В фойе тель-авивского "Хилтона" спускается обаятельный мужчина, в песочного цвета домашнем пиджаке, из-под которого видна клетчатая фланелевая рубашка спокойных тонов, в зеленоватых брюках в тон пиджаку. Доброжелательный анализирующий взгляд глаз за очками в золотой оправе - одновременно изысканной и традиционной, сияющая улыбка, с которой обычно обращаются к давним приятелям - хотя в приятельских отношениях со скрипачом автор данной заметки не состоит, но, как, наверное, и многие, лишь испытывает тайную благодарность за то, что музыкант некогда открыл для него концерты Шнитке. У Кремера крепкое рукопожатие - но рука его почти выпрямлена, так что дистанция с собеседником обеспечена. В ходе своих израильских гастролей Гидон Кремер играет скрипичный концерт Шумана - сочинение, вызывающее споры, которое в свое время жена композитора Клара запретила исполнять, утверждая, что оно написано безумцем. - Концерт Шумана вошел в мою жизнь уже около двадцати лет назад, - неторопливо рассказывает Кремер, - и одним из первых, кто меня с ним познакомил, был выдающийся немецкий гобоист Ганс Холлигер. Потом я играл его с такими великими дирижерами, как Карло Мария Джулини и Рикардо Мути, с которым я в 80-е и записал этот концерт. В 90-е годы я вновь записал его, на этот раз с Николасом Харнонкуром и Европейским камерным оркестром. За это время во многом изменилось мое отношение к финалу концерта - наиболее проблематичной его части. Если в 80-е я исходил из того, что указания метронома в финале сомнительны или ошибочны, то в 90-е, в результате работы с Николасом Харнонкуром и Кристофом Эшенбахом для меня стало постепенно проясняться, что, наверное, Шуман не ошибся. И что финал должен быть странным и медленным и в этом есть своя сила, - когда Кремер произносит эти слова, самый ритм его речи меняется. Он продолжает: - Я думаю, что концерт Шумана принадлежит к числу выдающихся явлений скрипичного жанра и, если говорить о произведениях романтического репертуара, то он не менее убедителен и гениален, чем концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Сибелиуса; вторая часть, на мой взгляд, по интимности превосходит концерт Брамса. Самым трудно развязываем узелком - как для исполнителя, так и для слушателя - остается финал. Ибо этот финал, несмотря на свою виртуозность, которая требует невероятных затрат энергии для его покорения (и мастерства чтобы это покорение не бросалось в глаза) - этот финал чисто музыкально не является - я бы не сказал неудачным, Шуман по своей гениальности и по фазе жизни, в которой он тогда находился, имел право написать такой финал, но он не столь очевидно блестящий, и не дает исполнителю повода заслужить громогласные аплодисменты. Он перегружен скрипичной фактурой, чего не скажешь об оркестром аккомпанементе - но не мне, исполнителю, пытаться уличить автора в некомпетентности. Он заключает: - В концерте Шумана есть все, для того, чтобы он занял важное место в репертуаре, написанном для скрипки, и надеюсь, что я, равно как и мои молодые коллеги, такие, как Цетмайер и Тецлаф, этому способствуем. Я уж не говорю о Шеринге и Менухине, которые этот концерт играли. Приятная улыбка дает понять: ответ окончен. - Вы постоянно исполняете современную музыку. Почему вы ее играете? Известно, что некоторые музыканты обращаются к современному репертуару потому, что им нечего сказать в классическом - хотя к вам это, понятно, не относится. Что из того, что вы некогда исполнили первым, сегодня вошло в репертуар? - Я просто не считаю, что музыка является частью музея восковых фигур и что мы должны исполнять только сочинения умерших композиторов. Я стараюсь идти в ногу с моим временем - так, как вижу его я - а не в угоду моде. Есть авторы, в которых я верю, с которыми мне посчастливилось сотрудничать - Альфред Шнитке, София Губайдулина, Арво Пярт, Луиджи Ноно. Есть музыка, которая меня волнует - Гии Канчели, Астора Пьяццолы, и есть музыка современная, в том числе концерт Адамса - очень достойное явление в американской музыке, в которой скрипичных концертов вообще немного; написанный для меня, он уже зажил своей жизнью. Я играл концерты Филиппа Гласса и Неда Рорема, "Серенаду" Бернстайна я играл 78-м во время моего первого визита в Израиль. Сегодня это - репертуарные произведения, - обстоятельно, негромким голосом интеллигентного человека рассказывает Кремер, и продолжает. - Но это американцы всегда готовы принять на щит что-нибудь новенькое. С произведениями, написанными в Восточной Европе, дело обстоит сложнее. Не так многие играют скрипичные сочинения Губайдулиной и Шнитке; при том, что последний относится к числу наиболее исполняемых авторов, мало кто посягнул на его скрипичные концерты. Наша дружба продолжалась более тридцати лет и я был рад послужить ему. Он стал эталоном композитора, вышедшего из России после Шостаковича. Но все же самым выдающимся произведением, созданным в Восточной Европе, я считаю "Оферториум" Губайдулиной, который мне выпало счастье и честь исполнять впервые. Я думаю, что сегодня одним из авторов, заслуживающих внимания, является Гия Канчели. И еще один - эмоциоанльный композитор, обобщающий в своем творчестве опыт двадцатого века - Валентин Сильвестров. Его "Посвящение" - симфонию для скрипки с оркестром - мне пришлось сыграть с Владимиром Ашкенази и записать с киевским дирижером Романом Кофманом. Музыки же, написанной интеллектуально, в изощренной технике, неважно какой - будь то New complexity или New simplicity ("Новая сложность" или "Новая простота") - которая не выдает биение сердца, я стараюсь