PhotoLine
Текущее время: 15 июл 2025, 23:23




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
 Дама и незадачливый портной 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение Дама и незадачливый портной
На интернет-страничке преподавателя фотографии Александра Лапина время от времени случаются "открытые уроки". Суть их заключается в том, что автор учебника предлагает посетителям для разбора какой-нибудь снимок, а потом на протяжении нескольких месяцев отпускает шутки в адрес чающих высшей мудрости молодых фотографов, пытающихся, как могут, проанализировать работу.
"Некоторые даже говорят, что я над ними издеваюсь, хотя я этого не ощущаю. Еще одна дама, правда, постарше, даже написала мне, что мои замечания для нее, "как серпом по яйцам". Раздражает, боишься за свои яйца - ходи на любой другой фотосайт, где все хвалят друг друга и приятно поглаживают по спинке. Или размещай свои умные мысли на простынях какого-нибудь форума. Там все выглядят умными и дураков не бывает. Но в жизни, к сожалению, встречаются", - писал А.Л. Впрочем, эта реплика маэстро, кажется, уже удалена со страницы, где присутствовала недавно.
Урок завершается победной сентенцией учителя, вершащей суд и над снимком, и над участниками диспута. Все это было бы очень хорошо, даже замечательно, но только уроки-экзекуции на мой взгляд слишком растянуты во времени: к финалу почти полугодового урока ученики успевают забыть, за что их порют. Я сам там не участвую, опасаясь потерять свои яйца, и небезосновательно полагая, что мужчина без них, будет даже хуже, чем женщина с оными. Поэтому с удовольствием размещаю свои заметки на простыне данного форума, не опасаясь, что здесь они будут затерты натруженной в показательных порках рукой мастера фотографии.
Только не говорите мне, что я над ним издеваюсь, - я этого не ощущаю!

Речь пойдет не столько об авторе поучительных уроков, а о двух фотографиях члена фотоагенства Магнума - Nikos Economopoulos 1990:
http://www.lapinbook.ru/analysis/lesson8/1989.jpg
http://www.lapinbook.ru/analysis/lesson8/1990.jpg
и об общих принципах искусствознания.
Восьмой урок, посвященный разбору этих фотографий, автор заключил сентенцией, которую я приведу полностью:
"Итоги.
Честно говоря, больших надежд на это обсуждение у меня не было. Я понимал, что многим такие фотографии понравятся, они найдут их оригинальными. Так и произошло. Кто-то пишет о четких связях, кто-то находит смысл в том, что голова собаки выглядит как продолжение горы. Вот бы мне понять, в чем тут смысл! Кто-то находит в снимках Экономопулоса игру с пространством. А кто-то даже вспомнил самого великого художника всех времен и народов Сальватора Дали. Самое оригинальное: "Автор снимал причудливость сложившихся ситуаций". Можно подумать, что ситуации эти сложились и ждали неподвижно, пока придет автор и их зафиксирует. Или автор, недолго думая, нажал на кнопку, а потом сказал: "Как причудливо! Ай да я, ай да Пушкин сын!" Прекрасен последний комментарий. Действительно ведь: на чужое не зарься, свое добро береги. Правда, какое отношение это популярное высказывание имеет к обсуждаемым снимкам осталось непонятным.
Так что же все-таки снял фотограф, и, главное, для чего? Снимки "прикольные", ничего не скажешь. Есть ли в них связи? Какие-то есть. Девочка с девочкой, шляпа со шляпой, рука с рукой. Очень глубоко по мысли. Есть ли какой-либо смысл в этих связях? Никакого. Бессмыслица тем и хороша, что в ней при большом желании можно найти все, что угодно. От "эстетики избежания" и ритмовремени до одной из лучших попыток подражания Дали. Кстати, Дали тем и плох, что своими живописными работами часто иллюстрировал литературные идеи, причем, достаточно понятные. А здесь ничего не поймешь.
Я нахожу связи в снимках Экономопулоса и сами эти снимки случайными и ничего не значащими. Случайными в плохом смысле этого слова, потому что настоящая случайность используется фотографом и рождает неповторимые шедевры. А та случайность, которую я имею в виду, - это, прежде всего нетребовательность к себе, отсутствие ясной задачи, неумение оценить результат. Те же ситуации наверняка можно было снять как-то иначе. Но для этого нужно было поработать, снимать и снимать, наблюдать и думать. А это долго и трудно.
Автор решил шокировать публику чем-то эффектным. И шокировал, но не всех. Я категорически против таких фотографий. И очень больно, что в последнем издании Магнума множество таких снимков - не сделанных, не решенных, случайных, никаких. По всей видимости, титаны, включая самого Картье-Бресона, ушли, а молодое пополнение просто плохо понимает, что такое Фотография Магнума. А. Л.".

