Мужик в белом халате и хирургической шапочке - местный раввин по имени Рафаэль. Он занимался в самаркандской общине всем, начиная от обрезаний до проведения свадеб и похорон, а также многими другими вещами. Я много его снимал, так что мы его еще, возможно увидим.
Horoshaja rabota no v takoi kompozicije ne sovsjem uvjeren. Muzcina s ljevai i tot, kotorii smotrit v storonu fotografa, a takze pustota sprava naverhu, ocen aktivno otvlekajut ot centralnogo djeistvija. Foto, tolko s nazvanijem, bez razjasnjenija, mozet ostavit njeprijatnoje oshushenije - chto eto djadki glumjatsja nad rjebjenkom, orjot vjet..
Predydustchij orator ne prav sovsem: ljudi v kadre sostavljajut zakonchennuju, krasivuju kompoziciju - snimaja ljudej, ja znaju, chto vybrat` moment, kogda vse v kadre skladyvaetsja - iz dvozhenij MNOGIH ljudej - ne ochen` prosto, trebuet opyta. Eto to, chto chasto nazyvajut "reshajushtim momentom" - kadr sdelan v takoj moment, kogda na dolju sekudny geometricheski linii tel, vzgljadov, dvizhenij sostavili krasivuju kompoziciju, i vo-vtoryh proishodit chto-to vashnoe, interesnoe, opredeljajustchee.
K sozhaleniju reportazh/zhanr ocenievaetsja ljud`mi dalekimi ot fotografii dovol`no nizko - nu, kartinka, my takie v gazetah vidim - vot krasivyj pejzazh - eto da. Foto gde mgnovennye kompozicii na dolju sekundy sozdaet zhizn` delat` namnogo trudnee - i interesnee.
[3] Esli by mne ne skazali, chto chelovek, provodyaschiy operatsiyu - ravvin, ya by rechil, chto on prosto vrach, provodyaschiy operatsiyu ili osmotr. Nikakogo "glumleniya" v golovu ne prikhodit, prosto sredneaziatskie rodstvenniki prinesli rebenka k vrachu! Komentariy dobavlyaet vazhnyi ritual'nyi smysl: stanovitsya ponyatno, chto eto vazhnyi religioznyi obryad, chto rebenok - mal'chik, chto emu dolzhno byt' 8 dney otrodu... Kompozitsiya, na moy vzglyad, ochen' udachnaya. Fokus - na rebenke i na ravvine (obychno operatsiyu provodit ne ravvin, a spetsial'nyi chelovek - "moel", no vidimo v Samarkande Rafael byl na vse ruku master). Pomimo 2-x pomosh'nikov, derzhaschikh rebenka za nogi, v kadre 2 zritelya, vidimo chleny sem'i: pokhozhe otets, pytayuschiysya uspokoit' rebenka soskoy, i, dolzhno byt', brat mladentsa, khlopayuschiy v ladoshi, t.k. eto bol'shoe sobytie, kak-nikak "voploschenie soyuza so Vsevyshnim". Kazhdyi personazh ispolnyaet svoyu rol', vse ochen' na meste. Nashi izrail'skie fotografy mogut navernyaka vystavit' mnozhestvo svoikh variantov tserimonii, t.k. takie kartiny tam - chast' povsednevnoy zhizni. Etot snimok interesen tem, chto sdelan mnogo let tomu nazad v byvshem Sovetskom Soyuze. K primeru, u menya est' zankomyi vrach-khirurg iz St. Peterburga, kotoryi sidel v tyur'me v svoe vremya za provedenie orezaniy, eto protivorechilo togdachney ideologii...
То[2]...что то хорошо живу и без этого ответственного момента...до сих пор (хи!)
То[4] Michael, я с Вами согласен а щет оценивания
Фотка хороша,но все таки мне бросается в глаза черезчюр большая нерезкость на втором плане,и если это специально,я спрашиваю-зачем блурить,ведь можно испортить очень хорошый кадр...
Качественная карточка. (8) Нерезкоcть на втором плане (в ПВУ?) мне кажется вполне естественной. Не думаю, что там было достаточно светло, чтобы позволить на большую глубину резкости; да и не нужна она.
