Можно я еще потрындю под чужой фотой?
После неоднократного посещения Великого Новгорода в моей голове обозначилась некая историческая «перестройка». Ведь та история, которую преподают у нас в школе это «московский» взгляд на события… И мне везде теперь мерещится «новогородский» след! ;)
К чему это я под этой фотой? Какое отношение имеет ярославский храм Ильи Пророка к Великом Новгороду? А самое прямое.
Дело в том, что до 17ого века в Ярославле существовал только один каменный собор, уже тогда довольно старый, Спасо-Преображенский. Традиции строить каменные приходские храмы просто не существовало. И вот после разгрома Великого Новгорода в 1569ом году в Ярославль по приказу Ивана Грозного ссылают «средних и меньших» посадских людей Великого Новгорода. И через несколько десятилетий именно представители этих родов, начинают строительство каменных храмов. Это и церковь Николы Надеина и Рождества Христова и Илья Пророк. При этом строят не «реплики» новгородских храмов, разрабатывается свой, совершенно оригинальный стиль. Казалось бы, ничто не напоминает в новгородском прошлом… Ан нет! В храме, в алтаре, есть небольшой придел (снаружи не выделен даже маковкой!), посвященный Варлааму Хутынскому, великому Новгородскому святому.
Занятно все это.
Роскошная фотография, интересный коммент /6/
Следы сосланных новгородцев можно при желании отыскать и в озерном и болотистом Мещерском крае (Рязансая обл). Жители некоторых деревень близ Тумы отличались от коренастых местных жителей особой статью. Как говорил мой дед, "новогородская порода". Не знаю, есть ли документальное подтверждение этим догадкам..
14/ Заглянув в умную книжку. На видимой части столба, на верхнем ярусе апостолы Андроник и Варнава, на среднем мученики Федор Стратилат и Георгий, на нижнем св.князь Василий и св.царь Константин.