Вначале об этих примечательных фотографиях Экономопулоса.
Начну со второго снимка. Рука действительно связана с рукой, но шляпа мужчины на втором плане связана не со шляпой ближайшего к зрителю человека, а с пивной кружкой, прикрываемой его рукой. Почему так? – Потому что левая рука человека за кадром расположена над головой второго так же, как левая рука первого мужчины над кружкой.
То есть, сравниваются две пары: четырехугольник руки + овальная форма под ним. Руки расположены практически в параллельных направлениях, овалы шляпы и кружки расположены на концах рук, под ладонями. Это геометрическое сходство и служит поводом для сравнения.
Жест руки, прикрывающей кружку, - знак, с хорошо известным значением: "довольно, мне хватит!", - как бы заявляет тот, кто прикрывает рукой свою кружку, даже если его язык уже не в состоянии связать пару слов.
Рука одного над шляпой другого не является мимическим знаком: возможно, невидимый человек просто поправляет шляпу, над стоящим впереди мужчиной. Однако этот второй жест, в параллели со знаковым жестом первого, приобретает схожее значение: "и тебе хватит!", - мимически утверждает тот, кто остался за кадром. Визуальный параллелизм индуцирует перенос значения знака мимической речи.
В стихотворной поэтике аналогом такой композиционной схемы является анафора ("единоначатие"):
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
...........
Рука на снимках как раз играет роль "единого начала", сближающего концовки.
Естественно, что жест передает некое сообщение в рамках определенной социальной группы. И если для пьянчужки закрывать рукой кружку во время дружеской попойки в кабаке - привычный способ выразить свое отрицание, то тот же жест немыслим за столом в высшем обществе.
Возможно, что какой-нибудь зритель фотографии будет склонен придать иной смысл обсуждаемому жесту, - в этом он свободен. Еще Эдмунд Гуссерль утверждал, что "мимика лица и жесты", собственно, "не имеют значения, и если другой человек и наделяет их значением, то лишь в той мере, в какой он подвергает их истолкованию".
Однако при любом истолковании первого жеста его значение должно быть согласовано со значением второго жеста: к этому вынуждает композиция фотографии.
Поворот головы мужчины в сторону кружки соседа может истолковываться как сомнение, несогласие или упрямство. Впрочем, здесь история только обозначена намеком. Другим намеком на причастность к единому действию включены в кадр люди, сидящие в отдалении за столиком, шляпы которых не включены в кадр.
По-моему это замечательная работа, показывающая насколько её свободен автор от изрядно надоевших фотографических штампов ("черная шляпа будто бы должна быть непременно связана с черной шляпой благодаря сходству форм и единому тону", - и т.д.).

Теперь о первом снимке. Головы девочек связаны не друг с другом, а с двумя холмиками покрывала на плече одной из них. Действительно, их взъерошенные волосы подобны черным полоскам на покрывале, а сами складки-холмики похожи на головы. Кто там под одеялом? Действительно, фотография абсурдна, но это есть и поэтика сюрреализма, стремившегося за счет визуальных сближений не столько создать новый смысл, сколько отрубить концы банальному ассоциативному мышлению (вспомните "Андалузского пса" Бунюэля).

