[1] Миша, пожалуй, даже не в этом дело. Просто при взгляде на этого старика мне пришла в голову мысль о том, что некоторые люди в определенные моменты своей жизни и сейчас выглядят точно так же, как их предки в библейские времена.
[2], [3] Рая, Вадим, спасибо!
Лицо очень выразительное, тут я со всеми согласен. Однако пестрота фона и размазанного переднего плана умаляет эстетические достоинства работы. Хотелось бы строже.
Да, взгляд действительно проникновенный и завараживающий, особенно когда открывается твоему взору !третий! глаз на лбу такого мистического "персонажа".
14.
21.07.2002 03:29
Передний план не нравится, но если М. Геллер говорит 5, значит надо ставить 5 :)
Спасибо всем, кто заглянул сюда и оставил свой отзыв! Хочу ответить Дмитрию Долинину (7), Сергею Шмульяну (11) и анониму (14): Полностью согласен с вами, мне тоже хотелось бы строже, и чтобы руки в фокусе. Но - как я уже отмечал раньше - это не студийная съемка. Вся серия снималась методом скрытой камеры, или "привычной камеры", практически всегда без вспышки. Иногда открытой дырки объектива едва хватало для того, чтобы получить в резкости лишь важнейший объект съемки, которым в данном случае являются глаза.
Кстати, "пестрота" на заднем плане - это покрытая резьбой стена старинной бухарской синагоги, которая, на мой взгляд, не только не мешает образу, а наоборот, усиливает его.
[17], [18] Инга, нам с вами надо к одному и тому же доктору показаться: не далее, как позавчера я тоже углядел Геллера в фотографии Сергея Милицкого ссыл ка. :)))
Насчет кадрирования: я вообще сторонник плотного кадрирования. Если что-то можно не включать в кадр без потери главной информации, то я и не включаю. Кстати, очень страдал от этой привычки в первое время, когда стал отдавать пленки на печать в фотолаборатории. Там ведь автоматы обрезают каждый кадр по краям, а я привык кадрировать в видоискателе...
/15/ Меня как раз нерезкость рук не смущает, она в степени вполне приемлемой. Ине не нравится то, что ниже рук, и что вполне можно было бы обрезать, приблизив формат кадра к более традиционному.
(18, 19) Но-но! Впрочем, однажды мне прикрепляли тфилин на лоб и руку. В венецианском гетто меня поймали какие-то хасиды с пейсами, спросили, не еврей ли я и, получив утвердительный ответ, потащили, как муравьи гусеницу, в какую-то каморку. Там надели на меня все необходимое обмундирование и заставили повторять: "Элохим, Адонаи, шма Исроэл" и т.п. Когда я вслед за ними произнес все, что положено, они сказали, что я могу идти и потеряли ко мне всякий интерес. Я так и не понял точно, что это было (поскольку, увы, не религиозен).
[22] Дмитрий Долинин: А знаете, пожалуй, вы правы, а я нет... Как раз эту часть кадра можно бы обрезать. Спасибо.
[23] Миша, поясняю, что с тобой произошло. Эти хасиды совершили "мицву" - благое деяние. Надев на тебя тфиллин и заставив произнести вслед за собой слова молитвы, они приобщили тебя к лону иудаизма и таким образом "спасли". Теперь, даже если ты не веришь в Бога и не соблюдаешь религиозных обрядов, ты все равно считаешься спасенным и приобщенным. В этом смысле иудаизм является довольно демократичной религией.
Но только по отношению с своим, являющимся по их понятию евреями по крови. Ко мне, например, они теряют интерес еще до наложения тфиллин, когда на вопрос "Ваша мама была еврейка?" я отвечаю, что моя мама была русская... Я тоже, конечно, могу приобщиться к иудаизму, но для этого мне необходимо пройти через довольно длительную и непростую процедуру "гиюра".
