***
Это случилось несколько лет назад, когда в очередной раз неизбежно в Москву пришла осень. Мы созвонились накануне и решили больше не откладывать нашу встречу и приуроченную к ней фотосъемку. Тем более, что она должна была состояться в необычной ситуации, в киностудии с участием симфонического оркестра.
Дождливым вечером я шел по необъятной территории Мосфильма беспомощно пробираясь среди зеркальных луж, в которых отражался весь этот большой и неуютный город. Мои заботы, связанные с новой работой, на которую я только что устроился, уступали место нарастающему ожиданию. Подумать только, ведь мы с ней не виделись с 1985 года! Мысли в голове путались, и только случайно пришедшие на память стихи Алексея Апухтина ритмично отбивали слова: "Ну, как мы встретимся..?" В запутанных мосфильмовских коридорах было пусто. Со стен на меня смотрели киногерои ушедших кинофильмов из такой же ушедшей страны. Необычная тишина никак не вязалась с тем, что где-то рядом звучит оркестр, и под его музыку струится волшебный голос Нины Шацкой - заслуженной артистки России, а тогда, много лет назад, высокой худенькой девочки с тугими черными косами из школы No1 города Рыбинска, где мы когда-то учились.
Вот открылась последняя дверь, и ворвавшаяся суета происходящего действия вытеснила тревожную тишину ожидания. Передо мной была большая студия звукозаписи, по которой туда-сюда сновали люди, а за стеклом в огромном зале сидели музыканты оркестра. Издалека доносился властный голос дирижера Сергея Скрипки: "Куда у вас ямщик подевался? Еще раз...Начинаем!" Нина сидит спиной ко мне, я только слышу ее голос и жду, когда она обернется...Раз, два, два с половиной....и на меня смотрят большие теплые глаза. Мы коротко здороваемся, продолжая разговаривать взглядами. Ее постоянно отвлекают, и вот она уже снова погружается в свой мир мелодичных звуков, из которых сплетается привольная и печальная русская песня. "Вот мчится тройка почтовая"...ее сильный и страстный голос наполняет комнату, рисуя картину происходящего в песне - несбывшуюся любовь ямщика и горечь разлуки.
Неужели это та самая Нина, которая была такой неприступной в школе, мимо которой я проходил, боясь поднять глаза? Передо мной снова проплывал заснеженный старинный город, беседка за Волгой, запах карамели с кондитерской фабрики и ажурный балкон нашей дореволюционной гимназии. И кажется, что это где-то рядом здесь, не прошло, и не пройдет никогда...
Я фотографировал до тех пор, пока в моих фотоаппаратах не кончилась пленка. Этот кадр был последним. К этой съемке, я не был, как обычно, хладнокровно готов. Снимал еще неотъюстированным тогда "Роллейфлексом", и фокус у меня съехал на край ее сумки. Были и более правильные и удачные кадры, которые теперь украшают буклет ее нового диска, но именно эта фотография мне особенно дорога и памятна, потому что в ней остались мои волнение и трепет.
В тот вечер родилась наша дружба. Концерты и съемки, впечатления от новых творческих удач, переживания в трудные минуты жизни всегда были украшены ее голосом, нежные переливы которого, как яркие огни призывно светят мне и в душевном ненастье, и радуют в светлые дни. Спасибо тебе, Ниночка...
октябрь 2009г.
|