Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



остальное

фотография урок 9.

урок 9. "Золотое сечение"


AndrewA
7.02.2015

на фото - город Новороссийск
---

сегодня очень кратко рассмотрим это удивительное явление - "золотое сечение", или иначе - "золотая пропорция"

понятие "пропорция" (или "сечение") определяет такую идею: нечто вопринимаемое нами как целое , состоит из частей, состоящих в определенном геометрическом отношении к этому целому. иными словами, начало и конец частей целого предопределены формулой "пропорции"
вот это принципиально, повторю: предопределены начало и конец частей. а не что иное

есть одна особая пропорция, за свои странные свойства называемая "золотой". её коэффициент равен (с точностью 4х первых знаков) 1.618. это значит, что если взять нечто целое, разделить его на 2 части, таким образом, чтобы одна часть больше другой на "золотой" коэффициент, то мы и получим именно "золотое сечение" этого целого, а обе части будут находится в "золотой пропорции"
еще раз: "сечение" определит начало-конец
теперь заметим: "целым" мы можем воспринимать как объект съемки, в терминологии урока 5 это будет "конструкция", а можем - "фотографию" (как холст с картинкой), тогда речь пойдет о "компоновке"

в "конструкции" все понятно - положим фотографируя православную церковь с собственными пропорциями хорошо бы их просто не исказить фотографией
а вот создавая саму фотографию фотограф создает и ее пропорции

и тогда понятно: "целое" - "холст". кромка холста - граница целого. сечение должно отсчитываться от края кадра. если раделить холст в каждом направлении по "ЗС", а потом каждую большую часть разделить еще раз, то получим вот такую решетку ссылка

теперь вспомним решающий момент". грубо говоря он наступает тогда, когда объекты дрейфующие в поле визира, касаются кромками этой решетки. чем больше объектов касается - тем напряжённее "поле момента".
аналогичная задача решается и посткадрированием

прямолинейные объекты на "содержательном уровне" могут восприниматься двояко как самостоятельные линии, так и как границы сред. например: тонкие деревья и линия горизонта. но в рамках "копмоновки - они одинаковы, они "граница", а потому место им на линиях решетки. так же как и началу этих линий.
то же и с "точками". и с изломами прямолинейных. и иными переходными точками объектов

ну вот, в принципе все и сказал. с учетом прошлых уроков можно делать выводы самостоятельно. в том числе и прикладные
но конечно понимаю, что тут еще объяснять и объяснять... - на монографию потянет
впрочем, многие уже должны быть в курсе :)

и однако, золотая пропорция хоть и самый часто применяемый принцип организации картинки, но не обязательный
можно построить шедевр и на иной основе


фоторедактор (фотошоп) онлайн
 

другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Интересный комментарий:
Юстиция под дождём
Аlexey Smirnov
Точно, российская юстиция-весов нет, один меч остался
Рекомендовал(а)
Тамара Львова




 1.Максим Капранов 07.02.2015 14:46 
 Андрей, у тебя столь плотная решетка по ссылке приведена, что почти в любой фотографии хоть какой-нибудь объект, да коснётся её кромкой.
 
 2.AndrewA 07.02.2015 14:53 
 я ее продлил за первые 4 линии, чем обычно ограничиваются те кто понимает о чем говорит
вот и все
можешь в расчет взять только 4 центральных на первое время
- уже можно сделать прорву выводов
---
например нечасто, но бывают разметки визиров фотоаппаратов именно по зс
кстати я встречал и композитную разметку:
вертикали по "третям", горизонтали по "зс"
правда это совершенно уникальный случай сменного экрана одной из протушек
но вы теперь должны понимать как этим пользоваться
например что "трети" это отнюдь не "зс" , что в одном случае совмещаются кромки-начала, в другом - "центры масс"и "точки схода"
 
 3.AndrewA 07.02.2015 14:55 
 1 и еще
совпадение должно быть абсолютно точным
ну скажем для картинок в кисках - с точностью в 1 пиксел
 
 4.AndrewA 07.02.2015 14:56 
 1 если думаешь что такая точность - миф
то я скажу что ты сам легко оную выдерживаешь в картинках которыми доволен :)
 
 5.AndrewA 07.02.2015 15:01 
 то что "коснулось", то прилипло
что близко но нет, то в восприятии пока еще "дрейфует", "дребезжит"
пятно коснувшееся 3х линий (с 3сторон) "прибито намертво" к холсту
потому например, первое что "касают" в ландшафте - горизонт
а скажем в сценке "на яте в шторм" его напротив не касают
 
