Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



советы

фотография Про самый простой секрет фотографии о котором никто не знает

Про самый простой секрет фотографии о котором никто не знает


Michael Bondarenko
2.10.2002


Самый простой секрет фотографии в том, что она объемна - если знать как ее разглядывать.

Ощушение плоскисти рисунка создается за счет того, что информация из обоих глаз поступает одинаковая, без смещения - и следовательно встроенные в мозг механизмы обработки изображения интерпретируют картинку как плоскую.

Однако как известно любому фотографу, перспективное смешение не единственный механизм передающий глубину. Тоновые перепады, избирательная резкость, линии передаюшьие перспективы, заслонения одних предметов другими также интерпретируются мозгом как обозначение глубины пространства.

Следовательно - простейший прием разглядывания фотографий, который превратит их в стереограммы: устраните сигнал из одного глаза. Зажмурьте один глаз (прикрыть рукой хуже, т.к. розоватая подсветка мешает), и смотрите на фото. Ош.уш.ение глубины появляется не сразу, оно наплывает секунд через 5-10. Сильнее, если фото занимает бОльшую часть поля зрения.

Если сразу не выходит, просведите взглядом по линии уходящей вдаль, или ит нереакого переднего плана к резкому и к нерезкости бесконечности, или "пропрыгайте" по предметам частично заслоняющим друг друга.

Если даже вам кажется что ничего после секунд 10 не изменилось, откройте второй глаз и удивитесь, что картинка внезапно стала абсолютно плоской. Попробуйте несколько раз на разных фото (некоторые поразительно объемны, другие менее).

Нерезкость кадра мешает сильно, т.к. она есть механизм передачи глубины, поэтому лучше пробуйте с отпечатками, дисплейные картинки кажется работают хуже. Сильнее всего, если картинка занимает бОльшую часть поля зрения


 




другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Рекомендует
Екатерина Челнокова
Поставил(а) пятерку
Александр Победимский


 1.  Michael Bondarenko 02.10.2002 00:11 
 (foto - Henri Cartier-Bresson - France, Brie)
 
 2.  Виталий Тимохин 02.10.2002 00:44 
 Странно, что Вы советуете увидеть объём, отключив главный механизм объёмного видения. Подожду, что скажут физики, а завтра и сам попробую. Сегодня не смогу, глаза закрываются оба - спать пора :))
 
 3.  Michael Bondarenko 02.10.2002 01:17 
 экий ты брат странный - тут высшей математики нет - закрой один глаз и пялься. ;))))
Открытие сие гениально (и его следует по достоинству назвать Стереоскопия Бондаренко, премии и почетные грамоты принимаю) - и просто как все гениальное:
Если информация из второго глаза делает картинку плоской, закрыть его и полагаться на другие механизмы интерпретации объема - и РАБОТАЕТ!!!
Восприятие меняется, качественно. То, что раньше было мешаниной на заднем плане вдруг всплывает и разделяется, ты как бы гуляешь по обьему картинки заглядывая в разные углы.
Еще один сильный эффект - возможность "заглянуть через плечо" любого классика в момент когда он снимал фото - обычно мы видим плоский результат, а тут - объемную сцену, показывающую как, из какой реальности тот результат слепился.
Короче, щурьтесь - и это перевернет ваше восприятие фотографии.
Интересно, что годится также для картин более или менее реалистического толка.
 
 4.  Денис Гуркин 02.10.2002 01:54 
 Это очень давно (наверное, со времен изобретения "светописи") факт, я всегда так делаю - помогает... :-)
 
 5.  Ян Мартин 02.10.2002 06:12 
 Подобный эффект обычно бывает при врожденном астигматизме. Вполне серьезно, кстати. :)
 
 6.  Lilya Huff 02.10.2002 06:31 
 думаю, что надо сходить к офтальмологу. проверить астигматизм.
 
 7. m bond 02.10.2002 07:40 
 Я думаю, подобный эффект бывает у любого, кто не поленится глаз зажмурить.
;)))))))
 
 8.  Konstantin Levay 02.10.2002 08:15 
 Жмурю каждый по очереди... но двумя глазами все-же видно лучше :o)
 
 9.  Татьяна Обанина 02.10.2002 08:51 
 отчего ж - не знает? читали...
 
 10.  Татьяна Обанина 02.10.2002 08:52 
 *занимательная физика*,Перельман, *как правильно рассматривать фотографии*
 
 11.  Валерий Самарин 02.10.2002 09:15 
 Прочитайте книжку Грегори "Разумный глаз" и многое "встанет на место".
 
