Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



фотомузей

фотография Два портрета

Два портрета


Игорь Тихомиров
23.01.2008


Справа фото с картины, на которой изображен мой пра-прадед Мягков Тимофей Егорович (1813-1865). Художник-портретист, жанрист. Его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Историческом музее и других музеях. Почетный потомственный гражданин Москвы.

Информация из официального каталога Государственной Третьяковской галереи (каталог собрания «Живопись первой половины XIX века» том 3 стр. 234): «Учился в Художественном классе в Москве. В 1842 представил в Совет Императорской Академии Художеств (ИАХ) картину, изображающую «старуху с девушкою, подающею милостыню мальчику», выполненную с натуры. В 1842 «во внимание к хорошим познаниям в живописи исторической и портретной» по представленным в ИАХ работам получил звание неклассного (свободного) художника. Участвовал в выставке ученических работ, устроенной Московским Художественным Обществом в 1843 по случаю создания Московского Училища Живописи и Ваяния, на которой был отмечен как обещающий быть «портретистом отличным»1. В 1845 за картину «Семейство за чайным столиком» («Семейный портрет», кат. No 749) и «Портрет с натуры г. Загряжского» награжден от ИАХ малой серебряной медалью.»

В семейном архиве сохранились его записи, из которых видно каким заказчикам он писал портреты и сколько он получил за них. Известно также, что он активно занимался иконописью и росписью церквей. Так им были раписаны стены в Церкви Троицы Живоначальной на Самотеке, делал росписи в Чудовом монастыре, написал две большие картины (3,5х5м) для Церкви Николы в Кузнецах, расписал церкви в Туле и Лебедяни Липецкой губернии.

Слева фотография из архива моего дальнего родственника. Изображенная на ней персона была неизвестна. При сопоставлении двух изображений мне стало ясно, что на них изображен один и тот же человек. Причем, если о левом известно, что это картина, то о втором я сделал предположение, что это фотография, дагеротипия или что-то в этом роде. В пользу этого говорит то, что внизу изображение не такое резкое, как на лице. Это вполне естественно для портретной оптики и совсем не так естественно для живописного портрета. К тому же изображение размыто полукругом очень по фотографически. Исходя из этого, я предположил, что портрет справа был написан по фотографии. При этом одежда и положение рук было изменено. Написан он был, видимо, кем-то из его учеников или коллег.

Вопрос к уважаемой публике: Что вы думаете о фотографическом происхождении первого изображения?

В упомянутом выше Московском Училище Живописи и Ваяния впоследствии долгое время преподавал другой мой родственник – прадед Колесов Алексей Михайлович, который приходился Мягкову Т.Е. зятем. О нем расскажу позже.

 




другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Рекомендует
Денис Безногов
Поставил(а) пятерку
Александр Победимский
 1.  Андрей Краснов 23.01.2008 10:53 
 Оба изображения "фотографичны",выполнены в современной для
той эпохи манере(остаюсь поклонником таких портретов),так что вполне возможно что картина писалась с фотографии.
 
 2.  Владислав Петрушко 23.01.2008 12:12 
 Замечательно, что сохранились и фото, и портрет, и главное - память о выдающемся пращуре!

По-моему, портрет написан по фотографии - действительно, он "фотографичен". Но мне кажется, что писали по какому-то другому снимку, а не тому, который слева. Причем, Ваш пра-прадед выглядит явно моложе на картине, чем на фото.
 
 3.  Игорь Тихомиров 23.01.2008 12:34 
 (1) Спасибо, Андрей
(2) Владислав, вполне возможно, что художник, желая сделать приятное модели, слегка подмолодил его.
 
 4.  Михаил Геллер 23.01.2008 13:00 
 Очень интересно. Думаю, слева фотография.
Кстати, ты на него немного похож.
 
 5.  Игорь Тихомиров 23.01.2008 13:31 
 (4) Спасибо, Миша. Насчет похожести сумлеваюся я :)
 
 6.  Павел Горский 23.01.2008 13:55 
 У меня ощущение, что портрет написан не по фотографии. Почему - объяснить не могу. Интуитивно.
 
 7.  Илья Карташев 23.01.2008 15:28 
 Трудно что сказать что-то определённое. Если картина и была написана с фотографии, то скорее всего не с этой.
Кстати, вот интересный вопрос: что в те времена стоило дешевле - живописный портрет или дагерротип?
 
 8.  Игорь Тихомиров 23.01.2008 23:18 
 Спасибо Паша и Илья.
 
 9.  Maxim Reider 31.01.2008 12:03 
 Спасибо, очень люблю старые фотографии. У меня до сих пор хранятся стеклянные негативы начала 20 века. Не знаю, что с ними делать, как отсканировать, руки не дошли.
 
 10.  Игорь Тихомиров 31.01.2008 12:22 
 Максим, конечно, для качественного сканирования лучше обратиться к профессионалам. Но можно попробовать на каком-нибудь продвинутом планшетнике, приспособленном для сканирования прозрачных материалов.
 
 11.  Maxim Reider 31.01.2008 14:28 
 Спасибо. Да, конечно, я схожу к нашим графикам (я журналист), у них должен быть хороший планшетник.
 
 12.  Aleksei Cvetkov 05.02.2008 15:48 
 Игорь,чрезвычайно интересно было прочитать и увидеть. Тем более,что брат моей мамы,Цветков Василий Алексеевич в том же Училище живописи,ваяния и зодчества учился в начале ХХ-го века.Учился живописи.Погиб совсем молодым - его случайно застрелил из отцовского Смит-Вессона сын сослуживца моего деда.По семейной легенде альбомы позднее попали в Третьяковку.Дед и его сослуживец работали лесными объездчиками и им полагалось оружие-Смит-Вессоны,каваллерийские карабины.Казённое жильё,конь и к нему конюх. Бабушка моя,Дарья Фёдоровна,за 16 лет родила 13 детей,пятеро из которых умерло во младенчестве.Юноша,случайно застреливший Василия,застрелился на следующий день.Дед,бабушка,Василий и другой сын- Пётр,умерший от тифа в 1919 году,были похоронены возле церкви в Тайнинке - церковь эта видна с ОКМД возле Перловки. В советское время возле церкви была свалка.Когда свалку уничтожили то от могил ничего не осталось.Церковь времён ИванаГрозного.
 
 13.  Игорь Тихомиров 05.02.2008 16:51 
 Спасибо, Алексей!
А насчет Третьяковки это несложно проверить. Напишите им данные Цветкова В.А., и они проверят по своим фондам.
 

 

 
Рейтинг@Mail.ru