 6.AndrewA 07.02.2015 15:03 
 5+ ну и понятно, что линий для горизонта больше чем две
(а то в книжках пишут что мол всего две)
но положение "стабильного" горизонта все же "квантовано"
 
 7.AndrewA 07.02.2015 15:11 
 посткадрируя кадр тренда (он в исходнике 4х3) я заботился о птичках - в результате кромка на которой они стоят - "по линии"
ест-нно делал на глаз
--
а кстати, в лайтруме и некоторых версиях шопа при выкадровке рамку прицела можно разметить именно по ЗС...
правда всего 4мя центральными линиями
- ну хоть будете понимать теперь нахрена так сделано

 
 8.AndrewA 07.02.2015 15:15 
 другой прикладной вывод
вполне можно компоновать кадр с объектом посередине (фэйсом например)
но если хотите "устойчивости" кадра - объект необходимо "коснуть"
 
 9.AndrewA 07.02.2015 15:17 
 выводов миллион
неохота описывать каждый
либо сами обнаружите, либо можно спросить в конце концов
 
 10.AndrewA 07.02.2015 15:21 
 вот чего можно бы спросить - так это "история вопроса"
откуда мол пошла бредятина ну типа вот ссылка
это да - сам не додумаешь, это надо исследовать специально
 
 11.Максим Капранов 07.02.2015 15:42 
 /4/ Я не думаю, что миф.
 
 12.Сергей Максимов 07.02.2015 16:00 
 Андрей, а как текст соотносится с картинкой????
Что у тебя в золотом сечении??
 
 13.AndrewA 07.02.2015 16:02 
 вот еще что не из "выводов"
об этом тоже можно написать монографию но попробую кратко
---
я помянул "храмы"
поскольку люди очень тщательно проектировали такие объекты, закладывая в их облик "гармонию" и особенно "стабильность на века"
то ест-нно подсознание пропорционировало фрагменты целого по зс
...тут см предыдущие уроки ибо все сказано уже раза три...
ну так вот, опасаясь (видимо не без основательно), что современные архитекторы задурены образованием и ориентируются вместо чувств на "правила" черте кем сформулированные, да и вообще, нет уверенности что хоть на что то ориентируются
в отечественные стандарты проектирования православных храмов внесено требование об обязательной поверке композиции храма на золотое сечение
само зс объявлено "божественным"
именно потому что столь мощно прошито в подсознании человеков
---
в подсознании лежит то, что сознанием не идентифицируется, но этим же сознанием и руководит
 
 14.AndrewA 07.02.2015 16:30 
 прикладной вывод 3 (для примеру:)
еж ли буксир должен восприниматься "дрейфующим", то он ляжет между "линий"
еж ли на якоре - коснется одной из них, а лучше - двух

 
 15.AndrewA 07.02.2015 18:37 
 пара примеров по вашим работам
вот так оно происходит:
первая картинка поясняет как понимать последующие
обратите внимание на горизонт ссылка
ссылка
ссылка
 
 16.AndrewA 07.02.2015 18:51 
 канонические случаи
ссылка
ссылка
ссылка
далее идут аниме. их смотреть не менее 5 секунд
ссылка
ссылка
 
 17.AndrewA 07.02.2015 21:40 
 сегодня ссылка
 
 18.AndrewA 07.02.2015 21:53 
 еще ссылка
 
 19.Максим Капранов 07.02.2015 22:02 
 Да ну брось, Андрюх! С тем же успехом можно включить разметку через сантиметр и искать совпадения линий. 98% даю, что совпадёт хоть что-нибудь и можно будет всем показывать удивительную гармонию, поверенную алгеброй.
 
