Рассказ был опубликован в сентябрьском номере 2005 года журнала ФотоДело. Фотография уже выставлялась на ФотоЛайне. Когда я показываю данную работу, обычно слышу – «Это монтаж! Такой монстр не может лететь над Москвой!». Ну и, конечно же, всем интересно, что это за летательный аппарат и «кого» он везет. 15 ноября 1988 года со стартового комплекса космодрома Байконур был проведен второй пуск ракетоносителя «Энергия» с беспилотным многоразовым орбитальным кораблем «Буран» в качестве полезной нагрузки. Для «Бурана» этот пуск стал первым и последним. Но времена изменились и проект, в который было вложено очень много денег и человеческих усилий, ушел в историю навсегда. И ракетоноситель «Энергия» и многоразовый орбитальный корабль «Буран» создавались в Москве и Подмосковье, а стартовали в далекой Казахстанской степи. Уже на этапе разработки этого проекта встал вопрос, каким же образом доставить «Буран» и «Энергию» на Байконур. Только одна вторая ступень ракетоносителя «Энергия» имела длину 58 метров, а диаметр почти 8 метров. Перевезти обычными средствами от Москвы до Байконура систему «Энергия-Буран» было практически невозможно или требовало колоссальных капиталовложений. В итоге остановились на самолетной доставке. Но к тому моменту, когда реально потребовалось перебрасывать на Байконур части экспериментального носителя, самолет, который для этого разрабатывался, Ан-124 «Руслан», готов еще не был. Ситуацию спас Генеральный конструктор В.М. Мясищев, предложивший переделать в грузовой самолет стратегический бомбардировщик 3М. Этот самолет обладал высокими аэродинамическими качествами, необходимыми для выполнения полетов большой дальности. Трансформация самолета 3М в транспортировщик грузов ВМ-Т «Атлант» конечно же потребовала серьезных изменений. Идея размещения элементов конструкции системы «Энергия-Буран» не внутри, а снаружи самолета, в принципе, была не нова. Новизна заключалась в необычных соотношениях между габаритами грузов и самолета-носителя (диаметр второй ступени ракеты 8 м, диаметр фюзеляжа самолета 3 м). Однако вернемся к фотографии. Раньше Юрию Михайловичу Лужкову очень нравилось на День города устраивать в Тушино авиашоу. Оно состояло обычно из двух частей, это пролет авиационной техники над Москвой-рекой между Тушинским аэродромом и районом Строгино, с разворотом опять же над рекой в районе Серебряного бора. Вторая часть – показ мастерства лучших авиационных асов страны. Такие шоу собирали очень много зрителей, как на поле Тушинского аэродрома, так и в Строгино. Не все знали, что в пятницу, накануне праздника, проходили тренировки, большинство людей были в это время на работе и их не видели. Ну а я совершенно случайно оказался в этот день дома и из окна (тогда как раз жил в Строгино) увидел связку самолета и второй ступени носителя «Энергия». Утром, взяв свою «Практику» и объектив от «Фотоснайпера», «Таир-3», еще задолго до начала шоу, я вышел на берег Москвы-реки, пытаясь найти точку, с которой было бы наиболее интересно снять самолет, который на своей спине несет бак ракеты «Энергия». Я бродил по высокому берегу, мысленно представляя, по какой траектории пролетит над Москвой-рекой самолет и в каком месте он начнет совершать разворот. Вдали, как раз в том месте, где, как я полагал, должен был произойти разворот между домов, виднелась Останкинская башня, она была далеко и казалась маленькой. Но в моих руках был аппарат с объективом в 300 мм, который сжимал пространство, приближая ее. Оставалось угадать место, с которого можно было снять и самолет и башню, и чтобы это было красиво. Остатки времени я потратил именно в поисках такой точки, периодически прицеливаясь на объект, который никуда не удалялся и не приближался – башня стала моим прицелом. Когда авиашоу началось, «мой» самолет летел не первым. Но я ждал только его, и мне удалось, «используя» несколько самолетов, пролетевших в начале шоу, уточнить свое положение. Оставалось только дождаться, когда появится «монстр». И вот, он появился. Как ни странно, точка, которую я так долго выбирал, оказалась практически оптимальной. Так и появилась эта работа, еще одна из немногих фотографий, к съемке которых я готовился практически сутки. Жалко только, что былое величие уже не вернуть.
|