 12.  Стас Куровский 02.10.2002 09:39 
 7\ Эффект возник сразу, думаю это связано с тем, что два глаза сложнее сфокусировать в узенький проход, чем одному;)
 
 13.  Андрей Травкин 02.10.2002 10:02 
 А я прежде чем сфотографировать, жмурю один глаз, чтобы увидеть плоскую картинку. Вот дурак то.
 
 14.  Michael Bondarenko 02.10.2002 11:01 
 (13) Нет, не дурак. Лучший совет новичкам (о котором и фотогфам с опытом не грех помнить) - щуриться почаще - при съемке: разделенная в объемном представлении и выглядящая грандиозно картина на плоском фото вдруг становится плохой композиционно, где предметы "наступают" друг на друга. Но это при съемке. А при рассматривании то, что из правого и левого глаза мозг получает картинки без смещения заставляет его, мозг тут же решить, что картинка плоская, на листе бумаги. Закрыв один глаз, мы устраняем самый сильный сигнал - и заставляем мозг интерпретировать то, что на картинке, и в игру вступают и тон, и резкость, и линии, и наложения предметов - и мозг выдает четкую иллюзию объема. (10) спасибо за занимательного Перельмана, просвещусь, вспомню детство, не буду больше велосипедов изобретать. Остальным: если не получается сразу, побродите взглядом по земле - близко, дальше, посмотрите в самую даль, вернитесь к главным фигурам - дайте мозгу время и зацепки - и всплывет.
 
 15.  Leonid Dombrovsky 02.10.2002 11:05 
 Интересно!
 
 16.  Gluk 02.10.2002 11:34 
 Ну вот - Брессон :( А я думал - твоя фотка, радовался :)
 
 17.  Michael Bondarenko 02.10.2002 12:16 
 (16) Esli by takaja byla moja, ja by tozhe radovalsja ;))))
 
 18. ТК 02.10.2002 14:18 
 Проверила - работает.
 
 19.  Иван Черничкин 02.10.2002 18:08 
 Ура!!! Заработало!!!! Мишаил большое спасибо за совет!!!
 
 20.  Георгий Вольмиллер 02.10.2002 19:25 
 работает. спасибо
 
 21.  Виталий Тимохин 02.10.2002 23:59 
 Я тут подумал, что если закрыть оба глаза, то перед внутренним взором могут возникать поистинне потрясающие виды и персонажи. Причем все это не взирая на качество имеющейся фотографии, и даже на наличие оной :))
P.S. Галюциногены не предлагать :)
 
 22. Julia Pfaffli 03.10.2002 00:11 
 Ja tozh vse vremja sh,urus`. ;-))) Fota kajfovaja. :-)
 
 23.  Ася Ахундова 03.10.2002 09:10 
 Да!
 
 24.  Давид Толпин 03.10.2002 15:23 
 Какая угодно дурацкая дискуссия становится осмыслленной, если повесить чужую хорошую фотографию. Свою бы повесили.
В фотографии все счастье - от того, что она плоская. И такой видна двумя глазами. Те, у кого только один глаз, чего-то в фотографии лишены. Равно как и те, у кого всегда черно-белое зрение, лишены чего-то в черно-белой фотографии.

Но вообще - дешевая спекуляция: обсуждать фигню под классной чужой фоткой. Свою повесьте и проповедуйте хоть второе пришествие.
 
 25. Julia Pfaffli 03.10.2002 20:02 
 V ljuboj figne est` dolja istiny. :-)) Eto dejstvitel`no horoshij priem - ocenivat` to, chego hochesh` zasnjat` odnim glazom. Odin glaz pomogaet uvidet` ploskost` budush,ego snimka. Mozh komu etot sovet prigoditsja. :-) No smotret` na fotu odnim glazom - eto, konechno zhe fignja polnaja i, kstati, smeshnaja. Ja vchera posmejalas` pro sebja. :-)))
 
 26. mbond 03.10.2002 21:19 
 Ну что тут скажешь - вздорный человек и глупый.
Писать о том, какое фото повесить - вздор. Я выбрал то, в котором объемность видна и поражает. Научившись так рассматривать фото, можете пробовать на любых.

Писать
"Те, у кого только один глаз, чего-то в фотографии лишены. Равно как и те, у кого всегда черно-белое зрение, лишены чего-то в черно-белой фотографии."

демонстрирует тупость в смеси с агрессивностью - я не долько сам не догоняю, но еще и облаю того, кто что-то предлагает.

(25) Не смешивайте 2 разные вещи: при съемке щуриться полезно, т.к. это делает мир плоским и показывает как композиционно ваш кадр будет выглядеть.
При рассматривании щуриться полезно, т.к. это восстанавливает объем в восприятии.