4.Michael Bondarenko "Predydustchij orator ne prav sovsem:" - njeskolko sliskom katjegoricnoje utverzdenije. Tehnika reportaznoi sjomki opisana pravilno, a takze trudnosti, s nei svjazanije, no na moi vzgljad, horosho snimat peizaz ili portret, njemjenje sloznaja zadaca, i trebujet opredeljonnih navikov i opita. Jesso citiruju : "Eto to, chto chasto nazyvajut "reshajushtim momentom" - kadr sdelan v takoj moment, kogda na dolju sekudny geometricheski linii tel, vzgljadov, dvizhenij sostavili krasivuju kompoziciju, i vo-vtoryh proishodit chto-to vashnoe, interesnoe, opredeljajustchee." Soglasjen s opredjeljenijem, no hotjelos bi vjernutsja k konkrjetnomu snimku, i razsmotrjet jego iz etih pozicii. Perednii plan, svoim treugolnikom, s rjebjenkom v centre, otlicnoje podtverzdenije etomu opredjeljeniju - i geomjetrija, i liniji, i krasivo. Na ideju rabotajet, tut vsjo otlicno. A vot s zadnim planom posloznjei. Hotja pervii moment rassmotronija raboti, tocno zahvativajet treugolnik i, uhodja v centr, na emocii rjebjonka (tam gdje ruki, vsjoze haoticno i nje sliskom ponjatno), natikajetsja na sosku i sljeduja linije ruki, uhodit na ocen virazitjelnii portret na zadnjem planje,kotorii javno otvljekajet vnimanije ot sjuzeta, i svaz kotorogo s centralnim sjuzetom tolko ta, cto on derzit sosku. I za golovoi etogo portretirujemogo, toze nje vsjo v porjadke s fonom. Nu jesli uze tak dolgo smotrim na foto, hocetsja jego objat zgljadom polnostju, i tut opjat razacerovanije v kompozicii zadnjego plana, tjemnii paren s ljeva, hot i smotrit tuda kuda nado i, hlopaja, vklucilsja v deistvije, svoim prisutsvijem sliskom utezeljajet ljevuju storonu po sravnjeniju s razmitim pjatnom fona sprava. Centralnaja cast reportaznogo snimka otlicnaja, zadnii plan udovljetvoritjelnii, srednii ball - horosho.))
6. Anton Vas komentarii, otlicnaja iljustracija togo, kak snimok vosprinimajet podgotovljenii zritjel, a moja rjeplika pro njeponimanije, kakraz naoborot, o tom, kak eto mozet uvidjet tot, kto njeznajet. Daze tje, kto znajut, v etom snimkje, nje srazu razbirutsja - cto eto jevrjei, provodjat obrjezanije - prosto vrach shtoto djelajet s rjebjonkom a jemu eto njenravitsa. A foto konjecno siljnoje, vishe srednjego tocno.
Na moy vzglyad fotografiya skomponovana ochen' khorosho, uchityvaya, chto u fotografa byli bukval'no sekundy, na to chtoby poluchilas' osmyslennaya kompozitsiya. Na snimke tselyi rasskaz, sdelannyi ves'ma taktichno, bez naturazizma, krovi, i zabryzgannykh ey khirurgicheskikh instrumentov i t.d.
To chto na zadnem plane ne tak suschestvenno, khotya konechno khotelos' chem-to vazhnym ego zapolnit', k primeru, kakoy-nibud' znatnyi khlopkorob, mog by pochityvat' v PVU gazetu "Pravda" :))))
Ubezhden, chto odin iz moikh lyubimykh photolainovskikh fotografov Eduard Kotovskiy byl by ochen' dovolen!
Для создания композции необходимо максимально упростить сцену сведя ее к геометрическим линиям и формам. Линии могут быть образованы очертаниями, перепадами цветов, тенями и т.д.
Наиболее интересны композиции, созданные кривыми линиями.
На этом снимке две нижние фигуры очертаниями спин образуют одну кфивую динамично выходящую из левого нижнего угла; гармоничность композиции создается тем, что линии плеч двых верхних фигур параллельны части основной кривой, частично повторяя ее.
Искаженное широкоугольным обьективом лицо подростка создает еще одну сильно выраженную диагональ из ЛВУ точно к центру проис ходящего.
Кроме того, 3 стоящх вокруг младенца образуют как бы изогнутые лепестки вокруг венчика.
Главный принцип - когда смотришь, свести сцену к простейшим линиям и правильно вписать их в прямоугольник рамки.
Ой, совсем не ожидал такой реакции! Прошу прощения у участников дискуссии, у меня в течение суток не было никакой возможности подойти к компьютеру. Во-первых, я очень рад, что обсуждение идет именно в таком ключе, а не на уровне традиционных ╚нравится √ не нравится╩.
