Сразу оговорюсь: такие понятия как "душа", "энергетика", "смысл" и все такое прочее из рассмотрения исключены. Идейные, фактологические, исторические и прочие подобные достоинства или недостатки карточки не рассматриваются. То, что во время съемки автора побили дубинкой и облили ледяной водой во внимание не принято. Это чисто умозрительный разбор линий и пятен с точки зрения формальных законов построения изображения (так сказать, "по Лапину"). Разбор на самом нижнем уровне - на уровне "грамматики".
(1) На рис.1 приведен оригинал с нанесенными на него характеристическими линиями. желтым выделены так называемые "золотые" области. Это линии и области наиболее "удобные" для восприятия. Как можно видеть, ни один значимый изобразительный элемент в эти области и не попадает и на линии не ложится.
(2) Если посмотреть обобщенно - на пятна (рис.2), мы видим три отчетливые области. Две левые имеют некоторое подобие - образуют ритмическую группу (выделено зеленым). Третья (справа) ни по форме, ни по относительному положению с другими двумя никак не согласуется, и воспринимается поэтому как чужеродная, выпадающяя из ритма - "лишняя". Это впечатление усугубляется еще тем, что это пятно выглядит как более крупное, не попавшее в кадр полностью.
(3) Ритмическую группу из двух левых пятен можно взять за основу для построения формально уравновешенной и "удобной" для восприятия композиции (рис.3) Флип и завал помогают лучше проявиться этому ритму. Завал, при котором некая деталь изобразительного элемента вертикальна или горизональна (как здесь) воспринимается как наиболее "естественный", устойчивый. В том смысле, что заваливать больше или меньше "не хочется". Элемент, имеющий наибольшее количество деталей, то есть - наиболее интересный изобразительно, находится в "золотой" области (отмечено желтым), и тем самым наиболее "удобен" для восприятия. Отчетливо просматриваются характеристические линии (отмечено синим) близкие к "каноническим" (синие на рис.1), связывающие все в единое целое. В результате получилась композиция цельная - ничего лишнего и без "провалов", и вместе с тем динамичная. Более динамичная, чем на оригинале (рис.1). Мы получили изобразительную "фразу", имеющую, независимо от "содержания", некую ясно видимую структуру и ритм. Точно также, как если проговаривать стихотворение, не произнося явственно слов, будет слышна фонетическая структура и ритм - форма. (Катаев говорил, что он так делал при написании прозы - "пропевал" предложение без слов, добиваясь его хорошей формы).
Таким образом, можно заключить, что изображение на рис.1 построено в целом без учета статистически обоснованных рекомендаций (грубо говоря - неграмотно), но в нем имеются зачатки изобразительной структуры. Похоже на четверостишие, в котором вторая и четвертая строчки рифмуются, а первая и третья нет (распространенная ошибка начинающих).
Вердикт: автор "жить будет". Если перестанет полагаться только на наитие, а посмотрит, "как пишется жы-шы".
Замечание первое - золотое сечение и "правило третей" не совсем одно и то же. Пример золотого сечения наглядно прелдставлен на Фотосайте: есть возможность приложить к экрану линейку и убедиться.
Правило третей является всего лишь упрощённой интерпретацией золотого сечения. Забывать про это не стоит.
Замечание второе и последнее: я ж написал под авторским вариантом, что уберите третьего и не будет карточки. Ваш нижний вариант с чрезмерным завалом, который убивает естественность текущего события, это и демострирует. Неужели не видите?
Sapienti sat.
PS А-ля Данилочкина: на Лапина надейся, а сам не плошай. :)
[8]: Да, не в точности одно и то же, но очень близко. Потому и сказал "области", а не "точки". Я об этом не забыл. Намерение было написать и нарисовать покороче и попроще. В надежде, что "Sapienti sat"-) Линейкой мерить не будем, а то совсем смешно станет.
[9]: Это называется ИМХО - "Имею Мнение - Хрен Оспоришь".-)
Втроем, конечно, было бы лучше, правое пятно в качестве третьего не пристраивается, по моему. Пункт (3) это один из возможных вариантов построения. Может быть, и не самый лучший. Может быть, если отступить от него будет лучше. Но по-моему, предлженный вариант "острее" оригинала. Насколько завал чрезмерен, а движение "неестественно" - договорится трудно. Тут автор диктует, а зритель соглашается или нет.
