О том, что она наделена тем, чего нет у других, Ади Адар узнала, когда была подростком. - С двоюродной сестрой мы с детства были неразлучны, как близнецы. Она во всем была мне противоположностью – очень красивая, спортивная, в школе – круглая отличница. Но однажды я попробовала научить ее рисовать – и оказалось, что не все могут делать то, что для меня так просто и естественно. Она добавляет: - У меня хорошие руки, и будучи студенткой, я никогда не подрабатывала официанткой в кафе, я делала украшения на продажу. Ади не кичится своим талантом – он просто неотъемлемая часть ее самой. Интенсивное созерцание, ежесекундное, непрерывное зрительное поглощение окружающего мира – вот ее жизнь. - Моей жизнью управляют рассветы и закаты, - говорит она, и тут же со смехом поправляется: - ну, насчет рассветов я хватила, я – не утренний человек, но знаю, есть и такое время суток. Однако это – шутка : недавно Ади Адар подготовила серию нежнейших по оттенкам работ о местечке Ахзив, что на берегу моря, и немалая часть снимков сделана именно на рассвете. В 11 лет она попросила у отца его камеру – старый аппарат 6х6, и когда возвратилась из ежегодной экскурсии с классом, мать Ади была поражена: «Почему ни на одном снимке нет тебя?» Так началось ее увлечение фотографией. Формальное образование Ади Адар – колледж искусств в Рамат ха-Шароне. - После четырех лет обучения я считала себя выдающимся фотографом. Уже потом я поняла, что учили нас скверно: были претенциозная манерность и поверхностность, а глубины и простоты – не было. Лишь с приездом большой русской алии мне стало ясно, насколько плохо было поставлено художественное образование в Израиле: мы все занимались «искусством», все были убеждены, что умеют абсолютно все – и это при том, что технике ремесла нас по-настоящему не учили. К тому моменту, когда Ади заканчивала колледж, у нее уже родился первый сын, его-то она и снимала для выпускной выставки. - На выставку пришли важные в израильском художественном мире персоны, они же и были нашими преподавателями, и если бы я приняла всерьез то, что они сказали о моих работах, то должна была выбросить аппарат и никогда к нему больше не прикасаться. Но я этого не сделала – когда у тебя рождается ребенок, ты на все начинаешь смотреть по-другому. Уже студенткой она начала работать репортером в местной газете Хедеры – Нетании. - На первых порах я совершенно не соотносила свои снимки с тем, что делаются они для газеты, я выискивала необычные ракурсы, неожиданное освещение. Мой муж – журналист Офер Адар, который никогда не учился фотографии, зачастую снимал то же, что и я, но его снимки всем нравились, а мои – никому. И Офер все мне очень просто объяснил, он сказал: прямо говори то, что ты хочешь сказать, и не манерничай. Как профессионал Ади Адар снимает уже двадцать лет, и фотография для нее – то, без чего она не может жить. Разговаривая, она следит за тем, как меняется освещение лица собеседника, и может остановить машину на шоссе, заметив, что на обочине промелькнул серый камень, измазанный красной краской. Видя сюжет, она может за несколько минут отснять и пленку, и две – чтобы получить одну удачную фотографию. Она живет изображениями, как композитор – звуками, но в ее внешности нет ничего, что намекало бы на эту одержимость, на непрерывную внутреннюю работу. Лишь автопортрет – редкий для нее жанр – выдает эту постоянную сосредоточенность. А в миру Ади – теплая и обаятельная женщина, которая живет со своей семьей – мужем, двумя сыновьями, собакой и пятью котами – в славном доме на севере страны, тихом, как деревня на краю света. В последние годы Ади снимает для дамского журнала «Ла-Иша». - Мне кажется, что за это время техника съемки у меня стала чистой и точной, как у хирурга, который делает пластические операции, но фотографии утратили непосредственность, - с сожалением замечает Ади. Однако со второй частью ее утверждения трудно согласиться. Просто с годами человек меняется. Как правило, женщинам присуще интуитивное знание о мире, которое позволяет им проникнуть в самую суть вещей, понять и человека, и зверя, и красоту Творения. Пожалуй, таково же искусство Ади Адар. Каждая ее фотография – ясное визуальное высказывание. Суть высказывания – в композиции, свете и цвете. Конечно, она не строит их «от ума», да и вообще не склонна анализировать свои работы, но готова принять истолкования. Вот идеально выстроенная черно-белая фотография «Голубой залив». Проанализировав составляющие элементы, ее можно назвать психологическим автопортретом Ади Адар. Это – я (женские туфли), и это - мое место в жизни, рядом с моим мужчиной; но там, на горе, стоят пустые стулья – кто они, сидевшие на них люди, куда они ушли? И эта другая жизнь влечет меня ничуть не меньше. Или «Кран» – работа, сделанная по заказу профессионального журнала «Водные ресурсы». Вот небеса, и вот земля, и этот кран между ними – простая и ясная линия – есть символ достойного простого человека, который возделывает свою пашню, соединяя небо и землю. Основная тема съемок Ади Адар – портрет. - Я прихожу к человеку, через две минуты он убежден, что мы знакомы всю жизнь. Он даже не поймет, когда я его сфотографирую. А потом я сажусь в машину и через пять минут своего героя забываю – я профессионал, и за 20 лет работы сделала тысячи портретов. И тем не менее каждая съемка требует от нее абсолютной концентрации сил; заканчивая работу, она чувствует себя опустошенной. Ади говорит, что снимая портрет, стремится раскрыть внутреннюю сущность своего персонажа. - Я верю, что в каждом человеке есть красивые стороны и хочу их показать. Для меня в портрете важно это, а не оригинальная композиция. В то же время она предельно честна. Посмотрите на портреты людей, увлекающихся мистикой. Их лица одухотворены и Ади уважает их право верить в то, что они хотят – но сама она обеими ногами твердо стоит на земле. *** - Есть люди, которые весь год вкалывают, чтобы заработать побольше денег, и только в отпуске живут в свое удовольствие, - говорит Ади. – А мне ничего не надо – я все время делаю то, что я так люблю – я фотографирую.
|