Кстати, я проверил - действительно прием известен по крайней мере годов с 30-40 - наверняка намного раньше, но люди у которых я спрашивал сослались на публикации 30-40х.
 
 27. Julia Pfaffli 03.10.2002 21:25 
 T.e. vy predlagaete provesti revoljuciju zakonov opticheskogo vosprijatija chelovekom fotograficheskih izobrazhenij... Ljubopytno... Na vystavkah vydavat` odnoglazye povjazki... (a estetam ih voobshe ne snimat´ v principe) i v takom duhe... Kak vy dumaete, Mihail, narod podderzhit vashu ideju?
 
 28.  Давид Толпин 03.10.2002 22:29 
 Михаил, я вздорный и глупый. Еще у меня есть такая штучка немецкая, ей семьдесят лет, для просмотра слайдов. На слайд смотрят через окуляр одним глазом, и в книжке к этой брошюрке написано, что, как известно издревле, изображение, рассматриваемое одним глазом, легче воспринимается как объемное. Так что немецким фотоизготовителям семьдесят лет назад было известно, что это известно давно.

Я же сказал, что фотография - штука плоская. Это - ее достоинство.

А картинкой Брессона спекулировать все равно неприлично.
 
 29. mbond 03.10.2002 23:38 
 "Михаил, я вздорный и глупый." - нет, вздорный, глупый, и агрессивный.
"спекуляция" - не просто потрясающе тупо, но и агрессивно. Попытки принижения (ни на чем не основанные), психологически важны тем, что для себя, Толпина, это как бы доказывает - а я лучше.
По знанию и пониманию любого предмета люди делятся на три категории - тех кто может что-то придумать, тех, кто способен понять новое и интересное, когда его видят, и тех, кто ни хрена даже понять не может. Между катгориями 1-2 и 3 и проходит граница отделяющая интеллигента, человека по определению способного играть с идеями, и плебея, которому, поскольку ни сам придумать, ни понять не может, нужны ссылки на чужие авторитеты.
Вы пытаетесь - ляпнув глупость - теперь опять поставить себя выше, и говорите, что 70 лет назад писали... - ну и заставило ли вас это писание хоть раз взглянуть на фото одним глазом? НЕТ, не доехало, ума не хватило. А теперь, вспомнив, мы тут со спесивым видом говорим, что (а) это и не нужно, т.к.фотография ДОЛЖНА быть плоской и (б) что вот там 70 лет назад..
Потому и диагноз - тупость перемешанная с агрессивностью.
 
 30. mbond 03.10.2002 23:42 
 V dopolnenie: Drugimi slovami, dlja menja normal`naja reakcija - kogda chelovek, prochitav, poproboval. Poluchilos` - zdorovo, interesno. Ne poluchilos` - hm.. no mnogie govorjat, chto rabotaet.. - zanjatno, otlozhu v dal`nij ugol, mozhet potom esh,e poprobuju. No ideja zanjatnaja. Takzhe normal`no - da, slyshali, rabotaet, bylo opisano ran`she. "to reakcii normal`nye. Tolpinskij naezd - reakcija glupca.
 
 31. mbond 03.10.2002 23:42 
 V dopolnenie:
Drugimi slovami, dlja menja normal`naja reakcija - kogda chelovek, prochitav, poproboval. Poluchilos` - zdorovo, interesno. Ne poluchilos` - hm.. no mnogie govorjat, chto rabotaet.. - zanjatno, otlozhu v dal`nij ugol, mozhet potom esh,e poprobuju. No ideja zanjatnaja. Takzhe normal`no - da, slyshali, rabotaet, bylo opisano ran`she.
"to reakcii normal`nye. Tolpinskij naezd - reakcija glupca.
 
 32.  Давид Толпин 03.10.2002 23:53 
 Михаил, года полтора назад я агрессивно писал в форуме старого sight.ru про эту самую штучку в связи с визированием в фотоаппарате по матовому стеклу. Спорил с кем-то, кто говорил, что матовое стекло позволяет увидеть плоскую картинку, так, как она будет восприниматься на фотографии. Возражал, что если на плоскую картинку смотреть одним глазом, то это то же самое, что смотреть одним глазом на объемную, и в психофизиологии это известно, и вот, у меня даже устройство есть для объемизации слайдов.
И у Ричарда Закия в Perception&Imaging про это написано, которого я два года назад прочел по рекомендации и очень люблю цитировать.

Фотография - штука плоская. Это - одно из достоинств и особенностей художественного жанра. Этим надо уметь пользоваться.
 
