на фото - город Новороссийск
---
сегодня очень кратко рассмотрим это удивительное явление - "золотое сечение", или иначе - "золотая пропорция"
понятие "пропорция" (или "сечение") определяет такую идею: нечто вопринимаемое нами как целое , состоит из частей, состоящих в определенном геометрическом отношении к этому целому. иными словами, начало и конец частей целого предопределены формулой "пропорции"
вот это принципиально, повторю: предопределены начало и конец частей. а не что иное
есть одна особая пропорция, за свои странные свойства называемая "золотой". её коэффициент равен (с точностью 4х первых знаков) 1.618. это значит, что если взять нечто целое, разделить его на 2 части, таким образом, чтобы одна часть больше другой на "золотой" коэффициент, то мы и получим именно "золотое сечение" этого целого, а обе части будут находится в "золотой пропорции"
еще раз: "сечение" определит начало-конец
теперь заметим: "целым" мы можем воспринимать как объект съемки, в терминологии урока 5 это будет "конструкция", а можем - "фотографию" (как холст с картинкой), тогда речь пойдет о "компоновке"
в "конструкции" все понятно - положим фотографируя православную церковь с собственными пропорциями хорошо бы их просто не исказить фотографией
а вот создавая саму фотографию фотограф создает и ее пропорции
и тогда понятно: "целое" - "холст". кромка холста - граница целого. сечение должно отсчитываться от края кадра. если раделить холст в каждом направлении по "ЗС", а потом каждую большую часть разделить еще раз, то получим вот такую решетку
ссылка
теперь вспомним решающий момент". грубо говоря он наступает тогда, когда объекты дрейфующие в поле визира, касаются кромками этой решетки. чем больше объектов касается - тем напряжённее "поле момента".
аналогичная задача решается и посткадрированием
прямолинейные объекты на "содержательном уровне" могут восприниматься двояко как самостоятельные линии, так и как границы сред. например: тонкие деревья и линия горизонта. но в рамках "копмоновки - они одинаковы, они "граница", а потому место им на линиях решетки. так же как и началу этих линий.
то же и с "точками". и с изломами прямолинейных. и иными переходными точками объектов
ну вот, в принципе все и сказал. с учетом прошлых уроков можно делать выводы самостоятельно. в том числе и прикладные
но конечно понимаю, что тут еще объяснять и объяснять... - на монографию потянет
впрочем, многие уже должны быть в курсе :)
и однако, золотая пропорция хоть и самый часто применяемый принцип организации картинки, но не обязательный
можно построить шедевр и на иной основе