"Фотография передает настроение цыганской семьи, живущей, судя по названию, в Твери: кочевническое, однако философское (посмотрите на взгляд!) настроение жизни цыган. Не могу сказать, что при просмотре фотографии я испытала тревогу, страх, отвращение, зависть, желание, грусть или радость. Скорее я просто увидела в глазах этого цыгана то, как проходит жизнь кочевника. Работа пробудила во мне сильные чувства, думаю, благодаря этому неподстроенному, настоящему выражению лица и глаз мужчины на переднем плане.
Основные элементы композиции расположены ассиметрично. Главный элемент композиции – сам тверской цыган. На заднем плане, в левом углу, находится цыганка, скорее всего родственница главного героя. Фоном фотографии являются небольшие деревянные постройки, по всей видимости, там живут эти герои. Снимок не перегружен разнообразными изображениями, на нем присутствуют всего три основных элемента, перечисленных ранее – цыган, его родственница и постройки, скорее всего жилье, где они живут.
На данной фотографии присутствуют изображения двух человек. Мужчина с очень глубоким взглядом, о котором можно просто сказать «видалый» и женщина на заднем плане, которая что-то протягивает мужчине, но он не обращает на это никакого внимания. Возраст обоих персонажей – немолодой, однако мужчина выглядит младше, чем женщина. Национальная принадлежность обоих – цыгане. Предположительный интеллектуальный уровень мужчины – высокий, а образование, скорее всего, или отсутствует совсем, или присутствует не выше школьного. Делая эти выводы, я руководствуюсь стереотипами о цыганах, возможно, я ошибаюсь.
Фон фото говорит о бедственном положении вещей в жизни этих людей. Скорее всего, жить в таких кибитках зимой совсем неудобно и некомфортно. По глазам главного персонажа могу предположить, что в жизни он повидал много горя, но и много радостей, недоступных людям, живущих в многоэтажках с кондиционерами и телевизором.
Знаки на фотографии – ветхие кибитки, символизирующие низкий уровень жизни; кривой нос – символ того, что человек видал жизнь; глаза – выше знаков и символов, они живые, и в них столько всего: и горя, и отчаяния, и сердечности, и живости. В общественной и культурной жизни содержание этой фотографии может сыграть роль привлечения внимания к людям с низким уровнем жизни и социальной защищенности. Для того, чтобы понять смысл данной фотографии, не помешала бы информация о том, что передает главному герою женщина-цыганка."
Шаповалова Ольга Александровна
to 26/
Многое видали про цыган, и высокохудожественные ссылка (не менее документальные при этом), и ни то, ни сё, как этот снимок. Всё же такие объёмные словеса предполагают хоть какое-то выстраивание кадра, а не этот хлопок затвора.
Слова лишь только одна попытка обозначить чувства героя снимка. Постижение СМЫСЛа изображения требует больших усилий, большего времени, а также больше рассуждений.
"Фотопортрет ориентирован на то, чтобы вызвать чувство сопереживания, попробовать через выражение лица человека и композицию передать ощущение длительности и болезненной тяжести жизни человека. Работа вызвала у меня ощущение потерянности во времени, непростых отношений человека со внешним миром, в которых внешний мир выступает непредсказуемой стихией, а человек беспомощен. Это нельзя назвать грустью, это скорее ощущение безысходности. При этом человек, как мне кажется, не чувствует себя совершенно беспомощным – он скорее принял такое положение вещей как данность и из-за этого не пытается найти выход. Фотография вызывает у меня сопереживание еще и потому, что я часто сталкиваюсь с людьми, у которых в мироощущении в большей или меньшей степени выражена подобная безысходность – к счастью, не в той же степени.
Композиция фотографии на первый взгляд хаотична: оба человеческие фигуры обрезаны, симметрия или яркий контраст человека с фоном отсутствуют. По светлому балансу в фотографии можно увидеть три ярких светлых пятна, образующих нечто вроде прямоугольного треугольника (лицо цыгана, снег и левый верхний угол, который можно условно назвать небом, хотя это и не совсем оно). Самой яркой точкой фотографии оказывается сигарета в зубах у человека. Бросающимся в глаза черным пятном выступают тёмные густые волосы цыгана, которые делают его лицо намного заметным и выразительным. Однако, в целом, я думаю, распределение свет а в фотографии, так же как и редкие цветные пятна (юбка женщины и шарф цыгана), за исключением лица человека, не играю особенной смысловой роли в композиции и расположены случайным образом. При этом основной смысл переносится на фактурное, оно «ведет» за собой уходящее вглубь кадра пространство, в котором находятся два главных (в этом контексте) в жизни цыгана объекта: женщину и дом. А еще – снег, который в этом контексте также оказывается знаком. Глубина резкости кадра размывает женщину и делает её сходной с призраком, что также может быть значащим. Лицо и уход кадра в глубину я бы и назван основным принципом построения фотографии. Все остальное – дополнительные выразительные приемы, об их случайности или намеренности можно поспорить.
