Союз художников Творческие натуры нечасто уживаются вместе. Это неудивительно. Ведь каждый – личность, каждый самовыражается. А делать это лучше в одиночку, чтобы второй самовыражающийся не тянул одеяло на себя. Однако не-фотограф (так он себя определяет, но об этом позже) Юра Гершберг и таки да художник Слава Адам ("вообще-то у меня есть настоящая фамилия, но она такая длинная и запутанная, что лучше даже не пытаться ее вспоминать", поясняет он), так вот, Юра и Слава плодотворно сотрудничают на ниве искусства. Как это им удается? Во-первых, их связывает общее дело. Точнее, общее тело. Еще точнее, тела. Правда, не их собственные, а красивых девушек, а порой и юношей, которые охотно позволяют им делать с собой, что они пожелают. Во-вторых, у Юры и Славы есть не только достоинства, но и… нет-нет, о недостатках не может быть и речи, но наши художники, при всей их талантливости, не вполне универсальны. Что поделать, эпоха Возрождения миновала, настало время специализации. – Я не могу сфотографировать то, что я умею делать, а Юра не может сделать то, что хочет сфотографировать, – доступно объясняет Слава фундамент их союза. – Молодые люди, вы можете внятно растолковать, чем вы занимаетесь? – спрашивает их обескураженный корреспондент, сидя между двумя художниками в тельавивском баре "Нест". – Конечно, – отвечают они хором, и пока Слава с расстановкой произносит: – Мы занимаемся боди-артом, Юра успевает вставить: – Мы? Выпендриваемся. – И добавляет: – Типа – другие не могут, а мы – во! И Слава соглашается: – Ну, в общем да. Это судьба Судьба свела артистов в мастерской, куда Юра пришел, чтобы заказать рамку для плаката любимого кинофильма Pulp Fiction. – Вследствие моей природной общительности мы разговорились, – вспоминает он. – Лицо собеседника показалось мне знакомым, я вспомнил, что видел его на презентации мод Юдашкина. Признаюсь, я был невысокого мнения об этом жанре, в моем представлении это было нечто скучное и неопрятное. Но я знал, что где-то там это умеют делать как следует. – "Где-то там!" – бросает Слава. – Я и был – "оттуда". Я занимался боди-артом в Питере. – То, что у тебя в голове дул василеостровский ветер, еще ничего не гарантировало, – успокаивает его Юра и продолжает: – Слава сказал, что может работать на уровне, отвечающем моим требованиям. У меня на тот момент был выход на некий иллюстрированный ивритский журнал, и мы решили попробовать. Все были только в выигрыше – журнал получал свежий материал, Слава – шанс засветиться, я – возможность сделать что-то новое. Слава действительно оказался мастером. Слава – В Израиле я работаю под псевдонимом Слава Адам, но не потому, что меня разыскивает Интерпол, а просто настоящая фамилия такая длинная и запутанная, что лучше даже не пробовать ее произносить. Слава родом из Питера, "художник по образованию и по образу жизни, хотя совсем старый – мне уже 45 лет", говорит он о себе. В Израиле с 2000 года, и сразу оказался востребован, работал в галереях Ришон ле-Циона и Тель-Авива, со временем перешел на вольные хлеба. Победитель Первого чемпионата Израиля по боди-арту. Юра – Меня называют Юрой, Юрой Гершбергом, Гершбергом, ЮГом, кому как нравится, я приехал в Израиль 14-летним подростком, сейчас мне 32, но это по паспорту, так-то я еще мальчишка, почему и занимаюсь всей этой чепухой. – Как ты стал фотографом? – А я и не стал. Я не считаю себя фотографом. Может быть, когда-нибудь научусь. Пока что я просто нажимаю на кнопку фотоаппарата. Иногда – двух одновременно. Есть люди, которым нравятся некоторые мои фотографии. Но до того, чтобы называться фотографом, мне пока далеко. Настоящих фотографов очень мало. Юра излишне строг к себе. Он – фотограф, и таких, как он, – совсем немного. Пожалуй, он более всего известен своими великолепными по свету и драйву фотографиями рок-групп – знаменитых и не очень, что называется – дворовых, в которых он ухватил самое суть рока, этот открытый нерв, на котором играют музыканты. – Что ты больше всего любишь снимать? – Нет такого. Это все равно, что спросить, какие девушки мне больше нравятся. Меня не интересует цвет волос, мне важно, какой она человек. Мне нравится процесс