Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



жанр

фотография 11946

11946


YG
28.08.2008


Zebra-4/4

 




другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Рекомендует
Анна Кладония
Поставил(а) пятерку
Екатерина Челнокова


 1. Владислав Аксенов 28.08.2008 21:13 
 Я почему-то пять насчитал...
 
 2.  YG 29.08.2008 00:08 
 Для моих учеников и слушателей курса.
Подведем итоги.
Для съемки был выбран некоторый рукотворный ЗНАК - рисунок на столике - который по моему предположению мог стать кристаллом, вокруг которого вырастет фотография. Этот знак обладает четкой геометрической структурой из черных и белых полос, закрученных по кольцу, и значением - пары тесно переплетенных в движении зебр. У знака есть и спектр НЕПРЯМЫХ символических значений-метафор: движения, любовной игры, борьбы соперников, единства и т.п. Таким образом, данный ЗНАК полисемичен, что делает его особенно интересным для переноса смысла.
Для того, чтобы вокруг знака возникла фотография, необходимо, чтобы его геометрическая структура взаимодействовала со структурой окружающей реальности, а символические значения ЗНАКА переносились на эту реальность.
Это и есть то, что называется поэтикой фотографии: структура снимка обусловливает диффузию "смысла" запечатленных объектов.
Без явления переноса фотография остается одноплановым слепком реальности и не может вызвать ХУДОЖЕСТВЕННОЙ эмоции, т.е. того, что зритель более всего ценит в искусстве.
Прежде всего следует сказать пару слов о эстетической (художественной) эмоции, потому что существует непонимание того, что же это такое, несмотря на более, чем вековую историю изучения вопроса об эмоциях, вызываемых художественным произведением.
В свое время психолог Вундт наиболее полно охарактеризовал это явление: "Эмоции, прямо ассоциированные с самыми (эстетическими) объектами, определяются в своих специфических свойствах тем соотношением, в котором стоят между собою части данного представления. Так как это соотношение есть нечто объективное независимое от особого способа воздействия на нас впечатлений, то оно значительно способствует оттеснению субъективных общих чувств, свойственных эстетическим воздействиям". Позиция Вундта выражена недвусмысленно: эстетические эмоции вызываются СТРУКТУРОЙ произведения. Применительно к словесному искусству Ю.Н.Тынянов так пояснил мысль Вундта: "...понятие "художественной эмоции" обнаруживает свою гибридную природу и возвращает прежде всего к вопросу об объективном "соотношении частей представления", определяющих ее,- то есть к вопросу о конструкции художественного произведения. (Факт оттеснения "субъективных общих чувств" является, кстати, достаточным опровержением наивно-психологистического подхода к поэтической семантике с точки зрения простых эмоциональных ассоциаций, связанных со словами.)". То же самое можно сказать о наивных представлениях, что будто сама реальность на фотографии вызывает эстетические переживания у зрителя. Если репрезентируемая аутентичной фотографией реальность как таковая и может вызывать эмоциональный отклик зрителя, то лишь бытовой, слабо отличающийся от житейских реакций на запечатленные события. (Не буду касаться пикториализма и других попыток изменить первичные коды репрезентации).

Вернемся к проекту "Zebra".
Фотограф занял верхнюю точку съемки, с которой были хорошо видны "зебры" и стал следить за происходящим вокруг, сконцентрировав внимание не столько на фактической "событийности", сколько на "визуальности", - помня, что "сами по себе факты не представляют интереса", а важны лишь в той степени, в которой позволяют "установить истину глубинной реальности" (АКБ). Истина же "глубинной реальности" как искра высекается в пересечении двух несвязанных потоков событий: потока событий жизни, в который вовлечен фотограф как член социума, и потока геометрических форм, образующихся в плоскости кадра. Именно случайное столкновение разнородных и независимых серий порождает ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ.
Особенность такой съемки в том, что не фотограф выражает себя в фотографии, а только смиренно наблюдает, как глубинная реальность проявляется благодаря его наблюдательности и реакциям.
Конечно, могло ничего не получится: фотография связана с тайной и случаем. Неизменный успех обеспечен только тем фотографом, которые всегда и везде выражают себя любимого: им ничто не помешает оголить зияющие глубины душевной красоты.
(продолжение следует).
 
 3.  YG 29.08.2008 00:11 
 Трудно сказать, сколько времени продолжалась "охота" за визуальностью: полчаса или час, в такой сьемке время останавливается. В общей сложности было отснято 30 кадров на двух пленках Ilford HP5 plus (камера dynax 9, объектив - minolta AF 28-70/2.8 G), из которых выбрано 4, демонстрирующих различные типы взаимодействия знака с окружающей реальностью: тропы.

