Этот город, дотла сожженный немцами в 1941 г., образовался как поселение вокруг грандиозного Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, основанного патриархом Никоном в 1656 г. Простой крестьянин из-под Нижнего Новгорода, Никон, после смерти своих детей, постригся вместе с женой в монахи и благодаря личной энергии быстро выдвинулся в игумены. Он произвел большое впечатление на царя Алексея Михайловича, сделался его духовником и скоро стал патриархом русской православной церкви, добившись от царя и боярства обещания полного доверия. Он затеял приведение церковного богослужения в полное соответствие с древними установлениями, повелел выправить от накопившихся ошибок церковные книги, изменить некоторые частности обрядов, ввести троеперстное крещение вместо двуперстного. Но эти новшества вводились без достаточных объяснений и постепенности, что вызвало множество несогласий, имевших самые трагические последствия для русской церкви. Начался раскол... Новый патриарх решил создать новый центр русской святости, как бы повторить на Русской земле Святую землю, святой город Иерусалим. По приблизительному, чисто описательному подобию иерусалимских храмов были построены храмы нового Воскресенского монастыря, так и названного Новоиерусалимским - ив том числе даже "подземная" церковь, повторяющая ушедшую в наросшие культурные слои церковь Константина и Елены.
Никон и окрестностям дал палестинские названия: ручей у стен был назван потоком Кедронским, река Истра - Иорданом, березовая роща у монастыря - Гефсиманским садом. Да и в отдалении были выстроены часовни, обозначающие как бы города Иудеи. Он хотел доказать величие русской церкви, духовной власти. "Священство выше царства,- писал Никон,- патриарх есть образ жив Христов и одушевлен". Но через 10 лет после начала строительства его чрезмерное властолюбие привело к разрыву с царем, а через год Собор лишил его сана патриарха, и вскоре он был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.
Строительство Новоиерусалимского монастыря приостановилось. Лишь при воцарении Федора Алексеевича Никона вернули из ссылки, но по дороге он умер. Строительство в монастыре возобновилось уже в формах зародившегося тогда московского барокко. Во второй половине XVIII в. неожиданно рухнул огромный каменный шатер главного Воскресенского собора и был заменен деревянным, сложной конструкции. Собор представляет собой сложный многообъемный комплекс сооружений, насыщенный декором - лепным, резным, изразцовым. Над воссозданием его интерьера работал сам Растрелли.
В 1941 г. собор был взорван фашистами, пострадали и другие постройки. Сейчас многое любовно восстановлено. Замечательны построенные уже известным нам Я.Г.Бухвостовым Святые ворота с надвратной церковью, ныне, правда, лишенной своего великолепного убранства. Им же выстроены из кирпича мощные стены и башни монастыря. Интересны однокупольная, в "три света", то есть в три ряда окон, трапезная и церковь Рождества Христова, весьма любопытны нарядный дворец царевны Татьяны Михайловны, больничные палаты, настоятельские покои и прочие постройки. Причудливый и фантастичный ансамбль монастыря производит огромное впечатление.
За пределами монастырских стен стоит скит Никона, где патриарх жил, непосредственно руководя строительством. Маленький, как бы игрушечный, в его четырех этажах несколько крошечных помещений, в том числе и две церкви и колокольня. Здесь тоже, следует обратить внимание на изразцовые украшения.
Для строительства монастыря Никон собрал множество резчиков, лепщиков, иконописцев, керамистов, в том числе из Белоруссии. В роще за монастырем, в так называемом Гефсиманском саду, поставлены свезенные из разных концов Подмосковья замечательные образцы русского деревянного зодчества - дивная шатровая церковь, часовня, мельница, избы и другие гражданские постройки. В монастыре размещен Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" с богатейшей коллекцией предметов искусства разных времен. Многие шедевры искусства, реквизированные из подмосковных имений, собраны здесь. Сейчас музей пока мирно уживается с возобновленной монашеской жизнью. Проводятся экскурсии, читаются лекции, ведется большая научная работа. За стенами монастыря выстроен специальный зал, где периодически устраиваются выставки. Безудержная фантазия и замечательное мастерство строителей и создателей этого уникального ансамбля делают Новоиерусалим-ский Воскресенский монастырь поистине одним из чудес света. Осмотр сокровищ монастыря потребует довольно много времени.
копирайт с: ссылка
Фактические ошибки и дополнения.
1) Правильное название: Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим" (раздельно).
2) Получив разрешение от царя Алексея Михайловича на строительство обители, патриарх Никон послал в Иерусалим ученого иеромонаха старца Арсения Суханова, который привез точные планы, чертежи и модель храма Воскресения Господня. Так что не "со слов" строился собор.
3) Колокольню и собор взорвали в 1941 г. не фашисты, а при нашем отступлении доблестные войска НКВД, получившие директиву взрывать все, что может служить точкой наблюдения.
4) В Гефсиманском саду до XX века стоял 500-летний дуб, который патриарх назвал Мамврийским.
Вообще, топонимика места максимально точно совпадает с Иерусалимской: Кедрон, купель Силоамская, две горы (холма) - Фавор и Ермон, колодезь Самаряныни.
5) Святыни. Чудотворный образ Божией Матери "Троеручица", подаренный патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне.