Зато моя жена не избежала этой участи, и в том же венецианском гетто, куда мы попали на праздник Суккот, ее покормили в сукке и дали помахать лулавом. Заодно и мне перепало. :)))
[27]: Ах, Вера! Я бы и сам хотел посмотреть выставку со всей этой серией. Дело лишь в том, что ВСЯ серия даже еще не напечатана. Многие работы так и остались в стадии негативов или слайдов. Самая большая выставка прошла одиннадцать лет назад в Стэмфорде, штат Коннектикут. Тогда было выставлено чуть больше пятидесяти работ из этой серии. А потом в силу объективных обстоятельств работа над ней приостановилась. И только недавно я возобновил ее. Вообще-то она планировалась как фотоальбом с комментариями. Так, наверно, и выйдет. А везти выставку в Москву - дело довольно хлопотное. Хотя кто знает, может и это когда-нибудь случится... Сейчас происходят вещи, которые раньше казались невероятными.
Na moy vzglyad eto odin iz luchshikh, pronzitel'niyshikh portretov etoy serii, sravnimyi po emotsional'nomu nastroyu tol'ko s drugim portretom "Esche odin mesyats". Ochen' interesno, kontrastno smotraytsya podryad predyduschiy portret mal'chika, "Pervyi uchenik" ссыл ка i etot dushanbinskiy ded. A ved' oni - sovremenniki!
Poetomu ideya sozdaniya fotoal'boma - v samuyu tochku: fotografii budut otlichno dopolnyat' i pereklikat'sya drug s drugom. Ya tozhe vstayu v ochered' za albomom :-)
Esli govorit' o "pestrote" fona, to na moy vzglyad, ona vpolne umestna, t.k. portret "reportazhnyi" a ne studiynyi, salonnyi i paradnyi. I iz pesni slova ne vykinesh - takov ornament mestnoy sinagogi. Dedulya vryad li poziroval, naverno, prosto otorvalsya ot molitvy i posmotrel v storonu fotografa. (Kstati, Yura, lyubopytno uznat' istoriyu eto snimka). Ryab' knizhnogo razvorota organichno pereklikaetsya s pestrotoy fona i razmytost'yu predmetov na stole. Snizu, vy pravy, naverno mozno slegka otrezat'. No vse eto - ne glavnoe, glavnoe - vzglyad, potraysayuschie linii nosa, dugi brovey, vek, "dzhakondovskaya" liniya rta, sedaya okladistaya boroda... I belizna, neobyknovenno odukhotvoryayuschaya belizna borody i talesa, podcherkivayuschaya chernye filakterii na lbu i rukakh! Ot etoy fotografii deystvitel'no veet mudrost'yu i stoykost'yu desyatkov pokoleniy, peredavavshikh svoi vekovye traditsii ot otsa k synu, iz ust v usta. Spasibo za zamechatel'nyi portret! Soobschite, gde i kogda mozhno preobresti al'bom.
Еще раз благодарю всех за добрые отзывы.
[32] Антон, мне в общем-то нечего добавить об условиях съемки. Ты сам описал ее так, как будто присутствовал там. :))) Снято во время богослужения. Мои персонажи никогда не позировали мне. Чаще всего они просто забывали о моем присутствии. Человека, который маячит с камерой перед тобой длительное время через какой-то период просто перестают замечать, тем более, что чаще всего я пользовался телеобъективом. Разрешение на съемку я всегда спрашивал задолго до начала службы, представившись и рассказав о ее цели. Я не помню ни одного случая, чтобы мне отказали.
Насчет фотоальбома - когда сам узнаю, непременно сообщу! :)))
Настя, спасибо на добром слове! Правда, ничего особенного в том, КАК я снимаю, нет. Современные автоматические камеры почти избавили нас от былой постоянной сосредоточенности на том, как надо снимать, освобождая внимание на сам объект съемки. Так что в наши дни снимать стало легче. И ничего плохого в этом нет.
37: Юрий, Вы, конечно, правы, но мне кажется, что это не вся правда. :-) Как известно, "снимает не камера, снимает Фотограф". Ведь обладание современной камерой не означает, что человек автоматически станет делать прекрасные снимки... Чувство меры и чувство прекрасного не утратят актуальность, какими бы камерами фотографы ни снимали.
Посему я снимаю перед Вами (воображаемую) шляпу. За Ваше чувство Прекрасного и чувство Меры. :-)
А я долгое время жила без Ин-та и пропустила столько всего!!!! Я по-прежнему мечтаю (вполне серьезно) увидеть эту серию. Записываюсь в очередь - на альбом, на выставку - куда угодно. Спасибо