Единственный кадр, который я сделал на тех похоронах. Палящее солнце, июль на Ближнем Востоке. Практически ничего не делал с кадром - это было пару лет назад.
Никогда не публиковал, только друзьям разослал.
15/12 Миша, я думаю, Игорь идет от композиции кадра и в этом есть рациональное зерно. Вот история названия. Моя коллега, которой я послал это фото, заметила, что оно произвело на нее еще более тягостное впечатление, чем сами похороны (нашего товарища, которому не было и 45). Почему? В ответ она произнесла эту фразу.
Для ценителей спонтанности. Я придумал это фото, дождался, когда могильщик с каталкой выйдут на открытое место, вышел из толпы (процессию от него отделяли два-три шага), и сделал один кадр.
16 О да. Посмотрел exif - диафрагма 1/25. Все забито солнцем, нужно вводить компенсацию на целую ступень.
Сильно и очень печально.
Особенно учитывая условия-авторский комментарий (17)
Уходят близкие с которыми рос,гулял,дружил.
Да будет благословенна их память...
за последние пять с лишним лет очень много видела фотографий про страну, в которой ни разу не была.. сложилось некоторое представление.. но ни разу не видела фотографию про похороны там, но этой фотографии веришь сразу, она органически вписывается в то, что видела раньше, все именно так, как и должно быть, как представляется..
ссылка Здесь все споры кажется оценивать не оценивать такие фотографии(я толком и не читала может разговор о другом, давно было), но я ссылку даю не по этому поводу. Здесь есть ссылки на хорошие фотки на эту тему.
Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого принуждения и подчинения. ( Монтень)
29. Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам ни какого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем. (Эпикур)
/23/ Снимают, Оля, и много снимают. Например ссылка, снятая на похоронах легендарного мэра Иерусалима Тедди Колека. Очень, нмв, хороший снимок, но это одна сторона темы. Там, где бушуют эмоции - мастер всегда найдет кадр. Снимки же Максима и Дмитрия - другая, гораздо менее распространенная и менее "благодарная". Хорошо, что они захотели это снять. Спасибо, что показали. Нмв, справились вполне достойно.
33 Там, где мы с Борей живем, бывают периоды, когда снимки похорон часто появляются на первых страницах газет. Есть подлинные шедевры, есть очень хорошие снимки. Вообще, фотожурналистика в Израиле на высоте, просто потому, что в драматических событиях нехватки, увы, нет.
33.34.Когда много снимают трагедию.Да еще каждый день. Как бы тактично выразится...Мм-м.Ну это не совем. К этому привыкают. Максим твой снимок несколько выше. Он мировой. Масштаб этого снимка выходит из ряда.Его можно ощущать вне религии и расы.Это серьезнее чем ты думаешь.Поздравляю. P.S. Максим я высказал то, что многие по ряду причин не сказали.
36 Пярвиз, просто это часть жизни, ничего не поделаешь. Сейчас этого, слава Богу, нет. Но когда был период террора, то - да. Привыкнуть к этому нельзя. Снимают тактично - все люди, маленькая страна, потерять близкого или знакомого может любой из нас. Да уже и потерял. Думаю, тебе это понятно.
Не понимаю. Жизнь, смерть, похороны - это понимаю. Другая страна, кладбище, другие обычаи - то же понимаю. Почему фотография хорошая - не понимаю. Если кто-то доходчиво объяснит буду весьма признателен.
/44 Ольга, если Вы это мне, то я по прежнему не понимаю, как то, что Вы говорите связано с изображением. Какие визуальные достоинства у этой фотографии?
45/ Эта фотография наполнена глубоким символизмом и сильными, глубинными эмоциями. Говорят, что смерть - это переход в иную жизнь, который каждый совершает в одиночку - длинная пустынная дорога, уходящая вдаль, по которой движется повозка с телом, сразу вызывает эти ассоциации. А ещё снимок весь наполнен невыносимой по силе скорбью - и эти эмоции переданы визуально выразительными средствами - в первую очередь скорбной фигурой мужчины, толкающего тележку, и огромным пустым пространством вокруг.
