полный дебил. Одно дело - в семейный альбом, для поржать в узком кругу с его же участием. А на забор, на всеобщее? Вот этому - не повезло. Его от вашего профессионалльных "понятий" защитить некому было. Тема? :(
24)Максим, а почему Вы думаете, что "карикатурное изображение олигофрена" была задача этой фотографии? И почему именно олигофрен? Кстати,в психиатрической больнице находятся люди страдающие весьма различными заболеваниями и что их всех следует определять как "психи"? И к чему такая агрессивность. Я думаю, что негативное восприятие этой фотографии обусловлено тем, что люди смотрят на нее сквозь естественную и понятную завесу своих страхов и предрасудков о психических заболеваниях, полагая при этом, что у таковых больных все проявления их душевной деятельности ненормальны. "Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; " Я думаю, что тут имелось в первую очередь ввиду, осознание, что тогда общество исторгнет тебя, не пытаясь даже понять. По-моему, именно этот стереотип и пытается сломать Леонид.
22/ вот я и говорю... тема заявлена серьезная, а картинка получилась не про больницу, не про детей и даже не про глаза, про зубы... а вы ведь уже взрослый, наверное
26 Именно так.
23 \17 Наверное, правильно о фотографиях Войтенко. Сильно и тяжело. И про Максимишина, который всегда позитивен, в любой ситуации.
13 Согласен с оценкой фотографии.
/26/ Мне почему-то казалось, что акцентуированные личности нормальны, не шизоидны. Но, может быть, Вы занете больше. Я-то всего лишь прочитал Карла Леонарда, и не являюсь специалистом.
Согласен с Геллером. Как всегда, взвешенно. И с /17/ тоже согласен. Но все эти высказывания не умаляют мужественной попытки автора поднять такую неподъёмную тему. Мне показалось, Леонид, что вы не решили тему в самом себе, не нашли Вашего подхода, не вышли из границ "отображаловки". Однако не снимая, не научиться. Очень желаю Вам успеха.
Мне кажется, любой газетный человек Вам скажет: психически больных детей так снимать нельзя, как нельзя рассуждать о внутреннем мире коллеги по его творчеству, тем более в вышеупомянутом контексте. Браться за такую тему можно только набрав технический и человеческий багаж, так как раньше подходили к написанию икон (речь не о молитвах и посте). Не знаю опубликована ли эта фотография, знаю, что у фотографов снимавших детей в городских больницах иногда возникали проблемы. Мой приятель несколько лет ходил на заседания суда, на его издание подала в суд мать больного мальчика, которая УСТНО дала разрешение на съемку, но потом это отрицала, поняв, что можно извлечь немалую выгоду. Здесь другой случай, но... на будущее.
28/ Ах, Евгений, не придумывайте всем нам болезнь :-) . Неприятие этой фотографии происходит не из-за моральной не-рыцарственности зрителей, а потому, что фотография неудачна фотографически( см. 27 )...
23. Леонид, полностью соглашусь с тем, что личность автора очень сильно влияет на то, что и как он снимает. Но тут проблема в другом. Би Би Кинг когда-то сказал , что играть блюз может только тот, кто чувствует боль.
Мы говорим о ситуации, которая вызывает боль у нормальных людей. Вы, Леонид, этой боли фотографическими средствами до нас не донесли ( см.27.32 )
32\ Владимир, спасибо за ваше внимание к моим фотографиям. Принимаю с благодарностью и ваше пожелание. Однако с "отображаловкой" не соглашусь категорически. Это вполне самодостаточная и тематически обусловленная фотография. Здесь не применялась постановка, а неспланированность пойманного момента - это скорее плюс, чем минус репортерской работы. Думаю, вы со мной согласитесь, поскольку я часто учусь и у вас. Мой подход к сей теме, еще раз попробую его озвучить, прост: давайте вглядимся в лица этих детей, чтобы признать их равными нам... возможно это хотя бы косвенно будет способствовать их вызволению из социальной изоляции. К тому же, если данная фотография была банальной отражаловкой, то врятли бы тут развернулась такая полемика...
