Баланс белого цвета

Баланс белого цвета (баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Баланс белого, коррекция баланса белого, настройка белой точки или цветокоррекция — технология коррекции цветов изображения объекта до тех цветов, в которых человек видит объект в естественных условиях (объективный подход), или до тех цветов, которые представляются наиболее привлекательными (субъективный подход).

Баланс белого фотокамеры должен учитывать «цветовую температуру» источника освещения, которая определяет относительную теплоту или холодность белого света.

Светом принято называть электромагнитное излучение  с длиной волны от 440 до 700 нм. Только в этом диапазоне глаз может воспринимать электромагнитные волны. Меньшие значения соответствуют синей части спектра, а большие значения красной части спектра. Волны за пределами этого диапазона называются инфракрасными (ИК) и ультрафиолетовыми (УФ).

О свете и цветовой температуре

Белым светом человек считает суммарную составляющую всех волн видимого спектра. Так например в цветных телевизорах белый свет образуется смешением трех лучей имеющих разный цвет, и наоборот радуга в небе является разложением белого света на составляющие.

Качественное состояние света принято называть цветовой температурой.

Цветовая температура - это эффективная величина, равная температуре абсолютно черного тела, при которой отношение энергетических яркостей для двух длин волн его спектра равно отношению этих же величин для спектра исследуемого источника света.

Изменения цветовой температуры являются результатом изменения в относительных количествах излучений в сине-фиолетовой или оранжево-красной областях спектра.

Человеческий глаз имеет особенность приспосабливаться к изменению цветовой температуры в диапазоне 3000 К - 10000 К, но этого не происходит с фотоматериалами. Например цветная фотопленка сбалансирована для цветовой температуры 5500 К, и съемка при другой цветовой температуре приводит к появлению либо синего, либо желтого оттенка.

Свеча , керосиновая лампа

1800 К

550 майред

Лампа накаливания

3200 К

313 майред

Галогенная лампа

3400 К

295 майред

Солнце в полдень

5000 К

200 майред

Электронная вспышка

5500 К

182 майред

Светлая облачность

8000 К

125майред

Рассеянный свет от неба

12500 К

80 майред

Синее небо в полярных широтах

20000 К

50 майред

Автоматический баланс белого фотокамеры не всегда верно определяет цветовую темепературу источника освещения и в результате изображение может иметь неестественный цветовой оттенок.баланс белого цвета

Абсолютно чёрным называется тело, которое поглощает любой падающий свет. Примерным аналогом излучения абсолютно чёрного тела может служить нагретый металл, меняющий цвет при нагреве.  Аналогично, абсолютно чёрные тела при различных температурах имеют светимость различной цветовой температуры.

Поскольку некоторые источники света имеют спектр, не идентичный  излучению абсолютно чёрных тел, фотокамеры при определении баланса белого используют вторую переменную в дополнение к цветовой температуре: сдвиг зелёного. Коррекция зелёного при обычном дневном свете чаще всего не нужна, однако при флюоресцентном и другом искусственном освещении баланс белого может потребовать значительной коррекции зелёного.

У большинства цифровых камер, кроме автоматического баланса белого, есть возможность предустановки нескольких режимов баланса белого, например, собственный, лампа накаливания, фдюоресцентный, дневной, вспышка, облака, тень.  Собственный баланс позволяет настроить фотокамеру, по имеющемуся образцу серого цвета.  Все вышеуказанные установки являются приблизительными и могут потребовать дальнейшей корректировки баланса белого в фоторедакторе. Наиболее оптимальным вариантом для ответственных съемок является сохранение файла в RAW формате с последующим балансом белого в специализированных программах.

Автоматический баланс белого лучше работает, когда кадр содержит чисто белые элементы и бесцветные объекты.  Перенасыщенность кадра теплыми или холодными цветами приводит к неправильному определению цветового баланса.

баланс белого цвета

Несколько источников освещения с различными цветовыми температурами могут вообще сделать невозможным правильный баланс белого по всей площади кадра. Особенно разница в цветовой температуре бывает заметна при одновременном наличии источников естественного и искуственно освещения. В этом случае баланс белого устанавливается камерой по средней цветовой температуре или вручную в соответствии со своими предпочтениями.

 баланс белого цвета