1. Zebra-1. ссылка
Значение это фотографии трудно было оценить при съемке. Здесь отношение ЗНАКА и окружения весьма нетривиально: извилистый ритмичный рисунок полосатых "зебр" служит парадигмой для развертывающегося вокруг знака события реальности. Сходство полосатого "фона" и зебр непрямое, но очевидное. Поскольку "героями" события выступает молодая пара, то на них переносится символическое значение знака. Какое именно из всего спектра?.. - ответ даст каждый зритель самостоятельно.
Я думаю, это самая интересная фотография из отснятого материала.

2. Zebra-2. ссылка
Полоски света от решетки ограды "пометили" трех персонажей сценки. Снова происходит перенос значения "единения" ЗНАКА на всю группу. Таким образом "сюжетное" единство людей (по крайней мере, двух разговаривающих друг с другом девушек) усилено композиционно, а их единство с молодым человеком на парапете выражено только благодаря вторичной знаковой системе.

3. Zebra-3. ссылка
Сцена с тортом. Здесь пригодился зум: снимок сделан с фокусного расстояния около 50 мм, остальные кадры - около 28 мм.
Любопытно, что ЗНАК деформируется: не видно, что это переплетенные зебры. Пальцы центральной девушки включены в кольцо полосатого узора столика. То же самое можно сказать о кроссовках левой девушки. Таким образом, узор стола выполняет объединяющую функцию. Снова "смысловое" единство людей подчеркнуто композиционно.
Одно и тоже выражено на двух языках (реальности и геометрии): это и есть фундамент художественности.
Если экспонировать этот снимок в контексте серии, то ЗНАК узнается зрителем и спектр его символических значений начинает переносится на участников сценки.
Была попытка связать "трапезу" с событиями на фоне:
ссылка
Однако, в этом направлении постигла неудача: визуальная связь между двумя сценками на ближнем и дальнем планах визуально связана только полосками тельняшек мальчиков, но композиционно не акцентирована. Что я имею в виду? Я думаю, если бы фигурки детей были расположены левее - симметрично относительно шва настила пристани (кстати, продолжающего линию стыка блоков камня), то связь ЗНАКА и мальчишек была бы выделена симметричной композицией. Но, увы, - реальность не захотела проявиться таким образом.

4. Zebra-4. ссылка
(данная фотография)
Это то, чего можно было ожидать заранее: кто-то "полосатый" появится на набережной. Конечно, само по себе сближение полосок ЗНАКА и полосок одежды мало, что значит. Но здесь получилось интересно: ЗНАК состоит из широких редких полос боков зебр и частых узких полосок хвостов и ног. Удивительно, что кофта имеет такой же тип рисунка. Поэтому женщина олицетворят собой ЗНАК, являясь, таким образом, аллегорией символических значений ЗНАКА.

 
 4.  YG 29.08.2008 00:19 
 В (3, 3) читать: "визуальная связь между двумя сценками на ближнем и дальнем планах намечена только полосками тельняшек мальчиков, но композиционно не акцентирована. ".
 
 5.  Сергей Чубаров 29.08.2008 11:28 
 Мои благодарности.
 
 6.  Эдуард Чередник 29.08.2008 11:45 
 Оч.сильно, нужно осмыслить. Про художественную эмоцию есть ли рекомендуемые первоисточники? Очень полезная категория. Иначе могут посещать мысли, что фотография - это математика без цифр.
 
 7.  Алексей Головин 29.08.2008 11:56 
 Да тут все серьезно, оказывается... Взаимосвязь, понимаешь...
 
 8.  YG 29.08.2008 12:06 
 (6) "Про художественную эмоцию есть ли рекомендуемые первоисточники?"

-- интенциональное обсуждение есть у Ю.Тынянова в его "Проблеме стиховорного языка"; В.Вундт "Основы физиологической психологии"; Выготский "Психология искусства".
 
 9.  Алексей Щеголев 29.08.2008 12:25 
 оч.интересно!
 
 10.  Виталий Корнев 29.08.2008 13:00 
 в этой "пространство" (в кавычках,потому как на плоскости) интересно трансформируется в спираль,закрученную вокруг столба,это не очень явно,т.к.неритмично чередование темных и светлых полос на катерах
 
 11.  Тимофей Никулин 30.08.2008 02:36 
 Присоединяюсь к благодарностям. Хорошо, что вы здесь пишите. Как раз зашел перечитать кое-какие комментарии под "Русским сувениром" :)
 
 12. Perpetum Samovar 30.08.2008 03:19 
 это какой же запал, помимо грамоты, надо иметь ученикам
 
 13.  Marina Zherdeva 31.08.2008 19:27 
 Очень интересно. Спасибо, Юра.
 
 14.  Алексей Маврин 18.09.2008 01:26 
 интересно. спасибо.
 



 

 
Рейтинг@Mail.ru