(35) Леонид! По-моему, Вы ломитесь в открытые ворота. Не надо вглядываться в лица детей, чтобы признать их равными нам. Любой нормальный человек (не полный дебил) признает это по умолчанию. "Человек не меньше человека - в этой теме важен верный тон" (с). Не нуждается Ваш тезис в доказательствах.
При обсуждении этой Вашей работы речь идет не об этичности, не о моральности-аморальности, а всего только об уместности применения фотографического приема. Я таки думаю, что здесь применение ширика с близкого расстояния неуместно. Хотя бы потому, что так Вы усугубляете те черты внешности этих детей, которые могут оттолкнуть (и подчас отталкивают, к сожалению) многих недостаточно чутких или просто морально неподготовленных людей. Таким образом, избранный Вами прием, на мой взгляд, не помогает раскрыть заявленную Вами тему, а напротив уводит зрителя в сторону.
Что касается фотографий Войтенко и Максимишина. И те и другие в большой степени несут отпечаток личности автора. И меня совершенно не волнует положительный у них заряд или отрицательный. Если в репортажных снимках нет личности автора, они мне не интересны. Я думаю, что любая хорошая фотография - автопортрет. Кому интересна простая констатация факта без авторской интерпретации?
34/ Хотел бы обойтись без диагнозов:))), но все-таки вы странный человек, погруженный в самого себя. Вы все ждете, видимо по привычке к стереотипам, что сейчас откроется дверь детской палаты No6 и на вас посыплются в изобилии кадры с шокирующими гримасами малолетних придурков, с ползающими по потолку тенями их глюков, с фантомасами-санитарами, заламывающими руки и ноги бесноватым... Очнитесь, уважаемый, ибо не будет здесь вожделенной вами БОЛИ, которую я и доносить до вас не собирался и не донес бы. Я не люблю фильмы ужасов и не снимаю на них пошлые породии. Представленная здесь серия о детях, которрые ТОЖЕ ИМЕЮТ ПРАВО на радость и беззаботность, способны дарить забавные улыбки дяде-фотографу на добрую память и выстраиваться в очередь за этим...
Если говорить о моем восприятии данного снимка, то по-моему, слишком прямо (как, говориться в лоб) и немножко бестактно о такой чувствительной теме.
Леонид, мне кажется, что название уже само по себе отделяющее, а не интегрирующее, т.к. говоря о том, что "Глаза детей со штампом психической неполноценности излучают такую странную, иногда страстную и чаще таинственную эмоциональную сферу, что с детьми обыкновенными, нормальными и обласканными родителями их не спутать никогда...", отличия подчеркиваются, и не проис ходит фокусировка на восприятие один из нас (что, как видно из комментариев, являлось вашей целью). Сам фотографический прием здесь не очень удачен, т.к. дискуссия по поводу сььемки широкоугольным обььективом здесь бы развернулась и в случае, если бы название снимка было бы "детсад номер 4". Поэтому, мне кажется, что выбранный фотоприем в данном случае себя не оправдывает, т.к. отвлекает, а не помогает донести до зрителя вашу мысль.
Думаю, что этих детей снимать надо. Пусть они присутствуют в этом мире хоть в такой форме. Общество охотно убирает их с глаз долой, а они ни в чем не виноваты. Хотя могут быть и опасны. Был случай, когда в многодетной семье больной старший сын изнасиловал почти прилюдно 8-летнюю сестренку. Интеллект недоразвит, а половое влечение не пострадало. И они продолжили жить под одной крышей. Об этом надо знать и думать...
43/ Ирена, я думаю здесь и не спорят надо ли снимать и показывать этих детей, разговор идёт о том - как!
