\12\ Рабство - слово неподходящее и уводящее от сути. По крайней мере для меня. Суть в том, что выбор формата камеры (3:2, 1:1 и т.д.) определяет если не полностью, то в очень значительной мере выбор сюжета и компоновку кадра. Если этого не понимать - не происходит слияния с камерой. Это очень важно в момент съёмки - осознавать ограничения, накладываемые камерой. Последующий отбор отснятого материала это, конечно, не отменяет. Но, если в момент съёмки не компоновать кадр, как он видится в финале - ничего хорошего не получится...
\13\ Дело привычки и воображения. У Киева-88 хорошая разметка на экране, заметно помогает кадрировке. У Хасселя тоже есть размеченные экраны, но у меня был чистый, без подсказок, но к тому времени опыт наработался - ого-го! И я тоже всё кадрировал без проблем. И потом, нельзя же носить с собой 5 фотиков на разные форматы, всё равно в руках один, а сюжеты попадаются на все лады. И что, три четверти пропускать, если формат не соответствует? Не, надо тренировать вариативность (или как бы это ещё обозначить?) взгляда и кадрировать в видоискателе даже тогда, когда форматы не совпадают. Я, по крайней мере, так и делаю. А то не сумел бы сфотать бы кучи хороших карточек. :)
\14\ Да народ чем только не снимает - распыляется. Но для сосредоточения - надо бы, как Картье-Брессон, не только одним фотегом, но и одним объективом. Впрочем, чем хороша фотография - множеством путей.