Если проехав деревушку Рускеала, что в 60 км севернее Сортавалы, переехать речку Тохмайоки по мостику и сразу свернуть налево на грунтовку, то через километр-полтора попадаешь на старый мраморный карьер. Отсюда брали три сорта мрамора для строительства Петербурга. В частности, здешний мрамор использовался для постройки Казанского и Исаакиевского соборов, Мраморного дворца и проч. За без малого чем два века разработки глубина карьера достигла восьмидесяти метров. Карьер начали разрабатывать в 1766 году и делали это до 1939 года, когда сюда пришли советские войска. Финны, разрабатывавшие карьер, перед их приходом взорвали перемычку, разделявшую карьер с водоносным слоем почвы, и его затопило. Глубина получившегося скального озера составляет 50 метров, а оставшиеся тридцать нависают над изумрудной гладью. В озере никто, кроме карасей, не живет, потому что в воде растворены какие-то минералы, отчего вода и имеет зеленый цвет. В середине девяностых туда приезжали геологоразведчики с водолазами, пытались найти место, откуда поступает вода, заделать его и откачать воду. Работали долго, но так и не смогли откачать даже сантиметр. Зато они нашли на дне фашистский самолет, видимо, совершивший вынужденную посадку на воду. Поднимать не стали. Там под водой много всякого барахла, а поскольку видимость более десяти метров, то многое видно. Например, несколько отработавших свое ЗИЛов, которые сбросила туда местная автобаза, которую "попросили" освободить место у карьера, объявленного национальным парком. Жутковато смотрятся в изумрудной глубине живописного карьера трупы зиловских кабин, вылупившиеся мертвыми фарами. Еще там есть подводные штольни, по которым плавают дайверы. Кому неохота нырять, тому предоставляют лодки и фонарики. Можно поплавать по озеру, заплыть в гроты, пришвартоваться у незатопленной штольни и прогуляться по ней метров двести до тупика. В тупике лежит на полу лед, сохранившийся с ледникового периода, несколько пивных бутылок и накачанное колесо от ЗИЛа. Есть возможность обойти вокруг карьера по оборудованному пешеходному маршруту. Можно покататься на лошадях, съесть шашлык, запив его пивом. Устроена парковка рядом с открытой харчевней. Знающие люди говорят, что за небольшие деньги вам разрешат встать неподалеку от карьера на палаточную стоянку. Мрамор продолжают разрабатывать, но чуть дальше, оставив эту природно-рукотворную жемчужину для туристов, спелеологов и дайверов.
|