А кто читал мемуары кардинала де Реца, откуда будто бы фраза о "решающем моменте", приводимая Картье-Брессоном? У меня на полке стоит толстенный том де Реца, да читать нет времени.
Вот если бы машина доехала до белой черты, то решающий момент был бы ох каким Решающим, а здесь ей ещё ехать и ехать! Но было бы не так красиво! Вот и сиди думай по всем направлениям и выбирай какой лучше!
9) "According to the photo historian Michael Braive in The Era of Photography, he borrowed the phrase from the 17th-century French cardinal Jean de Retz, who said, "There is nothing in this world which does not have its decisive moment." From: Jerusalem Post Date: March 12, 1998 Author: DAVID BRAUNER
/9/ если цитировать Реца (кардинал между Ришелье и Мазареном) чуть шире, то звучит примерно так: "Нет в мире ничего, что не имело бы свой решающий момент, и искусство правления состоит в том, чтобы распознать и использовать это момент".
/19/ я периодически забываю и перечитываю вывезенные двадцать лет назад мемуары Филиппа де Каммина, надо что-нибудь оттуда применительное к совремнному фотоискусству выудить.
ищем ищем, фраза есть, а текста нет. Il n'y a rien dans le monde qui n'ait son moment decisif, et le chef-d'uvre de la bonne conduite est de connaitre et de prendre ce moment
26. Следствие установило, что кардинал был страшным человеком! Книга есть, текст есть, а текста в книге - нет. Видимо, кардинал:
а) писал это в этой книге на другом языке. К сожалению, поиск по словам world, rule не дал приемлемых рез-тов по смыслу. Ничего близкого.
б) писал это в другом месте - книге, письме другу и т.д.
в) где-то, что-то сказал и кто-то что-то где-то написал
/30/ следствие закончено, оригинальный текст на французском уничтожен, даже на гугле.фр, осталась только цитата, неизвестно из мемуаров или нет. Текст прочитан по диагонали, ближе всего вот это:
Аs all extraordinary circumstances are of wonderfule weight in popular revolutions, I considered that this project which was even ripe for execution, would have an admirable effect in the city. Аnd as nothing animates and supports commotions more than the ridiculing of those against whom they are raised, I knew it would be very easy for us to expose the conduct of a minister who had tamely suffered prisoners to hamper him, as one may say, with their chains. I lost no time, afterwards I opened myself to M. d'Estampes , President of the Great Council, and to M. l'Ecuyer, President of Chamber of Accounts, both colonels, and in great repute among citizens. I found them every way answering the character I had of them from the Count, that is, very zealous for his interest, and fully persuaded that the insurrection was not only practicable, but very easy. Pray observe that these two gentlemen, who made no great figure, even in their own profession, were, perhaps, two of the most peaceable persons in the kingdom. But there are some fires which burn all before them. The main thing is to know and seize the critical moment.
Короче, Саймон унд Шустер сочинили все за Брессона с Ретцом, маркетинг маркетинг, как и следовало ожидать.
/34/ переведу криво, фрагмент статьи о Брессоне Национальной Ассоциации пресс фотографов:
Анри достиг фотографического признания в 1948 и 1949 в результате репортажей о смерти Ганди и маоистской революции в Китае, я в 1952 занял место в истории фотографии после публикации книги "Решающий момент", сборник 126 фотографий, половина с Востока, половина - с Запада. Книга была представлена как предмет искусства с цветной обложкой работы Матисса. Однако, решающее значение имело философское предисловие из 4,500 слов, Анри написал его сначала на французском, процитировав Ретца применительно к фотографии. Во Франции книга вышла под названием "Снимая на бегу". Но Саймон из Саймон&Шустер настолько впечатлился словами кардинала, что опубликовал книгу, назвав ее "Решающий момент".
(33) Этот фрагмент в самом начале мемуаров. В издании "Литературных пямятников" (пер. с фр.) последнее предложение звучит так: "Но бывает пламень, который охватывает все: важно вовремя распознать его и воспользоваться подходящей минутой".
Вот решающий момент по кардиналу де Рецу.
(36) Понятно. Спасибо. То есть ничего не понятно.
Всё-таки, что хотел сказать Матисс, процитировав кардинала? И что именно он цитировал?
И получается, что цитата будто бы из де Реца в англ. книге "Решающий момент" - выдумка редактора?
Отвлекусь от умных мыслей уважаемых оппонентов
Решающий момент в фотографии это когда ты получаешь за работу деньги, вполне достаточные, что бы заниматься любимой работой, и при этом твоя совесть за проделанную работу, хотя бы относительно спокойна :)
39.Пропущена всеобщая толпа воспитанная всеобщим культурным макдональдом.Отдельный зритель это не интересно...
47. Ответ очень простой. Когда говорят о decisive moment, всегда вспоминают известную фотографию Брессона, на которой мужик прыгает через лужу. У людей возникает простая ассоциация: прыжок через лужу - decisive moment. А поскольку прыжки часто кончаются падением, то это тоже decisive moment.
48/ решающий момент делает случай, от автора зависит только с направлением не ошибиться, как в той артиллерии или в анекдоте про купить лотерейный билет :)
57 момент - это так фотографически! а рещающий - ваще жесть.
