А за три года до войны в России произошло событие, о котором еще не раз
будут вспоминать наши историки... Со слипов Путиловского завода
петербургские умельцы спустили на воду корабль, получивший наименование
Новик (так в старой Руси называли новобранцев). Впервые в русском
флоте корабль питался одним мазутом, а раскаленная лавина пара
неудержимо бросалась на ювелирные лопатки турбин. Новик проходил
испытания на мерной миле под Ганга. Приемная комиссия заполнила крылья
мостика, следя за стрелками тахометров. Выше скорость, выше... Казалось,
что турбины на разгоне оборотов разлетятся в куски. Мелко вибрируя,
эсминец легчайше вспарывал волну. И ни буруна под форштевнем! И ни
каскада за кормой! Новик летел, как в сказке, не нарушая маскировки
движения, он шел без пены...
Дадим еще, решили тогда на мостике.
Стрелка лага шагнула за 33 узла. Невероятно!
Британский истребитель Свифт, рассуждали офицеры на мостике, год
назад дал рекордную скорость в тридцать пять узлов. Господа, не рискнуть
ли прибавить еще давление на турбины?
Прибавили Новик, словно играючи, побил рекорд мира (репитеры лага
устойчиво держали 35 узлов). Тогда командир эсминца решительно толкнул
рукояти телеграфа, и стрелки тахометров потянулись дальше. Неустанно
щелкал лаг, отбивая на табло ритм наращивания скорости. Палуба ходила
ходуном, на пружинах амортизации тряслись в рубках приборы... Результат
37,3 узла!
Ура! Самая высшая скорость мира принадлежит России...
Вместе с бескозырками матросов взлетали в небо, уносимые ветром (и
навсегда) кепчонки и картузы путиловских мастеров, гордых своей победой.
А потом, когда пришли в Гангэ, командир получил телеграмму не
поздравительную, а трагическую. Оказывается, разведенная эсминцем
ходовая волна, почти невидимая с мостика, неслышно подкралась к далекой
земле; она обрушилась на берег, разворотила причалы, сорвала со швартов
катера и унесла в море детей, игравших на пляже. Командира судили, но
суд его оправдал: Новик не виноват корабль сам не знал своей мощи... "Моонзунд"
|