Дорогие киски, приходите!
Татьяна Везел-Игнатова живет в Голландии (Лейден) уже двадцать восемь лет. Будучи по профессии художником-графиком, в России она работала в издательствах, оформляла книги, а в Голландии ее главным делом (не считая работы в собственном, созданном вместе с мужем, переводческом бюро) стала фотография ею, собственно, Татьяна занималась с тринадцатилетнего возраста. Выставки ее фотографий проходили в Голландии и в Москве (в Москве эта третья по счету); работы хранятся в частных коллекциях в России, Франции, Голландии, Швеции, США.
Слово Нидерланды переводится как низкие земли: большая часть страны действительно располагается ниже уровня моря. Очевидность плоскостей, горизонталей и диагоналей сам пейзаж провоцирует на обнаружение своей структуры, поощряя минималистскую сдержанность языка. И в фотографиях Татьяны Везел-Игнатовой, кажется, представлены не столько конкретные виды провинции Южная Голландия, сколько словарные единицы ландшафта, одновременно являющиеся его большими величинами: море, небо, равнина до горизонта; фигуры или предметы лишь задают ритм тому, что вне этой ритмической разметки обратилось бы в чистую метафизику (собственно, это все равно происходит).
Первое впечатление какая большая страна, и какая пустая, молчаливая, совсем не потревоженная цивилизацией! Конечно, есть в этих панорамах то, чего ждешь конькобежец, мельница, стадо, но где-то на периферии кадра или на грани исчезновения в тумане, в атмосфере, которая сама становится главным действующим лицом пейзажного сюжета. В обостренном ощущении простора и неозначенного воздуха можно усмотреть как отсылку к классическому голландскому пейзажу с преобладанием неба (Ян ван Гойен, Арт ван дер Нир, отчасти Рейсдаль), так и неявную манифестацию русских корней автора (если считать завороженность пространством национальной чертой). Впрочем, живописные аллюзии возникают лишь по поводу конструкции кадров язык же, скорее, ассоциативно адресует к графическим техникам: от цветной ксилографии (например, в закатах) до акварелированного рисунка (в туманах). Вместе это тот культурный слой, который обращает как бы случайно пойманное в образы, где гений места живет безусловно.
|