Фотолайн | PhotoLine - сайт для любителей фотографии



кулинария

фотография урок 1 -правило третей-

урок 1 -правило третей-


AndrewA
14.01.2015

итак начнем урок 1 по "теории композиции"
для начала я выбрал "правило третей".
в ложной формулировке оно известно уже более ста лет. и сегодня нет такого русскоязычного издания по фотографии, где б эти заблуждения не пропагандировались бы. для примера:
ссылка
ссылка
к сожалению, каждое утверждение в этих текстах не соответствует реальности. буквально - каждое
а вот как на самом деле работает правило, которое можно было бы назвать правилом "третей":
-----
- двумя вертикальными линиями (мысленно) делим кадр на три равные части
- на правой вертикали размещается либо самый удаленный объект, либо точка схода перспективы (в идеале и то и другое)
- на левой вертикали - "центр массы" графической и содержательной доминанты снимка. (в идеале доминанты совпадают и являются одним объектом)

-----
разница с традиционной трактовкой вот в чем:
- членение горизонтальными линиями не имеет значения
- никаких "точек силы (холста)" не существует
- "трети" никоим образом не соотносятся с понятием "золотое сечение"
-----


фоторедактор (фотошоп) онлайн
 

другие фото раздела


<<старые
 
новые>>
Интересный комментарий:
Юстиция под дождём
Аlexey Smirnov
Точно, российская юстиция-весов нет, один меч остался
Рекомендовал(а)
Тамара Львова





 1.AndrewA 14.01.2015 17:25 
 пока что не закончил текст 00
я скажу когда закончу
а пока что отошел на некоторое время
 
 2.AndrewA 14.01.2015 18:10 
 ушел до позднего вечера, до времени, когда собираюсь детально рассмотреть все на примерах
своих и ваших
 
 3.Фаина Воронова 14.01.2015 18:36 
 Сетку в фотике включаешь или потом подгоняешь под трети?:) Возможен вариант ответа, что самостоятельно выстраиваешь при съемке ( интуитивно или специально строишь кадр)
 
 4.Alexandre Korolkov 14.01.2015 19:17 
 суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.. не помню, кто сказал, но в точку, нмв...
 
 5.Alex Kupryanov 14.01.2015 21:03 
 Это соответствует европейскому диссоциативному восприятию времени. Всё проходит перед глазами из прошлого через настоящее в будущее. Слева направо. Есть и другие стратегии восприятия времени. Крайний вариант - ассоциативное время, когда проживается только настоящее, а прошлое и будущее буквально вне поля зрения.
Интересно бы было посмотреть фотографии индийских, индейских, арабских, африканских, китайских, японских фотографов, не знакомых с европейской (североамериканской) фотографией.
Был проект Eric Gottesman "Эфиопские цветы". Когда эфиопским детям давали фотоаппарат и они фотографировали. что считали нужным. Но отбирал фотографии тот же американец.
 
 6.AndrewA 14.01.2015 21:42 
 3 вопрос хороший но преждевременный
---
я чего так долго раскачивался перед началом сессии? - я соображал что именно рассказать во-первых, а что потом
вообще тут надо сказать много чего, иначе не так поймут и выйдет только хуже
---
ну ладно, забегу немного вперед (плана):
"схемы" о которых рассказываю я - есть проявления "законов восприятия", работа сознания. ну типа как пульс 60уд\сек - специфика организма. проявление. то есть:
ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ САМО СОБОЙ
эти знания можно использовать "для общего развития", понимания мироустройства, либо в специальных целях. но не стоит в повседневной деятельности постоянно об этом помнить
 
 7.AndrewA 14.01.2015 21:45 
 4 ну я ждал подобной демагогии. она совершенно естественна как следствие современной литературы (по теории ф-фии) ибо именно такую реакцию читатель литературы и должен явить :)
 
 8.AndrewA 14.01.2015 21:49 
 5 чуть позже
---
продолжу
"схема третей" почти всегда такая как в 00, и только в пейзажной ф-фии бывает зеркальной: доминанта справа - точка схода слева
но даже в пейзажах это встречается весьма редко
 
 9.AndrewA 14.01.2015 21:54 
 механизм таков:
как только сознание находит на правой вертикали (ПВ) "самый дальний объект" (ССО), так так предполагает, что на левой (ЛВ) находится "нечто такое, ради чего сделан снимок"...
и если слева нечто есть, особенно графическая доминанта - так сразу этой доминанте присваивается статус и "содержательной"
- подумайте над этим...
 