фотографирования, для меня это – охота, будь это концерт, где музыкантам от тебя все равно не уйти, потому что площадка маленькая, или футбольный матч, где нужны техника, интуиция и удача – потому что огромное поле никаким объективом все равно не перекрыть. Охота за моментом, за светом, за композицией, за человеком. У Юры есть прекрасные фотографии, на которых знакомые города, снятые ночью, предстают в новом облике. – Если дать длинную выдержку, то выясняются вещи, которые обычно незаметны глазу, например, как светится над городом ночное небо. Ведь за полминуты на пленку или матрицу попадает куда больше света. Есть у него интересная серия "Фототеатр", заслуживающая отдельного рассказа – и много другого. – Все-таки расскажи, какими были твои первые фотографии. – Знаешь, в младенчестве я сперва начал ходить, а потом – ползать. Так и в фотографии, вышло, что я начал с того, к чему приходят лишь с годами: с обнаженки. Он снимал для журнала, в котором описывались всяческие технические безделушки, которые по-русски называются "прибамбасы", а по-английски – gadgets. – Нужно было снять на обложку девушку с мобильным телефоном. Я притащил со стройки прожекторы, которыми я сжег модель. Из того, что я отснял 4-мегапиксельной камерой, 11 кадров, по мнению редактора, годились на обложку. Через месяц мне позвонил хозяин журнала, и сказал, что 150 религиозных подписчиков отказались от абонемента, но зато пришли 500 новых! БЛИЖЕ К ТЕЛУ Слава: – Юра – один из очень немногих фотографов, которые в состоянии снимать боди-арт. Потому что его фотография – это светопись… – Потому что он, то есть я, принимает участие во всех стадиях процесса, от разработки идеи до ее воплощения в телах. Мы спорим, мы ругаемся, мы соглашаемся, и за два вечера приходим к какому-то результату. – С другой стороны, в нашем тандеме есть строгое разделение функций: я не лезу в технологию фотографии, – повествует Слава, – и только говорю в общих чертах, что я хочу получить, а Юра не влезает в технологию покраски. – Пачкаться не хочу, – буркает Юра. – Слава, а теперь без балды. Чем вы все-таки занимаетесь? – Мы создаем живые картины. В боди-арте используются те же элементы, что и в живописи, но они соединяются на живом теле, к ним добавляются еще какие-то элементы, которые, быть может, делают картину более яркой и порой добавляют ей смысл. Формально боди-арт – искусство росписи тела, но можно говорить и шире: композиция из тел, живая скульптура. – Слава, дурацкий вопрос: а что сложнее – традиционная живопись на холсте или боди-арт? – Боди-арт: это живое тело, оно дышит, движется. И это, конечно, не все. Боди-арт – более композитное искусство, тут нужно учитывать очень многое, не только форму и габариты тела, но и характер модели: он влияет на выражение лица. Вот посмотри на эту девушку с цветными ресницами – какой типаж! Настоящая царица! Она вполне обычная девушка, которую в толпе, быть может, не заметишь, но нужно было увидеть в ней это, добавить эти элементы и тогда получилось вот это. – Слава, как ты выбираешь сюжеты для своих композиций? – У всякого человека есть фантазии, которые бродят в голове, но у меня они более предметные, потому что я художник. Кроме того, в Израиле есть всякие праздники – Ханука, День Независимости и так далее, они тоже подсказывают темы. Жанр этот непрост тем, что требует работы с моделью. Это работа и фотографа – обучить как стоять и держаться, мы работаем на пару. – Он – тыкает, а я – ласково, – замечает Юра. – Его подход – это подход фотографа, а у меня – художника, так что извините, иногда пробивает такое отношение, как у скульптора к камню. Но у нас прекрасные отношения с моделями, они никогда не отказываются с нами работать, никто никогда не обижается. Иногда нужно научить девушек держаться, помочь преодолеть смущение – ведь боди-арт предполагает наготу. Но мы не занимаемся эротической фотографией, мы не показываем гениталии или соски грудей, нас это не интересует. Мы хотим показать совсем другое: красоту человеческого тела. *** Фото к 60-летию Гос-ва Израиль: "Какие наши годы!". Боди-арт: Слава Адам Фото: Юрий Гершберг Запись болтовни артистов: тейп Лит. обработка: Максим Рейдер
|