 20.AndrewA 07.02.2015 22:10 
 19 а как насчет горизонта?
или если бы я показал бы вам только 4 средних
тогда ты что бы сказал
 
 21.AndrewA 07.02.2015 22:17 
 20+ ну вот так вот
ссылка
ссылка

 
 22.AndrewA 07.02.2015 22:20 
 "и можно будет всем показывать удивительную гармонию, поверенную алгеброй"
фраза показывающая, что ты не понимаешь, о чем я вам тут рассказываю
что печально
 
 23.AndrewA 07.02.2015 22:26 
 и потом, из всего этого моного прикладнухи следует :)
---
но если ты найдешь много совпадений "с сеткой через сантиметр" - это будет еще одна тема
но пока что я не встречал такого
---
знаю еще одну сетку: "4х4"
кроме "зс" и "3х3"
конечно она используется совершенно неожиданным образом. как и те две :)
кстати и сменные экраны есть 4х4
я правда решил не вспоминать оную, хоть и рассказывал уже лет 10 назад
посмотрим
 
 24.AndrewA 07.02.2015 22:29 
 ссылка кстати иллюстрация к 14
 
 25.Максим Капранов 07.02.2015 22:42 
 Да всё я понимаю...

Вот, пожалуйста:
ссылка
ссылка
И что с того? Так же линии совпадают с горизонтом и краями фигуры. Так можно какую хочешь сетку намалевать - что угодно совпадёт, если на ней есть достаточное число линий.

Ты вот мне дай сетку с тремя-четырьмя линиями и к ней объясняющую теорию. А то нарисовал паутину... Ясен перец, что там что-нибудь, да совпадёт.
 
 26.Максим Капранов 07.02.2015 22:44 
 /25+/ В своих примерах я даже не трудился менять установки у сетки - вывел, какая была по умолчанию. Разве что цвет для лучшей разборчивости поменял на второй картинке.
 
 27.Фаина Воронова 07.02.2015 22:45 
 Ой. как всё мудрёно... как на кнопку то давить, держа в голове такие премудрости. В таком разе тока дома кошек снимать или натюрморты, предварительно "закрепив" их в нужной точке "решетки"...:)
 
 28.Фаина Воронова 07.02.2015 22:45 
 Кстати, фото понравилось
 
 29.AndrewA 07.02.2015 23:23 
 я когда то пытался собрать коллекцию не учебных фоток точно удовлетворяющих ссылка
за полгода нашел только три экземпляра
 
 30.AndrewA 07.02.2015 23:26 
 для расширения кругозора:
в архитектуре классической ссылка
тут думаю все более менее в курсе, потому поищу щас в других областях
 
 31.AndrewA 07.02.2015 23:33 
 в поэзии ссылка
вообще когда у меня драйв и позволяет время
я провожу аналогии при рассказах о картинках со структурой стихов
много общего вообще говоря. и интересного
 
 32.AndrewA 07.02.2015 23:36 
 в теории музыки ссылка
труд неакадемический но щас нет времени искать серьезно
 
 33.AndrewA 07.02.2015 23:38 
 27 фаина! ты меня расстраиваешь!
ты предыдущие уроки читала???
 
 34.Сергей Максимов 07.02.2015 23:39 
 пример 17 увы не понял увы
 
 35.AndrewA 07.02.2015 23:42 
 не думайте что пушкин подсчитывал количества строк и гласных
у него "все получалось как само" :)
не удивлюсь если он не разбирался даже в размерах стиха
в его структуре :)
 
 36.AndrewA 07.02.2015 23:43 
 34 см 24
 
 37.Максим Капранов 07.02.2015 23:47 
 /35/ Подсчитывал, будь уверен. Пушкин со структурой и размерами стиха был знаком будь здоров!
 
 38.AndrewA 07.02.2015 23:47 
 36+ ну горизонт опять же очень близок к "правильному положению" :)
 
 39.AndrewA 07.02.2015 23:48 
 37 не уверен
а что, есть достоверные свидетельства?
 
 40.AndrewA 07.02.2015 23:50 
 вынужден отойти на часик
 
 41.Максим Капранов 08.02.2015 00:12 
 /39/ Конечно. Поговори с моей супругой, она тебе ссылок накидает. :)
 
 42.AndrewA 08.02.2015 01:30 
 41 любопытно
 
 43.AndrewA 08.02.2015 01:37 
 да, кстати
вот подобные картинки - брехня! имейте ввиду
ссылка