Все это очень интересно. Особенно меня радует сравнение фотографии с поэзией и прозой, которое все чаще приходит мне в голову.
Проблема, однако, в том, что карточка - никакая и ей не поможет ничего, куда бы ни помещать пятна и линии. Причем она не потому никакая, что пятна не попадают туда, куда надо. Расставьте все по местам и станет еще хуже (что видно из примера (3). Потому что геометрическое совершенство картинки является условием почти необходимым, но ни в каком случае не достаточным (боюсь, именно поэтому, да простят мне крамольную мысль, у самого автора известной книги не слишком много хороших фотографий). "Акынская" фотография (что вижу, то и снимаю) как правило обречена на неудачу именно в связи с отсутствием смысла, отрешаться от которого нельзя даже при разборе геометрии снимка. Ибо в активные точки должны попадать не просто пятна, но смысловые акценты. То, что мы видим на обсуждаемой картинке, можно получить, если, закрыв глаза, направить камеру в произвольную сторону и нажать на кнопку при выдержке 1/15. А это - путь в болото.
7 обязательно. но к концу дня.
а такое объяснение - это да. встречал не раз... в учебнике СПожарской к примеру. а она дама "авторитетная"
правильная разметка по "золотому сечению" реализована у Лисина на фотосайте. спецкнопочка. та разметка похожа на эту, но соотношения СОВСЕМ ДРУГИЕ. и кстати совсем другое использование той разметки...
Я сейчас посмотрел исходную картинку А.Сологубенко, и с удивлением узнал, что на снимке, оказывается, какая-то демонстрация в Швейцарии. Догадаться об этом совершенно невозможно. Даже бег толком не читается. Просто произвольная уличная толпа. Таких картинок можно наснимать сотни за полчаса на любой улице хоть в Москве, хоть в Базеле. И антиглобалисты не нужны. Хватит арбатских прохожих.
Если ставится задача показать, как там было, на той демонстрации, это делается совсем не так. Если не ставится никакой задачи - получается то, что получилось.
(20) То есть, при перечисленных условиях получился бы шедевр, вызывающий чувство восхищения, который хочется повесить на стенку? Как мало нужно человеку для счастья :).
21 между прочим еще не встречал репортажа который бы мне хотелось бы повесить на стену. хотя превосходные и очень интересные репортажи видел.
а вот бессодержательные но красивые "картинки" висят и уменя и не только у меня :)
(17) Это очень серьезное заблуждение. Репортаж должен быть снят художественно. Художественный репортаж - вершина фотографии. Нехудожественно (читай - плохо) снятый репортаж никому не нужен.
неправда ваша.
в силу специфики репортаж может оказаться художественным случайно.
красота - это конечно идеал, к нему надо стремиться, но не всегда возможно. ценность репортажа не в ней
а вот художественная фота без красоты вообще немыслима. зато мыслима без другого (кроме красоты) содержания
вот вам и пропасть
(27) Красота и хужожественность вовсе не синонимы. Репортажный снимок не обязан быть красивым. Он обязан быть художественным. В силу специфики художественный репортаж снять труднее, чем, скажем, художественный пейзаж. Именно поэтому репортаж снимают наиболее подготовленные фотографы. Репортеры - элита фотографии.
/26/ Михаил, давай разбираться.
В Журнале "Фотомагазин" (No3, 2003) специальная статья посвящена разбору одной карточки Картье-Брессона "Неаполь, Италия, 1960". Можно ее не искать - я расскажу в чем суть. На снимке из головы главного персонажа (девушки) "растет" огромная толстая труба! Если бы любой автор Лайна выставил этот снимок - ты первый указал бы на трубу и поставил не 3,5 а чистую 3,0! То же самое у Максимишина. Достаточно зайти на его страницу на Сигхте, чтобы найти немало снимков, где фон с позиции ХУДОЖЕСТВЕННОГО репортажа "убивает" картинку.