надо бы развить идею типа "глубиннорезкостный срез" или
"переломное время" или "всепоглощающая дыра"! :-D
а ваще то первоисточники читать надо
в писании сказано ясней некуда: когда картинка "складывается" - так то и есть "РМ"
а то не знаем... как постоянно грила моя училка: "смотрим-в-книгу-видим-фигу"
ща почитаю, что сотоварищи пишут, как они книжки читать умеют...
сейчас сейчас...
Гм... Вроде, вопрос-то был о РМ в фотографии....
В принципе, /50/, но, тут есть тонкость.
Вскоре после издания одноименной книги, сам Анри резко поменял своё (а потом - и общественное) представление о моментах, достойных запечатления. До издания книги - оно было чисто "журналистским", то, что тираж увеличивает... Спорт, войны там всякие.... Фигня, в общем. А после - Неповторимый момент Жизни. Как тот мужик над лужей. Или - какая-нибудь дождевая капля в корыте, установленном во дворе деревенского дома, для сбора воды. Не сама по себе, в кадре еще что-нибудь должно оказаться%) вот, пример, специально взял малоизвестную работу одного из авторов, широко известных 15-20 лет назад, но, видимо, подзабытых нынешним поколением:
ссылка Какой редактор, в здравом уме и твёрдой памяти, поставит такое в своё издание? Если, разумеется, автор - не Картье-Брессон... Только вот, почему-то, ни одного из тех спортсменов - не помню, а мужика над лужей или эту капельку с убегающим ребенком - хочется разглядывать.... Или - вспоминать заочно.
И, разумеется, полностью согласен с /71/ - светотень - собственно, единственное, что переносится линзами на плёнку или матрицу... Остальной физический мир, в Фотографию - просто, не попадает%)
Сорри, если кого обидел, например - журналистов, но, у меня и журналисты в друзьях имеются, ничего обидного в этот термин не собирался вкладывать....
/72/ по-моему у АКБ (а также в фото по ссылке) - один решающий момент: а именно мимолетный момент, когда все элементы кадра выстраиваются в безупречную формальную композицию :)
72.
,,вот, пример, специально взял малоизвестную работу одного из авторов, широко известных 15-20 лет назад, но, видимо, подзабытых нынешним поколением:
ссылка Какой редактор, в здравом уме и твёрдой памяти, поставит такое в своё издание?,,
К 150-летию фотографии издательство ,,Планета,, в 1990 г. выпустило альбом-книгу ,,Фототворчество России,,
Указанный Вами снимок редактор поместил на стр.172-173, отдав под снимок полный разворот.
/76/ Да, но это - "Фототворчество", да и Издательство - не газетной ориентации, и Автор, в 90-м был ещё жив:-( Речь-то, о нынешних поколениях...
/72/ точная формулировка, компактная, спасибо%). Но, думается, и словесные рассуждения+иллюстрации - не лишнее.
Кроме того, забыл упомянуть, АКБ не признавал никакой "постобработки", включая кадрирование. Не вполне уверен, что сотрудники лабораторий, изредка, не нарушали этого условия, но, принцип - правильный.
В психологии известно несколько типов "решающих моментов". Может, какой-нить подойдет и для фотографии? :)
- инсайт (озарение, осознание)
- "завязка" (начало действия, преддействие)
- состояние выбора и сомнений
- "развязка" (кульминация, завершение действия, пик переживания)
Может, есть еще какие-то :)
Возможно, художники "ловят" именно эти моменты. Если говорить про представленный снимок, то он на мой взгляд относится к моменту типа "развязка".
пятна
вы мне скажите
мне стоит ли продолжать? или притихнуть?
все одно, кто зациклен на своем, тот будет видеть в книге фигу (то есть только то, что сам хочет)
- сколько бы ни призывали его увидеть мысль автора (текста)
(я уж не говорю "согласиться"
а говорю: "хотя бы просто увидеть")
Я, наверное, опять не в ногу, но для меня РМ - когда я вдруг понимаю, как и что я хочу видеть на своей фотографии. Дальше уже дело техники, умения, случая, удачи, желания в конце концов, или сочетания всего... Получается не часто, но это уже дело второе.
/94/ уже по второму разу Ретца читаем, на экране висит, он как раз про это в основном и пишет, видимо в многочисленные перецитирования и переводы вкралась ошибка.
97/ Я на такой подвиг пойти не готов. Пусть Ретц в очередь становится пока, у нас на подходе Розалинда Краус и Виктор Бургин с его известным "нет никакого "языка" фотографии, никакой отдельной знаковой системы (в противоположность техническому аппарату), определяющей все фотографии (в том смысле, что английский язык определяет все английские тексты); существует, скорее, гетерогенный комплекс кодов, на которых может основываться фотография". Нужно разобраться с ним - не люблю таких высказываний!
Кстати, Focault на днях попался со своим эссе "This is not a pipe", полностью посвященное одному недавнему разговору про текст в фотографии. Там даже есть два письма ему от Ренэ Мадгрид ))
108. Прочитал Каренину, много думал. Спасибо Пятнам и Википедии! Неплохой был бы бизнес по SMS отправлять классику... "отправь СМС на короткий номер 4499 и закачай в свой мобильник "Войну и Мир"!
ссылка не та попалась.
вот тоже вариант:
"Мобильный оператор "ВаськинСвязь" начинает бесплатную рассылку по СМС произведений классиков русской литературы. Начинает проект роман Льва Толстого - "Война и мир", том первый. Отказаться от рассылки - $1."