Ещё весь снимок дышит достоверностью - веришь всему и сразу, трагедия реальна как никогда.
Ваш вопрос, Сергей, граничит с глумлением, однако понять истоки его можно и можно допустить, что вы искренне не понимаете этого.
Толпа друзей и близких осталась за кадром, но они там были, были.
Тележку катит работник кладбища, который получает зарплату, и наверное уже давно ничего не чувствует.
Каждый умирает в одиночку, это правда, но это произошло сильно до того, как тело обмыли и завернули в полосатую тряпку...
Снимок он хороший, поскольку четко передает то ,что автор хотел нам сказать. Готов ли зритель переварить голую декларативность - это уде личное дело каждого, мне кажется...
/47 Мне кажется, что цвет плиток как раз то, что надо - он близок к цвету надгробий.
/48 Я всего лишь задал вопрос о визуальных достоинствах фотографии. Фотографам. На фотосайте. Причем здесь глумление?
Вы собственно назвали три визуальных момента - перспектива дороги, пустое пространство (видимо левый нижний угол), фигура мужчины.
На мой взгляд, то что перспектива упирается в серую стену - плохо. Ритм серых плиток связанный с ритмом надгробий (по моему наиболее интересный визуальный момент) грубо обрывается. Пустое пространство (ЛНУ) не совсем пустое - там как раз серая плитка, что хорошо. Фигура мужчины интересна тем, что ее черная часть взаимодействует с черными прямоугольниками, уходящими в перспективу. Вообщем, на мой взгляд, фотография не пустая, но и не особо выдающаяся.
/49 Юрий, я тут с начала года, вполне представляю последствия. Анатолий обошелся со мной вполне гуманно, можно было ожидать чего-нибудь покруче. Да и говорил ведь о фотографии в общем.
51 Сергей, символика - это, конечно, здорово, но, думаю, не нужно слишком увлекаться собственными толкованиями. Например, стена, в которую упирается взгляд. Если считать, что покойный уходит в бесконечность, то это, конечно, плохо. Но если сказать, что он переходит черту, куда нам ход наглухо закрыт, и это - конец, то это - большая удача автора. А можно еще порассуждать о лесочке справа. Это зеиной мир, мимо которого проплывает покойный, и от которого он уже отделен рядом надгробий. И т.д.
51/ Дорога не упирается в стену, а уходит мимо неё - многие верят, что путь в загробную жизнь непрост и мучителен, однако для этого человека дорога не упёрлась в пытавшуюся её перегородить стену.
Совершенно не вижу смысла увязывать ритм клеток и надгробий, как и чёрный силуэт мужчины с клетками - мне думается, это совершенно пустые поиски "перекличек". В этом снимке слишком сильный эмоциональный, скорбный посыл, чтобы холодно и спокойно упражняться на нём (поэтому меня и немного коробят подобные попытки).
Всё-таки главное в творческой работе - художественный образ, который работает в первую очередь в эмоциональной сфере. Придерживаясь теории, что эмоции в фотографии не нужны, человек лишает себя возможности в полной мере ощутить его. На представленной работе образ звучит на невероятно высокой и болезненной ноте. Испытывая подобные ощущения, нужно делать над собой противоестественное насилие, чтобы ковыряться в снимке - что-то сродни работе паталогоанатома.
/52 "не нужно слишком увлекаться собственными толкованиями"
Максим, я как раз толкований всячески избегаю. Толкования - это все то, что написали Вы. Толкование, интерпретация тех визуальных моментов, о которых сказал я. Я совершенно не оспариваю Ваше право на интерпретации. Но сначала не плохо бы разобраться, что мы интерпретируем - реальность или изображение, а это согласитесь не одно и то же.
И немного не о фотографии. Для меня явилось открытием, что иудеев хоронят без гроба. Это действительно так? Как же тогда евангельское "положение во гроб"? Просвятите неуча.
45/ Сергей, здесь я во многом согласна с Анатолием, совсем не хочется эту фотографию разбирать на визуальные составляющие, здесь все главное и все связано..
Из противопоставлений я бы на первое место поставила свет на неживом и тень, в которой стоит живой человек..