 
 44.AndrewA 08.02.2015 01:57 
 давайте вернемся к уроку 5
там я рассказал, что можно выделить:
- "композицию смыслов", или "образность", или "поэтику"
- "конструкцию" описываемого явления или события
- "компоновку" элементов картинки
и объяснил, что в этом курсе рассказываю вам о последнем
а точнее о "психологии восприятия"
ибо именно об этом в открытых вам источниках нет ничего кроме бесстыдной дезинформации :)
---
так вот,
в стихотворении можно выделить те же три уровня композиций
- о поэтике поэзии и ежу все понятно
- о композиции события тоже более менее (ну к примеру это сценарий Евгения Онегина)
- а вот с компоновкой элементов стиха все куда как хитрее и мало известней
---
может ли держаться стихотворение на одной компоновке звуков без всякий следов поэтики-образности и без сюжета-темы
да запросто! ссылка
и что же здесь собственно цепляет сознание?
- вот те самые "структуры" (несколько зараз, не одна, кстати подчеркнуть), аналоги которых я вам и раскрываю

 
 45.AndrewA 08.02.2015 02:03 
 а согласитесь, стихи звучат красиво!
но той самой красотой, которая бессмысленна с позиций семиотика
вот тоже самое и в фотографии
есть такие, которые тупы семиотически и ниочем не повествуют познавательно
но красивы в своей бессмысленности
- я вас готовлю к понимаю "почему", что в них "цепляет"
 
 46.Максим Капранов 08.02.2015 02:18 
 /44/ Про структуры никто не спорит. Вспомнить хотя бы:
- шины машин по асфальту шуршат;
- чуждый чарам черный челн;
- сидеть ли дома, скуку пить, иль пойти треску купить;
и т.п. цитаты. Обычная, знакомая всем аллитерация.
 
 47.AndrewA 08.02.2015 02:43 
 а ты заметил по ссылке 44
смена формальной структуры влечет изменение эмоционального оттенка восприятия?
не знаю как кому, а мне эти дела куда интересней чем обсуждение технических параметров матрицы :)
вот например похоже уже можно сочинить программу, генерирующую фото с заданным эмоциональным посылом...
на любой матрице между прочим :)
 
 48.Максим Капранов 08.02.2015 02:51 
 /47/ Хех, Андрюха... Ты ведёшь речь о генерации сабжа, влияющего своим эмоциональным посылом на чьи-то умы, а я про технические детали, позволяющие самому получать удовольствие от результата.
Почувствуй разницу! :)
 
 49.AndrewA 08.02.2015 02:55 
 43+ а вот "модулор" - не брехня, работает превосходно!
но, как говорят архитекторы: только в руках автора :)
ссылка
 
 50.Максим Капранов 08.02.2015 10:58 
 Вообще говоря, я совсем не против выявления структур, влияющих на восприятие. Мало того, лет двенадцать назад бил себя в грудь, утверждая "учение о золотом сечении". Теперь же полагаю, что всё это имеет место, но не является всеобъемлющим. Восприятие слишком от многих параметров зависит, и не стоит всё сводить к ЗС. Уж тем более не стоит рисовать столь плотные сетки, под которые можно подтянуть почти любую картинку. Короче, пару линий по каждой оси нарисовать можно, не более. Остальное от Лукавого.
 
 51.Александр Фурсов 08.02.2015 11:12 
 Жуть как познавательно! Но:
1. В чем-то Макс прав, говоря, что при густой сетке совпадений будет много. Засада в том, что тонкое отличие дрейфует-стоит каждый поймет по-своему, и как тогда договариваться?
2. Каждый раз думаю, откуда ты это всё берёшь? Уж не сам ли выдумываешь? Но затягивает, ёлы-палы! :)
 
 52.Владимир Алексеев 08.02.2015 12:35 
 Спасибо, Андрей!
Умнее я не стану, но знать буду больше)
 
 53.Владимир Алексеев 08.02.2015 13:13 
 "потому например, первое что "касают" в ландшафте - горизонт
а скажем в сценке "на яте в шторм" его напротив не касают"

... а для усиления драматизма еще и заваливают горизонт мизансцены... понятно
 
 54.Юрий Черных 08.02.2015 13:24 
 композиция напоминает известный снимок Гурски, где вода, небо и два берега
 
 55.Юрий Черных 08.02.2015 13:41 
 но на этом снимке так много мелких и, на мой взгляд, ненужных деталей, что попиксельное соответствие какому-либо сечению его не спасает
 
 56.Максим Капранов 08.02.2015 13:59 
 /55/ Вот именно. :)
 
 57.Фаина Воронова 08.02.2015 15:50 
 33/Нее, не читала, некогда было! Придется перейти в начало, бум разбираться...)
 