Мой вывод - нет ХУДОЖЕСТВЕННОГО репортажа в природе, есть просто РЕПОРТАЖ. С уважением - ПГ
P.S. К анализируемой работе это не относится, она просто никакая.
33) Да, и задолбали, скорее всего, того же Максимишина на Лайне придирками к фону-композиции или не звенящей резкости. И ещё штампами, наверняка, какие-то карточки обзывали.
[31]: По поводу спирали и, обобщая - кривых (в смысле - второго порядка и выше) линий в композиции.
Есть такое наблюдение: косые бьют прямых, кривые бьют косых.
Это значит, что композиция, основанная на косых линиях (диагоналях и т.п.) "сильнее", драматичнее, чем основанная на прямых линиях (золотое сечение, трети и т.п.) А оная, основанная на кривых линиях (круги, спирали и т.п.), еще сильнее.
"Кривая" композиция характерна, например, для средневековой Японии. Они не знали (или не применяли) линейной перспективы в рисунках. Глубина обозначалась перекрытием объектов. Но в отличие от тогдашней Европы, очень умело пользовались кривыми для построения композиций, вполне обходясь без линейной перспективы.
Можно об этом иногда вспоминать :-)
/21/Да, по-моему, получился бы. Из одной этой фигуры, чем-то карикатурной нмв и этим очень интересной, но при условии, конечно, что фон впечатления не испортит. А причем тут пределы моего счастья не поняла:)
(33) Труба, торчащая из головы, лишает картинку художественности не всегда, а только тогда, когда лишает. Художественный репотраж бывает. И основной критерий художественности - образность.
-2- по пункту 2 почему Вас в ритмический рисунок не попали полицаи не пойму. Много черного справа? Так подрезать немного и все.
-3- ну совершенно пропал сюжет, когда отрезали полицая, и тут как не наклоняй кадр :( ?????
[41]: Сергей, во-первых - в первом абзаце комментария [1] написано, что "смысл" (тем самым - и сюжет) исключен из рассмотрения. Посему - сохранять его не входило в задачу этой "разборки". Возможно, я что-то не улавливаю, но не вижу, как правое пятно можно включить в ритмический рисунок. Покажите. А во-вторых - я и не подозревал, что справа полицаи. А вы как догадались?
-43-насчет полицая, виноват, мне показалось , а Вариант кадрирования я Вам направил . Признаюсь что когда сам стал смотреть эту картинку во многом с Вами согласился
итак
моя личная позиция такова
---
вводная часть - смотри коммент 1 первый абзац. за исключением высказывания о "грамматике"
сегодня я придерживаюсь идеи, что чел воспринимая картинку воспринимает ее двояко: содержательно и графически.
в содержательную часть входят : сюжет, персонаж, знаково-символьная составляющая и тп. во вторую - то что рассматривается в данной ветке.
...
я бы сказал, что картинка нравится когда она хорошо ложится на одну из графических схем, "прошитых" в сознании зрителя.
схем в сознании зрителя "прошито" немного. при этом у зрителей принадлежащих разным культурам набор схем различен.
...
схема "по третям"
делим кадр вертикальными линиями на три равные части
тогда
графическая доминанта картинки ДОЛЖНА располагаться на левой верт.линии. что интересно, графическая доминанта в этой схеме совпадает с содержательной
на правую верт линию обязана попасть точка схода линейной перспективы, а так же самый удаленный объект изображения.
примеры
сс ылка сс ылка сс ылка очень любопытный пример ссыл ка и туча туч всяких других примеров
само собой схему уважают не только фотографы но и живописцы ссылка
"золотое сечение"
виртуально удобней всего рассмотреть воспользовавшись фотосайтом. там под каждой картинкой есть 4кнопочки. нажав вторую справа включаем разметку "золотого" сечения.
возму для примера все ту же замечательную картинку сс ылка
разберем практику использования этой разметки
обычно бывает так:
суть, как бы это сказать... "центр события", располагается целиком в рамке, ограниченной центральным прямоугольником. либо ценральным столбцом.
с одной, а лучше несколькими "лучами" разметки, исходящими из центра ОБЯЗАТЕЛЬНО совмещают как можно больше вертикальных и горизонтальных линий картинки.
