Двухколёсных в Китае много. Денег на собственное авто может наскрести не более 1% населения, поэтому остальные копят на два колеса. Такого разнообразия двух, а иногда и трёхколёсных конструкций, я не встречал нигде. Это и классические велосипеды с мускульной тягой, и их трёхколёсные грузовые версии с кузовом, и мотороллеры-скутеры, и электровелосипеды, и электромопеды, и велорикши, и даже специализированные велоконструкции для перевозки мусора, еды или стройматериалов. Всего разнообразия не упомнить. Особое удивление у меня вызвали электропеды, если их можно так назвать. Под рамой или под сиденьем обычного велосипеда закреплён продолговатый аккумулятор, а во втулку заднего колеса встроен электродвигатель. При старте хозяин этого электрочуда помогает движку педалями, а потом уже восседает, не работая. Большинство транспортных средств пошарпано и непрезентабельно, что нисколько не смущает их владельцев. Перефразированный остаповский лозунг «Велосипед не спорт и не забава, а средство передвижения», похоже, негласно принят всеми. На двух колёсах ездят все, кто может ездить, и возят всё, что того требует.
Понаблюдав за движением на китайских улицах, я сделал вывод, что психология участников движения базируется на безусловном приоритете велосипедистов. На всех дорогах, кроме хайвэев, автомобилисты смиренно пропускают мопеды и велики. Оно и понятно, двухколёсный друг человека издавна был главным китайским транспортом. В массовом порядке автомобили появились сравнительно недавно, поэтому они переняли у велосипедистов их манеры поведения. Например, совершить левый поворот на перекрёстке с главной дорогой, выехав под красный свет на поперечную «встречку» и использовав её как разгонную полосу для вписывания в поток, не составляет никакого труда для водителя авто. Сами велосипедисты еще более хитрые. Когда выгодно, они ведут себя как полноценные скоростные участники дорожного движения, отчаянно сигналя нерасторопным пешеходам или зазевашимся водителям других средств передвижения. С другой стороны, им вовсе не зазорно прикинуться пешеходом и, не слезая со своего друга, преодолеть перекрёсток по пешеходному переходу, когда остальные колёсные средства смиренно ждут своей очереди. То же относится и к мопедам, мокикам, электропедам и проч. Они могут с одинаковым успехом ехать и по тротуару, и по проезжей части. Резюмируя, выстрою участников движения по возрастанию приоритета на дороге: автомобили, пешеходы, и на самой верхушке «табеля о рангах» находятся двухколёсные.
Друг с другом двухколёсные разъезжаются в миллиметрах. Эту единицу измерения я указываю буквально. Многажды наблюдал, как два велосипедиста едут друг на друга и я уже точно вижу, где они должны столкнуться. Но, приблизившись друг к другу на аварийно опасное расстояние, они умудряются чуть вильнуть рулями и ехать дальше. Ещё большее потрясение вызвало зрелище просачивания друг сквозь друга двух плотных групп двухколёсных, подъехавших к перекрёстку с разных сторон по перпендикулярным направлениям. Вроде бы должна была неминуемо получиться свалка, но они непостижимым образом, слегка снизив скорость, крест-накрест просочились друг сквозь друга, никого не задев, и поехали дальше. За те четырнадцать дней, что я в сумме провёл в Поднебесной, я не видел ни одной аварии с участием велосипедистов. Это при том, что их концентрация в городах превышает все мыслимые размеры.
Главным знаком приоритета движения в Китае является звуковой сигнал. Для велосипеда это звонок или подвешенный к рулю колокольчик. Для моторизованных средств это клаксон. Тут фантазия и желание отличиться от остальных прямо-таки фонтанируют у их владельцев. У какого-нибудь старенького мокика может не быть кожуха над двигателем, но мощная «фафака» будет обязательно. Первое время я изрядно нервничал, заслышав сзади сигнал, достойный автобуса. Обернувшись, видел смешной обшарпанный мотороллер с гордо восседающим на нём китайцем. На китайских улицах не проходит и двух секунд, чтобы не слышать сигнал. Сигнал обозначает многое, чаще всего это вежливое «Внимание, я еду!». Но это может быть и «Привет!», «Отвали!», «Ребята, я спешу!», «Спасибо!», «Будь осторожен!».
До сих пор я думал, что владею искусством управления велосипедом в весьма высокой степени, поскольку катаюсь на нём с детства. Но после посещения Китая понял, что могу претендовать лишь на сдачу вступительных экзаменов на первый курс китайских велосипедных университетов.
|