Игра
Приглашение поиграть исходит сразу от самой формы диптиха - двух расположенных встык фотографий.
Но, кроме игры в сопоставление двух изображений одного и того же места, ясно проглядывают и другие игровые возможности.
Это игра со временем, подсказываемая самим названием. Конечно, если переэкспонировать серьезность, игра со
временем-Хроносом окажется скорее игрой нами... но не будем, сильная передержка серьезности чревата потерей деталей,
составляющих жизнь, да и речь в работе не об этом, вроде бы...
Это и игра с привычными способами восприятия и стандартами композиции. Игра в визуальный язык, соответсвующий настроению
и не очень соответствующий канонам.
Впрочем, если и есть такие приглашения, они звучат легко и негромко.
Время
Ощущение времени явно тяготеет к поэтическому. Хронология лет потеряна, осталась только циклическая смена времен года.
Июль таков же, как июли прошлых и будущих лет, но совсем не похож на апрель своего же календарного года.
Чувство неизменной повторяемости во времени придает - необязательный - привкус ощущения Вечности, особенно в апреле, где поддерживается
вспоминаемой цикличностью волн. Впрочем, столб на переднем плане - вообще очень серьезный персонаж - явно выбивается из
такого настроения. Его присутствие говорит, что здесь скорее намек на Вечность (нарушенная Вечность) или ирония над
таким восприятием.
Время действует. Если сравнить фотографии, то можно заметить, что люди июля созданы из морской пены временем и солнцем
- главными отличиями двух изображений.
Отстраненность
Автор отстранен от происходящего. Столбом - от места действия в физическом пространстве, отсутствием одной
недифференцированной атакующей идеи - в пространстве смысловом. Эта отстраненность от буквально изображенного позволяет
сосредоточиться (или рассредоточиться?) на изображении состояния, где, как кажется, доминирует негромкий неторпливый интерес
к смыслонесущим деталям настроения.
Странная фигура справа от столба подчеркивает эти ощущения. Ни пола, ни выраженной головы, с явными ассоциациями со старой
живописью (два имени приходят сразу) или с советской парковой скульптурой. При этом она вроде бы более реальна, чем остальные
люди (только у нее тень) и чуть ли не наблюдает за ними в стереотипе позы живописца (не хватает мольберта в левой руке,
ну, и головы, конечно).
Вероятно, из-за этой отстраненности от привычных доминант возникает чувство свободы. Мне ничего не навязывается,
даже очень привычно-красивое, доброе, важное, что я сам, наверное, ценю и чего даже жду. И во что должен неизбежно впасть
"по законам восприятия". Я свободен. Могу поиграть со своим восприятием. Мне интересно.
Музыка
Изображения могут - в разной степени - звучать музыкой. Здесь вполне можно посоветовать зрителю исполнить
внутренним визуальным звуком сначала левую часть, потом - правую. Неправда ли, звучит совсем по-разному? Вам не кажется,
что это давно знакомая двухчастная музыкальная форма?
А можно подобрать музыкальные инструменты. Столб - контрабас? А фигурки людей на темном фоне - ноты. Может, лягут на флейту?
И это нет? А, понял, понял... Вы сегодня не в голосе. И не танцуете. Жаль...
|