54 Да, тут хоронят в саване. Евангелия - это вообще-то уже Новый завет, христианство, а не иудаизм.
Что до раскладывания изображения на кирпичики, то оно, конечно, полезно в учебных целях, но меня, по большому счету, не интересует, независимо от содержания снимка. Я - противник вербализации изображений. Потому что удачная фотография - это всегда фокус, маленькое чуда, если выражаться возвышенным языком, и его словами не объяснишь. Даже если разобрать по винтику, не поможет. Особенно, когда эмоциональный элемент принципиально игнорируется.
57 Я не имею в виду данный разбор. Конечно, я сканирую каждый интересующий меня снимок, смотрю, как он устроен, что можно почерпнуть для себя, но это все так, экзерсисы... Гаммы играть.
/56
"Евангелия - это вообще-то уже Новый завет, христианство, а не иудаизм." - это так, но что-то мне подсказывает, что Иисуса хоронили не по русскому православному обряду и даже не по обряду Римской католической церкви.
Вербализация изображения - вещь коварная. Действительно стоящая фотография не имеет стопроцентного словестного аналога. Именно поэтому технический анализ мне кажется особенно важным. Односложные оценки, как и безудержный поток субъективных ассоциаций, не способствуют продуктивной дискуссии.
Обвинения в игнорировании эмоций - беспочвенны. Речь идет не о наличии или отсутствии оных, а об их происхождении.
Простой пример. Я написал о ритме прерывающемся стеной. Вообщем-то технический анализ. Вы его интерпретировали. Ваши эмоции обусловлены структурой изображения. Кто-то интерпретирует иначе - тут все равны.
Просто эмоции по поводу смерти, похорон, потери близких понятны и заслуживают бережного к себе отношения. Но это эмоции не связанные с изображением. Изображения может не быть совсем - просто словами расскажите, что похоронили близкого человека и всем станет грустно. У каждого есть, к сожалению, о чем вспомнить. Но фотография, как изображение здесь не причем.
Хосе Ортега-и-Гассет "Дегуманизация искусства" можно почитать. Хотя предложения что-нибудь почитать почему-то вызывают раздражение.
61 Согласен почти со всем. Ортегу почитаем. Хотя чукча писатель.
Как хоронили Иисуса художники не знали, Евангелия тоже написаны не с точностью репортажа, но я в этом не силен.
пардон, "неинтересная" это я начитавшись здешней массы метафизических комментов довесил, не удержался. достаточно "легкопросматриваемой". На случай, если вдруг Марина не заметит вопроса отсебякну, что навскидку (без проверки на фотошопе) загиб забора слева лишний - его как раз и того.
64 Спасибо, я так и предполагал - насчет забора. А может, его придестя надставить, если пропорции нарушатся.
Как я уже говорил, фото старое, сегодня снял бы чище.
Сергей, Вы в (43) спрашивали, чем хороша фотография. Я скажу, что привлекло на ней мое внимание.
Горизонтальное тело в саване тонально и по размеру похоже на горизонтальные надгробия (особенно на то, что над телом), черные полоски на саване и надгробиях еще более сближают неживое с неживым. Эта горизонтальная череда неживого упирается в вертикаль - живого человека, и визуально черная каталка и тень под ней и обернутое в белое тело "трансформируется" в живого человека. Композиционно кадр построен так, что прочтение начинается слева направо и продолжается, по ходу движения мужчины, справа налево. Потом обратно, и т.д. Не стану распространяться на тему "Конец - это чье-то начало", это уже литература.
(60) По кадрированию - слева я бы оставила только черный бак как точку в пути, cправа - скадрировала по tombstone.
Название, кстати, не кажется удачным, потому что умирают-то, да, в одиночку, но причем тогда здесь живой человек - ?
65/ не надо ничего резать.. настолько все здесь так как надо, что нарушить может любое изменение, тем более наклоненный и упирающийся в край кадра забор - это тоже из символики
66 Спасибо, интересно. Кадрирование Ваше вроде бы правильное, но тесное. А это - долгая, бесконечная дорога под обжигающим солнцем.
Название - ассоциативное. Живой тоже не очень живой, формальный, человек-функция.
