Камера-обскура

Камера-обскура (от лат. сamera — комната и лат. obscura — тёмная) — простейший вид фотокамеры. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создают изображение на экране.

Камера-обскура

Первые камеры обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере обскуре встречаются ещё в 5-ом веке до н. э. — китайский философ Ми Ти описал возникновение изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере обскуре встречаются и у Аристотеля.
Арабский физик и математик X века ибн Аль-Хайтам (Альхазен), изучая камеру обскуру, сделал вывод о линейности распространения света. Судя по всему, первым использовал камеру обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи (1452-1519). Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи».
В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру—обскуру оснащённую зеркалом расположенным под углом 45° и проецирующую изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.

Многие художники использовали камеру—обскуру для создания своих произведений — пейзажей и портретов. Камеры обскуры тех времён представляли собой большие ящики с ситемой зеркал для отклонения света. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения.

Однако и в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стенопы» — фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Снимки сделанные камерой-обскурой более мягки чем это бывает у традиционных линзовых фотоаппаратов. Фотографии получаются с почти бесконечной глубиной резкости. С другой стороны, фотографии страдают более большими хроматическими абберациями, чем изображения сделанные простым фотоаппаратом. Экспозиция может колебаться от полсекунды, до нескольких часов. Снимки можно получать как негативные так и позитивные, черно-белые или цветные.

Камера-обскура
Фрагмент пейзажа Яна Вермеера Детлефского
созданного при помощи камеры—обскуры.

Камера-обскура не обеспечивает высокой резкости изображения. До определенного предела резкость изображения может быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия, но при слишком сильном уменьшении начинают сказываться эффекты дифракции и изображение становится ещё более расплывчатым. Расстояние от отверстия до экрана определяется фокусным расстоянием f. Соотношение f/D определяется как и в обьективе числом диафрагмы. Камера с f=100 мм и диаметром отверстия D=0.5 мм имеет число диафрагмы равное 200. Увеличение отверстия на 1 мм уменьшает число до 100. Фактор выдержки таким образом уменьшается до 25.

Камеры-обскуры могут отличиться в отношении фокусного расстояния, диафрагмой, количеством диафрагм, форматом и типом свето-чувствительного материала.