6) Автор(ы) текста не написали о самом главном: патриарх Никон похоронен в соборе, в пределе Иоанна Предтечи. И, скорее всего, будет в недалеком будущем канонизирован Русской Православной Церковью.
Юра, спасибо, что зашел на эту карточку. По поводу поправок:
(1) Новоиреусалимский монастырь(Воскресенский), мужской. Основан в 1656 патриархом Никоном. Упразднен в 1919 (воссоздан в начале 1990-х гг.). Архитектурный ансамбль XVII-XIX вв. включает: Воскресенский собор(1656-85; в плане повторяет одноименный собор в Иерусалиме, отображен на карточке), стены и башни (1690-94), Трехсвятительскую церковь (1686-98), скит Никона (1658) и др.
(2)Чистая правда.
(3)Ничего не слышал об этом. Дай ссылки.
(4)Сходство с Иерусалимской топонимикой было основной задумкой при строительстве. Помимо прочих задач патриарху Никону нужно было создавать новые твердыни православия, в противовес твердыням старой веры. В Воскресенском монастыре идея воплощена была настолько масштабно, что до сих пор паломники, которые не в состоянии достигнуть земли обетованной, следуют в Новый Иерусалим.
(6)Насчет канонизации в скором будущем - не думаю. Реформы патриарха-государственника привели к расколу, унесшего жизни тысяч староверов, к сожжению по решению собора заживо протопопа Юрьевца-Поволжского Аввакума и много чего еще... Сначала нужно забыть все это, или еще раз переписать историю.
4/6: Скорее всего, предел математический термин. В церковной архитектуре всё-таки придел. Чехарда с понятиями может привести к беспределу в понимании. :-)
так,как я по несчастью или счастью,тоже родился и прожил в Сoюзе
47 лет,и ...и... русским языком владею не хуже любого двоечника,
виноват,хммм....понесло :-())
Серёжа,я,тоже немец ? который родился в Сибири/г.Сталинск/,если тебе
это
о чем то говорит.
Просто,не хотелось бы,чтобы люди,опИсывающие определённые эпизоды
истории,назывли бы всех >>>немцами,это не корректно,фашист,
это более приемливо, и то,не всегда
(10,11)Ой... Несмотря на то, что это выдержка с сайта, приношу свои извинения за некорректность и полностью
согласен с поправкой.
С Новым Годом Вас, Александр, всех благ!
Никон и окрестностям дал палестинские названия: ручей у стен был назван потоком Кедронским, река Истра - Иорданом, березовая роща у монастыря - Гефсиманским садом. Да и в отдалении были выстроены часовни, обозначающие как бы города Иудеи. Он хотел доказать величие русской церкви, духовной власти. "Священство выше царства,- писал Никон,- патриарх есть образ жив Христов и одушевлен". Но через 10 лет после начала строительства его чрезмерное властолюбие привело к разрыву с царем, а через год Собор лишил его сана патриарха, и вскоре он был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.
Строительство Новоиерусалимского монастыря приостановилось. Лишь при воцарении Федора Алексеевича Никона вернули из ссылки, но по дороге он умер. Строительство в монастыре возобновилось уже в формах зародившегося тогда московского барокко. Во второй половине XVIII в. неожиданно рухнул огромный каменный шатер главного Воскресенского собора и был заменен деревянным, сложной конструкции. Собор представляет собой сложный многообъемный комплекс сооружений, насыщенный декором - лепным, резным, изразцовым. Над воссозданием его интерьера работал сам Растрелли.
В 1941 г. собор был взорван фашистами, пострадали и другие постройки. Сейчас многое любовно восстановлено. Замечательны построенные уже известным нам Я.Г.Бухвостовым Святые ворота с надвратной церковью, ныне, правда, лишенной своего великолепного убранства. Им же выстроены из кирпича мощные стены и башни монастыря. Интересны однокупольная, в "три света", то есть в три ряда окон, трапезная и церковь Рождества Христова, весьма любопытны нарядный дворец царевны Татьяны Михайловны, больничные палаты, настоятельские покои и прочие постройки. Причудливый и фантастичный ансамбль монастыря производит огромное впечатление.
За пределами монастырских стен стоит скит Никона, где патриарх жил, непосредственно руководя строительством. Маленький, как бы игрушечный, в его четырех этажах несколько крошечных помещений, в том числе и две церкви и колокольня. Здесь тоже, следует обратить внимание на изразцовые украшения.
Для строительства монастыря Никон собрал множество резчиков, лепщиков, иконописцев, керамистов, в том числе из Белоруссии. В роще за монастырем, в так называемом Гефсиманском саду, поставлены свезенные из разных концов Подмосковья замечательные образцы русского деревянного зодчества - дивная шатровая церковь, часовня, мельница, избы и другие гражданские постройки. В монастыре размещен Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" с богатейшей коллекцией предметов искусства разных времен. Многие шедевры искусства, реквизированные из подмосковных имений, собраны здесь. Сейчас музей пока мирно уживается с возобновленной монашеской жизнью. Проводятся экскурсии, читаются лекции, ведется большая научная работа. За стенами монастыря выстроен специальный зал, где периодически устраиваются выставки. Безудержная фантазия и замечательное мастерство строителей и создателей этого уникального ансамбля делают Новоиерусалим-ский Воскресенский монастырь поистине одним из чудес света. Осмотр сокровищ монастыря потребует довольно много времени.
копирайт с: ссылка