61/ Иисуса хоронили по иудейскому обряду, завернув в плащаницу, которая сохранилась до наших дней. Католическая церковь возникла в результате разделения церквей несколько столетий спустя после похорон Иисуса. Сергей, сейчас доступна масса литературы по этим элементарным, однако основополагающим вопросам.
В обсуждаемой фотографии кроме перечисленных мною качеств есть и очень сильное и обширное "послание", как любят на лайне говорить - не смотря на предельный лаконизм изображения мы имеем полную информацию - где, когда, что и как всё это происходит. Заметьте, автор в названии не указал никаких дополняющих наводок - всё абсолютно понятно из самого снимка. Вот это настоящая творческая удача, признак таланта и иррационального чутья, потому что в момент съёмки совершенно нет времени на обдумывание всего.
Ассоциативный ряд, вызывающий сильные и глубокие чувства - заслуга в данном случае только и только изображения, литература тут отсутствует напрочь.
Однако точное название придаёт работе и обощающий, философский смысл - вот она, настоящая гармония!
70/ Марине хотел бы заметить, что это чисто её, как, видимо, неверующего человека, взгляд на природу смерти. Кстати, в последнее время я всё чаще стал думать также. Но это частное мнение. На представленной фотографии отчётливо читается фигура верующего иудея, поэтому вся идея снимка и воплощение находятся в полной гармонии.
/66 Марина, с кадрированием согласен - интереснее (слева имеется в виду больший черный прямоугольник?). И перспектива при этом не страдает - она и так ограничена стеной, а при таком кадрировании будет упираться в черный прямоугольник.
"прочтение начинается слева направо" - это я не понял. Почему? С "трансформацией" как-то не убедительно. А вот про тело-каталку-надгробия с полосами - это да.
С каждым заходом на страницу фотография кажется все интереснее. Медленно надо всматриваться.
/77 Спасибо, Анатолий за справку. Да читать надо больше. А на лайне торчать меньше.
/65/ С этого места, нмв, "чище" снять вряд-ли можно. Снимок выглядел бы более "эпическим", если бы ряд надгробий тянулся дальше, и бака не было бы. Тут или более широкоугольная оптика, но тогда может пропасть линия разметки, а она рабочая. Или снимать раньше, хотя я не знаю, что там осталось за спиной. С другой стороны, слишком хорошо - иногда тоже не хорошо. Плакатная чистота и уравновешенность именно в таких, внешне статичных, сюжетах, часто уничтожает ощущение реальности - все вроде понарошку, выстроено с 25-го дубля... Вроде фотосъемки "военных сцен ВОВ" в декорациях - видел анонсы таких "художественных" выставок (с "благословления" Шахназарова, помнится) в России. Нмв, тут - все как надо.
(83) Большим я бы назвала его с натяжкой :) да, это черный прямоугольник слева.
Про "прочтение начинается слева направо" - это не догма, понятно, на лайне были обсуждения на эту тему. Трансформация - это я так вижу, белые разрозненные полосы складываются в белое, черные - в черное.
"Да читать надо больше. А на лайне торчать меньше." - золотые слова.
72. Наверное, на самом деле неприлично высказываться, не выставляя собственные снимки? Мне неловко показывать мои
доморощенные фотки, а поблагодарить за работу иногда так
здорово!
87. Просто золотое сечение, здесь можно и почитать, и поглядеть.
94/ Флюссер - просто блестящий мыслитель! По концентрации мысли напомнила "Work of art in the mechanical reproduction" Бенджамина. Жаль, что его не поняли современные парадигматики - им бы только вату катать на пространные темы.
Есть снимки показывающие эмоции
есть внутренние работы
они могут быть технически просты и даже ошибочны
но они тянут за собой цепь внутренних эмоций
это такая работа
С уважением
102 - слишком - значит проще не бывает. ну люблю я более запутанные картинки, содержащие более богатые метафоры и содержащие больше визуальных , не такие очевидные, что ж поделать.
115 Нет, Анна, просто хоронить. По еврейской традиции хоронят в саване, и, прощаясь, произносят хорошо знакомые всем слова: "Бог дал - Бог взял", только на иврите. Кремация противоречит установлениям иудаизма.