Живя уже 14 лет в Германии я вижу как толерантно, с большим терпением и тактом относятся к психически больным детям и взрослым. Их можно встретить везде, в магазине, в парке, на экскурсии в музее и тд. Они являются неотъемлемой частью общества. Понятно что взрослые корректны и подготовлены к появлению их в общественных местах, но что действительно впечатляет, что даже маленькие дети ведут себя по отношению к больным корректно и спокойно.
В тоже время я хорошо помню мои детские впечатления. На улицах Ленинграда редко можно было встретить такого плана больных, но если они попадались на них глазели как на цирковой номер, показывали пальцами смеялись, крутили у виска пальцами..
Надеюсь я как минимум не смеялся, но то что глазел, бессовестно глазел это точно. Мне стыдно за себя до сих пор!
Так что это тема о которой нужно говорить и в том числе фотографическим языком! И Леонид сделал попытку об этом сказать. Сколь корректна, толерантна данная работа я пока не могу сказать, нахожусь в раздумье, но думаю что вряд ли автор стал бы спекулировать на этой теме.
А вот работа которая мне однозначно понравилась из этой серии - ссылка Почему о ней не идёт речь!??
37/ Ну и ладно , диагноз " странный человек" все же не очень обиден... Я рад, что с детьми на самом деле все хорошо, они способны дарить улыбки, фотосерия собственно об этом, ... шпаги в ножны, господа, шпаги в ножны ... спасибо за интересную дискуссию.
/26/ Леонид, первое замечание: шаблонность зрительского восприятия я ничуть не отрицаю. Я про то, что играть на этой шаблонности следует с большой осторожностью. Второе замечание: под словом "олигофрен" я понимаю только медицинский термин, а не обзывательство. Политкорректность я бы оставил американцам. Говорить: "плоское изделие из муки" вместо слова "блин" я не буду. С Вашим третьим замечанием я полностью согласен, за исключением орфографии.
/28/ Евгений, ключевое слово: "карикатурное". Мне кажется, что это именно олигофрен, хотя я не врач и, тем более, не возьмусь ставить диагноз по фото. Но ведь мы говорим про ассоциации? Это "узнавание" произошло потому, что я довольно много времени провёл среди ребят-олигофренов стадии дебильности. С тех пор я глубоко убежден, что они такие же люди, как мы, только очень своеобразные и нуждающиеся в помощи.
/44/ Анатолий, я бы полагал нужным воздерживаться от коричневатых высказываний типа: "потому что по сути это уже не личность, не мир, а ходячая протоплазма". Но поддержу тезис о "спекуляции на эмоциях простодушных людей".
НМВ перебор в подаче материала весьма частое явление. Это и хадеэрная обработка, и такие фотоприемы, как здесь, и броские газетные заголовки типа: "В России запретят японские автомобили!" Вспоминаешь свою "Мазду", покрываешься холодным потом, открываешь статью, а там лишь про импортные пошлины на подержаные праворульные авто.
Не могу понять, что в данной фотографии "карикатурного", "олигофренического" и так далее. Добротная работа автора. И вообще, данная серия - наболее удачная из его работ. ИМХО, безусловно, но я не увидел всего того, что с таким возмущением обсуждается - я бы сказал, что это - портрет. Дружеский. Без причитаний. Мне очень нравится. Если я человека шириком снимаю - он что, олигофреном становится автоматически?
Посмотрите снимки Максимишина по ссылке выше. Это - другое. А тут - светлая и яркая работа.
понравилась фотография. неординарная (хотя в фотографировании людей широкоугольный объектив используется все чаще и чаще) и добрая.
/48/ присоединяюсь к сказанному. кроме того, врачебный диагноз оставляет человека человеком. в то время как отношение людей ставит больных за черту нормальной жизни, делает из них недочеловеков.
