Экспозиция при фотосъемке

При фотосъемке основными параметрами, влияющими на результирующее изображение, являются выдержка, диафрагма и светочувствительность ISO.

Совокупность этих параметров можно изобразить в виде треугольника.  Можно в широких пределах изменять эти параметры и при этом получать правильную экспозицию.  При этом под "правильной экспозицией" понимается количество света, переданное светочувствительному элементу, позволяющее получить требуемое изображение.  Если света будет недостаточно, то тени получатся черными (недоэкспонирование), а если избыток, то в них пропадут детали и они будут пересвеченными (переэкспонирование).

экспозиционный треугольник

Диафрагма (англ. aperture): отверстие объектива, изменяемое подвижными лепестками. Каждому значению диафрагмы соответствует число f , которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Чем больше число f , тем меньше отверстие объектива. Поэтому f 8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.

диафрагма

С открытой диафрагмой часто снимают портреты для размытия фона, а с закрытой пейзажи для большей детализации.

глубина резкости и выдержка

 

Выдержка, скорость затвора (англ. shutter speed): время, в течение которого свет воздействует на фотоматериал.

Стандартный ряд выдержек 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2 секунды и т.д. Короткие выдержки позволяют "заморозить" движущиеся объекты, а длинные - "смазать". Влияние выдержки на экспозицию оценить проще всего: оно соотносится с количеством света, поступающего в камеру, как 1:1. Если время выдержки удваивается, то количество света, поступающего в камеру, также удваивается.

ВыдержкаИспользование
от 1 до 30 секунд и более Съёмка ночью и  со штатива
от 2 до 1/2 секунды Придание гладкости движущейся воде
Пейзажная съёмка со штатива с большой глубиной резкости
от 1/2 до 1/30 секунды Съемка со штатива, размытие движущегося объекта.
от 1/50 до 1/100 секунды Съёмка с рук короткофокусным объективом.
от 1/250 до 1/500 секунды

Заморозка предмета в движении.
Съёмка с рук телеобъективом.

от 1/1000 до 1/4000 секунды Заморозка очень быстрого движения и съемка очень ярких объектов.

При съемке с рук, чтобы не было "шевеленки", выдержка должна быть короче значения фокусного расстояния объектива. Например, при объективе с фокусным расстоянием 50 мм, желательна выдержка 1/60 сек и короче. Во многих случаях качественная съемка телеобъективами без штатива невозможно, и напротив, короткофокусные объективы позволяют снимать с рук с относительно длинной выдержкой.

Светочуствительность (англ. film speed): значение светочувствительности материала, выраженное числом. С 1974 г., после объединения американского стандарта ASA (шкала чисел) и немецкого DIN (шкала градусов), международная организация по стандартизации утвердила стандарт ISO. Для цифровой матрицы определяет ее чувствительность к свету. Чем выше ISO, тем более шумным будет снимок.

Число ISO определяет, насколько чувствительна камера к свету. Аналогично выдержке, число ISO соотносится с изменением экспозиции как 1:1. Однако, в отличие от диафрагмы и выдержки, минимальное число ISO желательно применять практически всегда, когда это сделать позволяют условия, поскольку повышение числа ISO значительно увеличивает  цифровой шум на изображении. Использование большого ISO позволяет производить съемку при малой освещенности, например в ночное время.

Шум цифровой матрицы при высоком ISO

 

Большинство зеркальных цифровых камер имеют стандартные режимы съёмки: автоматический, программный (P), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки (Tv), ручной (M) и спусковой (B) режимы.  Существует также множество автоматических режимов, например: портретный, ночной, спортивный, макро и т.д. Каждый из этих режимов влияет на то, как для заданной экспозиции выбираются диафрагма, выдержка и число ISO. Все эти режимы обычно описаны в инструкции к фотокамере. 

Все автоматические режимы работают на основе данных, полученных экспонометрической системой камеры, поэтому следует учитывать в каком режиме она работает - точечном, центрально взвешенном или матричном.  В большинстве случаев автоматический режим в совокупности с матричным замером позволяют получить приемлемый результат.