54. Гробами в то время называли вырытые в скалах пещеры в которых хоронили завёрнутых в саван. Я думаю это проблема перевода, более точным будет слово склеп.
43. Тут почти всё уже сказали, но надеюсь автор не обидится если я несколько своих мыслей добавлю. Как отличить хорошую фотографию - очень просто фотография это послание, т.е. оно должно быть. Должно быть понятно что автор хотел сказать. И второе - средства для передачи своего message должны соответствовать содержанию послания. Технические аспекты (ритмы, диагонали и перспективы и т.п.) играют второстепенную роль. Можно уподобить фотографию языку а карточку стихотворению или песне. Идеально срифмованная абракадабра художественной ценности не имеет. На мой взгляд разговоры о технических аспектах фотографии следует вести только в этом разрезе - насколько выбраный автором набор технических приёмов адекватен выражаемой мысли.
В связи с этим мне кажется что цвет для выражения идеи конечности лишний. И ещё один момент. Ритм плиток в сочетании с ритмом надгробий и диагональю говорит о том что это дорга по которой уже прошли многие и многие и все там будем а одинокая фигура крупным планом о том что КАЖДЫЙ там будет. И это сопоставление трагедии вообще и личной трагедии и есть главное послание. Поэтому считаю что название правильное. А учитывая то как оно возникло тем более.
Извините что вмешался в дискуссию...
117 Не только не обижен, но премного благодарен.
Насчет чб - не знаю, можно попробовать, но перевод дигитального кадра в чб, как правило, означает существенную потерю качества, и могут вылезти другие, маложелательные случайности, что-то с чем-то сольется и т.п. В частности, голова могильщика с леском.
Кроме того, на Ближнем ВОстоке, где я без малого 20 лет живу, совсем другое ощущение цвета, тут очень яркий, насыщенный цвет (уже в Турции все мягче), так что это - едва ли подходящее место для чб фотографии, подразумевающей богатство оттенков серого.
Да какой уж там репортаж, мы хоронили нашего давнего товарища, остались жена и маленький ребенок. Он умирал от рака, умирал тяжело, но оказался очень мужественным человеком и успел закончить книгу. А был такой мягкий и деликатнейший человек, литературовед.
Я сделал только один кадр, хотя было, что снимать. Будь у меня что-нибудь маленькое и не зеркальное, может, и поснимал бы.
С Вашим определением хорошей фотографии трудно согласиться - слишком узко. Все абстрактное, беспредметное искусство пролетает мимо.
Художественность "идеально срифмованной абракадабры" уже давно ни кем не оспаривается.
123. отнюдь...
на мой взгляд абстрактное беспредметное искусство должно нести в себе такое же послание как и предметное. Особенно это в музыке проявляется.
Если я для Вас "никто", поскольку я художественность абракадабры оспариваю, то может быть мнение признанного основателя и идеолога абстракционизма г-на Кандинского Вам всё-таки покажется существенным.
Последний считал, что картина, как материальный объект, передает настроение художника и вызывает настроение зрителя и что «подобное произведение удерживает душу от огрубления». Они не просто рифмовали абракадабру. Они пытались возвыситься в передаче идеи и эмоции до такой высоты, чтобы выразить их через символ, оторвать их от предмета, очистить дух от материи. Вот в чём их сверзадача была. А рифмование абракадабры может компьютер делать и без художника, никакой художественной ценности такая работа не имеет. Даже само название работы Кандинского с которого абстракционизм начался - "О духовном искусстве" - о многом говорит...
Так что позвольте не согласиться с Вашим последним утверждением при всём уважении к Вам и вашим работам...
/124
"Если я для Вас "никто"" - я этого не говорил.
Как часто бывает, нет взаимопонимания в терминологии.
Что же такое "идеально срифмованная абракадабра"?
И если "Технические аспекты (ритмы, диагонали и перспективы и т.п.) играют второстепенную роль." и "Они не просто рифмовали абракадабру." , то каким образом они решали "сверхзадачу"?
Да и сам термин "художественность" стоит определить.