примеры
сс ылка сс ылка - мешок с апельсинами в центре. с левым нижним лучем совпадает граница мостовой и стены-лестницы
сс ылка - центр действия в рамках середины, верхняя горизонталь разметки по всей своей длине имеет отклик в линиях картинки
...
примеров , понятно, тоже туча
на этом же примере укажу, что для придания некой эмоциональной "напряженности" изображению, мастера умышленно "промахиваются" относительно разметки.
---
вот кстати сс ылка эта картинка близка и к третям и к золсеч. но не совпадает ни с тем ни с другим.
отчюда зрителя и "мутит" несколько . типа как и героя...
===
вот если коротенько...
что хотел отметить
===
есть и другие любимые современнымит фотографами абстрактные схемы
к примеру
- то что я называю "парность"
- ммм термин вылетел.. это когда кадр делится пополам, а левая половина еще пополам,... а герой часто при этом застит правую половину.
ну вот примеры
сс ылка ссы лка ссы лка - или упомяну о сакральной роли для восприятия европейца "рогульки" или "пары объектов" в ПНУ
...
===
что важно: схемы, как правило не исключают друг друга, а как раз совместимы в одной картинке. (за редким исключением..)
...
в общем любимая тема , что там ... эх!
:)
51, 52
пояснения
- все сюжетные важные объекты вписаны крестом в середину зол.сеч
- тень на стенке имеет границу совпадающую с одним из лучей разметки зс
---
тут же можно показать действие схемы "парность"
все имеет пару
- люди
- предметы на стенах
- белые подушки
- рулоны красных одеяла
- помидоры
- чайник-банка
- банки
- пятна на одежде
...
(1) На рис.1 приведен оригинал с нанесенными на него характеристическими линиями. желтым выделены так называемые "золотые" области. Это линии и области наиболее "удобные" для восприятия. Как можно видеть, ни один значимый изобразительный элемент в эти области и не попадает и на линии не ложится.
(2) Если посмотреть обобщенно - на пятна (рис.2), мы видим три отчетливые области. Две левые имеют некоторое подобие - образуют ритмическую группу (выделено зеленым). Третья (справа) ни по форме, ни по относительному положению с другими двумя никак не согласуется, и воспринимается поэтому как чужеродная, выпадающяя из ритма - "лишняя". Это впечатление усугубляется еще тем, что это пятно выглядит как более крупное, не попавшее в кадр полностью.
(3) Ритмическую группу из двух левых пятен можно взять за основу для построения формально уравновешенной и "удобной" для восприятия композиции (рис.3) Флип и завал помогают лучше проявиться этому ритму. Завал, при котором некая деталь изобразительного элемента вертикальна или горизональна (как здесь) воспринимается как наиболее "естественный", устойчивый. В том смысле, что заваливать больше или меньше "не хочется". Элемент, имеющий наибольшее количество деталей, то есть - наиболее интересный изобразительно, находится в "золотой" области (отмечено желтым), и тем самым наиболее "удобен" для восприятия. Отчетливо просматриваются характеристические линии (отмечено синим) близкие к "каноническим" (синие на рис.1), связывающие все в единое целое. В результате получилась композиция цельная - ничего лишнего и без "провалов", и вместе с тем динамичная. Более динамичная, чем на оригинале (рис.1). Мы получили изобразительную "фразу", имеющую, независимо от "содержания", некую ясно видимую структуру и ритм. Точно также, как если проговаривать стихотворение, не произнося явственно слов, будет слышна фонетическая структура и ритм - форма. (Катаев говорил, что он так делал при написании прозы - "пропевал" предложение без слов, добиваясь его хорошей формы).
Таким образом, можно заключить, что изображение на рис.1 построено в целом без учета статистически обоснованных рекомендаций (грубо говоря - неграмотно), но в нем имеются зачатки изобразительной структуры. Похоже на четверостишие, в котором вторая и четвертая строчки рифмуются, а первая и третья нет (распространенная ошибка начинающих).
Вердикт: автор "жить будет". Если перестанет полагаться только на наитие, а посмотрит, "как пишется жы-шы".