Наверное, моя фраза "фотография восстанавливает зрение" была истолкована в каком-то медецинском аспекте. Я же имел в виду другое: зрение восстанавливается в своей первооснове, как чувство, не связанное с мышлением, т.е. происходит освобождение от оков понятийной системы. На снимке НЕЧЕГО ОБЪЯСНЯТЬ и НЕЧЕГО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, нужно внимательно СМОТРЕТЬ и только, видеть то, что глаз в реальности никогда не видет. Невербальная карточка. Ну, и все очень культурно но геометрии и компановке: это не хаос.
Наверное, моя фраза "фотография восстанавливает зрение" была истолкована в каком-то медицинском аспекте. Я же имел в виду другое: зрение восстанавливается в своей первооснове, как чувство, не связанное с мышлением, т.е. происходит освобождение от оков понятийной системы. На снимке НЕЧЕГО ОБЪЯСНЯТЬ и НЕЧЕГО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, нужно внимательно СМОТРЕТЬ и только, видеть то, что глаз в реальности никогда не видит. Невербальная карточка. Ну, и все очень культурно но геометрии и компоновке: это не хаос.
(7) Мне очень нравятся Ваши комментарии - умные, точные, написанные со знанием дела. Мне вообще нравится смотреть, как люди делают то, чего не умею делать я :). А вот карточка мне все равно не нравится (несмотря на безупречный коммент).
(16) Миша, спасибо. :)
(15) Пожалуй, можно и так сказать. Фотография позволяет видеть вещи такими, каковы они в реальности, объектив камеры аннулирует социальную роль вещей, заставляет смотреть на вещи так, как если бы они имели имена собственные. Наше бытовое зрение очень иерархично: область зрительного восприятия поделена на зоны, имеющие неодинаковое значение. Фигуры важнее фона, движущиеся тела могут быть важнее неподвижных, но внимательно рассмотреть их мы не успеваем и т.д. Эту социальную иерархию разбивает фотографическое зрение, которое воспринимает предметы в их конкретности, делает фон не менее важным, чем "объекты". А поскольку разделение поля зрения на предметы и непредметы во многом обусловлено языком, то я и говорю, что фотография - неязыковое понимание мира. А когда карточка имеет сюжет, то на неё очень часто смотрят по-бытовому, перекладывая сюжет на язык, то есть отказываясь от преимуществ бессловесного зрения.
У Гуго фон Гофмансталя есть очень интересное письмо – знаменитая литературная мистификация – "Письмо лорда Чендоса графа Батского своему другу Фрэнсису Бэкону, лорду Веруламскому". В письме описывается случай "дезлескии": лорд Чендос потерял способность выражать мысли абстрактными понятиями. Самое интересное, что утрата абстрактного мышления сопровождалась удивительным обострением зрения. "Мой ум заставлял меня рассматривать всякий предмет, о коем заходила речь... в чудовищных подробностях, подобно тому, как однажды я увидал через увеличительное стекло кусочек кожи на моем мизинце. Все распалось у меня на части, эти части – сн%
Все распалось у меня на части, эти части – снова на части, и никакое понятие не могло скрепить их. Вокруг меня было море отдельных слов, они сворачивались в студенистые комочки глаз, упорно глядевших на меня, а я вглядывался в них...
Так вот, в моем понимании, фотографическое видение мира – это "студенистые комочки глаз, - глаз самих вещей ", при этом понятийное понимание мира подавлено. Вообще, вербализированное восприятие мира сильно подавляет остроту зрительных ощущений от мира, а фотография эту остроту восстанавливает.
На данном снимке конкретное видение мира противопоставлено видению понятийному,абстрактному. Нерезкий фон - это "женщина вообще", "человек вообще", "прибой вообще" и т.д. А ближний план - это фотографический взгляд на предметы, видение в конкретном: "эта лопатка", "этот песок". Причем, противопоставление абстрактного конкретному достигается вполне фотографическим средством: резким тональным переходом.
"фотография - неязыковое понимание мира." - Да
"когда карточка имеет сюжет, то на неё очень часто смотрят по-бытовому, перекладывая сюжет на язык" - Да
Соответственно есть фотографии, которые "задумчивы" и философски полны какими-то мыслями, но их понять (т.е. пересказать словами) почти невозможно. Бывают у многих фотогфафов. Для меня лучший пример - Куделка:
ссылка
29, Жень, то название "про электричку - 21" было для Володи Кошелева, он слал замечательные фотки про свою поездку на море в Абхазию раз в три дня "электричка - один", "электричка - два" и т.д., все про то как он ехал на электричке из Сухуми, а про море так ничего и не прислал, сказал, что все интересные кончились.
[17,18,21]: Такая история вспомнилась:
На некоей конференции (по физике) некий докладчик (может быть, это был Нильс Бор) подробно прокомментировал очередной слайд, объяснив, почему кривая идет именно так. А потом заметил, что слайд повернут, извинился, поставил его правильно, и столь же убедительно объяснил, почему кривая идет именно так.-))
Интересная дискуссия, но все ровно она картинку не спасает, а может даже наоборот ухудшает. Снять ничего, это самое сложное. Кстати, в прибалтийских странах это направление сейчас очень популярное. Есть авторы, которые серьезно этим занимаются... Но все же ничего, это не то, что показано здесь.
42.Да если рассматривать эту картинку как нечто с семейного альбома, тогда правда, может быть. Но если ее воспринимать как нечто что относиться к фотоискусству или к про. Фотографии, то тогда и не спасешь :)