 10.AndrewA 14.01.2015 21:56 
 а вот если слева ничего нет, или находится несколько равноценных объектов - то сознание считает себя типа "обманутым" а картинку несовершенной...
...
читаем тренд под именно такой картинкой ссылка
 
 11.AndrewA 14.01.2015 22:00 
 пропись 10 тут ссылка
мы видим, что невозможно предпочесть ни башенку ни зеленый таз...
ни тем более светящийся такой таинственный прямоугольник
 
 12.AndrewA 14.01.2015 22:06 
 а вот если слева доминанта во все красе - то...
ну конечно ж! сознание принимает находящееся на ПВ наиболее удаленным объектом
а в результате все что реально еще дальше того объекта воспринимается навскидку удаленным одинаково с ним
...
в картинке этого тренда все что за дальней башенкой воспринимается нарисованным типа на театральной декорации
типа за дальней башенкой глубина пространства прерывается...

 
 13.AndrewA 14.01.2015 22:06 
 отдохну пока
 
 14.AndrewA 14.01.2015 22:08 
 да, картинка тренда без разметки тут
ссылка
 
 15.AndrewA 14.01.2015 22:26 
 размышляя над уже сказанным смотрим "избранное фотолайна"
ссылка
ссылка
ссылка
ссылка тут забавным образом куст осоки на ЛВ приобретает "особое значение"
ссылка о мультикадрах расскажу ниже
ссылка и тд

 
 16.AndrewA 15.01.2015 00:01 
 напомню что такое точка схода перспективы
вот она зелененьким ссылка
ссылка
 
 17.AndrewA 15.01.2015 00:07 
 можно зрителя ткнуть носом что прелестные сторожевые башенки на каждом углу до самого горизонта
(а то на предыдущих фотах это слабо читается)
понятно, что дальнюю башенку надо поставить в позицию самого дальнего объекта
(обозначив башенку как доминанту слева)
ссылка
ссылка
 
 18.AndrewA 15.01.2015 00:11 
 теперь о "специальных целях", помянутых в 6
вообще то их много
ну самое очевидное это посткадрирование
осознанное
когда сомневаешься "как скадрировать получше"
или в целях внести новый смысл в имеющийся кадр
 
 19.AndrewA 15.01.2015 00:19 
 другое применение теории - мультикадр
особо эффективно при генерации мульти экспозиции
если один кадр сделан "в третях" на левую половину, а другой - на правую,
то их простое наложение создаст новый правильный
то ес ть кадр намного лучший чем его составляющие
это позволяет охотится не бездумно
подобными упражнениями я занимался не так давно
и именно на примере "третей"
ссылка
берем случайным образом полутрети и ... опа!
там правда добавлен третий кадр, но то ради пну
но пну потом как нибудь
 
 20.AndrewA 15.01.2015 00:20 
 есть и иные "специальные задачи" ну да пусть их. сейчас не будем
 
 21.AndrewA 15.01.2015 00:32 
 после всей этой дидактики
на пройденном материале
решил я сделать "художественную ф-фию", как того постоянно ожидают друг от друга лайновцы
"художественная " это либо красивая
либо непонятная, но в которой однако аки брезжит некий смысл...
выявить который предоставляется зрителю
пробуем:
бог с ними с башенками...
ссылка как вам роовый V голубой? при такой противопоставлении надо что бы кадр не рассыпался, его надо чем то крепко склеить...
или скажем этак ссылка

 
 22.AndrewA 15.01.2015 00:33 
 пожалуй для первого раза хватит
теперь конец занятия
 
 23.AndrewA 15.01.2015 00:34 
 все модели - случайные прохожие
(на всякий случай)
 
 24.Людмила Николаева 15.01.2015 10:36 
 Вот почему я перестала заходить в критику, там выскажешься о фотографии с чистым сердцем и без всяких задних мыслей, не говоря уж о потраченном на это времени, а будешь чувствовать себя дурак дураком:)
 
 25.AndrewA 15.01.2015 10:41 
 24 оно конечно да, это так :)
но с чего вдруг вы сказали это здесь ?
 
 26.Людмила Николаева 15.01.2015 11:04 
 25- тоже без всякой задней мысли, первое, что пришло в голову после прочтения, ну, и еще потому, что зритель и критик есть вещи не совместимые, больше не буду:)
 
 27.AndrewA 15.01.2015 11:07 
 экие все пугливые...
а поговорить? :)
заметте - никто даже спасибо не сказал
так хоть обсудить бы, мне ж любопытно, что народ думает
 
 28.AndrewA 15.01.2015 11:11 
 вообше собирался провести занятия еще по другим популярным в литературе заблуждениям:
- линия красоты хогарда
- чтения фоты как текста слева-направо-вниз
- золотому сечению
и еще раз рассказать кое что о чем вообще не пищут. про пну например

 
 29.Александр Фурсов 15.01.2015 12:39 
 Спасибо!
Пошел обдумывать, тока сегодня не получится, думалка тормозит. Завтра додумаю.
 
