Расскажу историю, взятую из первых рук.
В одной из школ Василеостровского района Санкт-Петербурга работает уборщица, мигрант из Узбекистана. Назовём её Жасмин. Работает Жасмин хорошо, имеет двух детей, которые учатся в той же самой школе. Характер у неё добрый, отзывчивый, за что она заслужила уважение шкрабов (как говорили раньше). И вот одна из учительниц в порыве благодушия как-то на досуге поговорила с Жасмин:
- Давно вы здесь?
- Два года.
- И как устроились? Всё ли нравится?
- Да, всё хорошо. Детей устроила, муж работает.
- А наш город как вам, нравится?
- Да, нравится. Хороший, чистый город. Только русских очень много.
(немая сцена)
Вся история сводится к одному единственному моменту. Естественно, дело совсем не в том, где человек родился и каково его этническое происхождение. Проблема в создании "параллельного общества", что является характерной чертой ярко выраженного национализма. Параллельное общество начинает жить по своим законам и в грош не ставит законодательство страны, где оно образуется. Мало того, это самое общество крайне закрытое и, к сожалению, закрыто на основе этнического национализма и религии. Вот этот национализм с религиозным душком - разрушителен и опасен.
Тема тяжёлая. Да и вряд ли для обсуждения под картинкой. Но всё же...
По /4/. Чайна-таун в Нью-Йорке - вполне закрытое сообщество, живущее замкнуто. Но его жители не нарушают законов США! А вот некоторые сообщества мигрантов в Европе (если верить журналистам) - массово нарушают законы. А местная полиция, якобы, их покрывает, чтобы не прослыть националистами. Если это правда - вот где ужас-ужас!
/6/ Саша, я бы рассматривал не только законность пребывания, но и общественные моральные устои, позволяющие чужестранцам относительно законно интегрироваться в жизнь страны-реципиента. Скажем, если не только законодательство, но и общественное мнение Франции шестидесятых-семидесятых годов позитивно относилось к приглашению мигрантов для уборки улиц и прочей чёрной работы, то какого аллаха следует жаловаться на засилье представителей третьего мира на улицах Парижа, Марселя и Леона! Сами разленились, сами и пожинайте плоды через пару поколений.
/8/ Яков, в том-то и дело, что российская нынешняя картина аналогична тем настроениям во французском обществе. Только есть нюанс. Это не я приглашаю мигранта, а тот владелец строительной фирмы или предприятия ЖКХ, который мечтает платить работнику меньше.
Вообще, работа с мигрантами - дело государства. И оно не должно ограничиваться только лишь контролем законности пребывания. Необходимо сопровождение процесса, начиная от регистрации и помощи, выдворения при необходимости, организации процессов интеграции и заканчивая расселением и недопущением создания всяческих там изолированных чайнатаунов.
"Москвичей нигде не любят, а особенно их не любят в Москве." (с) Когда человек приезжает и у него ничего нет, а рядом другой мир в который просто так не войти, со своими устоями и порядками, здесь и начинает развиваться раздражение.