Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



стихи

фотография История одной фотографии. Былое величие

История одной фотографии. Былое величие


Сергей Милицкий
12.03.2006


Рассказ был опубликован в сентябрьском номере 2005 года журнала ФотоДело.
Фотография уже выставлялась на ФотоЛайне.

Когда я показываю данную работу, обычно слышу – «Это монтаж! Такой монстр не может лететь над Москвой!». Ну и, конечно же, всем интересно, что это за летательный аппарат и «кого» он везет.

15 ноября 1988 года со стартового комплекса космодрома Байконур был проведен второй пуск ракетоносителя «Энергия» с беспилотным многоразовым орбитальным кораблем «Буран» в качестве полезной нагрузки. Для «Бурана» этот пуск стал первым и последним. Но времена изменились и проект, в который было вложено очень много денег и человеческих усилий, ушел в историю навсегда.
И ракетоноситель «Энергия» и многоразовый орбитальный корабль «Буран» создавались в Москве и Подмосковье, а стартовали в далекой Казахстанской степи. Уже на этапе разработки этого проекта встал вопрос, каким же образом доставить «Буран» и «Энергию» на Байконур. Только одна вторая ступень ракетоносителя «Энергия» имела длину 58 метров, а диаметр почти 8 метров. Перевезти обычными средствами от Москвы до Байконура систему «Энергия-Буран» было практически невозможно или требовало колоссальных капиталовложений. В итоге остановились на самолетной доставке. Но к тому моменту, когда реально потребовалось перебрасывать на Байконур части экспериментального носителя, самолет, который для этого разрабатывался, Ан-124 «Руслан», готов еще не был. Ситуацию спас Генеральный конструктор В.М. Мясищев, предложивший переделать в грузовой самолет стратегический бомбардировщик 3М. Этот самолет обладал высокими аэродинамическими качествами, необходимыми для выполнения полетов большой дальности. Трансформация самолета 3М в транспортировщик грузов ВМ-Т «Атлант» конечно же потребовала серьезных изменений. Идея размещения элементов конструкции системы «Энергия-Буран» не внутри, а снаружи самолета, в принципе, была не нова. Новизна заключалась в необычных соотношениях между габаритами грузов и самолета-носителя (диаметр второй ступени ракеты 8 м, диаметр фюзеляжа самолета 3 м).
Однако вернемся к фотографии. Раньше Юрию Михайловичу Лужкову очень нравилось на День города устраивать в Тушино авиашоу. Оно состояло обычно из двух частей, это пролет авиационной техники над Москвой-рекой между Тушинским аэродромом и районом Строгино, с разворотом опять же над рекой в районе Серебряного бора. Вторая часть – показ мастерства лучших авиационных асов страны. Такие шоу собирали очень много зрителей, как на поле Тушинского аэродрома, так и в Строгино.
Не все знали, что в пятницу, накануне праздника, проходили тренировки, большинство людей были в это время на работе и их не видели. Ну а я совершенно случайно оказался в этот день дома и из окна (тогда как раз жил в Строгино) увидел связку самолета и второй ступени носителя «Энергия».
Утром, взяв свою «Практику» и объектив от «Фотоснайпера», «Таир-3», еще задолго до начала шоу, я вышел на берег Москвы-реки, пытаясь найти точку, с которой было бы наиболее интересно снять самолет, который на своей спине несет бак ракеты «Энергия». Я бродил по высокому берегу, мысленно представляя, по какой траектории пролетит над Москвой-рекой самолет и в каком месте он начнет совершать разворот. Вдали, как раз в том месте, где, как я полагал, должен был произойти разворот между домов, виднелась Останкинская башня, она была далеко и казалась маленькой. Но в моих руках был аппарат с объективом в 300 мм, который сжимал пространство, приближая ее. Оставалось угадать место, с которого можно было снять и самолет и башню, и чтобы это было красиво. Остатки времени я потратил именно в поисках такой точки, периодически прицеливаясь на объект, который никуда не удалялся и не приближался – башня стала моим прицелом.
Когда авиашоу началось, «мой» самолет летел не первым. Но я ждал только его, и мне удалось, «используя» несколько самолетов, пролетевших в начале шоу, уточнить свое положение. Оставалось только дождаться, когда появится «монстр».
И вот, он появился. Как ни странно, точка, которую я так долго выбирал, оказалась практически оптимальной. Так и появилась эта работа, еще одна из немногих фотографий, к съемке которых я готовился практически сутки.
Жалко только, что былое величие уже не вернуть.
 
  произведение не оценивается  
 
Рекомендует
Генрих Малец
Поставил(а) пятерку
Александр Победимский




 1. Павел Горский 12.03.2006 21:27 
 Я в этот момент работал в институте на Волоколамском шоссе и видел в окно этот полет :)
 
 2. Виктор Черемисин 12.03.2006 21:33 
 Читал этот рассказ в журнале.
Труд всегда вознаграждаеся !
 
 3. Владимир Ролов 12.03.2006 22:13 
 А я жил в Красногорске. Самого полёта не видел, но читал о том, что Серёжа рассказал.
Серёжа, ты ведь с самолётами профессионально работал? Скажи, видел ты истребитель с крыльями вперёд? Толи МИГ толи Сухой? Я видел только снимок. Может, ты больше знаешь? Какова судьба этой машины?
 
