3. Финны затейники...
4. И реквизит в аренду дают.
5. Ок, гляну.
6. Раньше такое только с самолета (вертолета) можно было увидеть, а сейчас - летай кто хочешь.
\3\ Ну, нне в обратную сторону, а мимо. Но не в озеро точно.
\4\ Я так и не прокатился по этому порогу. Он совершенно безопасный, хоть и выглядит страшно для стороннего наблюдателя.
/10 на 3/ Шурик, вода текла именно в обратную сторону из озера Суванто (Суходольское) в Вуоксу. До 1818 года Суванто с Ладогой не соединялось и его уровень был выше Вуоксы на 4 (кажется) метра. В Кивиниеми (Лосево) даже была водяная мельница на речушке, тёкшей из Суванто в Вуоксу. Финны стали копать канал в песчаной перемычке между Суванто и Ладогой. Весной 1818 года был очень полноводный разлив, канал затопило и воды Суванто промыли себе путь в Ладогу. Уровень озера упал на 10 метров, освободилась большая площадь заиленных плодородных пространств, на радость землепашцам. В 1857 году в Кивиниеми провели взрывные работы и сделали проход из Вуоксы в Суванто. Цель - понизить уровень Вуоксы и получить судоходную протоку. С первой целью они справились, а со второй не получилось. Очень уж крепкими оказались породы архейской эры. Но зато теперь на территориях бывшего дна Суванто стоят дома, люди которых могут получить воду под напором, просто воткнув в землю трубу. Никакого насоса не нужно!
интересная история. не знал
стоит только помнить, что тогдашние "фины" это "Россия"
хоть и с некоторыми особенностями
потому мне очень интересны имена зачинщиков
чья именно идея? по какому министерству финансирование и тп
Кстати, бают, будто система Вуокса/Суходольское в смысле объёма водосброса в Ладогу является второй после Свири - 684 м3/с. Почти 700 кубов пролетает в секунду по порогам! Свирь - 790 м3/с. Волхов (~590), Паша (70) и Оять (56) нервно курят в сторонке.
\17\ Стояли на Ояти недели три назад. Подошёл мужик, разговорились. Он долгое время работал на Ояти - в системе водохозяйства (могу ошибаться - так запомнилось). Он говорил, что в Ояти и Паше на текущий момент 0,5-1 млн. м3 топляка...
\19\ в середине 80-ых разговаривал с капитаном "Зари", что по Онеге ходила. Там тоже молевой сплав десятилетиями шёл и всё дно трёхслойным "паркетом" из топляков выстлано. И просто брёвен плавало немеряно уже после того, как сплав несколько лет тому назад запретили. Так он говорил, что раньше по Онеге ходил колёсный пассажирский пароход, который плавающих брёвен не боялся, бывало, что плицы ломались от брёвен, но их чинить - не проблема, меняли чуть ли не на ходу. Старый пароход списали, а новый с винтом ни одного сезона не проработал - винты расфигачивало как нечего делать. А замена винта, это не плицу деревянную заменить! Пока "Зарю" не запустили, пассажирского движения на Онеге не было. :(