Каждый кусок пространства заполнен чем-либо, что можно рассмотреть как значащий элемент. Выделяю пять элементов в этой фотографии: фигура цыгана, фигура женщины, дом, снег и как бы кусок неба. Доминирует, заняв собой чуть ли не на половину кадра, цыган. Остальные пять элементов различаются по яркости, но занимают практически одинаковое пространство. Если отрешиться от идеи, что смысл имеет все, что находится в кадре, то снег и «небо» можно рассматривать как свободное пространство. Но они занимают достаточно малую часть фотографии и со всех сторон окружены более темными пятнами, которые из контекста, свободным местом совершенно точно назвать нельзя. И они фактически растворяются в этих темных пятнах.
При желании, в фотографии можно найти аллюзии на Ван Гога, но мне кажется, что это шаманство
На фотографии находятся две человеческих фигуры, по возрасту на вид 40 – 45 лет, хотя не исключаю, что они выглядят старше своего возраста. Я бы предположил, что они – муж и жена. Также учитывая то, что оба человека вне возраста, это может быть мать и сын или брат и сестра. Но эти варианты кажутся мне довольно неправдоподобными.
Фигура женщины размыта, видно лишь, что она взмахивает руками, в которых держит что-то неразборчивое белое. Она одета в большое количество одежды, которая когда-то была цветастой, но сейчас поблекла. За одеждой ее комплекцию сложно определить, но фигура не кажется ни худой, ни толстой. Ее лицо при этом выражает апатичную скорбь, иначе я не могу назвать эту эмоцию. Но лицо тоже вне зоны резкости и может быть оптически искажено, к тому же оно слегка отвернуто от кадра. Волосы женщина убрала то ли под платок, то ли под шапку. В целом, наиболее значащим в ее фигуре является взмах руки, которым подчеркивается ее апатия и ощущение безысходности.
У цыгана видны длинные густые непричесанные черные с сединой волосы, такие же усы и борода и худое задумчивое лицо с чрезвычайно выразительным взглядом. Его глаза смотрят не на фотографа, а скорее внутрь себя. Цыган горько усмехается (а может быть, просто жует сигарету).
Национальная принадлежность записана в названии фотографии: на ней цыгане. Предположительное образование тверских цыган – цыганский кодекс и, может быть, среднее образование. Предположительный род занятий – попрошайничество, торговля или, может быть, ремесло. Но все эти предположения не важны в контексте фотографии. Лицо цыгана отнюдь не лишено ума, он кажется полным знаний и опыта, но очень уставшим от обоих.
Теоретически фоном выступает потрепанный дом, снег и небо. Небо можно трактовать как символ того, что надежда, как водится, есть всегда, но можно и как случайный элемент в кадре. Дом и снег подчеркивают неизменность уклада людей и цикличность времени, они говорят ровно о том же, что и все другие изображения на фотографии. Вообще, неубедительность контраста фона с изображениями лично меня заставляет задуматься о том, а является ли хоть что-то на этой фотографии фоном. В другой возможной трактовке, фон – это все, кроме лица цыгана. Тогда фон является сложным сочетанием разнородных элементов, который подчеркивает и дополняет выражение лица цыгана.
Сюжета фотографии собственно и нет. Два человека: один жует сигарету, другая взмахнула рукой. Если не выходить за пределы момента – все абсолютно бессвязно. Сюжетом для фотографии будет всё, что предшествовало этому моменту: жизнь двух людей, а возможно и целого цыганского гетто. Я не хочу даже пробовать расписывать, как живут цыгане в Твери, потому что попытка вписать чью-то жизнь, о которой, вдобавок, можешь только догадываться, в два-три абзаца – это, на мой взгляд, верх бессмысленности.
Фотография рассказывает нам не о том, что происходило в жизни людей на бытовом уровне, а о том, как люди, пройдя свою земную жизнь до половины или немножко дальше, пришли к ощущению этой жизни как подчиняющегося логике, отчасти враждебного пространства, из которого нет явного спасения. Видны признаки одиночества, тревоги, стереотипности или скорее болезненной традиционности мышления. Когда слишком много людей приобретают такой горестно-отрешившийся взгляд, как у женщины на фотографии – общество может прийти к коллапсу.
Можно почитать исследования по истории и культуре цыган, начиная от предположительного исхода из Индии и заканчивая 20-м или даже 21-м веком. Это может помочь отрешиться от некоторых общественных стереотипов в их отношении и наоборот немножко понять корни замкнутости цыганской культуры."