И последнее. Фотография развивается, её художественный язык обогащается новыми поэтическими приемами. И если современные авторы Магнума кому-то непонятны, то это не является поводом к их осуждению и, тем более, к суду над современной фотографией. Искусство жестоко: оно предъявляет высокие требования к зрителю, его общей культуре и к его восприимчивости к новым художественным явлениям. Искусство нуждается не в высокомерных оценках: "то-то есть хорошо, а другое – плохо", но в изучении. Искусство не нуждается и в высоколобых поучениях ("развивайся так-то!"), а в понимании.
Никто не вправе сказать искусству: "ты должно быть только таким, каким я тебя могу понять". Задача искусствоведа – только исследовать, создавать концепты, удобные для описания изучаемого феномена. Нельзя сшить корсет теории, раз и на все времена пригодный для фотографии любой эпохи. Иначе подобный "теоретик искусства" или "психолог восприятия" окажется в положении незадачливого портного, сшившего слишком узкий корсет для пышной матроны, пуговицы которого, на примерке слетев с петель, ослепили горе-мастера.


17 ноя 2007, 13:00
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
29 авг 2004, 20:52
Сообщений: 726
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
+1 /


17 ноя 2007, 20:17
Профиль

Зарегистрирован:
13 янв 2004, 23:30
Сообщений: 217
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
Юра, полностью согласен.
Совершенно непонятно, как можно было связать 2 шляпы.
хоть и согласен, все равно интересно было почитать :)


17 ноя 2007, 21:05
Профиль WWW

Зарегистрирован:
05 дек 2003, 11:33
Сообщений: 36
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
Спасибо, Юра.


17 ноя 2007, 22:46
Профиль

Зарегистрирован:
15 июн 2006, 11:42
Сообщений: 45
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
Благодарю, Юрий!
очень интересно читать Ваши разборы фотографий


18 ноя 2007, 00:37
Профиль WWW
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
Не хочу играть роль апологета А.И. Лапина, полагаю, он в защитниках не нуждается. Хотел бы высказать свое мнение. Цитирую мой текст, который отражает мою точку зрения на работы Экономопулоса, опубликованный на сайте Лапина А.И.. Цитата: «По двум снимкам затруднительно ответить на вопрос, есть ли у автора собственный стиль? Поэтому целесообразно посмотреть работы фотографа на сайте Магнум. После этого складывается впечатление, что снимки безусловно узнаваемы, и их не трудно отличить от работ других фотомастеров.
Можно сказать, что у автора есть свой авторский стиль. Какие отличительные черты работ автора? 1) Частое использование широкоугольной оптики (как следствие, возникающие в кадре различные искажения). 2) В своих снимках автор часто обрезает руки, головы, в кадре как будто случайно оказываются фрагменты предметов, человеческих тел. 3) Автор часто совмещает разноплановые объекты. Возникает ощущение некого формального подхода, прием ради приема.
Какой смысл в том, что у девочек в волосах запуталось нечто среднее между собакой и жирафом? Что красивого в том, что из дядечки в шляпе растет еще один дядечка в шляпе?
Создается впечатление, что автор старается создать агрессивные, броские, запоминающиеся работы. Ему, безусловно, это удается! Возникает один вопрос, в чем смысл этих снимков-ужастиков?»

Самое главное, что меня действительно волнует вопрос: какой все-таки смысл в снимках Экономопулоса? И в течение длительного времени я не нахожу ответа. На мой взгляд, принципиально важно признать факт кризиса современной фотожурналистики и фотодoкументалистики и, вообще, всех средств массовой информации. В результате этого возникает «концептуальная» фотожурналистика, «субъективная» фотодокументалистика и прочее. Кооператив Магнум не исключение. Не удивительно, что и в Магнуме появились горе-фотохудожники со свом "субъективным" взглядом. Обращаю внимание, что члены раннего Магнума - настоящие гуманисты, идеалисты в самом лучшем понимании этого слова, девиз которых: «Долой войну!» А кто сейчас? На смену серьезным фотожурналистам и фотодокументалистам пришли современные художники: Парр и пр. Их место в частных галереях, а не в Магнуме. Вся эта ситуация приводит к мысли, что гуманизм, как основа фотожурналистики и фотодокументалистики, проявляется все меньше и меньше. На смену приходят временщики вроде Экономопулоса, Парра и пр. И Тренде Парк на их фоне выглядит гением 
Чем отличаются работы Юджина Смита и Себастио Сальгадо от снимков Экономопулоса? После просмотра фотографий Ю.Смита и С. Сальгадо появляется ощущение катарсиса. Хочется бросить работу и стать волонтером. Хочется отдать все деньги обездоленным людям. Хочется пойти в храм …
А после просмотра работ Экономопулоса ничего не хочется, снимки бездушны по форме и по содержанию...