49-52. Посмотрите на предыдущие снимки. Что в них психиатрического? Обычные дети в казарменных условиях. А вот этим снимком автор нам сумел "намекнуть" на ненормальность детей. Что ж делать, не получается по-другому, нет здесь явных олигофренов(посмотрите на ЗП). А вот насколько такой прием профессионально этичен человек работающий в СМИ понимать обязан.
Спасибо всем, кто высказался по этой работе. Насколько возможно для меня, я старался быть толерантен к критическим репликам, поскольку надеюсь, что в совокупности наших голосов звучит одна и та же мысль: люди, будьте добрее. В какой-то степени я спровоцировал
вас, дорогие коллеги, на полемику выходящую за фотографические рамки, полагая что участь детей в спецучреждениях не оставит равнодушными людей взрослых. К сожалению, я обнаружил, что в открытый диалог вклинивается откровенная болтология и оскорбительная грубость (пришлось даже удалить комментарий). Думаю прервать публикацию на фотолайне фотографий из этой серии, лучше останемся друзьями... :)))
Нормальные пацаны,любого так сними нормального ( по анамнезу) он точно таким же будет.
Ничего оскорбительного не вижу в работе.Добрая.
Как (недавно попалось на глаза) в одной умной книжке написано про образность жанра- не только и не столько событие,процесс и тп,сколько авторское отношение.Тут доброе.
Можно было бы Арбус вспомнить с ее персонажами,там страшнее,но тоже не зло.
а если вспомнить( он сейчас кажется зарубежом,по моему в америке) ранние работы Тимура Гриба,так там нормальные ,но кривлялись под ненормальных (если кто помнит времена Советского фото)и публике это казалось нормальным.
Все смешалось в доме Победимского :))
/31/ Леонид, не о моих ведь болях речь... Я ведь оцениваю комплекс из видеоряда и ваших комментариев к нему - цельную журналистскую работу. Поставили бы вы только снимки - все смотрелось бы совсем по-другому. Или написали-бы что-то типа "Иван Иванович приехал" - о том, что есть человек (фирма, банк и т.п.), которые что-то делают для этих детей. А то ведь снята конфета, а потом ее зачем-то горчицей мазать начали. В этом смысле, ссылки на серии Максимишина и Войтенко, "Больничку" Геллера - как раз аргументы не "за" вас, а "против". ИМХО. Можно сюда-же добавить серию "Думай, парень" Базана, я уже не говорю о "Приглашении на казнь" Михайловского. Так, что, как говорится, ничего личного, только за работу. :)
""""""""""Ведь сразу и отчетливо станет видно, что при всей своей дебильности эти дети чище душевнее, добродушнее, приветливее, симпатичнее, великодушнее, беззлобнее, сострадательнее, терпеливее"""""""""""""
Чепуха полная. Такого рда заявления может делать только дилетант полный.
А пропос. В этой фоте ничего постулата Вашего не подтверждает. Коллеге Михал Романычу респект очередной.
Доброе время суток! я еще совсем новичек на сайте, но как понял, тема обсуждения фотографии ушла далеко от композиции и тонов... по- моему все зависит от восприятия. Если смотреть предвзято, то можно долго кричать, что это не этично, но лично я увидел веселого мальчишку, сзади него- другого, которому интересно( вспомнил себя ребенком, как ждал, когда же вылетит птичка)... по- моему, хорошая фотография, и лишь лишнее подчеркивание автором (я имею ввиду название фото) вызвало столь оживленные дебаты.. я думаю, ни кто бы не догадался, откуда взят сюжет, хорошая фотография =)
В отличие от предыдущих, мне эта фотография решительно не нравится, несмотря на то, что она практически идеально выстроена и т.п. Не думаю, что этично подчеркивать и усиливать болезненный облик этих детей с помощью очевидного фотографического приема.
Когда коллега Рейдер спрашивал, допустимо ли показывать фотографии, на которых видны лица больных детей, я был целиком на Вашей стороне: конечно, допустимо. Но только при известном такте, грань которого Вы, на мой взгляд, здесь перешли.