 33. mbond 04.10.2002 00:12 
 Безотносительно к предыдущему:
Поговорив еще с одним знакомым, который преподает в художественной школе, я услышал такую занятную историю:
когда-то (когда искусство еще было "репрезентативно", т.е. как бы изображало жизнь, студентам, изучающих живопись бъяснялили как проверить свою работу (например ландшафт): если закрыв один глаз, получаем сильно выраженную иллюзию глубины, то ваша работа написана хорошо. Если разглядывая ее одним глазом мы никак не можем вызвать ощушение трехмерности, то либо ваши цвета слишком бледны, либо ваша перспектива искажена, тени сделаны неправильно и т.д. - ваш пейзаж неудачен.
 
 34.  Илья Карташев 04.10.2002 00:39 
 Михаил, Вы хорошо сделали, что написали об этом приёме. Судя по отзывам, для большой части аудитории это новость. Однако, я, пожалуй, соглашусь с Давидом - плоскостность фотографии есть неотъемлемая часть этого вида искусства и убегать её не следует. Да и объём (в буквальном смысле) одним глазом увидеть нельзя - это иллюзия, самообман. Таким способом можно опуститься (если хотите - снизойти), ухудшить восприятие до уровня объектива. Гораздо сложнее сделать наоборот.
 
 35.  Bob Black 04.10.2002 01:07 
 33: Off-topic: Michael. hmmmmmmmm ;)))). I can say this: I have taught in Art School before. Also, I am blind in one eye (since I was 7). I can assure you that this test (one eye test, which was a technique formalized by French Salon Lycee, having its origin in the technique of camera obscura-ironically called into question when the Impressionist painted canvases outside, deliberating closing one eye, etc), is a measure of very little, especially in terms of aesthetic quality. Different brains process visual information differently, including visual space cues which the eye and brain uses to "reconstruct" 3-dimensionality of reality. To judge a painting (landscape for example) or a photograph soley on his volumetric quality is, i think, not particularly astue. I dont mean that your lesson is incorrect (I enjoyed it very much-including the beautiful Bresson photo, which I dont think his one of his more interesting, or visually complex: fucking beautiful photograph, indeed, but not necessarily is most interesting depiction of visual space), its very good lesson, and instructive, especially to novice photographers. I, humbly, respectively, wish authors to remember that the academy usually produces redundancy, inadequacy, and quite static creations-the paradox of the art academy. What to do with a painter, or photographer, who "sees" the world differently then another. It is why aesthetic lessons are a tricky business, and should never be programmatic of didactic, but suggestive and maybe even allusive. :)) But, I congratulate. :)
 
 36. ТК 04.10.2002 01:31 
 "В споре рождается истина" - по-моему, устаревший постулат..
 
 37. mbond 04.10.2002 04:59 
 (34) Собаки бывают сторожевые, охотничьи, поводыри, спасатели, ...
А вы мне отвечаете: Нет, собака - друг человека и исключительно домашнее животное.
 
 38. mbond 04.10.2002 05:03 
 Ннда, и можно ли так нам если хотите снизойти, чтобы использовать ее как охотничью, назад в дикость?? Никогда
 
 39.  Давид Толпин 04.10.2002 11:15 
 Михаил, просто чем всем рассказывать о том, как вы только что придумали то, чему в каждой худшколе учат, придумайте что-нибудь действительно интересное. Снимите фотографию, которая зацепит без комментария на два экрана. И все.
 
 40. mbond 04.10.2002 21:30 
 Нет бы радоваться, что классическую, всем известную фотографию можно увидеть совершенно по-другому - нет, "спекуляция"
Прочитав мой совственный комментарий о том, как раньше учили писать этюды, - и о чем мы минуту назад понятия не имели - мы берем и переворачиваем фразу: "вместо того, чтобы .. рассказывать о том, чему в КАЖДОЙ худшколе учат..."
вздорный, глупый, и агрессивный
 
 41.  Давид Толпин 04.10.2002 22:10 
 Да нет, Михаил, меня этому учили, меня. В школьные годы, в изостудии. В городе Электростали Московской области году этак в восьмидесятом. Я умный, сдержанный и миролюбивый. Мне понятно Ваше раздражение, и я говорю все это ради того, чтобы и Вам, и остальным сообщить простую идею. Фотография - штука плоская.
 