 30.AndrewA 15.01.2015 12:41 
 не тороплю ест-нно
 
 31.Alexandre Korolkov 15.01.2015 20:08 
 много буков написал - отложу до выходных, чтоб с чувством, толком, расстановкой..
 
 32.Елена Смирнова 16.01.2015 09:23 
 "- на правой вертикали размещается либо самый удаленный объект, либо точка схода перспективы (в идеале и то и другое)
- на левой вертикали - "центр массы" графической и содержательной доминанты снимка. (в идеале доминанты совпадают и являются одним объектом)" -Ну я тупая, а в центре что тогда?:))

 
 33.Елена Смирнова 16.01.2015 09:26 
 Мне вот этот вариант больше понравился ссылка
 
 34.AndrewA 16.01.2015 22:16 
 5 Алекс, я нахожусь в затруднительном положении, поскольку третий урок намерен был посвятить теме "слева-направо"
намерен был быть весьма категоричным в вердикте, а теперь вот не решаюсь
однако все пять тем, что я изначально хотел осветить в лайновских "уроках", "общечеловечны"
в том смысле, что причины их врожденны, специфичны сознанию как таковому
и не зависят ни от культуры, ни даже от возраста
так сказать - врожденные рефлексы
...
но вот к текущему моменту я приостановил проект и думаю о коррекции первоначальных намерений
 
 35.AndrewA 16.01.2015 22:18 
 33 это интересно, спасибо
однако обращю внимание, что каждый из этих примеров решает свою конкретную задачу. подталкивает зрителя к заданной трактовке увиденного. в каждом случае чуть иной
 
 36.AndrewA 16.01.2015 22:21 
 32 - что попало
или иначе - что автору будет угодно, это неважно
я примерно предполагаю в чем ваши сомнения, могу их разъяснить подробнее
если хотите
 
 37.Анна Туз 16.01.2015 22:24 
 34) приостановил проект, едва начав??!! нет, так не годится! хотя бы про "слева-направо" расскажи, а потом уже думай о коррекции :)
 
 38.AndrewA 16.01.2015 22:26 
 ну вот для примера каноническая реализация
ссылка

 
 39.AndrewA 16.01.2015 22:40 
 37 рассказывая вам то к чему не готово сообщество, я кое где разгуливаю по краю
не ощущая значительного интереса со стороны слушателей я раздумываю, а не сократить ли несколько свои байки
 
 40.AndrewA 16.01.2015 22:43 
 вообще проект родился из идеи собрать до кучи рассказанное лайну за последние годы
что бы при очередной необходимости не пересказывать десятый раз, а просто дать ссылку на место, где все взвешенно сформулировано, иллюстрировано
и уже выслушаны и обсуждены стандартные возражения

 
 41.AndrewA 16.01.2015 23:02 
 :) тока что опубликовали ссылка
ну в общем тьма реализаций схемы
- очень популярная
 
 42.Анна Туз 16.01.2015 23:05 
 39) OK, подождем, пока идея оформится окончательно :)
но если проект интересен самому автору, он должен быть реализован независимо от интереса слушателей :)
 
 43.AndrewA 16.01.2015 23:08 
 фэйстуфэйс устно я бы рассказал бы больше...
 
 44.Владимир Алексеев 16.01.2015 23:51 
 4/ ссылка :)
 
 45.Владимир Алексеев 17.01.2015 00:05 
 Спасибо Автору, что начал обзор темы. Мне всё интересно.
Пользуясь случаем, поздравляю Андрея с новой камерой. Предполагаю, что новую фотокамеру ему подарили к НГ.
Поздравляю всех кискожителей, в том числе и уважаемого автора, с наступившим Новым Годом!
 
 46.Лена Хлебникова 18.01.2015 00:09 
 Интересно!
почему только вертикали работают?
вот например здесь ссылка горизонтали

 
 47.AndrewA 18.01.2015 10:11 
 46 как сказать то...
пожалуй так: "трети" - "структура".
"структура" - некий принцип организации объекта, который
во первых - проявляется каждый раз целиком
во вторых - при явлении сопровождается опреденными свойствами организуемого объекта
ну например: графит и алмаз состоят из одного и того же, только поразному организованного
то что отметили вы в примере, во первых не стабильно (то есть то нет), во вторых не сопровождается определенными свойствами
вот например вертикальные трети определяют "главное"
возможно в том примере игра нескольких структур одновременно. это обычная ситуация
в нормальном снимке обычно использовано зараз 2-4 канонических структуры. один из канонов я описал в 00. вообще их довольно много. потом как нить мож быть расскажу
было бы интересно, удасться ли найти еще примеры типа 46
 