ее сторониться, хотя порой попадался на крючок и обманывался в своих ожиданиях. - Израильская публика довольно консервативна в своих вкусах, хотя есть и у нас прогресс в этом вопросе. Как обстоит дело в остальном мире? Ходит ли публика на концерты современной музыки? - Не знаю, каково положение в Израиле - хотя я привозил сюда Шнитке и Адамса. Консервативная публика есть повсюду. Я лично не должен жаловаться - то ли дело в моей популярности, то ли публика мне доверяет, но я имею возможность играть современную музыку наравне с классикой. И поэтому я пользуюсь любой оказией, чтобы предложить публике что-нибудь свеженькое. И очень часто люди, приходящие на концерт, находят в этой музыке достоинства, которые в ней заложены. И эта задача посвящения в эту музыку меня радует. Сейчас, после того, как я создал свой ансамбль "Кремерата Балтика", я могу более интенсивно и компактно осуществлять эти проекты. - Расскажите о вашем ансамбле. Почему вы вообще создали камерный оркестр "Кремерата Балтика"? - Я хотел построить мост в мое прошлое - я ведь из Риги. Знаете, вдохнуть воздух Балтики. Мне тогда исполнилось 50, надо же было себе что-то подарить, вот я и подарил себе этот ансамбль, - улыбается он. - Четыре года назад, создавая ансамбль на одно лето, я и не знал, что этот роман так затянется и станет глубокой любовью. Но ребята оказались такими увлеченными, что бросить их было невозможно, - и я не жалею и расходую на "Кремерату" последние силы, - с пости отеческой любовью говорит он. - Вы говорите - "балтийская культура", "рижский воздух". Что это такое? - Рижский воздух, балтийская культура, - неторопливо повторяет он. Каждый его ответ продуман. - Балтийские страны хоть и невелики, но амбициозны в смысле своего национальной самоидетификации. Тем не менее они - часть европейской культуры, они были в контакте с европой через Германию, Польшу, Швецию и это отложило - равно как и российская культура - на них несомненный отпечаток. В балтийской культуре есть некая свежесть; я понимаю, что порой она скатывается в провинциальность, но в тех ребятах, которых я нашел, нет московского гонора и нет европейской комфортабельности - и это дало возможность создать особый климат для работы когда хочется идти дальше. Я знаю, что мог бы собрать более сильных инструменталистов со всего мира да и из той же России, но вот добиться той "химии"... Тогда им было в среднем по 22, сейчас 26. В некотором смысле, когда мне пришла идея создать ансамбль, они вытянули свой счастливый билет, но на одной идее не проживешь, нужно было создать некий отзвук этой идеи, и в результате нашей совместной работы возникло нечто уникальное. И мы очень надеемся когда-нибудь показать свой ансамбль в Израиле. - Каков ваш репертуар? - Мы никак не видим себя только посланниками балтийской культуры или только исполнителями современной музыки или акомпанирующим составом Гидона Кремера, - вновь счастливо улыбается он, - но мы исполняем живые программы, обладающие концепцией, наполненные особой идеей. Мы привлекаем публику к известной музыке в неизвестном преломлении или к музыке неизвестной, но достойной. - И это, вероятно, - одна из причин, по которой вы вообще играете современную музыку. - Ее важно играть, она должна жить, и неверно считать, будто классическая музыка остановилась в середине двадцатого века. Она связана с настоящим временем. Мы идем дальше, и музыка тоже. - В какай степени время вообще отражается в музыке? - В моем представлении каждый концерт, каждое исполнение - это попытка зафиксировать это "сейчас", это мгновение, когда звуки произносятся, свершаются, откуда-то появляются и куда-то уходят. Музыка для меня не метафизическое явление, но процесс, которыму мы все можем быть свидетелями. Поэтому когда мне предлагают иммитацию, пусть даже технически безупречную, или законсервированное прочтение, то мне просто скучно. - Похоже, что вы себя не жалеете, расходуете на полную катушку. - К сожалению, должен с вами согласиться, - отвечает Кремер, но скорбь в его голосе не звучит. - Откуда у вас берутся силы? Вы не чувствуете, что с годами их становится меньше? - Чувствую, боюсь, но не останавливаюсь. Откуда силы? От музыки. Я не раз замечал, что если падая от усталости, сажусь играть замечательную музыку, то силы возвращались. - Сколько концецртов в год вы даете? - Слишком много, - без тени грусти сообщает он. - И все - из-за "Кремераты" - я работаю с ними очень много, пять месяцев в году, и чтобы у меня не возник имидж человека только преподающего или скрывающегося в камерном ансамбле, я все остальное время наверстываю упущенное. Играю реситали, выступаю с оркестрами - как обычно. - Как поживает ваш фестиваль в Локенхаусе? - Ему двадцать лет, и в это трудно поверить. За это время прозвучали сотни замечательных исполнений. И так приятно сознавать, что до сих пор есть люди, отзывающиеся на приглашение приехать на несколько дней и сделать нечто необычное, искупаться в особой атмосфере этого музыкального оазиса. "Кремерата Балтика" занимает сегодня на фестивале центральное место. - Чем же он так необычен? - Фестиваль проходит в стороне от больших городов. И если люди едут в Локенхаус, то только ради него; ничто там не отвлекает от музыки. Фестиваль щедр - программы (их нередко объявляют лишь незадолго перед началом концертов) длятся по четыре-пять часов, и преданная публика даже в час ночи способна разобаться, что было хорошо а что очень хорошо. В общем - атмосфера праздника. Текст: Максим Рейдер Фото: Евгений Рейдер, репетиция во время Иерусалимского фестиваля камерной музыки
|