Возможно, вам будет интересно услышать, что думает об этой фотографии сам автор и как она делалась.
Об условиях съемки: Снимок был сделан в комнате, переполненной народом. На церемонию собралась вся родня и множество друзей дома, всего не менее 80 человек. Снимать без вспышки было нельзя. Пленка Kodak TX 400, объектив Nikkor 24/2.0. Синхронизация у Nikon F3 была 1/80 сек. Как понимаете, глубина резкости была сумасшедшая.
Я принял решение дать вспышку в потолок и влево. Помимо чисто технических целей √ понижения контрастности, это решение диктовалось еще и соображениями этического порядка, я не хотел слишком уж мешать операции в столь ответственный момент. Вообще я старался при съемках этой серии по возможности избегать пользоваться вспышкой.
Композиционно я решил сосредоточиться на самых важных персонажах, ╚скадрировав╩ толпу прямо в момент съемки. Огромное спасибо Михаилу Бондаренко, который нарисовал схему кадра, причем именно так, как это сделал бы я сам. Помимо трех участников операции и ребенка, я включил в кадр мужчину с соской и паренька, который хлопает в ладоши. Именно они, как это ни парадоксально звучит, являются эмоциональными центрами композиции. Вообще-то все это звучит так, будто я выстраивал композицию вдумчиво, прикидывая так и эдак. На самом деле все было делом считанных секунд.
Кто-то %D
Кто-то здесь скзал, что мужчина с соской смотрит на фотографа. Это ошибка. Он смотрит в никуда. Вернее, это то, что называется ╚взгляд, обращенный внутрь╩. Выражает его лицо боль и сострадание. И от этой почти физически ощущаемой боли он не может заставить себя смотреть вниз и тычет соской, не попадая в рот. Посмотрите на вторую его руку. Она дополняет его эмоцию. Теперь молодой человек слева. Он хлопает в ладоши совсем не оттого, что аплодирует. Напротив, это инстинктивная попытка отвлечь ребенка от боли.
Как я уже говорил, глубина резкости в кадре оказалась такова, что резкими оказались и детали заднего плана, отвлекающие внимание зрителя. Пришлось уводить их в нерезкость. При этом пришлось пожертвовать некоторыми деталями, которые могли бы дополнить картину. Например, между юношей в ЛВУ и стариком находилась фигура еще одного мужчины, бьющего в ладоши. Но если бы я оставил в резкости ее, мне волей-неволей пришлось бы оставлять и остальную часть кадра, иначе снимок перестал бы выглядеть реальным.
Оставалось прибрать слишком резкие тени. Мне удалось уменьшить их у юноши слева и отчасти у раввина, проводящего операцию. У старика пришлось оставить как есть, иначе пришлось бы дорисовывать рукав рубашки у мужчины с соской.
Я не сразу решил, в какой категории выставлять работу √ репортаж или жанр. Потом решил, что эмоции в кадре перевешивают, и поставил в жанр.
Русская девушка, вышедшая замуж за еврея говорит подруге: "Я знала, что евреи делают обрезание, но, чтобы так коротко!!!..." Извините за "не в тему". :)) Понравилось, как часть репортажа. На стенку бы не повесил :))
[25] fotocaps: Совершенно верно, это не самая лучшая моя работа. Но и не худшая. И к тому же совершенно необходимая в серии. Вообще мне кажется, что никакая документальная серия не может состоять только из фотографий категории "лучшее фото". Серия похожа на книгу, состоящую из глав. Или на картину, состоящую из отдельных мазков. Бывают очень удачные главы, удачные участки картины. И бывают вспомогательные фрагменты. Главное - конечный результат.
А почему у вас фальшивый адрес? Я пытался ответить вам по email'у, но письмо вернулось с пометкой "Такого адресата не существует".
Серию надо оценивать целиком, согласен, как песню или танец, например. Но, в серие снимков, не должно быть слабых работ, как и в песне фальшивых нот. Эта хорошая, сильная работа, хоть и не шедевр, она достойный участник серий. Желаю и дальнейших творческих успехов. ))
[27] Спасибо, буду стараться. :)) Видите, как просто оказалось с реальным адресом? Теперь связь будет двусторонней. Мне кажется, я не единственный здесь, кто старается по возможности отвечать своим комментаторам через e-mail. :)))
Здорово. Задний план обработан так, что кажется, будто эта группа покоится в движущейся толпе. Мужик с соской просто суперский. Для меня в кадре главные он и ребенок.