 42.  Bob Black 04.10.2002 23:18 
 Фотография - штука плоская.! Фотография, плоская часть, которая может или не может передавать объем. Основная квантовая физика преподает нам, что место не делает только имеют 3 измерения. Искусство также преподает нам, что место - не только собственность, переданная через визуальный аккуити. Место может различаться, предчувствовать и понят без понятий 3-ьей оси. Простой пример. Пикассо (и вера позади Кубизма) был попытка повторно изобрести место, ниспровергать место, изображать место как одна непрерывная равнина. Многократное объемное место, показанное в плоском холсте. Наши глаза обманывают, и места десиевес также. Это - основной ундертандинг. Я полагаюсь на Дэвида Хум, философа. Фотография: плоский объект(цель), который превышает концепцию объема.
 
 43.  Валерия Струнникова 06.10.2002 20:19 
 Во, народ разговорчивый! А мне кажется, здесь главное - фотография очень хороша!
 
 44.  Вениамин Костицын 08.10.2002 13:17 
 нда ... за неимением фотографии занимаемся словоблудием. Давид : пройдите мимо, не трогайте. Bob Black : right on.
 
 45.  AndrewA 10.10.2002 18:38 
 :)
 
 46.  AndrewA 10.10.2002 18:43 
 все это правильно. но слишком коротко. я бы еще килобайтов 5 текста добавил, прежде чем счел, что намечено основное :).
 
 47.  Michael Bondarenko 17.10.2002 05:33 
 "То, что изображения в правом и левом глазу одинаковы, а также то, что относительное движение отсутствыет... говорит нашему мозгу, что картина плоска.

чтобы обойти это затруднение, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать картины одним глазом... чтобы воссоздать иллюзию трехмерности.

Несколько сотен лет назад возникла (кратковременная) мода занавешивать картину темной занавесью с небольшим отверстием для просмотра так, чтобы зрители смогли получить наибольшую иллюзию глубины." from Margaret Livingstone, "Vision and Art, the biology of seeing" - a book written by a neurobiologist.
 
 48.  Anna Danilochkina 21.01.2003 23:32 
 А ведь Миша прав (ничего, что я так фамильярно?)!!! Действует, еще как! Не зря моя мама рассматривает фотки исключительно зажмурив один глаз, да еще через большую лупу: говорит, так совсем другое дело, погружаешься, говорит, в картинку, а я снисходительно улыбаюсь, думая, что у мамы просто глаза слабые:)). Такое простое решение, а столько новых ощущений! Спасибо Михаил!
 
 49.  Васятка 11.06.2004 21:19 
 Класс! Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО увидел стерео!!! (конечно, это только психолгическая иллюзия, но __очень__ реальная иллюзия :) СПАСИБО!!!
 
 50.  Елена Булкина 11.06.2004 21:51 
 /49/ комент 39.
 
 51.  Васятка 11.06.2004 22:35 
 =50= Елена Булкина. Возможно, но мне как ординарному любителю, не учившемуся в фотошколах, интересно!
 
 52.  Сергей Голубков 11.08.2004 23:43 
 Мне лично, во всей этой беседе больше всего интересен психологический аспект: под чужим снимком (!) некий автор васказывает с удивительно многозначительным видом вполне очевидные банальности, и многие воспринимают это как фотооткровение! Да, у автора неплохо подвешен язык, но этот орган произнесения звуков, увы, не имеет особого значения в том искусстве, которое называется светописью. Мне лично горько это писать, но большинство собственных снимков этого замечательного заокеанского автора мне, новичку, представляются или банальщиной, или несложной постановкой. А слова - не более, чем слова. И к светописи они имеют, увы, мало отношения :(.
Засим остаюсь к Вашим услугам - С.Голубков. Новичок.
 
 53.  Людмила Лаврушина 01.02.2005 01:34 
 я не училась в художественной школе и никогда не слышала о том, что рассказал Михаил.. и спасибо ему большое, что теперь узнала..
 
 54.  Юрий Санин 19.04.2005 21:31 
 Удивительное рядом
 
 55. Борис Немечек 01.04.2008 15:02 
 Интересно было почитать.Спасибо
 
 56.  Георгий Ахадов 09.04.2011 15:37 
 Пойду один глаз выколю,чтобы постоянно видеть объём, Вы какой посоветуете:)?!
 
 57.  Yuryk 09.04.2011 17:13 
 56.Обьем делается двумя глазами :) А ваще интересно было почитать.Спасибо

 
 58.  Клавдия Курочкина 18.01.2012 17:13 
 Это гениальное открыте! Великолепно автор!
 
 59.  Дмитрий Долинин 18.01.2012 19:00 
 59/ Хорошие фото всегда вижу объемными. Плоскими вижу только плоско снятые плохие фотографии. По-моему одна из важнейших задач фотографа - создать на плоскости иллюзию трехмерности.
 



 

 
Рейтинг@Mail.ru