Краткий путеводитель по серии "Цирк Шапито" Татьяны Зубковой.
Это не разбор и не комментарии к фотографиям Т.Зубковой, а заметки на полях, призванные помочь зрителю разобраться в фотографиях. И как всякие маргиналии, сделанные для себя, они страдают от излишнего лаконизма и сумбурности. Приняв решение обнародовать эти заметки, автор выражает надежду, что найдутся читатели, которым они покажутся достойными внимания.
Крайне поверхностное и бессодержательное обсуждение этой выдающейся серии на форуме кубань-фото
http://kubanphoto.ru/forum.php?action=topic&topic=196979
показало, что зритель теряется в этих фотографиях, не понимая, на чтО следует обратить внимание. "Сюжет откровенно банален, - так, на что же тут смотреть? Скучно" - скажет неподготовленный зритель. Здесь не только есть, что посмотреть, но истинный ценитель фотографии найдет роскошный визуальный пир!
1.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971958
Спины лошадей изогнуты так же, как дуга бочки на переднем плане. Обратите внимание, как абсолютно точно подрезана бочка: в кадр включена большая половина дуги, т.к. именно такие дуги повторяются в наклонах спин лошадей. Больше нельзя резать снизу. Три дуги создают активную графическую доминанту картинки, никак не связанную с тривиальным сюжетом. Зрительский интерес смещается от вопроса "о чем изображение?" в сторону "как изображено?". То, что на переднем плане бочка, ясно из других работ автора, здесь же это не вполне ясный предмет, важный только своей формой. Может быть зелёная субстанция - это вода? Лошади склонились, как будто пьют?
2.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971959
Мальчик "сидит верхом на корыте", как будто в седле лошади, его руки держат невидимые удила.
Такой эффект восприятия возникает из-за смежности фигуры мальчика с лошадьми. Так, предметы, заключенные в рамку кадра, "тянутся" друг к другу в зрительском восприятии.
3.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971960
Складки спускающегося одеяла так сложились, что кажется, будто рядом на постели лежат два человека.
4.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971961
Люди выходят из дверей, как пчелы из сот. На изображении очень умело состыкованы фургоны, образующие на снимке единое целое.
5.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971962
В правой части кадра в воздухе рядом с белым платом ребенок, ноги которого расставлены под углом так же, как в левой части кадра темные ленты (?) рядом с красным платом. Получается, что ребенок бродячих артистов с младенчества вписывается в пространство цирковой жизни. Выдающаяся фотография.
6.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971963
Мир в клетке. Не совсем ясно, где расположена задняя решетка клетки.
7.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971964
Четверо белых собак идут к четырем фургонам. Не особенно сильная работа, но хорошо вписывающаяся в серию.
8.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971967
9.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971969
Боксерская моторика персонажа, не ясно, чем вызванная.
10.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971970
11.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971971
Все "ноги" - и людей, и стульев - сконцентрированы в правой части кадра, слева - девочка, ноги которой не включены в кадр. Вообще, пространство справа ритмизированно "шагом" - расстоянием между ног персонажей, совпадающим с расстояние между ножками стульев. Напоминает схему "Охотников" Брейгеля. Пространство справа "проходится" с определенным ритмом, вот только, безногая девочка слева не может туда попасть.
Сильная фотография.
12.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971972
Изящная композиция: кадр разделен пополам, в левой - лошадка без головы с тремя конечностями, направленными вниз, а справа - голова девочки, конечности, которой направлены вверх. "Стрелка" в ЛВУ указывает на лошадь, синий низ фургона - синяя кофта девочки.
13.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971973
14
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971974
Замечательная цветная фотография: штанишки девочки слева "скрадывают" цвет у вещей в левой части кадра, её синяя майка и штанишки правой девочки - крадут синий цвет у вещей в правой части кадра. Весьма остроумная карточка.
15.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971975
Изгиб спин лошадей индуцирует такой же изгиб спины человека.
Отличная работа! См. внимательно распределение цвета - синего, красного.
16
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971977
гармония прямых линий слева и справа (переведите изображение в ч/б, при очевидном диссонансе цвета правой и левой частей.
17.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971978
На мой взгляд, это одна из лучших работ серии.
Белые точки зверей и птиц, вокруг головы женщины, точки катушек песочного цвета на голове, белые тесемки - перекладины забора, - все это создает четкую геометрическую форму снимка, в центре которого крохотное отражение в зеркале
лица жены. Причем прямоугольник зеркала вписан в геометрию клетки.
18.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971981
Белые "перья" рисунка на черных шортах бегущего мальчика связывают его с белыми птицами, томящимися в темноте клетки. Колеса велосипеда, приставленного к фургону, служащему "клеткой" для артистов, делают его подобными птичьей клетке на колесиках.
19.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9971982
20.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972099
На мой взгляд, композиционное решение данного снимка неудачно. Правильно было бы отрезать фигуру справа в синих шортах:
http://www.2x36.ru/tmp/9972099cr.jpg
усиливается роль фигур справа и слева (с протянутыми навстречу руками), которые образуют своего рода "ворота", через которые белый конь выходит к черной собаке.
21.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972100
Простая фотография, но детали свидетельствуют о мастерстве автора: ряд светлых рук, ряд темных деревьев.
22.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972101
Очень красивая фотография. Геометрический узор канатов повторяется в спинках стульев переднего плана.
23.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972102
Темные полосы на шее лошади, светлые - вверху кадра от прожекторов. Лошадь сопрягается с окружающим пространством.
24.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972103
25.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972104
Еще одна замечательная фотография. Полукружия аккуратно подрезанных сверху колец повторяется в полукруге сцены, а угол шага артиста слева соответствует треугольнику позы артиста, сидящего справа.
26.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972105
Все развешено по диагонали веревки: и цирковые костюмы, и сами актеры.
27.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972106
Наверное, менее опытный фотограф подрезал бы дверь справа, построив карточку на контрасте психических состояний актрис и девочки. Здесь же паре тождественных фигур соответствует пара тождественных полукруглых форм, что усиливает эффект сходства.
28.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972107
Блестящая работа. Голова женщины попадает в светлый прямоугольник окна, а тень от головы - под черный прямоугольник.
29.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972108
Кажется, ничего особенного? - Ошибаетесь: тень, разрезавшая лицо женщины, только кажется продолжением тени на цирке шапито. Реально это тени от разных объектов, совмещенные в плоскости кадра.
30.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972315
Хорошо по цвету: красные и оранжевые курточки девочек, красные и желтые полоски на шапито. Хорошо вписались.
31.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972316
Фотоциркачество: красная куртка жонглера "поддерживает" красную планку фургона. Обратите внимание на векторы тросов, гантелей, ног бегущей девушки. Очень хорошая работа.
32.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972317
33.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972318
34.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972319
Красивые тени акробатов. Композиция кадра подталкивает зрителя к сравнению фигур с их тенями: тень от троса, проходящая по середине угла, служит разделительной чертой между реальным миром и отраженным.
35.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972320
Удачная состыковка черного седла с темным проемом входа. Вообще, интересная геометрия форм.
36.
http://www.vivaphoto.ru/album.php?auth=4&album=88&num=9972321
Актер между одинаковыми по цвету "ребрами" решетки и спинки стула.
_____________
Т.Зубкова продемонстрировала виртуозное фотографическое мастерство, высокое искусство репортажной фотографии.