 58.AndrewA 08.02.2015 19:36 
 спасибо за мнения
я всем отвечу, но позже
сейчас хотелось бы отдохнуть
но предлагаю обсудить сомнения между собой
мне и это весьма интересно
а сейчас только на
55 - тут "соответствует" только протяженное основание под лапками птичек
это типа "кромка тверди"
да и визуально эта граница самая весомая
этого "касания" вполне достаточно для такого кадра
---
вообще нет никаких "требований" ни к количеству коснувшихся объектов, ни к числу затронутых линий разметки
есть иное... но о том расскажу на следующем занятии

 
 59.AndrewA 08.02.2015 19:38 
 я думаю на многие вопросы вы можете ответить друг другу сами
 
 60.AndrewA 08.02.2015 20:03 
 из сегодняшних постов
ссылка
- зацените как вписаны дети
да и ведро
 
 61.Максим Капранов 08.02.2015 20:49 
 Хе-хе!
ссылка
 
 62.AndrewA 08.02.2015 21:52 
 51-1 мы друг друга не понимаем
я вам типа излагаю "закон природы"
аналогичный скажем ссылка
а макс сомневается (его право) мол а почему кэффицент именно 6,67384(80) * 10-11 м³/(кг с²)
а что если взять ровно 10.000 м³/(кг с²)
как можно реагировать на такое предположение?
- пусть возьмет и покажет экспериментом что это тоже работает
---
по этому поводу у меня непонятка:
к привычному вам изложению "закона третей-зс" у него комментариев нет?
 
 63.AndrewA 08.02.2015 21:56 
 51-2 очень долго ждал этот вопрос
мне удобней чтобы считали что это именно мое открытие
считай меня вторым ньютоном на этом поле :)
как думаешь, ньютону оппонировали так же? :)
 
 64.AndrewA 08.02.2015 21:58 
 52 по крайней мере обострится интуиция :)
но в 12 раз повторяю, все это имеет много прикладных следствий... :)
странно что никто так и не поинтересовался
 
 65.AndrewA 08.02.2015 22:03 
 51-1 кстати еще раз повторю
в 00 я вам показал почти полную сетку
но можете смотроть только на 4 центральных линии
кстати только их вам и покажут и в лайтруме и в шопе и на дисплеях некоторых фотокамер
даже в этом случае уже имхо есть польза для практики
так причем тут "густая ветка"
52 алексей - вот вам и "ум практический"
--
странно, мне казалось, что это понятно было сразу
 
 66.AndrewA 08.02.2015 22:06 
 53 угу
но с горизонтом есть еще соображения
раушенбах ставил опыты и выяснил,
что когда есть противоречие между горизонтальностью горизонта и вертикальностью вертикалей (объектов, которые сознание относит к тем, что должны быть вертикальны)
КОЗЫРНЕЙ ВЕРТИКАЛИ
то есть картинка будет сориентирована по ним
 
 67.AndrewA 08.02.2015 22:14 
 61 - поясни пожалуста
 
 68.Максим Капранов 08.02.2015 22:26 
 /62/ Я не сомневаюсь ни разу. И не про коэффициент речь, а про избыточность. Всё-таки разложение в ряд есть смысл останавливать в пределах заданной точности. Иначе получается измерение цены урюка в миллидрахмах.
/67/ Андрюха, помню старый учебник немецкого языка, где пояснялись тамошние анекдоты: "Юмор данного анекдота заключается в том, что..." ;-)
 
 69.AndrewA 08.02.2015 22:50 
 я приготовил адаптированную версию урока
ссылка
чтобы снять сомнения насчет "густоты сетки" и "мелкодробности элементов"
 
 70.AndrewA 08.02.2015 22:51 
 считаю необходимым подчеркнуть,
капранов очень хорош в роли оппонента
мне приятно работать с ним
 
 71.Максим Капранов 08.02.2015 23:14 
 /70/ Дык, мне же интересно, что ты излагаешь. :)
 
 72.Михаил Северов 20.02.2015 11:18 
 /35,39/ две копейки про Пушкина и стихосложение. В некоторой степени золотой и серебряный век русской поэзии - производные интереса поэтов к изучению структуры стиха :)
 
 73.AndrewA 12.03.2015 11:56 
 до кучи:
ссылка
- пример среднестатистического "вписывания"
(конечно в случае, когда ЗС вообще задействовано)
 
 74.AndrewA 30.03.2015 00:03 
 пример из свежих ссылка
 


 

 
Рейтинг@Mail.ru