 4. Кирилл Щерба 12.03.2006 22:25 
 Интересный рассказ и отличный снимок!
 
 5. Павел Тарабанько 12.03.2006 22:45 
 Помню Сережа, спасибо.
 
 6. Сергей Милицкий 12.03.2006 22:46 
 3 - Пока все в стадии испытаний и проектирования
Машина красивая.
ссылка
ссылка,27,64,83& crypt=

 
 7. Дмитрий Парфенов 12.03.2006 22:58 
 Сергей! Так я не понял этот самолет с ракетоносителем участвовал в шоу или просто пролетал в этот момент?
а фото стоящее!
 
 8. Сергей Милицкий 12.03.2006 23:01 
 7 - Участвовал, пролететь над Москвой просто так он не мог
 
 9. Вадим Никитин 12.03.2006 23:31 
 Замечательный рассказ, сногшибательное фото
 
 10. Николай Палькин 13.03.2006 00:21 
 Знакомый предмет...
 
 11. Алекс Гринберг 13.03.2006 01:11 
 Дааааа...., отличное фото!!!
/2/ Труд всегда вознаграждаеся ! - И это точно!

 
 12. Олег Селезнев 13.03.2006 02:19 
 Отлично! Читал в журнале.
 
 13. Эдуард Котовский 13.03.2006 08:12 
 Прекрасный снимок, Сережа!
 
 14. Николай Пушилин 13.03.2006 09:32 
 !!! Великолепно !!!
Спасибо Сергей!!!!!
 
 15. Владимир Брезгунов 13.03.2006 09:35 
 А мне посчастливилось видеть, но не посчастливилось заснять (я тогда совсем забросил фотографию, да и дело было летом, на даче - в районе знаменитой Кубинки) и "Мясищева" с гондолой на "спине" и даже саму (!!!) "Мрию" с взгромоздившимся ей на "спину" "Бураном".
Совершенно потрясающее зрелище!!!
 
 16. Victor Oknyansky 13.03.2006 09:58 
 Супер рассказ. Фотография тоже супер, жаль все же качество техническое не совсем на высоте.
 
 17. Евгений Гусев 13.03.2006 10:31 
 !!! с интересом прочитал и рассмотрел :)
 
 18. Геннадий Меергус 13.03.2006 12:24 
 В "Науке и жизни" рассказывалось об этом и ещё они говорили о том, что КБ Мясищева ввиду каких-то политических игр не было по достоинству оценено, и потому в Ля Бурже полетела Мрия с "Бураном", что не было для запада технологически ново, т.к. они тоже перевозили шатлы на боингах. с их слов, могла быть международная сенсация.
 
 19. Сергей Милицкий 13.03.2006 13:16 
 18 - Здесь есть небольшая информация ссылка

 
 20. Михаил Кондров 13.03.2006 15:16 
 ! ! !
 
 21. Сергей Максимов 13.03.2006 15:30 
 Я вот все время думаю настолько ли опасна способность шатлов - буранов, резко менять орбиту для прицельного бомбометания , чтобы тербовалось потратить 2 млр долларов , что бы создать эту машину.
Кроме того не понимаю почему больше ни кто не захотел строить водородные двигатели.
 
 22. Сергей Беляев 13.03.2006 15:40 
 !!!
 
 23. Леонид Натапов 13.03.2006 15:52 
 klassno
 
 24. Борис Леваков 13.03.2006 20:20 
 Да, история! Спасибо, Сергей, за фотографию и рассказ!
Жаль, что те достижения, которые были, вдруг никому оказались не нужны. А ведь все это могло (и должно было) послужить стране и людям. Но ...
 
 25. Александр Красоткин 13.03.2006 20:22 
 Здорово!
 
 26. Denis Heimonen 13.03.2006 21:28 
 я тоже успел приобщиться к отечественному воздухоплаванию: было это в то время, когда СА пришлось очень быстро покинуть Прибалтику.. копался на нашем Тартусском аэродроме среди брошенных и разрезанных ТУ - каких-то. их было очень много, цифр не скажу, но для нас, пацанов, это были "ряды за горизонт". искали магний для "бомбочек".
 
 27. Сергей Губенко 14.03.2006 00:05 
 С удовольствием прочитал рассказ, спасибо Сергей ! Да, очень жаль Энергию-Буран , у меня например развал СССР осоциируется с потерей этого проэкта, сердце кровью обливается. Обидно, такую грандиозную систему вряд ли когда нибудь осилим. У меня есть не много фотографий с Байканура по этой теме, на кануне отсканировал архив
 
 28. Максим Гранат 15.03.2006 23:09 
 Я маленький был. Мама из-за этого проекта с работы приходила в 12 ночи. Конечно, тогда не понимал, но чуствовал, что она участвует в чем-то грандиозном.
+
Несколько лет назад слышал, что "Буран" погиб в каком-то старом ангаре на Байконуре.
 
 29. Сергей Милицкий 15.03.2006 23:12 
 28 - В МИКе было обрушение крыши.
 
 30. Александра Глазова 17.03.2006 20:40 
 !!!
 
 31. Николай Пащенко 18.03.2006 21:53 
 вот какой отличный рассказ, даже писать в комменте РЕК как то пошло -)
 


 

 
Рейтинг@Mail.ru