С уважением, Антон Горбачев.


18 ноя 2007, 03:14
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение О Магнуме и будущем фотографии
Антон Горбачев писал(а):
Самое главное, что меня действительно волнует вопрос: какой все-таки смысл в снимках Экономопулоса? И в течение длительного времени я не нахожу ответа. На мой взгляд, принципиально важно признать факт кризиса современной фотожурналистики и фотодoкументалистики и, вообще, всех средств массовой информации. В результате этого возникает «концептуальная» фотожурналистика, «субъективная» фотодокументалистика и прочее. Кооператив Магнум не исключение. Не удивительно, что и в Магнуме появились горе-фотохудожники со свом "субъективным" взглядом. Обращаю внимание, что члены раннего Магнума - настоящие гуманисты, идеалисты в самом лучшем понимании этого слова, девиз которых: «Долой войну!» А кто сейчас? На смену серьезным фотожурналистам и фотодокументалистам пришли современные художники: Парр и пр. Их место в частных галереях, а не в Магнуме. Вся эта ситуация приводит к мысли, что гуманизм, как основа фотожурналистики и фотодокументалистики, проявляется все меньше и меньше. На смену приходят временщики вроде Экономопулоса, Парра и пр. И Тренде Парк на их фоне выглядит гением 
Чем отличаются работы Юджина Смита и Себастио Сальгадо от снимков Экономопулоса? После просмотра фотографий Ю.Смита и С. Сальгадо появляется ощущение катарсиса. Хочется бросить работу и стать волонтером. Хочется отдать все деньги обездоленным людям. Хочется пойти в храм …
А после просмотра работ Экономопулоса ничего не хочется, снимки бездушны по форме и по содержанию...


С уважением, Антон Горбачев.


Антон, благодарю тебя за участие в обсуждении. Твои слова подвигли меня посмотреть четыре десятка фотографий Экономопулоса на сайте Магнума. Сказать, что они мне понравились - значило бы ничего не сказать. По моим представлениям, Экономопулос - сильнейший автор, свободно и смело владеющий языком художественной фотографии.
Его визуальные метафоры необычны, глубоки и ярки. В качестве примеров достаточно посмотреть на следующие фотографии:
1) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=8&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2TYRYD1IMPZR&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
на которой танцующие национальный танец сравниваются с каменной кладкой, т.е. прочной оградой (просто, но убедительно и ярко. Это нстоящая метафора!).

2) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=17&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDE4VB3&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image

- пьяная женщина охотится за своей "тенью".

В большинстве работ Экономопулоса присутствует яркий пластический штрих, удивительно преображающий картину:
1) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=42&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDWNCZYT&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
- белое пятно слева (контрформа) и лицо девочки задают линию, параллельную линии голов женщин. Первая женщина с ребенком, вторая - одинока, но эта контрформа... Думаю, такая композиция подчеркивает одиночество той женщины.

2) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=1&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYD1K4IO&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
- это прямо какой-то античный метаморфозис: поднимающая руку женщина в темном платье, словно еще мгновение назад была такой же черной контрформой между листами бумаги, какие её окружают повсюду.
и т.д. и т.п.
Почти о всех фотографиях можно долго разговаривать. Блестящий автор!
Впрочем, Экономопулос не остался чуждым "социальной" фотожурналистике:
1) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=37&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDZ27Y34&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
- при том, что использование тени в таких сюжетах почти стандартно (особенно полюбились тени военных с автоматами в руках), Экономопулос далек здесь от шаблонности. Непонятно, человеческая ли это тень? Тень, галстук, темные пятна вытянулись в одном направлении (условно, - по нисходящей диагонали), а другие активные линии - по восходящей. Возникает конфликт направлений, визуальных сил, который и придает снимку определенную степень драматизма. То есть, на восприятие снимка влияет не столько сюжет, сколько композиция. Превосходная работа.
2) http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSB2SGP&IT=ImageZoom01&PN=34&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYD1T6ZHN&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
- тоже фигуративный снимок, не простой.