 48.Лена Хлебникова 19.01.2015 23:01 
 47/третий раз прочла, вроде бы понятно, но не до конца, потом еще раз перечитаю
примеры искать времени нет, но КМК береговая линия, линия горизонта, дорога, лесопосадки, ... вот из ближайших ссылка ссылка
 
 49.AndrewA 21.01.2015 12:01 
 к теме:
читаем коменты 3-5 ссылка
отмечаем "для пущей выразительности"
 
 50.AndrewA 21.01.2015 12:07 
 48 примеры относятся к "золотому сечению"
ЗС реально существует и оказывает сильней влияние на построение снимка. но совершенно иначе, чем принято думать
это тема , которую в уроках я пока что не затрагивал
не думайте что вы имеете представление о ЗС из общедоступных источников, ибо там - дезинформация
за эти годы я посвятил ЗСу ну ооочень много слов. и на лайне и вне его. большая часть кисок должна быть в курсе в деталях
намерен повторить позже, сделаю очень сжатый конспект без деталей
 
 51.AndrewA 21.01.2015 12:15 
 50 до кучи
в классической разметке третей существует еще и модель "девять дворцов"
но совсем особая модель о которой знают только поклонники азиатчины, и тут я ее разбирать не намерен :)
но помянуть похоже следует
 
 52.AndrewA 21.01.2015 12:18 
 но в принципе, это единственное приложение, ради которого можно бы включать "разметку третей" на дисплее цифрофотов
ради 00 - не советую, подсознание справится не хуже, а линии наложенные на изображение помешают адекватному восприятию кадра
пользоваться разметкой экрана стоит только в особых случаях, не "как правило"
 
 53.Владимир Алексеев 26.01.2015 13:04 
 ссылка
 
 54.AndrewA 26.01.2015 17:30 
 я полагал коснуться тем поминимому
но вот сейчас запощено подряд три фото с зеркальным случаем при том два случая особые, о них можно еще поговорить:
ссылка
ссылка
ссылка
в первых двух обе доминанты совпадают (как и положено), но находятся не только на правой вертикали а еще и накладываются на самый дальний объект...
в принципе такие композиции вызывают "смутное ощущение беспокойства, некой неправильности". это можно использовать для дела
второй кадр однако предлагает стандартный выход - на второй вертикали - самый дальний объект. и этим типа купируется "неправильность"
первый как бы так же, но в нем даль заслоняется неким объектом , расположенным как доминанта... от этого неясность композиции, "дребезг" только усиливается. это интересный ход, но фото вряд ли снискает симпатии публики, публика не любит беспокойства даже визуального
 
 55.AndrewA 26.01.2015 17:35 
 довольно редко но бывают фото, где на левой вертикали визуальная доминанта, на правой - содержательная, заслоняющая точку схода
это весьма интересные фото, как правило о некоем "конфликте"
но публика обычно отмечает некую неудовлетворенность увиденным
что, вообще говоря, приходится очень кстати снимку
 
 56.AndrewA 31.01.2015 03:18 
 классика бездумной ерунды ссылка
"Кадр будет разбит на равные трети по вертикали и горизонтали" смотрим картинку 2
ссылка
- на равные? автор полный дуб ибо на картинке ясно ж прописано что НЕ на равные...
хоть бы перечитал чего написал
далее смотрим на ссылка и размышляем
 
 57.AndrewA 16.07.2015 09:07 
 ссылка
заметте, на левой границе - ухо, что в контексте особо многозначительно
 
 58.AndrewA 08.10.2015 12:24 
 пример конфликта с правилом
ссылка
- возникает желание урезать живописную аллею
не "на месте" она
 
 59.AndrewA 09.02.2016 13:55 
 еще пример ссылка
 
 60.AndrewA 26.04.2016 10:53 
 интересный пример "самого дальнего объекта" ссылка
 
 61.Виктор Малышко 26.04.2016 23:43 
 Если будет позволено, замечу следующее:
1) Композицию стоит изучать по хрестоматийным шедеврам. Например, если бы в книжках Дыко были бы другие [т. е. нормальные] иллюстрации, эффект этих книг был бы иным. Огрехи и недочёты нешедевра будут отвлекать на себя внимание и сбивать с толку.
2) Рассматривая правило или приём, полезно сразу сформулировать для чего оно нужно / он нужен. Буквально. Применяя такое-то правило, мы получаем... Без этого освоение правила/приёма затруднительно. Вместо обучения получается дрессура вроде: "на всякий случай разложи по третям".
 



 

 
Рейтинг@Mail.ru