Почему Экономопулос и Парр - "временщики". Они заявили о своем выходе из Магнума? Или их выгнали с позором? Их фотографии не продаются?
Или это мнение Лапина, поставившего себя судьей НАД фотографией? С каких это пор Лапин или кто-нибудь другой решает, какой быть фотожурналистике будущего? Единственный способ повлиять на Магнум - вступить в него и своими снимками показать, какой должна быть фотография. В конце концов, для поклонников социальной фотожурналистики есть WPPh - примитивная, но очень понятная читателям журналов и газет фотография.
Вообще, все разговоры о деградации Магнума производят на меня такой же эффект, как банальное старческое брюзжание в адрес "мОлодежи", которая раньше "была лучше".
Думаю, всем нам придется подтянуться, чтобы лучше понимать современные течения фотографии.
Повторю: искусство жестоко, ОНО предъявляет требования к зрителю, а не зритель к нему.


18 ноя 2007, 11:41
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение Ответ: О Магнуме и будущем фотографии
Дополнение.

Достойно восхищения, как Экономопулос выстраивает серию (три последовательных кадра из In The Balkans):

http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSLGI_T&IT=ImageZoom01&PN=5&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDE4VB3&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image

http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSLGI_T&IT=ImageZoom01&PN=6&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDIE3UWC&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image

http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLSLGI_T&IT=ImageZoom01&PN=7&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2TYRYDYMPW0T&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image


18 ноя 2007, 13:26
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
29 авг 2004, 20:52
Сообщений: 726
Сообщение Ответ: О Магнуме и будущем фотографии
Ю.Гавриленко (YG) писал(а):
Экономопулос - сильнейший автор, свободно и смело владеющий языком художественной фотографии.
Его визуальные метафоры необычны, глубоки и ярки. Единственный способ повлиять на Магнум - вступить в него и своими снимками показать, какой должна быть фотография. В конце концов, для поклонников социальной фотожурналистики есть WPPh - примитивная, но очень понятная читателям журналов и газет фотография.
Думаю, всем нам придется подтянуться, чтобы лучше понимать современные течения фотографии.
Повторю: искусство жестоко, ОНО предъявляет требования к зрителю, а не зритель к нему.


+1......................./


18 ноя 2007, 14:32
Профиль

Зарегистрирован:
15 июн 2006, 11:42
Сообщений: 45
Сообщение Ответ: Дама и незадачливый портной
Антон Горбачев писал(а):
Обращаю внимание, что члены раннего Магнума - настоящие гуманисты, идеалисты в самом лучшем понимании этого слова, девиз которых: «Долой войну!» А кто сейчас? На смену серьезным фотожурналистам и фотодокументалистам пришли современные художники: Парр и пр. Их место в частных галереях, а не в Магнуме. Вся эта ситуация приводит к мысли, что гуманизм, как основа фотожурналистики и фотодокументалистики, проявляется все меньше и меньше. На смену приходят временщики вроде Экономопулоса, Парра и пр. И Тренде Парк на их фоне выглядит гением 
Чем отличаются работы Юджина Смита и Себастио Сальгадо от снимков Экономопулоса? После просмотра фотографий Ю.Смита и С. Сальгадо появляется ощущение катарсиса. Хочется бросить работу и стать волонтером. Хочется отдать все деньги обездоленным людям. Хочется пойти в храм …
А после просмотра работ Экономопулоса ничего не хочется, снимки бездушны по форме и по содержанию...


С уважением, Антон Горбачев.


Антон, не могу согласиться на счёт Парра. Да, он не такой, как основатели Магнума, но от этого не становится менее гуманистичным. Просто его война не там, где стреляют, а быту. И борется он с серостью в среднем классе. А во время войны Великобритании и Аргентины активно критикует правительство Тетчер, которая до сих пор является идолом (раз ей при жизни паятник ставят).

Так что я согласен с Юрием, средства меняются - суть остаётся прежней.


18 ноя 2007, 19:11
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.